Поучение в неделю 13-ю по Пятидесятнице
Бодрствуйте, стойте в вере (1Кор. 16:13).
Так наставлял св. ап. Павел Коринфских христиан. Так наставляет он и всех нас. Бодрствуйте, стойте в вере, говорит он нам. То есть, св. апостол как бы так говорит нам: будьте осторожны, ничем худым не соблазняйтесь, будьте тверды в вере, свято храните ее, веруйте так, как научил нас веровать Иисус Христос и Его св. апостолы.
Чем крепче содержим мы свою православную веру, тем более и Господь подает нам свою благодать. И чем более слабеем мы в своей вере, тем более и Господь отнимает у нас свою благодать. Это мы поясним следующим примером. Один ученик препод. Паисия Великого на пути встретился с евреем; еврей, заметивши простоту и бесхитростность инока, стал в беседе своей к нему изрыгать хулы на Христа и на христианство, называя Спасителя простым человеком. Инок, поколебавшись умом, в простоте сердца сказал: «может быть, и так». Когда инок явился к препод. Паисию, то старец заметил в нем чрезвычайную перемену и отверг его от себя, сказав: «Мой ученик имел благодать крещения, а от тебя взят христианский образ». Вот что значит быть нетвердым и непостоянным в вере!
Но кто-нибудь скажет: «мы не сомневаемся в святости нашей православной веры; мы веруем в Иисуса Христа, истинного Бога». Но братие мои! Все это мы говорим так только своим языком. А какова вера наша бывает на деле? Сколь часто мы и помышляем, и живем не по вере православной? Сколь часто оказываемся слабыми и непостоянными в вере? Например, не мы ли, христиане, нередко говорим: «что это в церкви так долго служба идет? Как долго тянется великий пост? Как наскучила нам эта Петровка?» И судите сами, не есть ли это слабая вера наша? Нет, кто свято хранит свою веру, тому не тягостна ни служба церковная, ни посты и никакие христианские подвиги. А если посмотрим на другие свои дела, то увидим, что мы совсем слабо содержим свою веру. Напр. обмануть, обмерить, обсчитать и оклеветать своего ближнего, мы не боимся; не постыдимся подчас и обокрасть его. О пьянстве и сквернословии и говорить нечего: и люди старые, и молодые иногда упиваются до потери сознания и разума, и сквернословят, никого не боясь и не стыдясь. Но так поступают и люди неверующие. Что ж из того, что мы говорим своим языком: «мы не сомневаемся в своей вере; мы веруем во Христа». Нет, своею худою жизнью и делами мы показываем крайнюю слабость в вере. А когда случится с нами какое горе, болезнь, неурожай, неудача в делах, то ропоту нашему часто нет конца. И вместо того, чтобы искать утешения от Бога, мы иногда как бы не доверяем Ему, как бы боимся положиться на Его помощь и волю. А когда живем в счастье и радости, то, пожалуй, редко когда и Бога вспомним. И что много говорить? Говорить о своих худых делах и о своей худой жизни, значит говорить о том, как слабо содержим мы свою православную веру. И не удаляется ли от нас чрез это самое Господь и Его святая благодать? Точно, благодать Господня удаляется и от нас, как она удалялась от ученика Паисия Великого, и входит в нас хульный дух.
Что же теперь значит пред Богом и наша молитва? Будет ли она угодна Богу? Нет, если вселился в нас хульный дух, то и молитва наша не есть истинная молитва, и вера наша не есть истинная вера. Того только молитву Бог слушает, кто веру свою подтверждает делами. Как хорошо говорится об этом в житиях святых! Когда св. мученики Акиндин, Пегасий и другие с ними, положенные на железный одр, молились об обращении мучителей, то с неба слышен был глас: «поскольку веру вашу вы подтверждаете делами, то молитва ваша исполнится». Этот глас слышали многие и обратились к Богу (Чет.-Мин. 2 ноября). Вот что значит молиться с истинною верою! Такая молитва и неверующих обращает к истинной вере. А мы, грешные, не только за других или за своих детей, но и за себя иногда не умолим Бога. А все это, говорю, от того, что мы слабо содержим свою православную веру.
Братие! Св. апостол говорит нам: бодрствуйте, стоите в вере. Св. вера в Бога для христианина есть многоценный бисер. Св. Иоанн Богослов, поучив одного человека св. вере, сказал: «се имаши бисер от Мене, его же тебе обещах» (Чет.-Мин. 26 сентября). Св. вера в Бога есть духовное сокровище, которое несравненно дороже всех сокровищ земных. Св. мучен. Патрокл доказывал царю Аврелиану, что не тот богат, кто имеет много сокровищ, но тот, кто стяжал в сердце истинную веру (Чет.-Мин. 17 августа). И точно, кто свято соблюдает свою веру, тот имеет в душе своей Бога. В Божием писании написано: верою Христос вселяется в наши сердца (Ефес. 3:17). А что для нас дороже Иисуса Христа? Иисус Христос есть источник всех наших радостей и блаженства.
Братие христиане! Всем нам от Иисуса Христа и св. Его апостолов дано многоценное сокровище, многоценный бисер – святая, православная вера. Будем же стараться свято хранить свою веру, т. е. жить и поступать так, как учит нас святая вера во Христа. Повторим наставление св. апостола: Бодрствуйте, стойте в вере. Аминь.