Источник

ГОРДОСТЬ

Гордость есть тьма душевная (4:379, см. ДОБРОДЕТЕЛЬ, 305).

Гордость есть тяжкий недуг души (4:84, см. ПЛАЧ, 680).

Гордость есть яд, умерщвляющий душу (4:82, см. ГРЕХ, 230).

Гордость есть смертный грех. Это бесчинное желание власти и славы (1:3, см. ГРЕХ, 247).

Гордость есть язва, нанесенная врагом в грехопадении (4:136, см. ГРЕХ, 257).

Гордость – суть стрелы врага нашего (2:25, см. ВНИМАНИЕ, 176).

Гордость есть плод не любовного сердца, но от духа злобы (1:89, см. ЛЮБОВЬ, 486).

Гордость есть путь широкий (2:57, см. БЛАГОЧЕСТИЕ, 47).

Гордость – признак неисправной души (2:10, см. СЛОВО БОЖИЕ, 897).

Гордость есть слепота, не позволяющая познать свое окаянство

Великая слепота и безумие есть гордость; она не допущает узнать и признать свое окаянство, и тако остается человек и пребывает в бедности своей и окаянстве (4:218).

Признаки гордости

«Знаки» гордости сии суть: 1) высшим не покаряется; 2) равным и нижним не уступает; 3) гордость велеречива, высокоречива и многоречива; 4) славы, чести и похвалы всяким образом ищет; 5) высоко себе и дела свои превозносит; 6) других презирает и уничижает; 7) ищет себе показать; 8) безстыдно себе хвалит; 9) какое добро имеет, себе приписует, а не Богу; 10) хвалится и тем добром, котораго не имеет; 11) недостатки и пороки свои весьма тщится сокрывать; 12) в презрении и уничтожении быть не терпит; 13) увещания, обличения, совета не приемлет; 14) в дела чужия самовольно мешается; 15) сана или чести лишившись, и в прочем несчастии ропщет, негодует, а часто и хулит; 16) следственно, гордость гневлива; 17) гордость завистлива, не хощет бо, чтобы кто равен ей и выше ея был, равную или большую честь имел, но чтобы она всех во всем превышала; 18) гордость нелюбительна, ненавистлива. – Самолюбие же корень всех зол. – И так ГОРДОСТЬ есть начало и корень всякаго греха (2:172).

Желание отличаться от других есть признак гордости

Что значит вымысл красных и златотканных одеяний, богатых домов, высоких карет и дорогих коней, богатых трапез, многоразличными снедьми и питием наполненных, и прочия суеты и пышности – что, говорю, сие значит, аще не гордость, в сердце человеческом крыющуюся, которая во всем и во всякой вещи ищет себе прославления? Гордость везде и всем ищет себя показать (4:153).

При чести рождается гордость (5:59, см. БЛАГА МАТЕРИАЛЬНЫЕ, 17).

Человек употребляет множество усилий, чтобы возвыситься над другими

Видим, как-то человек ищет над другим господствовать, приказывать, повелевать, от других лучшим показаться, прославиться и превознестися, от всех почитаемым и покланяемым быть: к сему колико посредствий употребляет исчислить почти неможно. Иный самовольно подвергает себе под треск и звук смертоноснаго неприятельскаго оружия, чтобы победителем нарицаться и в ранг доступить. Иный школы и различныя науки проходит, дабы или разумным и премудрым почитаться, или на высоком месте сидеть... Другий созидает богатые покои, дабы с почтенными и высокими лицами знаться, и тако самому как бы таким именоваться... Иный иная замышляет к прославлению имене своего. Всем сим неполезным, паче же вредным замыслам корень есть гордость житейская (2:258).

Гордость высоко подымается, однако падает и сокрушается (4:220, см. СМИРЕНИЕ, 947).

Гордость всегда выставляет себя наружу

Гордость оказывает себе проискиванием чести и славы мира сего, и приготовлением богатых домов, красных одежд, дорогих карет и коней и прочия пышности мира сего. Гордость бо весьма не терпит в презрении и незнаемости быть. Она везде и во всем ищет себе показать, и пред людьми нечто быть. Высокоумие оказывает себе выставлением своих добрых дел, презрением и уничтожением других и осуждением их, и себе самаго возношением паче прочих. Оно фарисейския слова хотя вне и не произносит, однако ж внутрь сердца своего говорит: «несмь, якоже прочии человецы» (Лк. 18, 11) (4:325).

Нет ничего опаснее и скрытнее гордости

Нет ничего опаснее, сокровеннее и труднее гордости. «Опасна» гордость, ибо гордым заключается небо, и вместо неба ад определяется. «Гордым бо противится Бог», глаголет Писание. «Сокровенна» гордость, понеже так глубоко в сердце нашем кроется, что и усмотреть ее не можем без помощи кроткаго сердцем Иисуса Христа, Сына Божия; и лучше ее узнаем на ближних наших, нежели на себе. Прочии пороки, как-то: пиянство, блуд, воровство, хищение и прочая, видим; ибо часто ради их жалеем и стыдимся, но гордости не видим. Кто бо себе когда признал от сердца гордым, еще не случалось того видеть. Многие себе называют грешниками, но от других называтися не терпят, и хотя многии из них языком не отзываются, однакож не без негодования и огорчения сердечнаго приемлют тое. И тако от сего показуется, что языком только называют себе грешниками, а не сердцем, на устах смирение показуют, а на сердце не имеют. Истинный бо смиренный огорчитися и гневатися от укорения не может, ибо всякаго уничтожения достойна себе мнит (2:170–171).

Гордость поднимается в сердце, как змий (3:180, см. САМООТРЕЧЕНИЕ, 816).

Гордый и САМОНАДЕЯННЫЙ заодно с Диаволом

В гордости и пышности живущий с диаволом за одно: ибо диавол есть дух гордый. На себя и на силу свою надеющиеся с диаволом за одно; ибо диавол на себе, свою силу и хитрость надеется (4:303).

Начало гордости – диавол

Гордости «начало» есть диавол, отступивший от Создателя своего, и из ангела светла князем тьмы соделавшийся. Сим смертоносным ядом как сам заражен пребывает, так и наши сердца так сильно заразил, что чрез все житие окаянства того нашего довольно оплакати не можем (2:170).

Гордостью христианин работает диаволу (2:30, см. ДУША, 330).

Кто СМИРЕНИЯ не имеет, того участь с Диаволом

Кто смирения не имеет и не тщится иметь, тому опасаться должно, чтобы с диаволом, начальником гордости, не пасть, и с ним вечно не быть отверженным от милости Божией. «Гордым бо Бог противится». Как бо смиренных хотя низкий путь есть, но к высокому отечеству – небу ведет: тако гордые, хотя высоко подымаются и летают, но наконец вниз, то есть, во ад низвергаются. Сего низвержения всякому высокоумному должно боятися (2:264).

Гордость противоположна смирению (5:288, см. СМИРЕНИЕ, 942).

Христиане, потерявшие веру во Христа, гордость как Бога почитают (3:149, см. ВЕРА, 133).

Начало гордости от незнания самого себя

Премерзкий грех есть гордость, но мало от кого познается, яко глубоко в СЕРДЦЕ сокровен есть. Начало гордости есть незнание себе самого. Сие незнание ослепляет человека, и так человек гордится. О, когда бы человек познал себе самого, познал бы свою бедность, нищету и окаянство, никогда бы не гордился! Но тем паче окаяннейший человек есть, что не видит и не познает бедности и окаянства своего (5:227).

В гордости человек подобен скоту

В скоте примечается гордость: таяжде видится и в человеке. Видим, како бедный человек других уничижает, себя возносит; других презирает, себе прославляет; других обвиняет, себя извиняет; других осуждает, себя оправдает; других злословит и хулит, себя хвалит; видим, како везде первенства ищет, другими владеть, над другими господствовать, другими повелевать, от всякаго почтение иметь (4:153).

Плоть всегда гордостью против тебя подыматься будет (1:47, см. БРАНЬ, 118).

Плоть хочет гордиться (1:44, см. ЖИЗНЬ ДУХОВНАЯ, 367).

Злые люди гордятся (4:45, см. ХРИСТИАНИН, 1103).

Гордость присуща плотской мудрости (мирской) (2:19, см. МУДРОСТЬ ДУХОВНАЯ, 568).

Чем дальше человек от Бога, тем более превозносится (4:12, см. ЧЕЛОВЕК, 1171).

Чем более человек удаляется от Бога, тем более превозносится

Видишь паки, что чем более приближается солнце, тем более умаляется тень. Тако имеется БЛАГОЧЕСТИВОЕ СЕРДЦЕ: чем ближе приходит к нему Бог с Своим светом и дарованиями, тем более он познает свое ничтожество и СМИРЯЕТСЯ пред Богом и человеками, себе малейшим вменяет. Напротив того, чем далее отходит солнце, тем большая бывает тень; как заходит солнце, великая тень делается; зайдет солнце, исчезнет и тень великая. Тако имеется и человек: колико удаляется от него Бог, толико в сердце своем возносится и величается; колико же человек возносится, толико от Бога удаляется, и Бог от него; и, как тень исчезает, когда солнце сокрывается, тако исчезают и сии, которые мнятся быти великими, когда Бог сокроется (2:67).

Гордый возносится, как дым, но и исчезает, как дым

Видишь, что вода во время весны с великим стремлением и шумом течет, но вскоре и протекает; или дым и огонь высоко подымается; но тотчас исчезает. Такое точно состояние гордых и нечестивых людей; свирепеют и шумят и они в гордости своей, но уничтожаются, яко вода мимотекущая; возносятся, как пламень и дым, высоко, но исчезают такожде, как пламень и дым, так что и следа их не видно бывает. О сем свидетельствует Пророк Божий, очевидный и верный истины свидетель: «видех нечестиваго превозносящася и высящася, яко кедры Ливанския, и мимоидох и се не бе; и взысках его, и не обретеся место его» (Пс. 36, 35 и 36) (2:80–81).

Гордость, как проявляется

Видим, как человек возносится, каких способов не изобретает, чтобы его люди знали, хвалили, славили и почитали; как подобных себе людей презирает и за подножие имеет; как судит и пересуждает дела их, хотя и сам такой же; как везде первенствовать и над другими начальствовать тщится и ищет, и проч.: действует тое в нем гордость, гнездящаяся в сердце его (4:135).

О плодах гордости

Но повидим, какие плоды суть горькаго семене гордости. 1-й. Гордый человек всяким образом ищет чести, славы и похвалы; он всегда хощет показаться нечтось и другим указывать, повелевать и начальствовать. А кто препятствует желанию его, сильно на того гневается и злобится. 2-й. Лишившися чести и начальства, ропщет, негодует и хулит. Что я согрешил? в чем я виноват? того ли труды мои и заслуги достойны? а часто бывает, что человек сам себе и умерщвляет. 3-й. Дела выше сил своих начинает, которых не может исправить. О, человече! что касаешися бремене, котораго не можешь понести? 4-й. В чужия дела самовольно мешается; он везде и всякому хощет указывать, хотя и сам не знает, что делает. Тако гордость ослепляет его. 5-й. Без стыда хвалит себе и возвышает: я-де то и то сделал, такия-то и такия заслуги обществу показал. О, человече! исчисляешь свои заслуги; но ради чего погрешностей своих не говоришь! когда стыдно их объявлять, то стыдись и себе хвалить. 6-й. Других людей презирает и уничижает: он-де подлый человек, он негодный, и проч. Человече! он такой же человек, как и ты; вси бо человеки есмы. Он грешник, но думаю, что и ты того имени не отречешися; он в том согрешил или грешит, но ты в другом, а может быть, что и в том же. «Вси бо согрешиша, и лишени суть славы Божия» (Рим. 3, 23). 7-й. Власти и родителям своим не покоряется, не повинуется; у гордых бо выя жестока и непреклонна. Они всегда хотят волю хотения своего постановить и утвердить. 8-й. Добро, какое имеет у себе, себе самому, своему тщанию и трудам, и своему разуму приписует, а не Богу. О, человече! что ты от себе можешь иметь, который наг изшел из чрева матере твоея? что можешь иметь, когда Бог, источник всякаго добра, те подает тебе? что тщание и труд наш может без помощи Того, Который един все может, и без Котораго всяк ничто, как тень без тела. 9-й. Обличения и увещания крайне не любит; мнит себе быть исправным, хотя и весь замаран. 10-й. Во уничижении, в презрении, в бедах и напастех не терпит, негодует, ропщет, а часто и хулит. 11-й. В словах и поступках надменность и пышность некую показует, и проч. Сии суть плоды Богу и человеку ненавистныя гордости (5:227–228).

Гордость есть причина других грехов

Гордость не токмо сама собою есть грех тяжкий и мерзкий, но и «других грехов причиною» бывает. Ибо Бог, Который гордым противится, праведным судом от гордаго благодать Свою отъемлет; сатана же, яко дух гордый и человекоубийца, к такому «дому», «яко пометенному и украшенному, удобно приступает» (Мф. 12, 44). Потому человек, без благодати Божией оставшийся, яко немощный и ко всякому злу удобопреклонный, во всякий грех удобно падает. О чем многая как Священного Писания, так и церковныя истории свидетельствуют (2:172).

Гордость производит осуждение (1:135, см. ОСУЖДЕНИЕ, 630).

Гордость помрачает, СМИРЕНИЕ просвещает

Гордость бо высокоумие, яко диавольское дело, как его самого помрачило и из ангела светоносна тьмою учинило: так и людей, последующих ему, подобными ему делает. Христос как оправдает только тех, которые признают и исповедуют себе грешниками, и исцеляет тех, которые признают свою болезнь, так и просвещает только слепых, как Евангелие свидетельствует: «не требуют бо здравии врача, но болящии» (Мф. 9, 12). Аще убо хощем просветитися, признаем нашу слепоту, и просветит нас Христос. Аще хощем оправдатися, и тако спастися, признаем нас грешниками и погибшими, и оправдает и спасет нас Христос. Аще хощем исцелитися, признаем нашу немощь, и исцелит нас Христос (2:154).

Гордость низводит, а смирение возносит (5:110, см. СМИРЕНИЕ, 951).

Гордость мучит человека

Смотри, что делает «гордость» в человеке? как его мучит? сколько он вымышляет способов, как бы достать честь, славу и похвалу в мире сем! Доставши, с каким трудом и попечением бережет сокровище свое сие! как негодует, когда от кого презирается! как болезнует, смущается, ропщет и хулит, когда чести лишится, так что многие себя умерщвляют! (4:141).

Желающего избавиться от гордости житейской, ожидает гордость духовная

Неполезным, паче же вредным замыслам корень есть гордость житейская. Но кто от смертоноснаго сего зла начнет благодатию Божиею уклоняться, и, оставивши тварь, Тварь искать, сего другое злейшее зло сретает – духовная гордость и фарисейское высокоумие. Сия всепагубная язва в тех наипаче обыкает гнездиться, которые много постятся, много дают милостыни, как-то фарисей оный на себе показал (Лк. 18, 10–11); такожде которые удаляются в пустыни, заключаются в монастыри, одеваются мантиями, часто и много молятся, и прочия, по-видимому, нехудыя дела делать тщатся. Тако бедному человеку везде сия ехидна приседит и ищет ядом своим его умертвить (2:258).

Где гордость, ВЫСОКОУМИЕ, ЛУКАВСТВО, там не бывает Христа

Знаем мы, что Он тамо не живет, где царство свое распространяют славолюбивыи и лукавыи Ироды, которые толико душ погубить, толико крове пролить не устрашаются, чтобы временной чести не потерять, но паче спешно бежит оттуду, бежит, глаголю, оттуду, где Его самого и ради Его подобных Ему незлобивых ищут умертвити; не живет тамо смиренный и кроткий Иисус, Спаситель наш, где гордость и высокоумие жилище свое имеет. Не общая ли пословица есть, что подобный с подобным дружится? Нищий с нищим, богатый с богатым, благородный с благородным компанию имеет; нигде не увидиши того, чтобы трезвый с пьяницею, воздержанный с сластолюбцем, праведный с неправедным, щедрый и податливый с хищником водился, но един от другаго бегает, понеже черное к белому не пристает, сладкое с горьким не ладится, свет со тьмою участия не имеет: тако и Христу, «кроткому и смиренному сердцем», нет места, где гордостью и высокоумием надменныя сердца высоко возносятся, много о себе мечтают (1:30).

Душе, болящей гордостью, невозможно видеть Божество (4:12, см. ДУША, 330).

Гордость искореняется с большим трудом

Нет ничего «труднее» гордости, ибо с великою неудобностию и такожде не без помощи Божией побеждаем ее. Внутрь бо себе носим зло сие. В благополучии ли находимся? она с величанием и пышностию, презрением и уничижением ближних наших приседит нам. В злополучие ли попадаемся? чрез негодование, роптание и хуление оказывает себе. Терпению ли, кротости и прочиим добродетелям обучатися тщимся? кичением фарисейским востает на нас. И так нигде и никак от нея избавиться не можем: всегда с нами ходит, всегда хощет господствовати и владети нами (2:171).

Гордость низлагается рассуждением о конце жизни человеческой

Низлагает гордость нашу конец жития нашего, «яко земля есмы, и в землю пойдем». Приникни во гробища, и распознавай тамо царя от воина, славна от безчестна, богата от нища, крепкаго от немощнаго, благороднаго от худороднаго, мудраго от неразумнаго; тут смотря, хвались своим благородием, тут превозносись разумом, тут величайся богатством, тут надымайся честию, тут считай ранги, тут исчисляй титулы. О, бедное создание, бедное по началу, бедное по средине, бедное и по концу! Яко утлый и гнилый сосуд, яко земля есть, и в землю пойдет человек (2:173).

Следовать за Христом значит отречься от гордости (3:180, см. САМООТРЕЧЕНИЕ, 814).

Для примирения необходимо сломить гордость в сердце (5:185, см. ПРИМИРЕНИЕ, 765).

Уменьшение гордости есть начало исцеления душевной немощи (4:139, см. СПАСЕНИЕ, 981).

Чтобы победить гордость, надо познать Христово смирение

Чим более Христа будем познавать и поминать, тем более свою подлость и окаянство узнавать, и так смиряться. Христос, Сын Божий, Господь твой, тебе ради смирился: тебе ли рабу гордиться? Господь твой тебе ради рабий приял зрак: тебе ли рабу искать господства? Господь твой тебе ради безчестие приял: тебе ли рабу честию возноситься? Господь твой не имел, где главы подклонити: тебе ли рабу расширять великолепныя здания?.. Господь твой за распинателей Своих молился «Отче, остави им» (Лк. 23, 34): тебе ли рабу на оскорбивших гневаться, злобиться, искать мщения? Но кто ты таков, что не терпят уши твои оскорбления? Тварь убогая, немощная, нагая, страстная, заблуждшая, всяким злополучиям подверженная, всякими бедами окруженная, трава, сено, пара, вмале являющаяся и исчезающая. Но смотри и берегись, чтобы и тебе Христос Господь твой не постыдился, когда ты смирения и кротости Его стыдишися (2:173).

Гордость наша низлагается Его смирением (2:32, см. ПОДРАЖАНИЕ, 696).

Христианин гордость должен смирением Христовым усмирять (4см. БРАНЬ, 126).

Христианин очищает себя от гордости по примеру Христа (5:110, см. СМИРЕНИЕ, 951).

Через искушения гордый к смирению приводится (4:37, см. ИСКУШЕНИЯ, 404).

Гордость отсекать словом Божиим (4:328, см. СРЕБРОЛЮБИЕ, 988).

Гордость отсутствует у духовно мудрого (2:18, см. МУДРОСТЬ ДУХОВНАЯ, 569).

Рассуждения, помогающие удалиться от гордости и приблизиться к СМИРЕНИЮ

Сын Божий за распинателей Своих молился: «Отче, остави им!»; тебе ли на оскорбивших тебе гневаться, злобиться, искать мщения? Но кто ты такой, что не терпят уши твои и малаго оскорбления? Тварь убогая, немощная, нагая, страстная, заблуждшая, всяким злополучиям подверженная, всякими бедами окруженная; трава, сено, «пара, вмале являющаяся и исчезающая». Но ежели ты приемлешь Сына Божия за Спасителя и Искупителя, Наставника и Учителя твоего, то приемли и учение Его; ежели приемлешь учение Его, то последуй учению Его; ежели последуешь учению Его, последуй смирению Его, котораго Он тебе и словом и делом первее всех учил. Его сладкий глас к нам сей есть: «научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем» (Мф. 11, 29).

Не стыдно ли убо тебе рабу гордиться, когда Господь твой смиряется? Како наречешися Его рабом, когда не повинуешися Ему? как назовешися Его учеником, когда не слушаешь Его учения? «Научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем». Не признает и Он тебе за Своего, когда не увидит в тебе Своего характера; не признает за Своего раба, когда не увидит в тебе к Себе послушания; не признает за Своего ученика, когда не увидит Своего учения. Ты стыдишься смирения Его, и Он постыдится тебе, и отречется, яко не Своего (1:148).

Гордость не имеет основания, так как человек не имеет ничего своего, но все Божие

Люди наипаче гордятся или ради чести и славы, или ради богатства, или ради разума, или ради крепости, или ради благородства. Но понеже вся сия перемене подлежат, и как приходят к нам, так и отходят от нас, яко не наша: убо возноситься ради того, что не наше, весьма несмысленно. Все бо, что ни имеем, не наше, но Божие есть; сосуды и влагалища есмы Божиих дарований. Богу дарующему подобает всякая хвала и честь и благодарение, а человеку смиряться, дабы, что имеет, не отнято было ради гордости (2:172).

Немощи и бесконечные скорби не дают повода к гордости

Низлагают гордость нашу и бедствия наши. Кто большим страстям, тлению, болезням, немощам подлежит, как человек? Кто большему страху, печали, скорби подвержен, как человек? Отвсюду окружен бедами: созади грехи, спереди смерть, сверху суд Божий, снизу ад, со сторон соблазны мира и козни бесовския, внутрь плоть со страстьми и похотьми. В таком ли бедственном состоянии гордиться? (2:173).

Немощи рождения и младенчества не дают повода к гордости

Низлагает гордость нашу рождение и воспитание наше. Какое животное с большим трудом и болезнию раждается, как человек? знают о сем матери и при таких случаях бывающии. Какое животное в воспитании большая требует смотрения, попечения, питания, бережения, как человек? Многия животная тотчас по рождении сами себе достают пищу; а человек сколько чужими руками носится, одевается, чужими трудами питается, согревается, сохраняется! (2:172).

Человек по рождению, воспитанию и жизни немощное существо и нечем ему гордиться (1:147, см. СМИРЕНИЕ, 948).

Гордость. См. Первая глава, четвертой статьи, первой части, первой книги «О истинном христианстве» (2:170–174).


Источник: Симфония по творениям святителя Тихона Задонского / Схиархимандрит Иоанн (Маслов). - Москва : «Самшит-Издат», 2003. - 1199 с.

Комментарии для сайта Cackle