Источник

Поучение к поселянам в день Покрова Пресвятой Богородицы

Ныне у нас праздник в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Что же такое значит Покров Богородицы? Почему он ежегодно празднуется в нашей Церкви? Думаю, что не всем вам это известно. А потому считаю долгом своим рассказать вам историю нынешнего праздника, а из истории извлечь и слово назидания.

В той стране, где живут теперь турки, есть город Константинополь. В старину этот город был цветущий и знаменитый; принадлежал он к греческому государству и был столичным городом; процветал он также и верою христианскою. Отсюда-то, т. е. от греков, и мы приняли эту веру. К этому-то славному городу за девятьсот слишком лет до нашего времени подошли неверные сарацины, чтобы завладеть им, и уже начали входить в самый город. Христиане Константинопольские пришли в страх и уныние. Не надеялись они на свою силу, чтобы справиться с силою сарацинскою и победить ее. И вот они прибегают к помощи самой Царицы небесной, спешат во Влахернскую церковь на моление, а в этой церкви, по случаю воскресного дня, совершалось всенощное бдение. Народу сошлось много, и все молились усердно, с сокрушенным и смиренным сердцем. Но между молящимися в этом храме был еще и св. человек – Андрей, Христа ради юродивый, с учеником своим Епифанием. Он еще с большим усердием молился Царице Небесной за род христианский. И когда все молились и плакали, – на воздухе, под сводами храма явилась Божия Матерь с ангелами и св. мужами, молилась к Сыну своему, и Богу и своим честным омофором покрывала молящихся в храме. Сие-то чудное явление удостоился видеть святой Андрей, когда он возвел к небу свои молитвенные взоры. С неописанною радостью в душе, указывая на это чудное явление, св. Андрей вопрошает ученика своего Епифания: «видишь ли, брате, Ходатаицу мира, молящуюся за ны“? – «Вижу, св. отче, отвечает смиренный ученик, вижу и ужасаюся.“ Тогда св. Андрей рассказал всем, что он видел, и все прославили Царицу Небесную, как свою Ходатаицу и Заступницу пред Богом. Скоро после сего враги церкви Христовой были побеждены и прогнаны. С того времени Церковь положила ежегодно праздновать Покров Пресвятой Богородицы 1-го октября, в тот самый день, в который совершилось это самое событие.

Бр. христиане! Благодарение Господу, сарацины теперь не страшны для нас, не смеют они показаться и на границе нашего православного царства. И дай, Господи, чтобы никакие враги не подходили к нашему отечеству. Но нельзя не сказать и того, что помимо сарацин есть у нас враги и недруги. Этих врагов не мало можно найти даже и между нами. Какого зла, какого вреда не могут сделать человеку, например, люди ненавистные, завистливые, не миролюбивые, и немилосердые? Иной готов ни за что обидеть и оклеветать ближнего своего, особливо, если ближний этот чем-либо не угодил ему, или оскорбил его; готов обесчестить доброе его имя и отнять у него последний кусок хлеба. И Господи Боже наш! Сколько происходит от таковых людей непримиримой вражды, сколько злобы, ябеды, тяжбы, кляуз, ссор? И часто никакой суд, никакое начальство, ни доброе наставление, ни строгое наказание не могут исправить этих своевольных и немиролюбивых людей. Вот вам, бр., и здешние сарацины! Но те сарацины, которые подходили к городу Константинополю, были люди некрещеные, неверующие в истинного Бога; а у нас люди все крещеные, называются христианами, и делают иногда не лучше неверующих сарацин.

Есть у нас еще и домашние враги, живущие в самой родной семье. И здесь нередко разгорается, подобно горящему костру, непримиримая вражда и ненависть. Здесь мужья нередко восстают на своих жен, жены на мужей, братья на сестер, сестры на братьев, и еще, что всего хуже, дети восстают на своих отцов и матерей, на ту же кровь, от которой и сами произошли. Вот вам, бр., и домашние сарацины! Тяжело становится на душе, когда слышишь, что в таком-то и таком-то доме происходит семейная война. Там происходят разные ругательства, ссоры и драки, отнимающие покой и радости души христианской, нередко слышится горький плач, производится шум, крик и стукотня, как будто происходит настоящая война. От этой войны почти всегда происходит то, что между родными братьями, даже между сыном и отцом, немиролюбивым и плачевным образом производится раздел имущества, и хозяйство, прежде цветущее, – эта полная чаша Божиих даров, разрушается и разоряется руками неблагодарных рабов, как от неприятельских пулей и огня. Это, братие, враги наши видимые.

Но есть еще у нас враги невидимые, в нас самих живущие. Это – наши греховные страсти, как-то: склонность к пьянству, воровству и обману, злословию, распутству и всякого рода невоздержанию. Это живущая в человеке зависть, ненависть, гордость и проч. Эти страсти суть такие враги наши, которые опаснее и вреднее для нас самых сарацин. Сарацины хотели завладеть цветущим городом и обесчестить его жителей; а враги невидимые – греховные страсти наши овладевают нашею душою, которая для нас дороже всех земных городов, со всем их богатством и славою, лишают нас благодати и милости Божией – этого неоцененного во всем мире богатства и славы нашей души, удаляют нас от Бога и града небесного и влекут нас на вечное заточение и муку, в огонь геенский.

Никогда не дремлет и диавол – невидимый враг наш, и к тому же самый хитрый и опаснейший. Он то и дело старается запутывать христиан во грехах и уловлять их в свои сети. В св. писании сказано об этом враге, что он, как рыкающий лев, ходит и ищет кого-либо поглотить. По истине множество врагов и бед окружают нас!

К кому же мы должны прибегать среди наших бед и напастей? Где искать защиты и покровительства от врагов видимых и невидимых? Та же Пресвятая Богоматерь, к Которой прибегали в своих бедствиях христиане Константинопольские, есть и наша всегдашняя покровительница пред Богом. И тот же Божий храм есть и наше прибежище в скорбях наших. И здесь, – и в нашем храме Божием пребывает Царица небесная с ангелами и св. мужами, и с материнскою любовью молится к Сыну Своему и Богу о всех почитающих Ее и с любовью и надеждою призывающих Ее на помощь. Усердно мололись Ей христиане Константинопольские, и Она услышала их молитву и даровала им победу над врагами. О, если бы и мы всегда обращались к Ней с такою же усердною молитвою! Она и нас всегда ограждала бы от врагов видимых и невидимых, и наше общество процветало бы спокойствием и благоденствием жизни. Но беда наша та, что мы часто забываем Царицу Небесную. Мы и дома ленимся молиться, как следует, и в храм Божий не очень часто приходим. Во грехах своих не каемся, и только более грешим и прогневляем Царицу Небесную. А такого нашего закоснения и нераскаянности во грехах Божия Матерь покрывать и защищать не может. От того то мы часто остаемся в горе без утешения, в беде без надежды.

И так, христианин, окружают ли тебя беды и напасти от врагов видимых, – спеши в храм Божий, и здесь молись Царице Небесной с искренним покаянием во грехах и глубоким смирением; – Она не попустит тебя врагам твоим на посмеяние и, если нужно, избавит тебя от тысячи бед и напастей, или же поможет тебе перенести их великодушно и получить за то от Бога великую награду. Если замечаешь, что и враги невидимые нападают на тебя, т. е. если греховные страсти твои начнут овладевать твоею душой, и диавол соблазняет тебя на грех, чтобы уловить тебя в свою сеть, опять спеши в храм Божий, молись усердно той же Царице Небесной, и также на всякий час раскаивайся во всех твоих грехах вольных и невольных, а вместе с тем старайся украшать душу твою добрыми делами, – и Она подаст тебе помощь победить греховные твои страсти и прогнать диавола. Чаще призывай Ее на помощь и с сокрушенным сердцем взывай к Ней: Пресвятая Богородице! Твоими святыми молитвами и ходатайством за нас пред Богом спаси нас. Аминь.


Источник: Простонародные поучения сельским прихожанам на все воскресные и праздничные дни, на молитву Господню и на разные случаи / [Соч.] свящ. Кур. епархии Белгор. уезда, слободы Тамаровки, Николаев. церкви Иоанна Якимова. – 4-е, доп. изд. ред. еженед. духовного журн. «Пастырский собеседник». - Москва : Тип. И.Н. Шарапова, 1901. - VIII, 520 с.

Комментарии для сайта Cackle