Источник

Поучение в день Введения во храм Пресвятой Богородицы

Ныне у нас праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. Для такого праздника и мы, братие, пришли в храм Божий. Доброе это дело. Так и всегда должны мы поступать. Нынешний праздник тому именно и научает нас, чтобы мы в воскресные и праздничные дни неленостно приходили в Божий храм.

Для Пресвятой Девы Марии храм Божий был самым лучшим местом воспитания и служения Богу. Храм Божий любили и св. родители Ее, Иоаким и Анна. Храм Божий был самым любимым местом и для св. праотца Ее, царя Давида. Как царь, каких сокровищ и радостей жизни не мог он иметь у себя! Но на земле ничем он так не дорожил, как Божиим храмом. Для него лучше было находиться один день в доме Господнем, нежели тысячу лет в домах грешных. Здесь-то он, забывая суету мирскую, умом и сердцем своим возносился к своему творцу и Богу и находил истинную отраду своей душе.

И для нас, христиан, что может быть дороже на земле, как не Божий храм? Куда всего более должны мы приходитъ в воскресные и праздничные дни, как не в этот св. дом? Где должны мы стоять и молиться с благочестивым вниманием и благоговением, как не в этом св. месте? Ибо что такое храм Божий? Что в нем совершается и чему научают нас здесь?

Храм Божий есть тот св. дом, в котором невидимо пребывает Сам Бог. Здесь мы стоим пред лицом Самого Бога и, как одна семья, поклоняемся и молимся Ему. И если где, то особенно здесь, выслушивает Он наши молитвы и подает нам Свою благодать и милость. И каких дорогих сокровищ не открывает нам Господь в Своем св. храме? Здесь христианин, взирая на св. алтарь и стоящий в нем жертвенник, своими душевными очами видит пред собою Вифлеемские ясли, в которых родился и положен был Господь наш Иисус Христос, – и тот Гефсиманский сад, в котором тот же Господь, пред своими страданиями и смертью, молился до кровавого пота и скорбел о грехах человеческих. Здесь, на св. престоле, как на Голгофе, Сам Господь приносит Себя Богу Отцу в умилостивительную жертву за грехи всего мира. И потому, где удобнее можем мы получить отпущение грехов и благодать для укрепления в св. жизни, как не в этом св. месте? Но чего еще желаешь себе, христианин, получить в храме Господнем? Хочешь ли слышатъ Самого Бога, чтобы Он говорил с тобою? Слушай со вниманием чтение Апостола и Евангелия: это Бог говорит всем нам. Его слова для нас дороже тысяч злата и сребра. Хочешь ли насладить душу Свою Господнею трапезою? Здесь всем нам преподается небесная нища – Тело и Кровь Самого Иисуса Христа: это Тело и Кровь есть самое дорогое во всем мире для христианина сокровище. Хочешь ли видеть небесное царство? Смотри, добрый христианин, благоговей, какое славное царство Свое всем нам показывает Господь в своем св. храме! Здесь в священных действиях и образах изображается вся земная жизнь Иисуса Христа, изъясняется вся наша вера. И потому, где удобнее можем мы научаться св. добродетелям и приобретать спасение вечное, как не в Божием храме? Здесь праведник укрепляется в своей праведности, а кающийся грешник делается праведником.

Но, добрые мои слушатели! И это св. место не спасет нас, если мы будем здесь стоять и молиться без благочестивого внимания и благоговения. И не будем греха таить, что некоторые из нас, стоя в Божием храме, почти не смотрят на то, что совершается пред их глазами. Одни как бы скучают и дремлят и подчас даже тяготятся Божиею службою; другие молятся только наружно, а в душе своей не имеют истиной молитвы: молитва им часто и на ум нейдет; они думают и делают совсем другое. И после сего можно понять, насколько удаляют себя от Бога таковые христиане, стоя в Божием храме.

Но что же сему причиною? Мы люди простые, неученые, скажет кто-нибудь, службы церковной не понимаем и многого не знаем. От того иногда и в церкви скучаем и стоим без внимания. Но, добрый христианин! Разве ты не видишь и не понимаешь, что в церкви стоят св. иконы, что здесь поют и читают одно Божественное, все действия совершаются священные? Разве не видишь и не понимаешь, как служитель Божий, предстоящий у престола Божия, из св. алтаря, как с самого неба, благословляет народ Господним благословением? Разве не видишь и не понимаешь, что церковь есть дом Божий, в котором невидимо живет Господь и Царь славы? Неужели все это не должно возбуждать в твоей душе высокого благоговения и внимания?

Ты не понимаешь церковной службы? Но ужели поэтому и не нужно стараться понимать то, чему учит христианская вера? Пресвятая Дева Мария с самых ранних лет начала изучать закон Божий и веру в Бога. А у нас есть такие христиане, которые доживают до самой старости и не понимают своей веры, остаются неучами, только и думают о своих мирских делах. Ты не знал прежде, как строится дом, приобретается пища и одежда, обрабатывается поле, устрояется и улучшается домашнее хозяйство. Но ты постарался все это узнать, трудился и молился, просил советов у благоразумных людей, и Господь тебя умудрил. Тоже самое нужно сказать и о церковном богослужении: нужно стараться понимать эту Божию службу. А для сего с усердием приходи в Божий храм, со вниманием и благоговением слушай, что здесь поют и читают, что делают и чему научают; испрашивай наставления у пастырей церкви и добрых людей; чаще молись, с теплою верою Богу Духу Святому, и тогда, если чего умом своим не вполне поймешь, то скудости разумения твоего поможет св. вера, просветит твой ум и сердце Иисус Христос, и ты, при Божией помощи, будешь понимать и службу церковную, и все, что нужно знать христианину для вечного спасения.

Братие мои возлюбленные! Будем дорожить храмом Божиим и тем временем, когда в храме совершается богослужение. Будем всегда стараться молиться в храме с верою, благоговением и страхом Божиим, во время молитвы забывать все земное, умом и сердцем возноситься к Богу, сокрушаться о своих грехах, и в нашу душу войдет небесная радость, Господь будет просвещать Своею благодатью наши умы и сердца. Аминь.


Источник: Простонародные поучения сельским прихожанам на все воскресные и праздничные дни, на молитву Господню и на разные случаи / [Соч.] свящ. Кур. епархии Белгор. уезда, слободы Тамаровки, Николаев. церкви Иоанна Якимова. – 4-е, доп. изд. ред. еженед. духовного журн. «Пастырский собеседник». - Москва : Тип. И.Н. Шарапова, 1901. - VIII, 520 с.

Комментарии для сайта Cackle