Святой Василий Великий, архиепископ Кесарийский, вселенский отец и учитель Церкви
189
Святой Василий родился в 329 г. в Кесарии в благочестивой семье.
Отец его, Василий Старший, был известен благотворительностью; мать Емилия – благочестием; сестра Макрина – аскетической настроенностью. Из пяти братьев – три епископа (Григорий Нисский, Пётр Севастийский), причисленные к лику святых. Образование получил в Кесарии и Афинах, где подружился со святым Григорием Богословом. Друзья «знали только две дороги – в христианскую Церковь и в школу». Крещён в возрасте 30 лет.
Около 357 г. Посетил Египет, Палестину и Месопотамию с целью ознакомления с подвижничеством, для аскетического уединения избрал берег реки Ириса. Здесь его навещал святой Григорий Богослов. Плодом их совместных занятий явился труд «Филокалия». Из двух форм подвижничества отшельничества и общежития – святой Василий создал смешанную, вместившую в себя светлые стороны одного и другого. В основанных им монастырях созерцание чередовалось с физическим трудом.
В 370 г. после кончины епископа Евсевия святой Василий был избран на Кесарийскую кафедру. Год спустя своим мужеством, твёрдостью, тактом и благоразумной уступчивостью он спас Кесарийскую Церковь от арианства, вводимого императором Валентом.
На новоучреждённую епископскую кафедру в местечке Сасим святой Василий поставил святого Григория Богослова. Святитель следил за жизнью Кесарийского клира, требовал от него исполнения церковных правил, боролся с симонией; ввёл всенощные бдения с антифонным пением псалмов, составил Литургию; построил вблизи Кесарии обширные благотворительные учреждения; ходатайствовал за обиженных и несчастных. Организаторский талант его более всего сказался во время борьбы на Востоке догматических партий.
Святой Василий стремился умножить православные силы, примирить и сплотить их. В истории догматов заслуга святого Василия состоит в окончательном определении троической терминологии, принятой Церковью. Он старался избежать двух крайностей: савелианского слияния Лиц и арианского разделения Их. Его формула гласит: Бог один по существу и троичен по ипостасям. Сущность – это родовое понятие, ипостась – индивидуальная особенность. Не три Бога, а единое Божество, ибо Отец, Сын и Святой Дух не разделены пространством, временем, произволением, различием свойств. Бог един «не числом, а естеством».
Наиболее известные творения святителя Василия это: экзегетические – «Шестоднев» (был особенно распространён с древности в Русской Церкви), беседы на псалмы; догматико-полемические – «Против Евномия», «О Святом Духе»; нравственно-аскетические – нравственные, монашеские правила и др. Есть другие беседы и письма.
Одарённый, образованный, обаятельный, талантливый организатор – таким предстаёт святой Василий в данной статье.
Следует заметить, что в конце статей профессора И.В. Попова, помещённых в «ПБЭ», приводится по теме литература.
* * *
ПБЭ. Изд. под ред. проф. А. П. Лопухина Т. 3. СПб., 1902. С. 179–197. См. также: Попов И. В., проф. Василий Великий, архиепископ Кесарийский, вселенский отец и учитель Церкви // Труды по патрологии. М., 2004. Т. 1. С. 190–202.