Источник

Беседа 34. Исцеление и возрождение человека

Отцы и братия, истина Божия – это не отвлеченное учение, повествующее о созерцательной жизни, и не абстрактная теория. Это жизнь, но не в смысле внешних форм и обычаев, а та жизнь, в которой воплощается христианский исповеднический подвиг.

Отречение от первой заповеди, данной Создателем Адаму, стало причиной катастрофы не только для нас, но и для всей окружающей действительности. Надеждой на спасение и на возвращение потерянного может быть только правое исповедание, которое способно избавить нас от первоначального отречения. Это возвращение и восстание от падения называется покаянием, то есть отказом от ложного мнения и состояния ума, находясь в котором, человек дурное принимал за хорошее, не соблюдал своего долга и вследствие этого претерпевал несчастья и смерть.

Цель покаяния – вернуть Благодать. Достигнуть этого можно только трудом. Безрассудно пользуясь своей свободой, мы предали Бога и отдали врагу власть над нашими правами. Чтобы вернуть себе то, что нам по праву принадлежит, мы должны употреблять усилия и бороться. Именно в этом состоит смысл главной заповеди нашего Спасителя о взятии креста своего. Кто не несет креста своего, тот недостойный ученик.

Божественная Благодать, которая первоначально была в союзе с нами, просвещала и поддерживала нас в хранении правил и законов богоподобия, в добродетельной и нравственной жизни. Но наше отступничество и удаление от Бога лишило нас покрова и света Благодати. Враг увлек нас к делам и заботам падшего разума и беззакония. Плоды этого – жизнь в страстях и развращении.

Покаяние – единственное средство нашего исцеления и возрождения. Для человека, ставшего жертвой пленения, необходимы брань и подвиг, чтобы освободиться от плена. Кающимся нужно нечто большее, нежели просто брань против врагов, потому что эта война ведется не с явными и чувственными врагами, а, как говорит апостол Павел, эта война «к началом и ко властем, и к миродержителем тьмы» (Еф.6:12), которые упрямо и жестоко стремятся не дать своим жертвам успокоения и свободы. У нас остается только Благодать Господа нашего, «немощная врачующая и оскудевающее восполняющая».

Рассмотрим более ясно, что из себя представляет на практике всецелое покаяние, чтобы вы, будучи добрыми учениками, не натыкались на подводные рифы неопытности и не были обмануты лукавством врага. Как природа наша двусоставна, так и мы с вами должны вести двойной подвиг деятельного покаяния. Духовным делам покаяния предшествуют дела телесные, как и при сотворении Богом человека создание тела предшествовало созданию духа и души.

Эта тема очень тонкая, и неопытному человеку в ней трудно сразу разобраться. Поэтому здесь, насколько возможно, от нас требуется большое внимание, чтобы избежать преткновений. Пленение повлекло за собой первые ранения – страсти душевные и телесные. Эти страсти взаимозависимы и находятся в близком соприкосновении: и те и другие препятствуют возвращению Благодати и ведению праведной жизни. Только полное исцеление личности способствует тому, чтобы человек стал восприимчив к получению божественных обетований.

Богомудрый и опытный Отец Церкви, авва Исаак, поучения которого были постоянной настольной книгой нашего Старца, говорит, что никак невозможно победить страсти, кроме как видимыми и телесными добродетелями. Рассеяние ума побеждается поучением в духовном познании и размышлением о Боге и Его божественном законе. Ум, будучи по своей природе вечноподвижным, не может быть подчинен правилу или ограничению, особенно когда им управляют страсти. Если он не обуздает себя размышлением о Боге и призыванием имени Божия, он не сможет избавиться от рассеяния. Страсти в некотором смысле – это препятствие для осуществления естественных добродетелей души. Если эти страсти не будут побеждены прежде видимыми добродетелями и не перестанут угнетать душу, ум не сможет подчинить чувства в послушание заповедям, посредством которых в нас уничтожается господство падшего разума и прекращается жизнь, противная природе. Когда, по Благодати Божией, подвижник сподобляется прийти в такое состояние, его ум занимает главенствующее положение и начинает побуждать человека проводить бесстрастную жизнь «по Христу» (Кол.2:8).

После этого, по учению Святых Отцов, Благодать «подчиняется» уму и дарует ему чувство божественного вожделения и близости ко Христу. Тогда осуществляются слова Евангелия: «Елицы же прияша Его, даде им область чадом Божиим быти» (Ин.1:12). Таким образом, подвижник действительно умирает для этого мира, и лукавый уже не прикасается к нему. Однако Господь благоволил, чтобы подвизающиеся «в поте лица своего» добывали этот «хлеб» (Быт.3:19), поэтому немногие находят его и наслаждаются им. Но для нас, монахов, это необходимо, потому что через злострадание осуществляется наше предназначение.

Как известно, в области денежных отношений никакой должник не освобождается от ответственности побегом или другим каким-либо подобным образом, но только когда он выплатит свой долг. Выгоднейшим способом оплаты и преуспеяния в области духовной является долготерпение и смиренное перенесение несправедливости и презрения от тех несведущих и невнимательных людей, которых мы нередко встречаем на нашем пути крестоношения.

Долготерпение необходимо по двум причинам. Первой причиной является заповедь: «Отпущайте, и отпустят вам» (Лк.6:37) и «любите враги ваша» (Мф.5:44). Второй и естественной причиной является расплата за сластолюбие и славолюбие. Эта причина рождается от нарушения нами заповедей Божиих, потому что сказано: «Всяко преступление и преслушание прият праведное мздовоздаяние» (Евр.2:2). Это правило, согласно духовному закону, исполняется божественной справедливостью неизменно. Если сознательно и безропотно мы будем переносить случающиеся с нами несчастья, мы будем освобождены от ответственности за бывшие в прошлом преступления, а также за те, которые еще можем совершить. Пророк Давид верно описывает происходящее с нами: «Прежде даже не смиритимися, аз прегреших» (Пс.118:67).

Если кающийся действительно желает в скором времени собрать богатые плоды покаяния, пусть он возлюбит мысль о долготерпении и непрестанном смирении, о необходимости молиться за тех, от кого исходят искушения. Тогда он не замедлит насладиться наградой – богатством Благодати, утешающей нищих духом и помогающей их духовному преуспеянию.

Кто старается как можно точнее подражать нашему Господу и Искупителю, тот обретает смирение и любострадание – сильнейшее оружие, к которому не смеет приблизиться сила и лукавство врагов. Таковые уже близко стоят к цели, то есть к торжеству и свободе от страстей. Это наилучший способ достичь бесстрастия, который легко осуществляется во всех обстоятельствах и всеми людьми, несмотря на разность характеров. Таким образом, при помощи Благодати Божией, желающие подвизаться на поприще покаяния достигают цели, не удаляясь в уединение и не подвергая себя особым упражнениям и суровым подвигам, которые совершали древние подвижники.

Мы, общежительные монахи, живущие совместной жизнью, легче получаем плоды покаяния, если проявляем внимательность. Для нас достаточно того, чтобы мы упражнялись в терпении немощи наших братьев, больных, несведущих и стариков и вообще тех, кто испытывает беспокойство от диавольских приражений.

Сколько примеров мы находим в житиях Святых о том, как Отцы преуспевали посредством долготерпения, истинного послушания и подчинения, незлобия и прощения тех, кто им досаждал и искушал их! Что сказать о том монахе-подвижнике, в келью которого Игумен из-за нехватки места поместил быка? Бык оборвал все нити, которые составляли материал для рукоделия у этого брата, но он ни разу не высказал протеста и никогда не бил этого быка121. На какую высоту святости взошла святая Исидора, которая претерпела все укоры и искушения от невнимательных и ленивых сестер!122

Для нас, живущих в общежитии, существует множество поводов к преуспеянию и приобретению пользы, если мы будем терпеливы друг к другу «по милости Христове» (Флп.1:8). Потому что «в нюже меру мерите, возмерится вам» (Мф.7:2).

«Друг друга тяготы носяще»(Гал.6:2), мы исполняем закон любви по отношению к нашим ближним, что является первой и главной заповедью и посредством чего мы усваиваем самим себе добродетель смирения.

Наиболее привычным и постоянным искушением, возникающим в нашей духовной жизни, является наличие некоторых трений между братиями. Однако они объясняются не раздорами и разногласиями в монастыре; их создают некоторые нестроения, вносимые злобой Сатаны. Соблазны возникают согласно изречению Писания: «Не возможно есть не приити соблазном» (Лк.17:1). Терпением, самопожертвованием и надеждой на Бога будем преодолевать все это, не забывая о своем долге подражать жизни Господа.

Образ исцеления больного падшего человека реально запечатлен в жизни Господа нашего Иисуса Христа – Обновителя нашей падшей природы. Прежде восшествия на Крест за спасение мира, Он уврачевал все формы разложения, которые господствовали над человеком. Он уврачевал все наши болезни – члены и орудия смерти: исцелял слепых, глухих, расслабленных, скорченных, прокаженных и вообще всякую смертоносную немощь, свидетельствующую о страданиях и повреждении человеческого естества. Затем Он взошел на Крест и даровал нам воскресение и бессмертие. Он символически показал, в чем значение покаяния, ведущего нас к уврачеванию и исцелению от болезней ветхого человека и противоборствующего закона, действующего через страсти. И как мы облеклись в образ падшего и перстного человека, облечемся ныне посредством правильного покаяния в образ небесного, к которому относится благословенный призыв Господа: «Приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие» (Мф.25:34) и снова: «Приидите ко Мне вси труждающиеся и обремененнии, и Аз упокою вы» (Мф.11:28).

Через благословенное послушание и самоотречение, которые характеризуют монашескую жизнь, мы вступаем на поприще деятельного покаяния, и нам принадлежит блаженство с Господом. Только избегайте, насколько возможно, своей воли и самостоятельности, от которых рождаются уныние и небрежение.

* * *

121

См. об этом: Евергетинос, т. I, Глава 33, 4, с. 489–490.

122

Память 1023 мая.


Источник: Ватопедские оглашения. Беседы о монашеской жизни / Старец Иосиф Ватопедский. - Изд. Богородице-Сергиева Пустынь, Москва : Типография «Наука» РАН, 2004. - 147 с.: портр.

Комментарии для сайта Cackle