Февраль
1 февраля
Благодарю Господа, оживившего и утешившего меня причащением Божественных и животворящих Своих Таин. А слуха все у меня еще нет, несмотря на пламенные молитвы и слезы пред Господом, пред Царицею Богородицею и святыми. Когда Господь помилует? Какого благодетеля пошлет мне? Какого врача – мздоимца или безмездного?
Благодарю Господа, услышавшего покаянные вопли мои, когда я, разгневавшись на нищих и назвав одного из них в порыве гнева бесстыдным и с досадою бросив ему гривенник, потом пришел в себя и в огне скорби и тесноты стал усердно и неотступно вопиять к Богу о милости, прощении, исцелении, очищении и спасении. Я спасен, помилован, умиротворен. Слава долготерпению Твоему на мне, окаянном, и Твоему бесчисленному милосердию о мне, Господи! 1 февраля. Десять с половиной часов вечера.
Пост есть сила духовная против греха и против духов тьмы и зла. Невоздержание же есть крайнее бессилие человека, немощь в борьбе со грехом и диаволом и одоление от него. Вот почему Святая Церковь дает часто в руки чадам своим это оружие, ополчает их постом.
2 февраля
Облаженствовал меня, многогрешного, великодаровитый Господь чрез причащение Всеблаженных, Пречистых и Животворящих Его Таин, очистил, освятил, умирил, свободил, обновил. Слава Его долготерпению и милосердию! Благодарю Господа, научившего руце мои на ополчение и персты моя на брань [Пс. 143, 1], и врагов моих спявшему86 под мя.
Благодарю Господа, угасившего во мне дух вражды суетной на сестру Анну. Сестра Анна, искренно или лицемерно, очень ко мне ласкова. А этого для меня и довольно. Дай Бог мне в отношении к ней быть столь же ласковым (хотя я и не от ней смотрю благ земных) и к детям ее. Сколько замечаю, во всем моем нерасположении к ней сильный рычаг – жадность моя и жалость съестного и всего домашнего, то есть всех домашних вещей, вредимых ее детьми. О жадность, жадность! Сколько из-за тебя тайного, подпольного зла! Сколько вражды! Живи я у ней на содержании, я не был бы к ней таков.
Только Церковь может держать нас на высоте христианства и христианской жизни и посещение храма, усердное и внимательное.
Ради Бога и своего спасения надо изменить обычный образ жизни: употребление пищи и питья поутру, употребление в пищу мяса (разве в самом малом количестве, только не на ночь), употребление мучнистой пищи, например каши, также тяжелой рыбы – трески, палтусины и пр. Вообще, есть крайне умеренно, на ночь ничего не есть. Господи, помоги и утверди! Вот сегодня ночью было мне тяжело от ядения на ночь мяса. Помни, что тебе очень мало нужно пищи, ибо соки твои в тебе.
От многоядения происходит тяжесть во всем организме – заниматься нельзя. Притом в мои лета надо непременно поститься благочестия ради и любви Божией.
Вот и сон я видел, вразумляющий меня, что я из-за угождения чреву (тут же и директор) опускаю весьма важные свои обязанности, между тем как предстоит конец (учения), то есть житейского, временного сего обучения, и я должен отвечать пред Богом (а не пред ревизором каким-либо). Директор признался мне, что хорошо, что его не спросили, – он и сам не знал, потому что, говорит, по привычке ел всё скоромное – каждый день. Зная, не обучил себя ко благочестию, воздержанию и посту.
Мясная пища располагает к лени, неге, зубным болям (от избытка крови).
Евангелия, данные мне на раздачу, я не раздал (во сне). В самом деле, у меня книг священных много, надо их давать и раздавать для чтения, чтоб не лежали напрасно.
3-го февраля
Благодарю Господа, помиловавшего меня и в нынешний день безмерною Своею милостию в очищение моих согрешений и в даровании мира, свободы, радости в Духе Святом после причащения Божественных Таин. А до причащения было уныние, скорбь, немощь, теснота. О, сколь благ и дивен Господь, оживляющий меня, мертвого, ибо по вся дни умираю во грехах.
Главопреклонная молитва: если бы кто возглаголал к своему другу [Исх. 33, 11]; близость священника к Богу, как Моисея или Аарона.
По наведению ([...]) – то есть наводит что-либо на известную мысль, например: свеча – на человека, светлого умом и горячего сердцем к Богу, или на слова Господа: Огонь пришел Я низвести на землю [Лк. 12, 49]; или: он (Предтеча) был светильник, горящий и светящий [Ин. 5, 35]; или на сошествие Святого Духа во огненных языцех. Фимиам – на духовное благоухание святыни и на то, что благоухание Духа Святого очищает смрад наших страстей. Глас огня тонка, и тамо Господь [3Цар. 19, 12] (в причащении).
Здесь, в храме, непрестанно бьет ключ живой воды в слове Божием и в животворящих Тайнах (и во всех Тайнах).
Что жизнь наша? – Борьба с болезнями, с тлением и смертию с младенчества до старости, или до конца жизни; борьба со страстями, усиливающимися непрестанно пленить и погубить души и тела наши, лишить душу благодати Божией, образа Божия, этого бесценного сокровища нашего; отклонить, отринуть от святости, добродетели, веры, надежды и любви, лишить спокойствия, свободы, света, силы, дерзновения, сродных ей по природе.
Согрешил пред Богом – пороптал на Господа и продерзок был из-за глухоты, мне прилучившейся нечаянно и не позволявшей мне слышать чтения церковного. Тошно и досадно было! Аще и сей грех побеждает человеколюбие Твое, Господи, прости мне и сей грех, да прославлю Твое долготерпение и милосердие! Буди!
Познаю крайнее мое растление из того, что не могу сам по себе любить ближних моих и нуждаюсь в особой благодати Божией, которую должен испросить покаянием и слезами; чувствую себя крайне самолюбивым, самонравным, самоутодливым, нечистым, злым, гордым, завистливым, ленивым, чревоутодливым, корыстолюбивым, унылым, малодушным.
Точию вдуни, Господи, Духом Святым в уши мои – и исправятся. Послеши духа Твоего, и созиждутся [Пс. 103, 30], и обновиши слух мой.
4 февраля.
Воскресение. Поздняя обедня. Сегодня глубоко было пал внутренно, в сердце, во время призывания Святого Духа и пресуществления хлеба и вина в Страшные Тайны, огорчившись в душе на сторожа Николая, стоявшего близ престола около диакона, хотя стоял он для того, чтобы принять кадило. Едва мог раскаяться и испросить у Господа милость – так диавол увлекал. Сохрани Бог во время обедни огорчаться на кого-либо, да и когда бы то ни было. Царские имена по слову выговаривал, вез, как ленивая лошадь, но всё выговорил. А с вечера есть-пить опять-таки не следовало: ужасно тяжело на сердце было. После потребления Святых Даров ощутил в себе необыкновенную тишину и спокойствие. Дома не чужд был огорчения на свояченицу Анну; она, впрочем, была очень ласкова и предупредительна, лицо было у ней очень приятное, светлое, чистое, не надутое; я же, грешный, немножко надувался, и в сердце тлел адский огонек. Дай мне, Господи, [ангельское] незлобие, беззавистность и искреннее доброжелательство. Огорчаюсь на свояченицу и завидую в том, что она живет постоянно без дела и ест-пьет даром с прислугою всё лучшее. Но прислуга по крайней мере трудится – той не жаль трудовой кусок. А эта положительно ничего не делает, разве накормит детей. Глуп я: в чем же я завидую ей, в добром ли? Ужели я так же хотел бы жить? Что было бы тогда со мною? Я должен радоваться и благодарить Бога, что тружусь для своей и домашних, да и нищих пользы и не себе угождаю только. А правда, что еще много и себе угождаю. И это грех. Но зачем слушаю доселе наветника и клеветника диавола?
На заамвонной диавол сбил; на Евангелии о десяти прокаженных: како не обретошася – тоже; в благодарственной молитве, с помощию Божиею, удержался. Страхи напускает нелепые диавол. Смелости надо больше, открыто смотреть всем в глаза. Прости мне, Господи, ярость мою на нищих, вопль мой, жаленье себя, а не их, несочувствие и холодность к ним, неуважение нужд их, преувеличение множества их. Но от раздражения и уши мои больше болят, ибо от волнения крови во всем теле она устремляется и в голову, наипаче и к ушам.
Господь влечет всех горе’, а диавол – долу. Господь влечет чрез воздержание и молитву, отвержение себя и всех житейских пристрастий; диавол – чрез невоздержание чрева и чресл, чрез неумеренность во всем, чрез самолюбие и многоразличные житейские пристрастия, коим нет числа. Едино есть на потребу нашей душе – Бог, любовь к Нему, чистое сердце, любовь к ближнему, как к себе, кротость, терпение, незлобие. Если это есть, всё прочее – меньшее, житейское – приложится.
Тяжело было мне венчать свадьбу Ладвица при множестве разнородных посетителей! Как трудно было мне выговаривать слова, как много я пропускал от запинания диавольского! Так было тяжело, что хоть бросай всё и беги прочь. Откуда возьмется такая немощь духа! Но, кажется мне, от пресыщения моего бесы берут надо мною верх, а не я. Давно не надо бы мне есть мяса и лакомиться скоромными щами и супами да сливками! Невоздержание приносит свои смертельные плоды: бессилие духа, грубость и жестокость сердца, отсутствие искренности и глубины в молитве. О, сатана! превращающий87 сердца наши и дела наши, даже дело Божие чрез нас!
И я жестокосерд к нищим! Вот пример, конечно, не добрый! Вот потеря для меня самого великая! Мало ли еще для нищих того, что миряне к ним жестокосерды – еще и пастыри словесных овец обращают к ним [тыл]!
В нравственных действиях наших есть система, последовательность – добрая или злая, то есть деяния наши приносят нам плод по роду и виду своему: добрые – добрый, злые – злой, хотя бы мы того и не желали. Например, ты не постился Рождественский пост по прихоти, и это несоблюдение поста принесло тебе плод смерти духовной, а не жизни, ослабление духа и благодати, тогда как пощение принесло бы противоположные, добрые плоды.
И я научился, навык суетности, тщеславию, человекоугодию, и даже при священнослужении! Увы мне!
5 февраля.
Чрезвычайно памятен для меня сей день, как день страшного искушения и мучения от злобы диавольской: поутру, в 9 часов, отправившись из дому к обедне, я встретил в кухне Анну Константиновну и по действу диавольскому в сердце мгновенно озлобился на нее за праздность, тунеядство, продолжительный сон и сам глубоко, глубоко уязвился и опалился адским огнем злобы, впал в тесноту, расслабление, смятение, и всю обедню терпел страшную агонию злобы, ибо сам начальник злобы гнездился в сердце моем и как бы раздирал внутренности мои рогами своими, палил огненным хоботом своим. Горе мне было, адски тяжело. Как страшно уловил меня рыкающий лев, ищущий, кого поглотить [1Петр. 5, 8]. И из-за чего я гневаюсь на сестру? – Из-за жадности, из-за чрева, из-за брюха; не ешь-де моего даром. Но из-за чего же я хлопочу? Разве в чем я терпел доселе недостаток? Ни в чем. И сами были мы всем довольны, и я родным своим бедным посылал и посылаю, а я притом всякий день сыт и пресыт. В этот день особенно познал я всё свое греховное растление, всё свое нравственное безобразие, всю глубину пристрастия к здешнему тлену, к здешней временной жизни, всю бедность мою душевную, всё иссякновение истинной любви, всё самолюбие, самоутодие свое, сластолюбие, совершенный недостаток самоотвержения. Поделом же была и мука. Вечером поздно я пил вино (две рюмки хересу), ел красную икру, кисло-сладкий хлеб тяжелый и частию булку и пил чай со сливками – всё приготовил к усилению искушения своего. А поутру, после утрени, спать лег, вместо того чтобы готовиться к обедне. За то диавол ловко поддел меня, сонного. Бодрствуй я и молись – этого страшного искушения не было бы.
Благодарю Господа, помиловавшего меня в Святых Своих и животворящих Тайнах и после всех мучений утешившего меня миром и избавлением. Велика животворящая и спасительная сила Святых Таин Тела и Крови Христа Бога!
Сласти расслабляют, охлаждают и усыпляют душу.
Веруем в Господа и в Евангелие Его – и не исполняем написанного в нем; веруем в воскресение мертвых, в Страшный Суд, в будущую жизнь – и не готовимся к воскресению, к Суду, к новой жизни, уготованной добродетельным, прилепляемся к здешним тленным благам. Страшное раздвоение! Так силен навык ко греху!
6 февраля
Вторник. Благодарю Господа за блаженство богообщения в Божественных Тайнах, за очищение моих прегрешений, за мир и святыню, за дерзновение. Не вышел бы из храма никогда, так я был блажен, счастлив! О мир суетный! Когда я буду чужд пристрастия к тебе! Грешен я был против сестры моей Анны Константиновны, что негодовал на нее за праздность и тунеядство! Она не была праздна и не туне ела хлеб, ибо трудилась с детьми. Да притом я сам был всегда любимыми кушаньями и напитками сыт и ни в чем не нуждался. Вражда моя была суетная, дьявольская. Безответен я пред Тобою, Господи! Каюся в глубине души! Анна Константиновна сегодня необыкновенно смирилась, пала мне в ноги – я отклонил, сказав: Богу поклонись. Вот что значит сиротство и вдовство!
Употребление мучнистой пшеничной пищи увеличивает золотуху.
Господи, помилуй мя: я туне врача моего уничижал, ненавидел за неудачное лечение уха, из-за денег наиболее, что деньги берет, а дела не делает. Но от Тебя, Господи, зависит успех: если даруешь – будет, если нет – не будет. Да будет убо воля Твоя святая! А мне прости ропот мой и дерзость мою и нетерпение с малодушием.
В храме во всех ектениях и молитвах дышит дух любви. А есть ли в мире любовь? – Нет, есть самолюбие, до крайних пределов доводимое, – всё себе, для себя, о себе. Есть ли во мне любовь истинная к Богу и ближнему, во мне, по видимому ежедневно питающемуся духом любви в богослужении церковном? – Увы! Нет и во мне, к удивлению крайнему: диавол своим дыханием и во мне почти изменил Божественную любовь, и во мне дух самолюбия с своими отраслями: сластолюбием, корыстолюбием, честолюбием, гневом, завистию. Итак, надо поспешить возненавидеть себя, чтобы возлюбить Бога и ближнего, надо поститься (против сластолюбия), щедро, с охотою и усердием подавать милостыню (против корыстолюбия), не раздражаться, быть кротким, смиренным, незлобивым, искренним, доброжелательным (против гордости, гнева, недоброжелательства). Помоги, Господи!
Про’сти, услышим Святаго Евангелия. Есть ли в нас искреннее отношение к слову Божию? Увы! Нет. Многие, многие не читают Евангелия, а читают лишь светские журналы и газеты, книги. Забыли мы слова Апостола: мы должны быть особенно внимательны к слышанному, чтобы не отпасть [Евр. 2, 1]. Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его [Лк. 11, 28]. Не лукаво ли многие относятся к слову истины, к слову Божию, могущему спасти души наши? Не слишком ли многие увлекаются своими специальностями и частностями житейскими, временными, научными или практическими? Не холодно ли мы относимся к слову, откровению, возвещенному огненными языками апостолов? Так мы горячи к миру суетному, прелюбодейному и грешному и холодны, равнодушны к Богу, Коим мы живем и движемся и существуем [Деян. 17, 28]. Искренно ли, прямодушно ли относимся мы ко храму, к богослужению, к молитве, к Богоматери, к святым угодникам Божиим, к душе своей, к важнейшему из всех дел – делу своего спасения? Пусть всякий ответит на это сам в своей душе искренно, непритворно.
Господи! Всякая птица, всякое животное, всякое насекомое, всякая рыба имеет слух, а я не имею. Господи! Даруй мне слух имени ради Твоего! Ты насадил ухо, Господи, Ты и восстави сокрушенное, лишившееся способности воспринимать звуки. Хоть единый слух, одно ухо благослышащее, даждь мне, Господи! Ты давал во днех плоти Своей слух глухим, но Ты и ныне Тойже: даждь и мне, глухому, слух! Буди! 7 февраля.
7 февраля
Благодарю долготерпеливого и многомилостивого Господа, паки облагодетельствовашего меня без меры причащением Божественных Своих Таин, чрез которые очистил грехи мои, освятил, умирил, оживил, обновил, укрепил, распространил меня.
Пироги для меня очень вредны, хотя и легко испечены, на тонком тесте. Свадьбу с крайним трудом венчал (Иоанна с Анастасией).
Согрешил – на нищих раздражился и одного нищего мальчика выдрал сильно за волосы у магазина Ив .Алекс. Дмитриева, а потом взрослого юношу ударил наотмашку по щеке. Каюсь Господу и людям – согрешил! Прошу милости. Из-за чего же я обидел нищих? Из самолюбия, самоутодия, чревоугодия, корыстолюбия. Как я живу, где, что ем-пью, чем одеваюсь, что получаю? И как живут нищие, где, что едят-пьют – огромная разница.
Возлюбив Своих сущих в мире, до конца возлюбил их [Ин. 13, 1], говорит Писание. Так Господь. Так и ты – нищих и прочих ближних люби до конца, а не по временам только, не корысти ради или выгоды, не лицеприятия ради.
9 февраля
Благодарю Господа за святой дар причащения животворящих Таин, коими оживился.
Согрешил – чувство неприязни к Анне Константиновне доселе не оставил, не мирно говорил с нею, ревниво относительно жены, которою она завладела для своих выгод. Выходит, что во мне гнездится злопамятство, или памятование ее грубости и дерзостей и клевет на меня. От сердца хочу простить и прощаю ей всё, ибо она впоследствии смирила себя и вела себя хорошо, почтительно. Любовь – главизна закона Божия, всех апостолов и пророков. Чтобы любить всякого человека, как себя, надо научиться любить домашних, перенося их погрешности, проступки, неисправность, обиды, снисходя слабостям.
Бог – мое совершенное сокровище. Кроме Его никто и ничто мне не нужно. Испытал я тысячекратно, сколько благо быть с Ним и в Нем. Знаю опытно и то, сколько вредно, смертельно привязываться к земному.
Господи! Научи меня с терпением и духом кротости и любви переносить оставление меня Тобою, Пречистою Богородицею, святым Ангелом Хранителем и святыми Твоими и, в довершение, самою женою моею, почти переставшею быть моею помощницею и служащею только сестре своей вдове, у меня жительствующей. Ты сочетал, а человек разлучил меня. Даруй мне жить в Тебе и для Тебя. Или возьми жизнь мою, как бесполезную. Было у меня одно ухо здравое, и того Ты лишил меня и того не сохранил мне, грех ради моих. Но ужели всегда будешь гневаться на меня за грехи мои? Ужели не примешь покаяния? Вот, каюсь от всего сердца моего во всех злобах моих – в зависти, гордости, непокорстве, несочувствии и несострадательности, в лукавстве, хладности, нечистоте, любостяжании, сластолюбии, самонравии и во всех грехах.
10 февраля
Благодарю Господа, удивившего в нынешнее утро милость Свою на мне, многогрешном, по молитве и во время молитвы покаяния моего, воздвигшего меня от смерти греховной, от скорби, тесноты поношения и стыда внутреннего, от внутреннего терния и остнов88, раздирающих душу. Это до утрени, когда я ходил по мостовой, что около церковного дома, и потом по мостовой около церкви. Благодарю Господа, многократно спасшего меня от находа злобы во время утрени (на чтеца Иакова Камнева) за незнание чтецом дела (заупокойной утрени) и даровавшего мне благодать и силу непреткновенно и с чувством совершить утреню. Обновил Господь ко мне милости Свои чрез усердное мое покаяние.
Я молил Господа, да даст мне силу быть довольным всеми домашними моими и тем, что имею, ибо какое-то беспокойное недовольство ежедневно томит меня, недовольство сожительствующими.
11 февраля
Благодарю Господа, сподобившего меня неизреченной милости – совершения литургии и приобщения животворящих Его Таин, оживотворивших меня огнем Духа Святого и попалившим терние грехов моих и уврачевавшим недуг мой от вчерашнего пиянства у Сверлова.
Как бесконечно высоко Господь поставил спасение душ наших, что Сам вочеловечился, трудился, страдал, мучен, замучен, умер и воскрес. Но как мир менее всего ценит душевное спасение! Пустым делом считают это! Как высоко ставит плоть и удовольствия, красоту, здравие, богатство, ядение, питье, курение!
Каждый день запинает меня грех всегубительный, и я не научился доселе запинать его, самолюбивый грешник; запинает меня самолюбие, тщеславие, суетность, раздражительность, гнев, ссора, злоба, корысть, чревоугодие, блуд, жадность, объядение, пиянство, лукавство, лицеприятие, недоброжелательство, зависть, леность, жестокосердие, непослушание, своенравие, упрямство, уныние, малодушие, боязливость, ложный стыд, празднословие, смех и многие другие грехи – нерадение, опущение, ропот, дерзость, нетерпение, хула, ложь и обман. Боже мой! Доколе это я буду работать греху? Доколе буду невнимателен к Писанию, к примерам святых Ветхого и Нового Завета? Вот патриарх Иаков – имя его значит «запинатель»: несколько раз запнул брата своего, во-первых, в рождении, а потом по рождению. Тут тайна: он запнул грех, не дав ему восторжествовать над собою; при самом начале греха он не дал ему власти над собою и потом не давал ему господствовать над собою! Ибо Исав, брат его, как грешник, был образом греховного запинания. О, кто научит меня мудрости Иакова, который за мудрость в борьбе с грехом и одоление греха удостоился борьбы с Самим Богом, этой блаженной борьбы, явившей его нравственное совершенство – совершенство кротости, незлобия, смирения, простоты, мудрости, целости, веры, упования, любви? Читай человек-христианин чаще канон великий Андрея Критского.
Сознаю, что я подвиг долготерпение Божие к негодованию на меня за неисправление мое, за коснение во грехах, за неисполнение обетов моих (я обещал во время гортанной болезни не есть мяса и не сохранил своего обета). Так я закосневал в злобе, зависти, гневе, раздражительности, чревоугодии, корыстолюбии, проникших до костей и мозгов, в любви к миру, в хладности к Богу и ближнему, в жестокосердии. Долго ожидал Господь моего покаяния с плодами достойными и не дождался, за то теперь, когда по Его праведному и благому попущению я лишился слуха и просил Его многократно со слезами, с верою даровать мне слух, ибо одно мановение Божие – ия получил бы слух, Он не услышал меня, хотя и без конца милостив и сострадателен, и отвратил лице Свое от меня, хотя грехи не прекращает очищать в молитве покаяния моего и в причащении святых животворящих Его Таин. Благодарю за всё Господа, за печальное и за радостное. Но хотя ныне, по четырнадцати неделях наказания глухотою, умилосердись, Господи, и даруй мне снова слух мой или непосредственно, или чрез людей. Укажи, Господи, к кому мне обратиться для уврачевания. Вот, я помолился Тебе, всеведущему, всеблагому, всемилостивому, сострадательному, всемогущему, благопослушливому!
Нам един Бог Отец, из Негоже вся, и мы у Него, и един Иисус Христос, Имже вся и мы Тем. Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас [Еф. 4, 4 – 6]. Как мы близки к Богу (мы у Него) и друг к другу – все, и на небеса преселившиеся, и на земле подвизающиеся христиане! Как доступна наша молитва к престолу Божию чрез ходатайство Пречистой Богородицы и святых! Как благонадежно надо молиться!
Нужно отделять грех от грешника иг грех ненавидя, самого грешника любить, ибо он есть образ Божий, хотя и носит язвы прегрешений; да притом мы любим себя, хотя и сознаем за собою тысячу погрешностей и грехов, – почему же, равным образом, не любить и ближнего, собрата нашего или сестру, не чуждых погрешностей, страстей, неисправностей, угловатостей? Ибо ближнего надо любить, как себя. Я привык грешника отождествлять с грехом и ненавидеть вместе с грехом и грешника, даже больше несравненно грешника, чем грех, ибо грех тут служит только предлогом к ненависти, да и вообще, пустая какая-либо вещь нередко служит мне предлогом к неприятности, к ссоре, вражде. Как вредно привязываться к чему-либо земному, житейскому, когда из-за этой привязанности нарушается и разрушается Божественный закон любви – весь закон, и в одно иногда мгновение! Чтоб любить ближнего, надо отвергнуться не только земных вещей, но и себя самого и всего того, чем питается мое самолюбие и моя земная плотская жизнь; надо отбросить весь избыток злобы, зависти, гордости, самолюбия, самонравия, упрямства, чревоугодия, корыстолюбия, плотоугодия.
Благодарю Господа, укротившего гнев мой на сестру Анну по приходе моем домой, когда я нашел совершенный беспорядок в кабинете. Крайне я огорчился на нее за нерадение, невнимание к порядку, за леность, бездействие, тунеядство, неблагопослушливость, своенравие. Молил Господа, да дарует ей отдельный быт и научит ее трудиться и во всем наблюдать порядок.
Ты привык сердиться на ближних и особенно на домашних из-за всякой безделицы, для тебя неприятной, из-за взгляда холодного, слова негладкого, проступка маловажного, и думаешь, что гнев и зло на ближнего есть сила, способная исправить или прекратить неисправность, погрешность, вред, зло; напротив, гнев и злоба есть истое бессилие и новое зло – зло в тебе самом. А вот сила против всякого греха ближнего – незлобие, кротость, безгневие, смирение, рассудительность, снисходительность, терпение. Вот истинная сила против всякой злобы и злонамеренности людской, греха, погрешности. Это действительная сила, божественная сила! Эта сила победила мир! Эту силу противопоставляли ярости иудеев и язычников святые апостолы, а прежде их Сам Богочеловек, Господь наш Иисус Христос; ее противопоставляли ярости гонителей и всем ужасам святые мученики, исповедники, иерархи; ею руководились во всей своей преподобной жизни святые отшельники. Нет сильнее, тверже, победоноснее, благоплоднее силы, торжествующей над всяким злом, как сила незлобия и терпения. Это всякий христианин должен твердо помнить, и я в особенности. 14 февраля 1873 г. Среда.
Вечер дня сего был вечером великого милосердия Божия, скорого услышания и избавления Божия: смущенный и уязвленный (по действию моего самолюбия и врага) от враждебного столкновения с Анной К., державшей предо мною двери в столовую, на что я изъявил свое неудовольствие. Повергнулся я на колена пред Богом в кабинете моем с воплем крепким и со слезами покаяния – и в одну минуту был помилован и избавлен моим Спасителем и от враждебного настроения, или расположения, и от смятения, и от тесноты, и от посрамления, и вышел я к гостям своим Гурновым спокойный и свободный духом (а когда вперед шел, был раздраженный, смятенный, воспаленный, связанный, постыждаемый). Слава о сем Избавителю Богу! О, если бы так исцелил слух мой Господь Бог мой, как исцеляет душу мою! Буди! Буди! Буди! (15 февраля 1873.)
Как бы в обличение моего суетного гнева, во сне ночью я разгневался на какого-то молодого человека, бывшего студента Академии, который не хотел сказать мне своего имени и фамилии, невзирая на мою неотступную просьбу. За это я стал потом ругать его. А Ив.Фед. Нильского, показавшегося стариком, поздравил тут с золотым браком. В монахи постригся – клобук и ряса монашеские; отведен к новоначальным, обед монастырский скромный; служение.
Вечер дня 15 февраля ознаменовался для меня новым милосердием Божиим: в скорби и тесноте от грехов дерзости и жестокости моей с нищими (одного выдрал за волосы, другого с лестницы столкнул) и от стрел гнева Божия я обратился в молитве покаяния к Богу, прося прощения, исцеления, мира, свободы, пространства, – и, о бесконечное милосердие, бесконечная благость! я помилован, прощен, исцелен, умиротворен, свободен! О, кротость и долготерпение! А грех мой был велик и тяжек не только как грех христианина, долженствующего всегда быть агнцем незлобивым, но и как священника, который никогда не должен раздражаться и не трогать никого даже пальцем! И Господь не отринул моего покаяния! Столько оскорбил я Его в лице членов Его, нищих сих, братии Его и моей, и Он долготерпеливо перенес сие, не погубил меня! Слава долготерпению Его! Слава милосердию Его! О, сколько я должен возлюбить Господа, столько мне прощавшего, столько долготерпевшего! Что ми после сего есть на небеси; и от Тебе что восхотех на земли? Изчезе сердце мое и плоть моя, Боже сердца моего, и часть моя, Боже, во век [Пс. 72, 25 – 26]. 15 февраля 1873 года.
Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете? [Ин. 5, 44]. Так в большей части из нас нет истинной веры, ибо мы не к почести горнего звания Божия стремимся, а земного, не вечных, а временных сокровищ ищем, славы друг от друга ищем, пренебрегая славою от Бога, истинною славою. Как пренебрегаем мы славою, яже от Бога? Так, что не заботимся об исправлении и очищении сердца своего и помыслов ума своего, злых стремлений воли своей; многие умели ласкательством, пронырством или дарами достигнуть важных отличий, занять видные и доходные места, нажить себе состояние и пред людьми кажутся важными, знаменитыми, а пред Богом они не таковы, пред Ним они – гробы подбеленные, полные костей мертвых и всякой нечистоты [Мф. 23, 27], пред Ним они мерзки, ибо что в людях высоко, то мерзость пред Богом [Лк. 16, 15]. Иной увешан орденами, а сам сребролюбив и жаден, как Иуда, или нечист, как женонеистовый Исав. Так, мы гоняемся за славою человеческою, суетною и нерадим о славе Божией, истинной, вечной, гоняемся за славой мира сего и пренебрегаем славою небесною. Если бы мы искали всякий день славы Божией, то обращали бы каждый день, час, минуту строгое внимание на внутреннее состояние души своей, очищали бы помыслы непрестанным богомыслием, молитвою, чтением слова Божия, искореняли страсти, жили бы в любви, кротости, незлобии, доброжелательности, дружбе, были бы милостивы к ближним до самоотвержения, покорны старшим, целомудренны, воздержны и пр. и ни во что ставили бы неимение орденов, лишение богатства и пр. Ибо не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти; но тот Иудей, кто внутренне таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога [Рим. 2, 28 – 29]. (Слава Тебе, Господи, за мысль благу.)
16 февраля
Согрешил пред Богом и людьми – не стерпел пустяков: от свояченица Анны К. того, что она бросилась, вопреки желанию моему, запирать двери из гостиной в залу после того, как я отворил форточку в спальне своей и запер дверь спальни, ведущую в переднюю, так что воздух сквозной не мог проникнуть в залу, где были малые дети. Я запретил ей еще запирать другую дверь, и это возбудило ссору из-за моего укора за столом. Дело началось с прислуги Марьи, которую Анна К. отогнала из-за своего, а может быть, и ее каприза. Она не послушалась тебя, сказал я, и ты отогнала ее; так слушайте же и вы меня, а то и я вам откажу от дому. А они были очень своенравны, то есть Анна К. с некоторыми другими. Жена моя вступилась, стала жалеть сестру а та горевала. Причиною всему этому был я, нетерпеливый и самолюбивый и злой.
Один человек назвал курение табаку непотребством, так как потребности в этом курении природа человеческая прежде не знала, а в настоящее время. Эта потребность ложная и вредная. 26 февраля.
Недостойными устами, мыслию и сердцем благодарю Господа, помиловавшего меня, когда я взывал к Нему в сердце в духе покаяния о даровании мне прощения в неприязни к сестре Анне К. во время пути моего на кладбище, и исцелившего душевную язву и тесноту мою. Слава милосердию и долготерпению Твоему, Господи!
Благодарю Господа, еще избавившего меня от душетленных последствий выговора обличения, наставления свояченице моей Анне за стеснение меня в доме моем, то есть в квартире моей. Это было за обедом.
Взирай на пример мучеников, до чего они возлюбили Бога, жизнь свою с радостию положили за Него. А мы для Господа и для своего спасения не хотим терпети малой невыгоды, неприятности, причиненной своими, своенравия от своих домашних и озлобляемся, мстим, режем сердцем и словами своих ближних, гневаемся, ссоримся. Душу надо полагать за закон Господень, за любовь к ближнему и всё терпеть, все неисправности, обиды ближних.
17 февраля
Благодарю Господа, сподобившего меня неизреченной Своей милости – совершения литургии и причащения Божественных Таин и чрез них очищения души, мира, сладости, свободы, дерзновения, света. Благодарю Господа, зиждущего мир между мною и сестрою Анною, – да будет он тверд, искрен, постоянен.
18 февраля
Горько каюсь в том, что ел вчера на ночь рыбу, – так она во мне противна! Так излишня! Господи! Даждь не прикасаться мне к рыбе весь Великий пост! Хощу, помози!
Благодарю Триипостасного Господа, сподобившего меня прославить Его каноном и акафистом в четыре часа утра в воскресение прощеное с обильными слезами умиления.
18 февраля.
Воскресение. Благодарю Господа, неизреченно меня оживотворившего, умиротворившего, обновившего, облагоухавшего, укрепившего, исцелившего причащением святых, бессмертных и животворящих Его Таин Пречистого Тела и Крови, после тягчайшего испытания во время служения литургии, после немощи, скорби, болезни, тесноты, смерти духовной. Я думал, что пиво черное сделало во мне то, что горло мое совсем было засорено вместе с грудью: говорить едва мог. Погода нездоровая, слякоть, всё растаяло.
20 февраля
Непрестанно оскорбляю я, окаянный, Господа моего: благого – злобою, щедрого – скупостию, кроткого – яростию, пречистого – скверными помыслами и чувствами, смиренного – гордостию, простого – лукавством, всеправедного – неправдами, долготерпеливого – нетерпением, многомилостивого – немилосердием. Но, о долготерпеливе и премилосерде Господи, паки Ты примирился мне по молитве искреннего покаяния моего и оставил, простил мне злобы сердца моего. (Рыкачеву сказал: жаль, что слова ваши оказались ветром; дважды на нищих кричал.) Вот я ощущаю в себе благодать Твою, мир Твой, свободу, прохладу, пространство, яко воду упокоения. Слава Тебе, премилосердый, преблагопослушливый Господи! Се, тако благопослушлив ко мне буди, Милосте моя, завтра, во время служения великопостных часов, вечерни и литургии Преждеосвященных. Буди!
21 февраля
Благодарю Господа, удивившего на мне милость Свою по молитве моей и явившего помощь Свою мне в служении Преждеосвященной литургии и возвеселившего меня причащением святых, бессмертных и животворящих Таин Своих после потребления их. Благодарю Господа, спасшего меня от духа сладострастия и непотребства в 3-м классе, увлекавшего меня. Слава, Господи, девственной красоте юных чад Твоих, созданных по образу и подобию Твоему. Воистину украсил еси, Господи, венец всех сотворенных от Тебе, то есть человека. Слава пречистой, первообразной, несозданной красоте Твоей, да приходит всегда слава и красота твари к Творцу! Виноват ли отрок, что диавол увлекает меня чувством, страстию непотребства против воли моей?
Во время служения часов, вечерни и литургии Преждеосвященной диавол крепко подстрекал к ненависти относительно сына сторожа алтарного Николая – Ивана, стоявшего в алтаре, и относительно самого Николая. Несколько раз молил Господа, да отступит от меня дух злобы и да простит мне грех неприязни, и Господь покаяние приял и от духа злобы избавил. Слава Господу!
Вечером на нищих раздосадовался, но покаялся и получил от Господа милость и мир и благодать.
22 февраля
Плод рыбоядения и сластоядения – блудная эрекция детородного члена. Если не имеешь целию жизни рождать детей, то воздерживайся от ядения рыбы и сластей.
От несоблюдения поста и воздержания делаются приливы крови, происходит затмение ума и сердца, отъемлется способность здравого и быстрого, основательного суждения, увеличивается нечистота сердца и возрастают все страсти; при малейшем поводе они начинают сильно волновать и возмущать душу, в особенности главная страсть – самолюбие бывает очень раздражительна. Пост, смиряя плоть и несколько удручая ее, особенно если соединяется с молитвою, укрощает и все страсти, отнимая у них силу.
Доселе ты учился богопротивной любви к самому себе, возвышая себя и угождая себе, творя волю плоти своей, скверного и злейшего сердца твоего. Теперь учись ненавидеть и презирать себя, распни плоть свою со страстьми и похотьми. Будь добровольным мучником.
Имея пред очами своими образцы всех добродетелей, христианского совершенства и во главе всех – Господа нашего Иисуса Христа и Пречистой Его Матери, мы не стремимся к совершенству жизни, – так закоснели во грехах, что не любим, как бы следовало любить, христианского совершенства, не полагаем восхождения в сердце своем. О, окаянство наше! Все одни и те же грехи каждый день или и новые прилагаем и всё глубже и глубже в них погружаемся. Долг христианина – стремиться к совершенству во всякой добродетели: в простоте, в незлобии, смирении, нестяжании, воздержании, чистоте, вере, уповании, любви, терпении, послушании.
Кающемуся: признаешь ли ты себя грешником, духовно больным, чувствуешь ли свою болезнь, искренно ли желаешь исцеления? Вот, врач готов исцелить и помиловать. Сознаешь ли, что грех от Бога удаляет и в ад ввергает грешника? Веришь ли, что муки ада для нераскаянных будут вечны? Скажи, чем болит душа твоя? Не болит ли лукавством, злобою, завистию, гордостию, тщеславием, любостяжанием, жадностию, объядением, пьянством, блудным бешенством, леностию, нерадением, праздностию, празднословием, сквернословием, привычкою лгать, обманывать, божиться? Не болит ли своенравием, упрямством, привычкою сердится из-за всякой безделицы? Не страдаешь ли ревностию, расточительностию, мотовством, жестокосердием к бедным, несострадательностию, скупостию, не осуждаешь ли всякого? Не подвержен ли ропоту, унынию и малодушию в скорбях, напастях, неудачах? Не допустил ли угаснуть в себе любви к Богу и ближнему? Ходил ли в храм Божий? Читаешь ли и слушаешь ли слово Божие? Размышляешь ли о том, что Бог сделал и делает для спасения душ наших, в особенности для твоей души? Чувствуешь ли, сознаешь ли нужду в богослужении, в посте и молитве? Не охладел ли к молитве, вообще к делу спасения?
Веруешь ли, что ты по образу Божию и что образ Божий в тебе грехами искажен? Желаешь ли возобновить и украсить его? Веруешь ли, что ты член Христов, храм Святого Духа, что все мы члены друг другу? Берег ли ты одежду крещения, как снег белую? Обручение Духа Святого? Веруешь ли, что Отечество твое на небе, а здесь ты только странник и пришлец, гость кратковременный? Готовишься ли предстать Отцу Небесному в одежде праведности и чистоты, которую приготовил тебе, исткал, украсил крестом Своим и смертию Иисус Христос? Веруешь ли, что Церковь есть твоя нежнейшая мать, руководительница и воспитательница, данная нам от Самого Иисуса Христа, и что в ней пребывает непрестанно спасительная благодать Божия? Повинуешься ли, не чуждаешься ли ее? Почитаешь ли пастырей духовных, руководствующих тебя к Богу и вечной жизни? Уважаешь ли всей душой великое дело их служения и пастырства?
Сильная боль в пояснице была всю ночь оттого, что я на ночь ел много грибов белых с кисло-сладким хлебом (польским). Не надо никогда на ночь есть грибов, да и вообще избегать их. Каши, овсянки тоже избегать по золотушному моему состоянию.
В дела или в бездействие и леность свояченицы своей Анны К. не мешайся, знай себя и делай свои дела, а ее предоставь Христу Богу, Главе Тела Церкви, Пастырю и Посетителю душ наших. Вижу, что враг намеренно подстрекает замечать в ней только всё худое, доброе оставляя в забвении. Так, забыл я, что она с готовностию перевязывала мне больной палец, что она вечера на ночь сказала мне «прощайте», когда я не хотел того сказать наперед, и вообще она часто с дитей своей Лизой ласкалась ко мне сердечно. И за то спасибо. Бог с нею, и да будет со мною. Научи ее всякому делу, Господи, и не попусти ей ожидать богатства, будто бы с неба оно имеет упасть к ней; делу, труду научи ее.
Любовь кого-нибудь, например отца, друга или человека богатого, начальника, выражается в щедрых дарах любимому или в наградах ему, также в снисхождении к его слабостям и проступкам, в разных поощрениях. Так, любовь Божия к нам, грешным, выразилась и выражается в бесчисленном множестве даров вещественных и духовных и наиболее всего в даровании нам Единородного Сына Своего, Господа Иисуса Христа, в даровании Иисусом Христом Пречистого Тела и Крови Своей в пищу и питье нам. Так и мы, по подражанию Господу или добрым родителям, начальникам, друзьям, богачам, должны быть щедры к бедным и не уменьшать до крайне малой суммы подаяния свои или не отгонять их прочь от себя, если имеем, чем помочь им, хотя бы это приходилось делать каждый день одним и тем же многочисленным бедным. Ибо им неоткуда взять.
Славлю и превозношу Господа, явившего мне спасение Свое ночью вчерашний день в примирении жены моей со мною, о смягчении которой я молился, ибо я ожесточил и прогневал ее гневом моим и брюзгливостию моею в болезненном и утомленном моем состоянии. До примирения я не мог спать, а примирившись, заснул. Хотя ненадолго, ибо палец с ногтеедою беспокоил меня.
Благодарю Господа, помогшего мне исповедать вчера сто девяносто восемь человек с 2-х с четвертью до 9-ти с половиной часов вечера. Трудно было мне выговаривать всю разрешительную молитву: враг диавол непрестанно противился и похищал слова молитвы от сердца и от уст. Я был суетен, скован.
24 февраля
Благодарю Господа, явившего мне и ныне неизреченную Свою милость в служении мною ранней литургии, отъявшего мертвость и бессилие мое, насилие диавольское и умирившего и возвеселившего меня державною чашею Своею и сподобившего причастить около трехсот человек. Отец Матфей причастил боле ста. Всех исповедников на Первой неделе поста было шестьсот человек.
Благодарю Господа, как воск мягким сделавшего сердце сестры моей Анны Константиновны Цветковой, за которую я молился. Дивен Бог во внутреннем нашем мире, в душе, чудные дела творит в ней, обращая, смягчая, просвещая, очищая, пременяя ее, примиряя, поставляя на пути веры и упования, любви. Слава Богу сердец, Богу разумов, Богу волей наших! Слава Господу, разрушающему враждебные расположения наши! Ибо неустанно, хитро, страшно посевает в нас диавол вражду! Да научимся любить друг друга горячо, непрестанно, неотпадно, неизменно!
Прости мне, Господи, я покурил ныне табак, якобы для умягчения болезни руки.
Священник должен совершенно проникаться, одушевляться совершаемым священнодействием или обрядом. Так например, когда совершает напутствие больного и когда он находится лицом к лицу с Самим Господом, единым Человеколюбцем, дающим Себя в снедь и питье верным, – священник тут должен быть весь проникнут величием Существа, Которому предстоит, святостию, благостию и любовию Его; должен быть проникнут чувством своего недостоинства, своих грехов; должен быть проникнут любовию сострадательною к больному, должен познать общую нашу немощь, греховность, смертность. Боже сохрани его в эти минуты от чувств лицеприятия и корысти, которые нередко в эту пору искушают его по привычке к лицеприятию и любостяжанию. Так, при совершении литургии он должен быть проникнут всецело любовию к Богу, столь крепко возлюбившему мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную [Ин. 3, 16], и любовию ко всем людям, как братиям и чадам единого Отца; при совершении Таинства Крещения должен проникнуться величием этого пренебесного Таинства, бесконечною благостию и премудростию Божиею, благоволившего даровать нам баню пакибытия и обновления Духа Святого и искренним
желанием всем обновления и вечной жизни в Царстве Христовом; при совершении Таинства Покаяния должен одушевляться ощущением бесконечного милосердия Божия, за единое усердное покаяние, за слезу умиления прощающего нам бесчисленные согрешения в силу крестных заслуг Христа Спасителя нашего. Поистине неизглаголанное милосердие Божие – человеколюбия неисследимая пучина! Но надо предохранять себя и других от безрассудного упования на милосердие Божие, недеятельного, ленивого, дерзкого, ибо Бог не пособник злу. Надо творить достойный плод покаяния [Мф. 3, 8] и других тому учить; при совершении миропомазания надо благоговеть пред залогом Духа Святого и крепко хранить его в своем сердце, ибо это залог вечной жизни и вечного блаженства, и не прилепляться к благам здешней жизни скоротечной, а мудрствовать горняя.
Жадность да зависть заставляют часто нас негодовать на людей и оскорблять их, что едят скоромное в пост, – жадность, говорю, а не истинное благочестие и желание душевной пользы спасения. Всяк человек ложь [Пс. 115, 2]. Вообще, самолюбие есть главный рычаг всех наших мыслей, чувствований, намерений, стремлений, слов, поступков, страстей, потому да отвержется себе носящий на себе имя Христово и да умерщвляет плоть свою со страстьми и похотьми.
Потопил я, окаянный, плоть и душу невоздержанием и страстями. Когда смирю себя постом, бдением, молитвой? Вот сегодня утром встал в четыре часа, а потом опять лег, ленивый, беспечный.
Дурной характер у меня слагается из-за чревоугодия, жадности и пресыщения – подозрительный, злой, своенравный, самолюбивый, боязливый, ропотливый, нетерпеливый, завистливый, гордый, блудный, унылый. Поделом Господь предает меня владычеству и тиранству диавола, коему работаю страстями моими.
Согрешил пред Богом и ближними: не искренно читал молитвы при напутствии больных, небрежно исповедовал;
молитвы родильницам тоже небрежно читал. Литургию совершал часто борзо89, неохотно; не искренно поминал усопших, поспешно; молитвы родильницам тоже часто небрежно читал. Благословлял неохотно и небрежно просящих благословения. За государя, за Святейший Синод небрежно молился. Также и о прочих по ектениям – великой, сугубой, малой, просительной.
25 февраля.
Воскресение. Утреня и ранняя обедня. Поистине Бог наш есть Бог чудес и ненадеющихся надежда. Насколько диавол во время обедни оскорбил, измучил, обесчестил внутренно, смущал, наводил боязнь и страх, насколько убил меня, настолько, и больше гораздо, Господь по причащении утешил, успокоил, оживил меня! О огнь животворящий, сладостный, мирный, крепительный, огнь, который я почувствовал, ощутил тотчас по причащении! Огнь, равный вечной жизни, огнь, Сам Дух Святый, или во огни Дух! За Тебя достойно и праведно отдать всё в мире и самую жизнь тленную! Огнь святыни, огнь силы, чистоты! О жизнь после смерти! Сколь ты сладостна! Но как этой жизни завидует лукавый и как он силится тотчас исторгнуть ее из нашего сердца, как противна ему эта жизнь! Как он беснуется, свирепствует против нас, будучи изгнан благодатию Духа! Ибо диавол обык иметь в нас теплое гнездо. Как рассвирепевается гиена, лишенная детей, так он бросается на нас, избрав орудием к тому какую-либо нашу немощь. Так он не дал мне сегодня выговорить слово Евангельское на молебне, так он расслаблял меня при совершении Крещения в церкви при чтении молитв родильнице.
Опять пришлось сегодня мне горько раскаиваться в том, что вчера с вечера ел я маринованную корюху рыбу и икру с кренделями и черным хлебом. Это лишнее было.
26 февраля
Как начну я оплакивать свое невоздержание с вечера вчерашний день, да и вообще невоздержание свое! Чем я омою свое пресыщение ухой и рыбой в ухе, после того как я досыта напился чаю у Ковригина? Потопил я чрево свое пищей, а враг наводнил душу всяческими искушениями: блудными, смущением, боязнию, бессилием к молитве и к победе над врагами; смущенный, оскорбленный, поруганный пришел я домой. Что за дерзкое пренебрежение с моей стороны к слову Евангельскому и к примеру Спасителя моего, во спасение мое предложенному, и к уставам богодухновенной матери моей – Церкви, узаконившей пост Четыредесятницы! Что за безумное отвержение оружия духовного, подаваемого мне Церковью против грехов и врагов моих? Лишь я наелся вчера рыбы, как начали обуревать и смущать меня блудные помыслы и стали обычны нечистые движения в сердце! О, как опасно нарушать постановления Церкви! Как гибельно для души и тела! Всё думаем мы: авось сойдет, ничего не будет! А опыт показывает, что невоздержание не ничего, а порождает чистую беду душевную, крушение духа.
Всякое дело любит цельность, законченность, как и дело спасения душевного, а мы лишь начнем дело сие, как вскоре же и разрушаем его сами по своей невнимательности, небрежности, пристрастию к плоти-душегубке, и дух благодати отгоняем, и в напасти ввергаем себя. Ибо враг тому и рад, что мы выпустили оружие из рук, и ругается над нами. Господи, умилосердись и еще надо мною, погибающим, и помилуй и спаси меня! О, сколь тяжело было мне сегодня служить после потопления себя ухою и оттоль – вражиими искушениями! Что за жадность! Что за безрассудство! Что за вольное потопление себя! О, какое бесконечное различие пищи Тела и Крови Христовой от пищи тленной! Та оживляет – эта умерщвляет дух при малом излишестве, та упокоивает – эта возмущает, та облегчает – эта тяготит, та дает дерзновение – эта повергает в малодушие.
Не ради воздаяния, а ради Христа да живет у меня мирно и в довольстве вдова Анна К. свояченица с детьми своими, и да буду я покоен относительно ее и всех прочих. А жене моей, укорительнице и ругательнице, да простит Бог и да смягчит и вразумит и примирит ее со мной, а меня с нею. До чего может довести мужа ругательная жена, показал сегодняшний опыт. Горяч и стремителен я! Видно, сегодня я недостойно причастился, как пресыщенный с вечера. Каюсь. Да простит Господь жену мою или да обличит и накажет ее, якоже весть Сам, – я за свое нелюбление уже наказан.
Nonne vera fit vox uxoris meae, quod poena mihi est adeo perturbation mea tempore sacrae actionis propter meam malitiam et imperiam domo?..90
Я крут в действиях и скор на гнев. Дурно. Яро позвонил сегодня, убегая от нищих, и из-за того вышла ссора. О, женщины! Женщины! Сколько из-за них искушений! О страсти, страсти мои! Сколько из-за вас смущений! Боже мира и любви! Помилуй служителя Твоего! Суди меня с домашними моими. Вот они по-своему хотят господствовать в доме.
Сколько укоризн от жены, сколько угроз в порывах ярости! Надо принять меры предосторожности!
Се, Господи, искренно признаю худость мою, окаянство и непотребство мое и себя одного признаю виновником всех искушений, бывающих со мною в Церкви и непорядков в доме! Помилуй мя и исправи мя! Все товарищи мои и все домашними мои – добры: я, я один хуже всех. Это искренно говорю.
Я должен жить не жизнию ветхого человека, наследованною от прародителей, не в ежедневной злобе, зависти, гордости, алчности, корысти, чревоугодии, пресыщении, а жизнию нового человека, обновляемого по образу Создавшего, то есть в кротости, незлобии, смирении, воздержании, чистоте и целомудрии, нестяжательности, доброжелательстве, в простоте, в терпении, послушании. На то было крещение со мною совершено, на то миропомазание, для того отрицался сатаны и всех дел его, для того сочетался Христу, для того обновляюсь столь часто животворящими Тайнами! Для того читаю слово Божие! Для того совершаю службы Богу в храме и в дому!
Кого ведати подобает христианам после Господа и Спасителя? – Пресвятую Богородицу, Царицу и Владычицу нашу и по благодати Матерь нашу, любящую нас и непрестанно молящуюся о нас.
27 февраля
Благодарю Господа, принявшего искреннюю молитву покаяния моего и прошения мира между мною и женою и прочими домашними, и даровавшего пременение и ласковость жене моей и домашним. Благодарю Владычицу мою Богородицу, Матерь мою всеблагомощную, премудрую, всеблагую, пребыструю Заступницу, исходатайствовавшую нам мир. Я читал стихиры и канон Тихвинской Божией Матери и в церкви усердно просил Ее о том. Слава Господу! Слава Божией Матери! Только молитва моя со делала это чудо. Не посрамлен я в своем уповании Господом и Богородицею. Часы служил по благодати Божией бойко и непреткновенно, с благоговением и умилением.
Не попусти, Боже, мне впредь есть рыбу и особенно пить сладкий чай: с 24-го на 25 марта, на Благовещение, почти всю ночь у меня были грезы, эрекция детородного члена была во всю ночь, и самые назойливые и беспокойные; чтобы не сделалось блудного излития, я часто пробуждался и знаменал член крестом, как бы распиная его на кресте. 25 марта. Пять часов утра.
Человек – существо свободное, и домашние мои все свободны конечно; надо уважать во всех и в них этот дар Божий. Свобода выражается в различии характеров, взглядов, поступков.
Говорить великую молитву святого Ефрема Сирина и не исполнять ее – лицемерие.
Из-за пустяков я не благоволю к Анне К. и имею неприязнь к ней – разве это можно? Доколе раздражать буду благость и долготерпение Божии? Возлюблю ее искренно, как сестру.
Воскресение. Что значит, что сегодня во сне я видел многих архиереев и между ними митрополитов, посетивших наш собор, и в том числе и преосвященного Исидора, и притом с крайнею простотою обошедшегося со мною, так что я и на перси к нему припадал и спроста с ним объяснялся?.. И Филарета, бывшего Киевского91, видел в нашем храме, снявшего свой белый клобук в храме и смиренно усевшегося у западной стены храма в куколе монашеском. 4 марта 1873.
Анна Константиновна услужлива и предупредительна и настойчива в услуге. Да помилует ее Господь.
Благодарю Господа, сподобившего меня совершить благодерзновенно и непреткновенно все службы церковные в продолжение чередной седмицы, прощавшего великие грехи мои, разрушавшего скорби и тяготы мои и дававшего мне иго Свое благое и бремя легкое, наипаче в причащении Божественных Таин.
* * *
Спясти (церк.-слав.) – попрать, опрокинуть, свергнуть.
Превращающий (церк.-слав.) – переворачивающий (от «превратити»), извращающий истину (ср. «превратный»).
Остен (церк.-слав.) – жало, бодец; игла, гвоздь.
Борзо (др.-рус.) – торопливо,
«Разве не истинен глас жены моей, что наказание мое и даже смущение во время моего священнослужения – из-за худости моей и деспотизма моего в доме моем?..» (лат).
Филарет (Амфитеатров; 1779 – 1857), святитель, митрополит Киевский. После получения духовного образования последовательно занимал должность инспектора в Севской, Уфимской и Тобольской семинариях, Петербургской и Московской Академиях. В 1816 году был определен ректором Московской Духовной Академии; в 1819 году хиротонисан во епископа Калужского. Занимал Рязанскую, Казанскую, Ярославскую кафедры; в 1837 году был назначен митрополитом Киевским. Святитель Филарет пользовался всеобщим уважением за свою истинно христианскую жизнь. Автор многих богословских сочинений. Память 21 декабря (3 января).