Источник

БЕСЕДА ДВАДЦАТЬ ЧЕТВЕРТАЯ. Имеем ли мы «брачные одежды»?

Отцы и братия, «кийждо в звании, в немже призван бысть, в том да пребывает» (1Кор. 7, 20). Таков наш основной принцип. Речь здесь, прежде всего, идет не о месте пребывания, а об образе жизни. Пребудем в нашем монашеском образе, чтобы соответствовать божественному призванию и благословению. Разве мы все не имеем того ощущения, что наше вступление в монашескую жизнь не является нашим достижением или выбором, но – божественным милосердием и милостью Господа, «Нарицающаго не сущая яко сущая» (ср. Рим. 4, 17)? Господь извещает нас: «Не вы Мене избрасте, но Аз избрах вас» (Ин. 15,16) и: «Никтоже может приити ко Мне, аще не Отец пославый Мя привлечет его» (Ин. 6, 44). Разве существует большее благословение или больший дар, чем то, что мы имеем? Бог пригласит каждого из нас поименно, чтобы мы приняли участие в духовном браке в Его вечном Царствии: там Он готовит нам место.

Как, однако, мы попадем на сей духовный брак, если мы вялы и ленивы? «Отложим убо дела темная – страсти и похоти – и облечемся во оружия света» (Рим. 13,12), то есть в добродетельную жизнь. Ведь без надлежащей одежды никто не допускается на небесную вечерю, как об этом повествуется в Евангелии. «Вшед же царь видети возлежащих, виде ту человека не оболчена во одеяние брачное» (Мф. 22, 11) и без жалости приказал изгнать его во тьму кромешную. Нечистые одежды обрекли приглашенного на осуждение, несмотря на то, что это был человек разумный. Достоинство его человеческой личности не смогло перевесить греховного искажения, вызванного постыдными и бесчестными страстями, которые им овладели.

И наши старания обращены на то, чтобы избавиться от ветхих одежд и облечься в новые. Поэтому я постоянно напоминаю вам о вашем предназначении, даю советы и делаю замечания, чтобы ваше пребывание в монастыре не оказалось бесплодным.

Нерадение, неготовность, безответственность и безразличие свидетельствуют о полном расстройстве и отступничестве личности. Тогда враг, «яко лев рыкая» (1Петр. 5, 8), увлекает небрегущего о злострадании в ловушку, которая находится рядом: то есть ввергает его в преслушание, или ропот, или прекословие, или в совершенное распутство при том оправдании, что он будто бы не находит понимания!

Если кем-либо из вас будет допущена небрежность или совершен проступок, я прошу более крепких, старых и опытных из вас: «Исправляйте таковаго духом кротости» (Гал. 6, 1), чтобы и среди вас все было по слову Апостола: «Да не хромое совратится, но паче да исцелеет» (Евр. 12, 13). Итак: «Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов» (Гал. 6, 2). Хитрые торговцы мира сего не упускают ни одного случая получить выгоду – преходящую выгоду в этой суетной жизни. Мы же, употребив немного усилия, разве не должны, как сыны Царствия, все нападения и стрелы лукавого обращать в повод для принесения доброго плода?

Если мы осознаем, что характер учеников Христовых – это смирение, мы погасим все огненные стрелы лукавого, потому что Господь, Которого мы призываем, «смиренным дает Благодать» (Иак. 4, 6).

Поэтому не будем забывать, что «и мы должны есмы по братии души полагати» (1Ин. 3, 16). Если «Бог наш любы есть, и пребываяй в любви в Бозе пребывает, и Бог в нем» (1Ин.4,16), то какое еще более выгодное дело может нас занимать? Как может кто-либо возлюбить Бога или ближнего, когда он упрямо придерживается своей воли? И насколько он может любить, когда умопомрачение от эгоизма господствует в его сердце и уме?

Наша жизнь, отцы и братия, не есть проявление «общественнополезной деятельности». Монашеская жизнь – это жизнь искреннего повиновения и послушания божественной воле.

Таковой жизнью мы совершаем наш исповеднический подвиг и отрекаемся от первого своего нарушения воли Божией74, через которое в нашу жизнь вошли смерть и тление.

Мы приняли закон послушания не только посредством заповеди, как это было в моисеевом законодательстве. Совершенная любовь Спасителя нашего соблаговолила жить с нами и показать на деле, что исполнение заповедей есть наш непременный долг, если мы желаем спасения. Насколько ужасными и отвратительными являются наши неповиновение и непослушание, с какой бы стороны мы их ни оценивали!

Первоверховный Апостол с убедительностью напоминает нам: «Христу убо пострадавшу за ны плотию, и вы в ту же мысль вооружитеся» (1Петр. 4, 1). Иными словами, вооружимся тем же убеждением. Апостол имеет в виду не только крестную смерть Спасителя, но и Его всецелое послушание отеческой воле. И когда Он довел свое дело до конца, Он с дерзновением обратился к нам: «Дадеся Ми всяка власть на небеси и на земли» (Мф. 28, 18). А нам, следующим за Ним и подвизающимся, Он говорит: «Побеждающему дам сести со Мною на престоле Моем, якоже и Аз победих и седох со Отцем Моим па престоле Его» (Откр. 3, 21).

«Се что добро или что красно, но еже жити братии вкупе»(Пс. 132, 1). Братия должны подвизаться вместе, оберегая и поддерживая друг друга в духе любви, угодном Богу, учащему нас: «Идеже бо еста два или трие собрани во имя Мое, ту есмь посреде их» (Мф. 18, 20) и: «Аще два от вас совещаета на земли о всяцей вещи, еяже аще просита, будет има от Отца Моего, иже на Небесех» (Мф. 18, 19).

Поскольку мы удалились от мира, пусть нас больше не занимают его пустые дела, а ум наш пусть не пленяется тем, от чего мы отреклись и что отвергли. Если воспоминания и мечтания мира будут пребывать в безразличном уме, они не замедлят преклонить нашу волю, и тогда станет «последняя... горше первых» (ср. Мф. 12, 45). Где то драгоценное упование, от которого мы отреклись, будучи просвещены и изменившись к лучшему, когда услышали глас Господа нашего? Неужели нас не способен образумить пример жены Лота, которая за преслушание божественному предписанию погибла в неразумной тоске по прошлому?

Каково человеколюбие и всеблагость Бога, такова же Его справедливость и строгость, когда Его творение пребывает в грехе. Всеспасительный Промысл Божий в управлении всем творением не делает ошибок и упущений, как нам иногда кажется. Допуская подобные мысли, мы теряем необходимые послушание и повиновение. Если, согласно безошибочному суду Промысла Божия, иссякнет долготерпение Божие в ожидании нашего возвращения к Нему, нас ждет «страшно же некое чаяние суда и огня ревность, поясти хотящаго сопротивныя» (Евр. 10, 27).

Сколько мы имеем примеров в Ветхом Завете, когда божественная справедливость наказывала упорных и дерзких? Разве нас не трогает пример падших ангелов, которые лишены покаяния? На всем творении сохраняется отпечаток их страшного противления воле Божией, вызвавшего неизменное исполнение божественной справедливости. Разве трагический образ Израиля не производит на нас тяжелого впечатления? Он был избранным и приближенным к Богу народом, и ему были даны обетования. И что же случилось? Когда, по причине их дерзости и упрямства, долготерпение Божие было исчерпано, Господь отверг их совершенно. «Се, оставляется вам дом ваш пуст» (Мф. 23, 38) и: «Отымется от вас Царствие Божие» (Мф. 21, 43). С тех пор мы видим, что, окончательно потеряв Благодать за свое отречение и предательство, они находятся на стороне лукавого и, не колеблясь, служат ему, пребывая в отречении и предательстве истины!

Говоря все это, я имею одну цель. Пробудить ваше усердие и ревность к божественному послушанию и повиновению, откуда происходят все благословения и обетования и «сладчайшие меда и сота» слова Господа: «Добре, рабе благий и верный... вниди в радость Господа твоего» (Мф. 25, 21). Это – наше предназначение, наша победа и высшая награда, в которую «желают Ангели приникнути» (1Петр. 1, 12).

Немногий пот, немногая жажда или голод, немногое ограничение себя в возможности постоянно быть чистым и опрятным, немного труда и терпения – вот исповедничество, равное подвигу исповедников, и мученичество, равное подвигу мучеников, благоугождение Богу, доставляющее высшие блага и дары, которых недостоин весь мир. Немногое терпение, или, лучше, настойчивость, когда неразумная страсть или дурная привычка угнетают нас. Иногда по причине утомления нас искушает сластолюбие или подступают разнообразные прилоги. Если в этот момент подвижник внимает себе и проявляет настойчивость, вспоминая об обетах, данных им при принятии монашества, то он становится победителем, и его радость будет невообразимой, потому что он не изменил истине по трусости и самолюбию.

Храните, насколько возможно, молитву – божественное призывание всесвятого имени Спасителя, «Емуже внимающе якоже светилу сияющу в темнем месте... дóндеже день озарит и денница воссияет» (2Петр. 1, 19), то есть явное посещение Благодати Божией, которая утешит ваше скорбное сердце и душу.

Держите в уме слова апостола Павла и применяйте их во всех обстоятельствах: «Во всем и во всех навыкох, и насыщатися и алкати, и избыточествовати и лишатися» (Флп. 4, 12), и тогда у вас будет много силы для терпения и брани против бесовских нападений, внутренних и внешних, каким бы поводом они ни прикрывались. И пророк Давид говорит: «Не Богу ли повинется душа моя?» (Пс. 61, 2). Ни под каким благовидным предлогом нельзя оправдать предательства, потому что мы «не ктому себе живем» (2Кор. 5,15), и "Той (Господь) печется о нас» (1Петр. 5, 7).

Вспоминая предшествующее время, когда Благодать ревности и горячности веры обильно пребывала в нас и никакой предлог не мог остановить нашей готовности к подвигу, мы с той же решимостью можем продолжать брань, и тогда снова к нам возвратится тишина и воссияет «солнце», спрятавшееся по причине бури искушений. Поскольку наше пребывание здесь является исповедничеством, мы должны проявлять свойственные исповедникам подвиги отречения от мира и противостояния греху. Господь извещает нас, что «нужда есть приити соблазном» (Мф. 18, 7), так как «многими скорбьми подобает нам внити во Царствие Божие» (Деян. 14, 22), и «муж мудрый многая терпит» (Притч. 14, 17).

Если мы немного потерпим и будем противиться «нахождению страстей», которые обрушивает на нас Сатана, мы станем победителями и услышим: «Верный в мале, и во мнозе верен есть» (Лк. 16, 10). Раз Благодать и милость Божия привела и нас, «буих мира» (ср. 1Кор. 1, 27), в удел святых, как же мы можем забывать, что мы должны равняться на их ревность и готовность к исповедничеству и мученичеству, потому что всем нам хорошо известно, какие напасти и скорби претерпели они в своей жизни за прославление Христа.

Вспомним о тех увещаниях, с которыми обращались друг к другу сорок мучеников, пострадавших на Севастийском озере75. «Не убоимся, не будем малодушествовать, соратники, – воодушевляли они друг друга, – потерпим, чтобы затем вместе прославиться. Презрим хлад от воды. Пусть только руки будут свободны, чтобы возвыситься к Господу. Пусть ноги горят, чтобы плясать вечно!»

Также и мы не будем отступать, но приготовимся к подвигу, чтобы и на нас исполнилось изречение: «Даст ти Господь по сердцу твоему, и весь совет твой исполнит» (Пс. 19, 5). Храните дерзновение истинного послушания и самоотречения: да не отступает от вашей души смиренное помышление с самоукорением, смирением и молитвой. И невозможно, чтобы Господь, Которого вы призовете таковым своим боголюбезным расположением, не ответил: «Се Аз с вами есмь» (Мф. 28, 20). Тогда прекратятся искушения и печали, пугающие уставшую душу.

* * *

74

Под словами «первое отречение» старец Иосиф подразумевает грехопадение Адама, – «в немже вси согрешиша» (Рим. 5, 12).

75

Память 922 марта.


Источник: Ватопедские оглашения. Беседы о монашеской жизни / Старец Иосиф Ватопедский. - Изд. Богородице-Сергиева Пустынь, Москва : Типография «Наука» РАН, 2004. - 147 с.: портр.

Комментарии для сайта Cackle