Поучение в неделю Святых Праотец
(О подражании добродетелям праотцев)
Немного остается времени до радостного праздника Христова Рождества. И даруй, Господи, всем нам в здравии и радости встретить его. Но прежде сего мы должны приготовить себя, чтобы явиться достойными этой радости. И вот св. Церковь, приготовляя нас к празднику Рождества Христова, в настоящую неделю воспоминает св. предков Христовых, чтобы показать нам, как высока и свята была их вера в обещанного Богом Искупителя мира, и чтобы мы, воспоминая св. праотцов, укреплялись в вере во Христа и благочестивой жизни. И так, посмотрим на св. праотцев наших и научимся у них святой вере и благочестивой жизни.
Первый св. праотец, от которого и все мы произошли, есть Адам, сотворенный Богом из земли. Все мы знаем печальную историю его грехопадения. Вскоре по его падении, когда он лишился рая земного, милосердый Господь дал ему обещание, что от его потомства произойдет Спаситель, Который победит диавола – искусителя и избавит его и потомков его от смерти вечной. Девятьсот лет оплакивая потерянную красоту рая и свое глубокое падение, изливая искреннее покаяние пред своим Создателем, он твердо веровал в грядущего Спасителя мира, и сия вера оживляла и радовала его душу. Господь принялъ веру и покаяние Адама, и ему первому даровал небесное царство: кровь Спасителя, излитая на кресте за весь мир, его первого омыла от греха и обновила его. Вот как, братие, праотец наш Адам веровал в Бога! Вот как он каялся пред Ним и достигал рая небесного! А мы то, братие, согрешаем многократно, и почти никогда не думаем о покаянии, а живем нередко как бы не верующие.
После Адама до пришествия на землю Спасителя мира много было св. праотцев. Но чтобы не утомить вашего внимания, скажем хотя о некоторых из них. Из потомков Адама в числе праотцев был Авраам. Кто этот Авраам? Это избранник Божий, отец верующих, просиявший непоколебимою верою в Бога и покорностью Его воле. Так Бог однажды повелевает Аврааму оставить свой род и отечество и переселиться в другую землю, ему неизвестную, и Авраам переселился, повинуясь воле Господней. А мы то, братие, как повинуемся воле Господней? Когда, напр., по воле Господа, постигают нас какие-либо невзгоды, мы скорбим и досадуем, и ропоту нашему нет конца.
Столетнему Аврааму послал Господь сына Исаака. Исаак достиг уже 17-ти летнего возраста, и Господь снова испытывал веру Авраама: Господь повелел Аврааму принести в жертву сына своего Исаака. Что было делать Аврааму? Потребуй, Господь, подобной жертвы от нас, грешных, мы бы, пожалуй, колебались и потеряли бы веру в Бoгa. Но что же Авраам? Твердый верою, он уже поднял нож, чтобы заклать Исаака, но Ангел, по повелению Божию, удержал его руку. За сию-то веру и послушание воле Божией Господь благословил Авраама и обещал, что от его потомства произойдет Спаситель мира. Авраам поверил обещанию Божию и понял, что кроткий Исаак, сын его изобразил собою то, как некогда Спаситель мира, как Агнец Божий, должен будет заклаться на крестном жертвеннике за грехи людей.
Трогательна и поучительна для нас история Иосифа прекрасного. Это был один из 12-ти сынов праотца нашего Иакова, самый любимый своим отцом. Это был Иосиф целомудренный и богобоязненный, которого отец одевал в разноцветную одежду. За любовь отца братья возненавидели его и продали в Египет. В Египте постигло его новое испытание и горе: жена Пентефрия оклеветала его пред мужем своим, и он заключен был в темницу. Иосиф веровал в Бога, и для него лучше было идти в темницу, нежели согрешать пред Богом. А случись с нами, братие, какое-либо искушение, соблазн, мы часто падаем и согрешаем, теряем Божий страх и даже погубляем сокровище своей души – невинность и целомудрие. За богобоязненную и целомудренную жизнь Господь и прославил Иосифа. Египетский царь, узнав об Иосифе, призвал его из темницы в свой дворец, полюбил его за его мудрость и разум и сделал его после себя первым властелином всей Египетской страны. Он одел его в царскую одежду, возложил на него золотую цепь, а на руку перстень. Вот как Господь прославляет людей целомудренных и богобоязненных.
Был и еще достойный праотец Христов, св. царь Давид. Это был царь кроткий и благочестивый, приобретший особенно благословение Божие. В первый книге Царств говорится, какую злобу имел к нему царь Израильский Саул. Саул искал его жизнь и гнал якоже нощный вран по горам (1Цар. 26:20). Но что же Давид? Хранимый Богом, он имел даже случай в пустыне погубить спящего Саула его же копьем и не погубил. А мы то, братие, как поступаем со своими врагами? Сколько проклятий изливаем иногда на них? И чтобы мы сделали своему врагу, если бы он был в наших руках, особливо тогда, когда мы сами кипим на него гневом? Мы бы, пожалуй, наделали ему бездну зла. Но ничего подобного не было в сердце Давида. Он был кроток и боялся Бога. Правда, Давид имел несчастье тяжко согрешить пред Богом. Но за то высоко было и его покаяние. Его покаянный псалом: помилуй мя Боже по велицей милости Твоей, и для всех нас служит высокою покаянною молитвою. Этому-то Давиду Господь повторил Свое обещание, данное Аврааму, что от его племени родится Спаситель мира, Который будет царствовать вечно.
Но мы умолчали о многих других праотцах, умолчали о первом мученике древнего мира Авеле, убитом Каином; не сказали о дивном Енохе, взятом на небо, о праведном Ное, спасшемся в ковчеге; не упоминали о праотце Иакове, о боговидце Моисее, о благочестивых судьях, о пророках и других благочестивых царях Израильских. Все они просияли высоким благочестием и верою в грядущего Спасителя мира. Но для назидания нашего довольно и того, что мы уже сказали о немногих св. праотцах. Мы видели высокую веру и покаяние Адама, непоколебимую веру Авраама и его покорность воле Божией; видели богобоязненность и целомудрие Иосифа, кротость и благочестие Давида. И вера их дивная, и добродетели высокие. Этою-то верою и добродетелями должны и мы теперь украшаться, чтобы достойно встретить праздник Христова Рождества.
Будем же, ожидая праздник Христова Рождества, подражать, по крайней мере, покаянию праотца нашего Адама, вере и послушанию Авраама, целомудрию и богобоязненности Иосифа, кротости и благочестию Давида. Аминь.