Библиографический список
1. Алексий (Дородницын). Византийские церковные мистики XIV в./ Еп. Алексий (Дородницын)// Полн. собр. соч./ Еп. Алексий (Дородницын). – Саратов, 1913. – Т. 1. – С. 3–140.
2. Алпатов М. А. Андрей Рублев. Около 1370–1430: альбом / М. А. Алпатов. – М.: Изобр. искусство, 1972. – С. 205.
3. Алпатов М. А. Искусство Феофана Грека и учение исихастов / М. А. Алпатов // Византийский временник: сборник. – М., 1969. – Т. 33. – С. 190–202.
4. Амвросий (Погодин), архимандрит. Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния / Архимандрит Амвросий (Погодин). – Репр. воспроизведение изд. 1963 г. – Владимир: Посад, 1994. – С. 242.
5. Антонова В. О первоначальном месте «Троицы» Андрея Рублева / В. Антонова // Государственная Третьяковская галерея: материалы и исследования. – М., 1956. – Вып. 1. – С. 31.
6. Афонский патерик, или Жизнеописания святых на Афонской горе просиявших. Т. 1. – М.: Типо-Литография И. Ефимова, 1897. – С. 1053.
7. Афонский патерик. Ч. 1. – М.: Типо-Литография И. Ефимова, 1883. – С. 388.
8. Балашов Д. М. Ветер перемен / Дм. Балашов // Север. – 1987. – № 5/8. С. 27–40.
9. Белобородое О. А. Посольство Константинопольского патриарха Филофея к Сергию Радонежскому / О. А. Белобородое // Загорский государственный историко-художественный музей-заповедник: сообщения / Загорск, гос. истор.-худож. музей-заповедник. – Загорск, 1958. – Вып. 1. – С. 12–25.
10. Белоброва О. А. Живопись XIV века/ О. А. Белоброва // Троице-Сергиева лавра: художественные памятники / О. А. Белоброва. – М„ 1968. – С. 73–76.
11. Борисов Н. С. Сергий Радонежский / Н. С. Борисов. – М.: Мол. гвардия, 2009. – С. 298.
12. Борисов Н. С. «И свеча бы не угасла...»: исторический портрет Сергия Радонежского / Н. С. Борисов. – М.: Мол. гвардия, 1990. – С. 300.
13. Бычков В. В. Русская средневековая эстетика: XI–XVII века/ В.В. Бычков. – М.: Мысль, 1992. – С. 637.
14. Василий (Кривошеий), архиепископ. Преподобный Симеон Новый Богослов / Архиепископ Василий. – Париж: Имка-пресс, 1980. – С. 354.
15. Вздорнов Т. И. Новооткрытая икона «Троицы» из Троице-Сергиевой лавры и «Троица» Андрея Рублева / Т. И. Вздорнов // Древнерусское искусство / Отв. ред. О. И. Подобедова. – М., 1970. – Т. 5: Художественная культура Москвы и прилежащих к ней княжеств XIV–XVI вв. – С. 115–154.
16. Воронин Н. Н. Зодчество северо-восточной Руси XIV–XV вв. В 2 т. Т. 2 / Н. Н. Воронин. – М.: АН СССР, 1962. – С. 574.
17. Голейзовский Н. К. Исихазм и русская живопись XIV–XV вв. / Н. К. Голейзовский // Византийский временник / АН СССР. – М., 1968.– Т. 29. – С. 126–167.
18. Голубинский Е. Е. Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая Лавра. Жизнеописание преподобного Сергия. Путеводитель по Лавре. – М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2007. – С. 466.
19. Голубцов Сергий, архиепископ. Воплощение богословских идей в творчестве преподобного Андрея Рублева / Архиепископ С. Голубцов // Богословские труды / Моск. патриархия. – М., 1981. – Т. 22. – С. 21–52.
20. Грабарь И. О древнерусском искусстве / И. Грабарь. – Москва: Наука, 1966. – Слово на Святое Крещение/ Св. Григорий Назианзен // Добротолюбие. – М., 1889. – Т. 5. – С. 15–16.
21. Григорий Палама. Триады в защиту священнобезмолвствующих / св. Григорий Палама. – М.: Канон, 1995. – С. 384.
22. Григорий Синаит. Творения / Преп. Григорий Синаит. – М.: МакЦентр, 1999. – С. 160.
23. Демина Н. А. «Троица» Андрея Рублева / Н. А. Демина. – М.: Искусство, 1963. – С. 100.
24. Дмитриев Л. А. Роль и значение митрополита Киприана в истории древнерусской литературы / Л. А. Дмитриев // Труды Отдела древнерусской литературы / АН СССР. – М.; Л., 1963. – Т: Русская литература XI–XVII веков среди славянских литератур. – С. 215–254.
25. Древняя Русь как историко-культурный феномен / Г. Прохоров. – СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2010. – С. 320.
26. Жизнеописание достопамятных людей земли русской. – М.: Московский рабочий, 1992. – С. 336.
27. Житие преподобного Сергия Радонежского / Пер. со слав. – М.: Сов. писатель; Олимп, 1993. – С. 264.
28. Зайцев Б. Преподобный Сергий Радонежский / Б. Зайцев. – Париж: YMCA-Press, 1925. – С. 270.
29. Иоанн Дамаскин. Полное собрание творений. Т. 1 / Св. Иоанн Дамаскин. – СПб.: Императорская С.-Петербургская Духовная Академия, 1913. – С. 466.
30. Иоанн Лествичник. Лествица / Прп. Иоанн Лествичник. – М.: Наука, 2008. – С. 552.
31. Исаак Сириянин. Слова наставничества / Исаак Сириянин. – М: Московская Духовная Академия, 1854. – С. 230.
32. История всемирной литературы. В 9 т. Т. 3 / Ред. Д. С. Лихачев. – М.: Наука, 1985. – С. 584.
33. Кириллин В. М. Символика чисел в литературе древней Руси XI–XVI вв. / В. Кириллин. – СПб.: Алетейя, 2000. – С. 320.
34. Клибанов А. И. К характеристике мировоззрения Андрея Рублева / А. И. Клибанов // Андрей Рублев и его эпоха / Под ред. М. В. Алпатова. – М.: Искусство, 1971. – С. 62–102.
35. Клосс Б. Избранные труды. В 2 т. Т. 1. Житие Сергия Радонежского / Б. Клосс. – М.: Язык русской культуры, 1998. – С. 570.
36. Ключевский В. О. Древнерусские жития святых как исторический источник / В. О. Ключевский. – М.: Типография Грачева, 1871. – С. 260.
37. Комарович В. Л. Культ рода и земли в княжеской среде XI–XIII вв. / В. Л. Комарович // Труды Отдела древнерусской литературы / АН СССР. – М.; Л., I960.– Т. 16. – С. 97–101.
38. Концевич И. Стяжание Духа Святого в путях Древней Руси / И. Концевич. – М.: Никея, 1993.– С. 225.
39. Лазарев В. Н. История византийской живописи. В 2 т. Т. 1 / В. Н. Лазарев. – М.: Искусство, 1971. – С. 275.
40. Лазарев В. Н. Феофан Грек и его школа / В. Н. Лазарев. – М.: Искусство, 1961. – С. 260.
41. Лазарев В. Н. Андрей Рублев и его школа / В. Н. Лазарев. – М.: Искусство, 1969. – С. 312.
42. Лепахин В. В. От семантики текста к семантике иконы / В. Лепахин // Православная иконология: основы и перспективы. Материалы 1-й международной научной конференции 27 ноября 2004. – СПб.: Петрополис, 2005. – С. 55–76.
43. Лихачев Д. С. Культура Руси времен Андрея Рублева и Епифания Премудрого / Д. С. Лихачев. – М.; Л.: АН СССР, 1974. – С. 172. – Первое издание: 1962.
44. Лосев А. Ф. Очерки античного символизма и мифологии / А. Ф. Лосев. – М.: Мысль, 1993. – С. 960. – Первое издание: М., 1930.
45. Малицкий Н. К истории композиции ветхозаветной Троицы / Н. Малицкий // Seminarium Kondakovianum. II. – Прага, 1928. – С. 43.
46. Малков Ю. Г. К изучению «Троицы» А. Рублева / Ю. Г. Малков // Музей 8. Художественные собрания СССР. – М.: Советский художник, 1987. – С. 238–258.
47. Маркидонов А. Историческое и апофатическое в иконе: о некоторых богословских предпосылках к осмыслению «Святой Троицы» Андрея Рублева / А. Маркидонов // «Святая Троица» преподобного Андрея Рублева в свете православного апофатизма. Иконоборчество: вчера и сегодня / СПб НИИ православной иконологии. – СПб.: Петрополис, 2007. – С. 18–31.
48. Мейендорф И. Ф. История Церкви и восточно-христианская мистика. Единство Империи и разделение христиан. Святой Григорий Палама и православная мистика. Византия и Московская Русь / Протопресв. И. Ф. Мейендорф; ред. прот. В. В. Асмус. – М.: Институт ДИ-ДИК; Изд-во ПСТБИ, 2003. – С. 576.
49. Мейендорф И. Ф. Введение в святоотеческое богословие / Прот. И. Ф. Мейендорф; пер. с англ. Л. Волохонской. – Изд. 4-е, испр. и доп. – Киев: храм прп. Агапита Печерского, 2002. – С. 360.
50. Мейендорф И. Ф. О византийском исихазме и его роли в культурном и историческом развитии Восточной Европы в XIV в. / И. Ф. Мейендорф // Труды Отдела древнерусской литературы / АН СССР. – Л., 1974. – Т. 29: Вопросы истории русской средневековой литературы. Памяти В. П. Адриановой-Перетц. – С. 291–301.
51. Оболенский Д. Д. Византийское содружество наций. Шесть византийских портретов / Д. Оболенский. – М.: Янус-К, 1998. – С. 530.
52. Осташенко Е. Я. Андрей Рублев. Палеологовские традиции в Московской живописи к. XIV–первой трети XV века / Е. Я. Осташенко. – М.: Индрик, 2005. – С. 526.
53. Островский А. Б. Библейская метаистория: семиотико-нумерологический анализ / А. Б. Островский. – СПб.: Нестор, 2004. – С. 235.
54. Памятники литературы Древней Руси. XIV–середина XV века. – М.: Художественная литература, 1981. – С. 606.
55. Памятники литературы Древней Руси. Середина XVI века. – М.: Художественная литература, 1985. – С. 745.
56. Пашуто В. Т. Александр Невский / В. Т. Пашуто. – М.: Мол. гвардия, 1951. – С. 160.
57. Петр (Пиголь), игумен. Преподобный Григорий Синаит и его духовные преемники / Игумен Петр. – М.: МакЦентр, 1999. – С. 210.
58. Плугин В. А. Мировоззрение Андрея Рублева / В. А. Плугин. – М.: Изд-во МГУ, 1974. – С. 164.
59. Попова О. С. Свет в византийском и русском искусстве XII–XIV веков / О. С. Попова // Советское искусствознание. – 1977. – № 1. – С. 93–108.
60. Послание Феофила к Автолику / [прп. Феофил] // Сочинения древних христианских апологетов. – Кн. 2–13. – Москва, 1867. – С. 199–200.
61. Преподобнаго Иосифа Волоколамского отвещание любозазорным и сказание вкратце о святых отцех, бывших в монастырех, иже в Рустей земли сущих // Чтения в императорском Обществе истории и древностей Российских при Московском университете: заседание 28-го февраля 1847 года. – М., 1847. – С. 12.
62. Преподобного Иосифа Волоцкого «Отвещание любозазорных и сказание вкратце о святых отцех, иже в Рустей земли сущых»: [10-я глава духовной грамоты Иосифа Волоколамского / публикация П. И. Савваитова.] // Летопись занятий Археографической комиссии. 1862–1863. – Вып. 2, разд. II: Материалы. – СПб., 1862. – С. 88.
63. Преподобного отца нашего Макария Египетского духовные беседы, послание и слова, с присовокуплением сведений о жизни его и писаниях. – М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1904. – С. 480.
64. Преподобный Сергий Радонежский / Авт.-сост. Н. Чугреева. – М.: Панорама, 1992. – С. 272.
65. Прохоров Г. М. Повесть о Митяе / Г. М. Прохоров. – Л.: Наука, 1978. – С. 238.
66. Прохоров Г. М. Русь и Византия в эпоху Куликовской битвы / Г. Прохоров. – СПб.: Алетейя, 2000. – С. 360.
67. Прохоров Г. М. Византийская литература XIV в. в древней Руси / Г. М. Прохоров. – СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2009. – С. 272.
68. Прохоров Г. М. Древняя Русь как историко-культурный феномен / Г. Прохоров. – СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2010. – С. 320.
69. Прохоров Г. М. Келейная исихастская литература (Иоанн Лествичник, Авва Дорофей, Исаак Сирин, Симеон Новый Богослов, Григорий Синаит) в библиотеке Троице-Сергиевой Лавры с XIV по XV вв. / Г. М. Прохоров // Труды Отдела древнерусской литературы / АН СССР. – Л., 1974. – Т. 28. – С. 317–324.
70. Салтыков А. А. О значении ареопагитик в древнерусском искусстве (к изучению «Троицы» Андрея Рублева) / А. А. Салтыков // Древнерусское искусство XV–XVII вв. – Л.: Художник РСФСР, 1981. – С. 6–24.
71. Салтыков А. Иконография «Троицы» А. Рублева/ А. Салтыков// Древнерусское искусство XIV–XV вв. Сб. ст. / Музей древнерус. искусства им. Андрея Рублева. – М.: Наука, 1984. – С. 77–85.
72. Сахаров И. Исследования о русском иконописании. Кн. 2 / И. Сахаров. – СПб.: Тип. Якова Трея, 1849. – С. 80.
73. Святоотеческие наставления о внутренней сердечной молитве. – Казань: Казанская епархия, 1884. – С. 120.
74. Сергеев В. Н. Рублев / В. Сергеев. – М.: Молодая гвардия, 1986. – С. 254.
75. Слова преподобного Симеона Нового Богослова. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Правило веры, 2001.-С. 700.
76. Спасский А. А. История догматических движений в эпоху великих соборов. Т. 1 / А. Спасский. – М.: Сергиев Посад, 1914. – С. 648.
77. Сырку П. А. К истории исправления книг в Болгарии в XIV веке. Т. I, вып. I: Время и жизнь патриарха Евфимия Тырновского. – СПб.: Имп. Академия Наук, 1898. – С. 255.
78. Тихомиров М. Н. А. Рублев и его эпоха / М. Н. Тихомиров // Вопросы истории. – 1961. – № 1. – С. 73–76.
79. Тихонравов Н. С. Древние жития Преподобного Сергия Радонежского / Н. С. Тихонравов. – Репр. воспроизведение. – М.: Книга по требованию, 2012. – С. 360.
80. Топоров В. Н. Растения / В. Н. Топоров // Мифы народов мира: Энциклопедия в 2-х томах. – М.: Советская энциклопедия, 1992. – Т. 2. – С. 370.
81. Торчинов Е. А. Религии мира: опыт запредельного. Трансперсональные состояния и психотехника / Е. А. Торчинов. – СПб.: Петербургское востоковедение, 1997. – С. 384.
82. Уваров А. С. Христианская символика / А. С. Уваров. – М.: Алетейя, 2001. – С. 256.
83. Успенский Л. А. «Троица» Андрея Рублева: антология / А. Л. Успенский. – М.: Искусство, 1989. – С. 180.
84. Успенский Л. А. Богословие иконы православной церкви / Л. А. Успенский. – М.: Зап.-Европ. экзархат Московского патриархата, 1989. – С. 476.
85. Успенский Порфирий, архиепископ. Второе путешествие по Святой Горе Афонской / Порфирий Успенский. – Репр. воспроизведение изд. 1880 г. – М.: Книга по требованию, 2010. – С. 516.
86. Успенский Порфирий, архиепископ. История Афона. В 3 ч. Ч. 3, отд. II / Порфирий Успенский. – Предисл. и ред. П. Сырку. – СПб., 1892. – LII, С. 607.
87. Федотов Г. П. Святые Древней Руси / Г. П. Федотов. – М.: Московский рабочий, 1931. – С. 272.
88. Флоренский П. А. Иконостас / П. Флоренский. – М.: Искусство, 1995. – С. 256.
89. Флоренский П. А. Троице-Сергиева лавра и Россия / П. Флоренский // Памятники Отечества. – 1992. – № 2–3. – С. 13–21.
90. Чанышев А. Н. Курс лекций по древней и средневековой философии / А. Н. Чанышев. – М.: Высшая школа, 1991. – С. 512.
91. Шабульдо Ф. М. Земли юго-западной Руси в составе Великого княжества Литовского / Ф. Шабульдо. – Киев: Наукова думка, 1987. – С. 181.
92. Яковлева А. И. Ерминии Дионисия и техника икон Феофана Грека / А. Яковлева // Древнерусское искусство XIV–XV веков. – М., 1984. – С. 7–9.
93. Ямщиков С. В. Рублев и его школа / С. В. Ямщиков, Н. К. Голейзовский. – М.: Изобразительное искусство, 1978. – С. 28.
Наталья Александровна Ложкина в 1985 году окончила Ленинградский государственный университет (кафедра истории и теории искусства). Имеет степень кандидата культурологии.
В 2013 году защитила диссертацию по теме «Троице-Сергиев монастырь в культурном взаимодействии Древней Руси и Византии в XIV– первой половине XV в.». Основные положения и выводы исследования содержатся в монографии: «Троице-Сергиев монастырь в культурном взаимодействии Древней Руси и Византии в XIV – первой половине XV в.» (СПб., 2013).
Работает в Государственном Эрмитаже более 25 лет, специализируется по теме «Византия. Древняя Русь». Автор статей по теории и истории искусства, книг по истории культуры.
Работая в музее, Наталья Александровна создала цикл научных тем по мировой культуре и искусству, подготовила 60 выставок, разработала и осуществила программы по культуре Византии и Древней Руси: «Историческая роль Византии и ее место во всемирной истории и культуре», «Икона – окно в Вечность».