Поучение в неделю 22-ю по Пятидесятнице
Бысть умрети нищему, и несену быти Ангелы на лоно Авраамле: умре же и богатый, и погребоша его (Лук. 16:22).
Ныне чтенное Евангелие указывает нам на двух человек. Один из них был богатый, славный и знатный; он умер и наследовал геенну огненную. Другой был бедный и больной, именем Лазарь, который лежал у ворот богатого, желая утолить голод свой хоть крохами, падающими с его стола; он умер, и наследовал небесное царство.
Почему же богатый наследовал геенну, а нищий небесное царство? Потому, что богатый, при своем богатстве, имел бедную душу: он был беден верою в Бога и добрыми делами; он не имел милосердия к бедным и был великий грешник. И вот, когда он умер, окружили его злые и страшные демоны и повлекли в геенну огненную. Напротив, Лазарь, при крайней бедности своей, имел богатую душу: он был богат св. верою в Бога, великим терпением, покорностью воле Господней и другими добродетелями. И вот, когда он умер, предстали к нему добрые и светлые Ангелы и отнесли его душу на лоно Авраамово, в небесное царство.
И всем нам, братие, рано или поздно, нужно умирать. Но мы должны всегда памятовать, что Господь для всех людей, для богатых и бедных, приготовил обители на небесах, и от нас самих зависит быть праведниками и грешниками. И богач Евангельский, если бы был богат верою в Бога и распоряжался своим богатством согласно с волею Господнею, как праведный Авраам, а не по своим грешным прихотям, не лишился бы небесного царства. И богатство, и бедность для христианина есть средство к приобретению небесного царства, если только он, при богатстве и при бедности, обогащает себя св. верою в Бога и добрыми делами. Праведный Иов был богат и славен, не менее как и богач Евангельский, но он был богат и добрыми делами, как и праведный Авраам. Испытал он также и крайнюю бедность, и тяжкие болезни, как и нищий Лазарь, но и в бедности, и в болезнях просиял он непоколебимою верою в Бога, великим терпением и покорностью воле Господней. За то и Бог прославил его и на земле, и на небесах.
Но посмотрим теперь на самих себя. Никто из нас, конечно, не имеет такого богатства, какое имели Евангельский богач, праведный Авраам и праведный Иов. Но достаток, необходимый для житейского нашего быта, а также для помощи бедной и нищей братии, для жертвы Богу, у нас многие имеют. Одним посылает Господь изобильный урожай хлеба, другим подает силы и здоровье заработать лишнюю копейку. Что же мы делаем со своим достатком? На что употребляем его? Мы нередко пропиваем его со своими друзьями и приятелями. Для разгула и суетного увеселения не щадим ни трудового хлеба, ни трудовых копеек. Но вот идет к нам бедняк со своим горем и нуждою: он кланяется нам и просит у нас помощи. Что же мы, имеющие достаток? Мы оказываемся иногда не лучше Евангельского немилостивого богача. «Не до тебя, брат, теперь дело, – с холодностью отвечаем мы бедному просителю: не вовремя ты пришел, своей нужды много». И пошел от нас бедняк еще с большим горем. Вот идет к нам нищий и убогий калека и Христовым именем просит у нас куска хлеба, старой свитки, старой рубашки или старых сапог. Прося у нас милостыни, он молится о нас Иисусу Христу, желает нам и сродникам нашим небесного царства. Что мы делаем, слыша от нищего имя Христово и желание нам небесного царства? Мы зачастую или дверь затворяем от него, чтобы не беспокоил нас, или же стучим ему в окно, чтобы поскорее отошел от нас. Но этого мало. Мы иногда даже обидим его, назовем ленивцем и дармоедом. Понял нищий наше немилосердие и отступил от нас, как и Христос отвращается от нераскаянных грешников. Вот настает нужда поновить церковь, справить к празднику ризу и под. сему; но и церковь иногда остается без нашей помощи. «Церковь без нас богата», толкуем мы. И мы не думаем, что поступая таким образом, мы беднеем верою в Бога и добрыми делами, делаемся неблагодарными пред Богом, умножаем свои грехи и неправды и уготовляем себе муку вечную.
Скажем теперь несколько слов о бедных и нищих братиях. Благословенны они от Господа, когда всю свою бедность и горе переносят с покорностью воле Господней. Их ожидает небесное царство, которое наследовал бедный и нищий Лазарь. Но нельзя не сказать и о том, сколько греха принимают иногда и бедняки на свою душу. Одни из них, имея силы и здоровье, нередко ленятся трудиться и работать; то и дело ропщут на свою бедность и горе, забывая, что Сам Господь Своим промыслом одних богатит, а других убожит. Иные же завидуют людям богатым и подчас осуждают и ругают их; а иной бедняк иногда не страшится обмануть и обокрасть своего брата. Такие бедняки и нищие, при своей бедности, беднеют своею душою и только богатеют грехами. Не радости, поэтому, ожидают их в будущей жизни, а вечное горе и муки.
Теперь, други мои, можно судить уже и о том, какая смерть ожидает нас, какое воздаяние готовится нам в жизни будущей. Если мы живем по закону Христову, то ни богатство, ни бедность не помешают нам войти в небесное царство. Ибо написано в Божием слове: честна пред Господом смерть преподобных Его (Псал. 115:6). Если же мы живем худо, не по закону Христову, то ни богатство, ни бедность не спасут нас от вечного огня. Слово Божие учит: смерть грешников люта (Псал. 33:22).
И так, братие, если кому из вас посылает Господь богатство земное, распоряжайтесь им согласно с волею Господнею, употребляйте его на одно полезное и доброе, как-то: на украшение Божия храма, на пользу больным и бедным, бесприютным сиротам и под. сему. А если кто живет в бедности и болезнях, или испытывает другое какое горе, пусть все свое горе переносит с такою покорностью воле Господней, с какою переносил свою бедность праведный Лазарь. При бедности не ропщи ни на Бога, ни на людей, страшись воровать и обманывать, но трудись, сколько хватает у тебя сил, праведными трудами, трудись с крестом и молитвою и надеждою на Бога. Поступая таким образом, и богатые и бедные будут умножать богатство для своей души, прославлять Бога, приобретать себе добрую и христианскую кончину и Божие царство на небесах. Аминь.