Источник

Поучение в неделю 7-ю по Пасхе, св. Отец

В нынешнюю 7-ю неделю по Пасхе Христова Церковь наша воспоминает первый св. Вселенский Собор, бывший в городе Никее, 325-го г. по Рожд. Христовом. Собор сей созван был императором Константином Великим против злочестивого александрийского пресвитера Ария, который, по действу диавольскому, отвергал вечность Иисуса Христа, Сына Божия, и Его единосущие с Богом Отцем, и признавал Его не Богом истинным, а простым человеком. Об этом Соборе, прежде всего, я хочу повести с вами, братие, и свою речь.

Прекрасен был сей св. Собор! Прекрасен был он тем, что на нем присутствовал сам Константин Великий, царь православный и добрый. Добрый царь, сказал он и добрую речь пред собором пастырей церкви. «Ничего столько не желал я, возлюбленные, сказал он им пред открытием собора, как насладиться зрением вашего собрания; и теперь от всей души благодарю Всевышнего Царя, Бога, за дарование мне, кроме прочих благ, и того величайшего из всех удовольствия, что вижу вас собранными во едино и одушевленных единым и тем же святым намерением... И теперь я радуюсь духом, видя настоящее ваше собрание».

Прекрасен был первый св. Вселенский Собор и тем, что он состоял из 318-ти знаменитейших богоносных отец и пастырей церкви Христовой. Между отцами сего Собора были: св. Николай чудотворец, св. Афанасий Великий, св. Спиридон, епископ Тримифунтский и чудотворец, Иаков Низибийский, св. Пафнутий из верхней Фиваиды, у которого за св. веру Христову было избодено правое око и сокрушено колено левой ноги. Неокесарийский епископ Павел, которому, во время гонения Ликиниева, разженным железом отожжены были жилы обеих рук, – и многие другие отцы, сиявшие святостью жизни и украшенные Господнею благодатью и чудодейственною силою, мученики и исповедники веры Христовой. Сии-то богомудрые отцы опровергли и посрамили нечестивое учение Ария, православную же веру укрепили и утвердили: Сына Божия единосущным Богу Отцу Творцом всего мира, Богом истинным, от Отца превечно рожденным, а не сотворенным, и Владыкою и Господом проповедали. И с того времени и до сего дня мы исповедуем свою веру: «Верую во единого Бога Отца Вседержителя, и проч.

Братие христиане! Вот и мы ныне в Божием храме, пред лицем Небесного Царя, Иисуса Христа, также составляем собор христиан. Радостно было Константину Великому смотреть на собор благочестивых пастырей церкви. Отрадно для христианского сердца нашего вспомнить теперь и нам о том же св. Соборе богомудрых пастырей и учителей, научивших нас веровать верою истинною и святою. Где теперь богоносные отцы? За их св. веру и добрые дела они теперь радуются на небесах и прославляют Иисуса Христа, Сына Божия, единосущего с Богом Отцом. О, если бы и нас удостоил Господь быть на небесах, и вместе с богомудрыми отцами радоваться и прославлять Того же Иисуса Христа! Но Господь и Сам всех нас туда призывал и доселе призывает. Христова церковь требует от нас только того, чтобы мы, живя на земле, почитали и прославляли св. отцов и пастырей церкви. Но когда и как можем и должны мы почитать и прославлять их? Тогда, когда будем подражать их вере и добрым делам. Св. Ап. Павел говорит: поминайте наставники ваша, иже глаголами вам слово Божие, ихже взирающе на скончание жительства, подражайте вере их (Евр. 13:7.). Точно, у св. отцов мы многому можем поучиться. Если мы со вниманием посмотрим на их св. труды и подвиги, то увидим пред собою многоценное сокровище св. добродетелей: мы увидим примеры их высокой веры, мудрости и благоразумия, страха Божия, поста и молитвы, воздержания и терпения, кротости и смирения, милосердия и любви. Такими-то добродетелями сияли и прославляли Бога богоносные отцы и пастыри церкви. Если и мы будем украшать себя такими же добродетелями, то это будет от нас самое лучшее почитание и прославление святых. А кто, таким образом, почитает и прославляет святых на земле, тот будет почтен и прославлен на небесах. Выслушайте об этом следующий пример. Некий благочестивый друг преп. Иосифа Песнописца услышал однажды голос свыше: «изыди из храмины и виждь дивные таинства Божия“. Вышедши, он взглянул горе и увидел круг небесный, разделенный на двое, из которого исходили лики святых: первый лик шел апостольский, потом мученический, затем пророческий и, наконец, святительский; и вдруг видит он четырех юношей, более других светлейших, среди которых шла пречистая Дева Мария, Матерь Христа-Бога нашего. Она повелевала полками святых мужей, дабы они приняли ту святую душу, которая их деяния песньми воспела и жизни их подражала. При этом слышен был глас ангелов, возводящих к небесам святую душу и громко говорящих: «это Иосиф Песнописец, украшение церкви, который, быв удостоен благодати Духа Святого, жизнью подражал апостолам и мученикам и дела их предал писанию; за то ныне от тех же святых приемлет почесть и похвалу“ (Чет. Мин. 4 апреля). Вот какой высокой чести и славы удостаивается христианин, который подражает вере и жизни святых людей.

Но при этом я, братие христиане, невольно вспомнил о нераскаянных грешниках. Кого почитают они своею нечестивою жизнью и делами? Кому подражают они? Подражают злым диаволам, ибо творят их диавольские дела. И после сего, кто встретит их по смерти? И что скажут им тогда святые ангелы? Они скажут: эти нечестивые, нераскаянные души творили диавольские дела; пусть они и идут в ад на вечные мучения вместе с диаволами.

Но сохрани и помилуй, Господи, всякого человека от этих мучений! И потому, воспоминая ныне святых и богоносных пастырей и учителей церкви Христовой и вознося к ним свои молитвы, будем стараться, по примеру их, свято хранить свою православную веру и жить и поступать по православному, как учили и поступали богоносные отцы и пастыри церкви. Тогда Господь и нас удостоит вечно радоваться на небесах и прославлять истинного Бога, Иисуса Христа, Сына Божия. Аминь.


Источник: Простонародные поучения сельским прихожанам на все воскресные и праздничные дни, на молитву Господню и на разные случаи / [Соч.] свящ. Кур. епархии Белгор. уезда, слободы Тамаровки, Николаев. церкви Иоанна Якимова. – 4-е, доп. изд. ред. еженед. духовного журн. «Пастырский собеседник». - Москва : Тип. И.Н. Шарапова, 1901. - VIII, 520 с.

Комментарии для сайта Cackle