Март
2 марта
Благодарю Тебя, Господи, яко отъял еси злобу от сердца моего на сестру Анну, по молитве моей, и адову тесноту, скорбь и мучение лютое отгнал еси от Мене и мирно глаголати даровал еси и сестре Анне со мною и мне с нею. Благодарю Тебя, Владычице, Мати мира нашего, мир нам даровавшая.
Видишь, как мало тебе нужно пищи и питья, и замечаешь, как враг бесплотный смеется над тобою каждодневно, над твоими пристрастиями к земным вещам: к квартире, к деньгам, к пище и питью, к одежде, к земной, суетной чести, – как возмущает, волнует, теснит, поражает жалом вражды к ближним, зависти – и так быстро, нагло, тиранически. А сколь великое благо и милость Божия – довольствоваться малым, надеяться на Подателя всех благ Бога и жить во взаимной любви! Из-за даров ли любви Божией тебе не любишь ты туне питаемых и упокоеваемых тобою в данном тебе от Бога пространном жилище? Живи же в любви и побеждай благим злое, да не мечтай, что все, что у тебя, твое! Тебе дано от Бога пространное жилище для того, чтобы поделиться с нуждающимися сродниками, хорошие средства к жизни – чтобы делиться с неимущими. Много ли тебе нужно? – Уголок, кусок, несколько глотков, немного одежд. Как будто вы одни поселены на земле [Ис. 5, 8]?
Кающимся. Веруете ли вы в Иисуса Христа? Помните ли заповеди Его? Стараетесь ли жить по Его учению? Стараетесь ли избегать грехов и жить в добродетели? Избегаете ли праздности, рассеянности? Упражняетесь ли в молитве? В чтении Священного Писания? Посещаете ли храм Божий в воскресные и праздничные дни? Слушаете ли внимательно слово Божие? Не дали ли в себе укорениться страстям и порокам: ненависти, вражде и злобе, зависти, недоброжелательству, гордости, раздражительности, чревоугодию, пьянству, скупости, сребролюбию, честолюбию, своенравию и упрямству, ропоту, богохулению, не впадаете ли в уныние и отчаяние, не преданы ли мотовству или страсти к нарядам, пристрастию к игре, не ссоритесь ли из-за пустых вещей, вообще из-за чего-либо с домашними, родственниками, соседями? Не дрались ли? Не обижали ли кого? Не божились ли, не обманывали ли? Не жили ли блудно? Сокрушаетесь ли искренно о своих грехах? Намереваетесь ли искренно пожить впредь богоугодно и хранить заповеди Господни, делая добрые дела, побеждая грехи и страсти и всеми силами стремясь к вечной жизни? (В «Кронштадтском Вестнике» отпечатать форму исповеди – дать все вопросы.) Не утаил ли? Не украл ли? Не живешь ли беззаконно с какою-либо дев[ицею] или женщиною?
Помни ковчег Ноев, в коем мирно и дружно жили и волк с овцою, и все звери и животные. Ты живи мирно и согласно в своем ковчеге, то есть в своей квартире, уважь единоутробие.
Сам Господь дародатель приемлет даруемое тобою сестре Анне и детищу её: со смирением и доброхотством, с любовию покой и питай их. Замечай ласковость сестры Анны и цени эту ласку и саму её.
Благодарю Господа, паки спасшего меня от мучительства диавольского по молитве моей и противлению диаволу. Слава Тебе, Господи! 10 часов пополуночи.
Милостив Господь и щедр, долготерпелив и многомилостив, не по беззакониям моим творит мне и не по грехам моим воздает мне, но по высоте небесной от земли утверждает милость Свою на мне [Пс. 102, 11].
4 [марта]
Суббота Первой недели поста. Ранняя обедня. Благодарю Господа, воскресившего меня от духовной смерти и избавившего меня от крайних немощей и скорбей лютых и наглости и мучительства диавольского, томившего меня всю обедню. Причастившись Святых Таин, я опять ожил после духовной смерти, продолжавшейся целую неделю или почти неделю после сыропустного воскресения. Совсем изменился я душевно и телесно после причащения Святых Таин: сделался бодр, смел, здоров. А как нравственно нехорош был я на Первой неделе поста, оставаясь без служения! Я был жалкою игрушкою диавола, игралищем страстей: злобы, зависти, раздражительности, нетерпения! Всякая безделица меня раздражала, вызывала на ссору! Какая обидчивость! Какое злопамятство!
Согрешил пред Богом и пред собою, выпивши сегодня водки рюмку пред обедом и полстакана черного пива после обеда, довольно съевши селедки в масле, рыбы крупной в ухе и жареной корюшки с достаточным количеством черного мягкого хлеба. Этим я отяготил свое сердце: во время служения вечерни я был крайне немощен и робок сердцем, голос дрожал; от боязни не мог выговаривать многих слов на ектении и отпусте: благодать Божия оставила меня праведно – я того достоин.
На будущей неделе есть однажды в день, да и во весь пост. Избыток физических сил вреден.
4 [марта]
10 часов вечера. Благодарю Господа за дар сердечной молитвы во время всенощной и, после долгой тесноты и борьбы с смущением, за умиротворение, простор и легкость в душе и за сладкое умиление и слезы. Еще не до конца прогневался на меня Господь, еще не отсек милости Своей от меня, еще воскрешает меня, смердящего духовного мертвеца, еще благоухание благодати дарует мне, еще просвещает тьму мою, еще отъемлет немощи души моей, страхи, боязни, страсти лютые, еще укрепляет меня благодатию Своею, еще возвышает дух мой горé от пристрастий временной жизни.
Еще я не прав пред Богом, что радуюсь прибыли денег, – значит, я пристрастен к миру, любостяжателен и не люблю ближних, ибо любящий деньги не может любить бедных, своих или чужих, которым надо помогать; еще я плотской, ветхий, греховный человек, а не духовный, что унываю и скорблю из-за пребывания у меня сестры замужней Анны с дитятей, с которым столь много хлопот жене моей и немало изъяна или расходу, – как будто Бог перестал промышлять о нас и подавать всё нужное с избытком. Еще не стяжал я любви нелицемерной, чтобы любить равно всякого человека, кто бы он ни был, ради души его, ради одинаковой природы, а не по расчетам самолюбия, чтобы любить и тех, кои меня не любят, и тех, коим я помогаю, а не кои мне дают.
Благодарю Господа, укрепившего меня исповедать 168 (или 178) человек на Первой неделе поста (3 марта).
Господь подает тебе множество благ духовных и телесных, небесных и земных и в благодарность за то требует от тебя, чтобы ты оказывал благодеяния своим ближним и живущей у тебя сроднице Анне Константиновне с младенцем, как бы воздавал то Самому Богу с охотою и с любовию щедротами. Вот тебе случай показать любовь к Богу и ближнему – на твоих домашних, вот тебе Бог твой в образе Своем, то есть в младенце и его матери (сроднице), вот тебе твой ближний. Не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? (1Ин. 4, 20).
Бесплотный враг, зная, сколь велика и сильна общая молитва наша друг за друга, усиливается мешать нам молиться сердечно друг за друга (за царя, царицу, за всех), наводя смущение, боязнь, холодность или запиная другим чем.
Путешественнику нужен путевой запас, например деньги, белье, верхняя одежда, пища; умирающим и умершим, отходящим в дальний, неизведанный, страшный путь также нужен путевой запас: напутствие исповедию и причащением Святых Таин, молитвы и милостыни о душе его сродников, друзей и знакомых.
Свое сердце, как Везувий и Этна пламенеющее страстями, укрощай. Наш Везувий то совсем хладен, как остывшая лава, то слишком пламенеет и готов к страшному извержению. Пост и молитва.
5 марта
Неделя Православия. Слава милосердию и всемогущей силе Господа моего, паки воскресившего меня, смердящего мертвеца, от духовной смерти, скорби и тесноты, смущения, боязни чрез принятие истинно животворящих, святых и освящающих, небесных и страшных Таин и чрез произнесение со дерзновением и силою слова Леванды134 о совлечении ветхого человека и облечении в нового – слова сильного, красноречивого, пламенного: оно было истинным врачевством для души моей – уповаю, что и для многих, многих, в храме стоящих, а была полная церковь народу. Как хорошо я почувствовал себя после причащения Святых Таин, как оживился, успокоился, утешился, как расширилось сердце мое! Как ободрился я, как мне стало легко! О, жизненный бальзам для души и тела моего, Божественные Тайны! О, истинная присносущная жизнь – Святые Тайны! О, прогнание духовной смерти и полчищ демонских – Святые Тайны! О, свет мой, сила моя, дерзновение мое, духовное всеоружие мое – Святые Тайны!
Благодарю Господа, яко паки помиловал меня, величайшего грешника! Вечерню служил с дерзновением, непреткновенно, по милости Владыки Христа. К довершению милостей Божиих и миром-то я умастился нечаянно после вечерни, когда вливал миро в сосуд! И за сие благоухание и благостыню и силу Духа благодарю Господа.
В чувстве своей крайней духовной бедности я крепко плакал при чтении возвышенных молитв на литургии святителя Василия Великого, омывался слезами в собственном смысле, ибо живо представлял и бесконечное долготерпение и милосердие Владыки Христа Бога ко мне, злонравному и недостойному, скверному, блудному! В начале литургии при изъятии частиц из просфор смущался духом при виде добрых, значительной величины просфор, но и плакал над своею завистию и алчностию к тленному и толикократно растлившему мое сердце плоду земли. На великом входе императрицу не мог помянуть [порядком], недоговорил от боязни, смущения и тесноты имени её и да помянет Господь Бог... потом начал я сильно противиться смущению и сатанинскому страху и громко, с энергиею стал говорить имена царской фамилии редко, не торопясь, и выговорил благополучно, и самому стало легко. Надо противиться противнику до последней крайности и за всех молиться искренно; общественная молитва, особенно соединенная с приношением Бескровной Жертвы, бесконечно сильна. Вторичные, или во второй и третий раз повторяемые молитвы надо все выговаривать с особенною силою, например Господи и Владыко живота моего, тропари часов, прокимны, Благословен Бог наш сице благоволивый тако, слава Тебе! Или слова благословения, или составляющие сущность Таинства при обручении, венчании, крещении и миропомазании, елеосвящении...
Благодарю Господа, препоясавшего меня силою свыше во время утрени к непреткновенному и дерзновенному служению; благодарю Господа, от острого яда змиина избавившего меня, когда духовный змий уязвил меня в конце утрени боязнию нелепою при виде Филиппа Степанова, моего духовного сына.
Каюсь Господу и прошу прощения, яко возмутихся духом дома при виде коровьего молока и скоромного масла на трапезе в столовой (чего смущаться? – но я по жадности моей как бы позавидовал и озлобился на бесчинствующих в Великий пост). А я сам вечером один выпил бутылку баварского пива – это ничего?
Благодарю Господа, укрепившего меня совершить непреткновенно часы.
Согрешил пред Богом и пред ближним, что внял внушению диавольскому и высказал сторожу алтарнику Николаю слух о его пакостях – похищении церковных вещей, особенно свечей, о его пьянстве, о его сплетнях в харчевне на духовенство соборное. Рассердил я его. Впрочем, если слух справедлив, то ему предосторожность на будущее время.
Благодарю Господа, избавившего меня от лютой тесноты и скорби по молитве моей по дороге в гимназию. Слава Тебе, Господи! 6 марта. 4 часа вечера.
Не надо вступаться за свою честь, оскорбляемую заглаза, но благословлять проклинающих. Давида и Господа Давидова, Иисуса Христа, бесчестили неправедно и в лицо, но они [не претили] злословящим – так и ты.
Благодарю Господа, двукратно спасшего меня (до и во время повечерия) от тесноты и скорби, когда я припал сердечно в покаянии к престолу благодати в Покровском приделе.
Будь проклято от меня мое невоздержание, из которого я сегодня ужасно бедствовал душевно при служении утрени и часов; при служении утрени от вчерашнего невоздержания (бутылка пива), а часов – от невоздержания поутру от чаю (три стакана с медом и булкою). Враг бесплотный совсем было меня одолел: не мог, хоть ты что хочешь, выговорить некоторых речений и молитв.
И какой стыд! Какая боль душевная! Именно всё от чревоугодия.
Раскаиваюсь в том, что неосновательный слух о стороже Николае алтарном передал ему и рассердил его: вышло, будто неправда, что он похищал церковные свечи и продавал. Надо дознать, а вперед всякому слуху не верить, а то обидишь человека ни за что. Грех тяжкий на душу возьмешь. Положим, что церковные интересы надо ограждать всеми мерами, да только людей не обижать скорою верою или легковерием всяким слухом. Наука.
Ребенок Руфина мгновенно детскою своею душею чувствует, что я иногда бываю не в духе и нерасположен к нему и отворачиваюсь от него сердцем и лицом. Ни единого движения неправедного отвращения не имей ни к кому.
К чему я доселе пекусь столь много о коварной, многострастной, губящей мою душу плоти? К чему я ласкаю эту змею? К чему я лелею эту мерзавку, осквернившую мою душу, эту небесную дщерь Святого Духа, эту невесту Христа, Сына Божия? К чему я пространно питаю её, когда именно чрез это она убивает меня, мою веру, мое упование, мою любовь к Богу и ближнему? К чему забочусь о собирании (а не расточении) денег, когда забота об них, пристрастие к ним наносит душе моей палящие язвы и непрестанно отводит душу от единого на потребу – от любви к Богу и ближнему, от добродетели? К чему я забочусь об украшении плоти сей многострастной, когда она скоро будет пищею червей? Разумно ли я поступаю? – Нелепо.
Всё нужное к жизни и избыточествующее Господь доселе дарствовал мне и сущим со мною; уповаю, что Тот же Господь, о всех промышляющий, не оставит нас и впредь и все нужное подаст: почто же мятусь и утесняюсь в сердце из-за долгого пребывания у меня жениной сестры с малюткой? Ведь она бедная, потому что муж в больнице. Если другим считаю нужным помогать, то ей тем паче, хотя я и не связан прямым обязательством. Нечего мне гоняться за убытками и изъянами: рано ли, поздно ли всё здешнее оставим и отойдем нагими из этой жизни. Ах ты, плоть моя слепая, окаянная! Из-за тебя, пакостницы, гадины, мерзавки нелепой, я доселе гоняюсь за дымом, за паром, за мыльными пузырями, за грезами сердца и воображения, за мечтами! Из-за тебя и из-за этих пузырей, из-за этого дыма я враждую, завидую, горжусь, надмеваюсь, надуваюсь, как мышь, хмурюсь, досадую, рвусь! Всё мечта! Всё суета! Суета сует, – всё суета! [Еккл. 1, 2].
О, как душа моя страдает и погружается грехами от излишества пищи и питья! А вчера я с жадностию поел пирога с гречихой и грибами – дважды вскоре. 8 марта 1872 г.
Чтобы достойно говорить великую ектению, надо быть самому великим по вере и любви к Богу и человечеству; как велика Церковь Божия, как велики были святые апостолы и святые отцы, составившие по вдохновению свыше ектении и молитвы! Итак, старайся быть великими по духу, чтобы достойно говорить ектении и молитвы; старайся стяжать пламенную любовь к Богу и к людям, и прежде сего – чистое сердце, ибо только чистое сердце может быть седалищем и вместилищем общей, высокой, светлой христианской любви.
8 марта
Преждеосвященая литургия с часами и вечерней. Господи! Благодарю Тебя за избавление от теснот моих, от боязни и смущения бесовского во время сих служб; за слезы умиления при чтении молитв пред перенесением Тайной Совершенной Жертвы, за причащение неосужденное, за дерзновение и всецелое прочтение заамвонной молитвы и за благополучно проведенные классы.
Господи! Благодарю Тя, яко во мгновение спасл еси мя во время домашнего обеда, когда враг теснил и смущал меня тайною злобою и завистию относительно сестры Анны, и, когда я в тесноте воззрел к Тебе, на Твой образ в зале моем, вдруг змий перестал теснить меня – я стал покоен, у меня стало просторно и легко и ясно на душе, я проникся чувством расположения к сестре и младенцу её и, что особенно удивительно, младенец охотно поцеловал у меня руку, тогда как пред тем не хотел и противился своей матери, заставлявшей целовать: вот чутье младенческой души! Господи! сие доброе расположение утверди во мне навсегда и избавь от всякой прелести вражьей душу мою, да всегда хожу в любви, кротости, незлобии, терпении, воздержании, целомудрии, в правде и радости духовной.
Я часто внутренно озлобляюсь на прислугу Анну за то, что она, крепко наевшись и легши на ночь в гостиной, сильно портит воздух своим зловонием. Но разве смрад человеческий есть действительное зло? Не известное ли только состояние воздуха, весьма неприятное? А вот ненавидеть и гнать человека хотя бы за эти миазмы есть действительное зло, достойное наказания Божия, потому что есть злое расположение души, перенятое от начальника зла – диавола, первого человекоубийцы и врага Божия.
9 марта
Оставляем должником нашим – брату моему, иерею Григорию, обидевшему меня словами в письме своем жене его, да не вменится согрешение его против меня, а мне даруй от души простить ему обиду его, Господи, прощающий нам бесчисленные согрешения. Вот я уязвлен лютою язвою. Господи! он сказал в письме: сиди в своем гнезде (то есть у нас в квартире), пока не погонят тебя толстою дубиною. Надо бы посмеяться над этими словами, а не обижаться ими. А я обиделся, потому что я почувствовал обличение в действительном нерасположении моем к ним, которое выражалось иногда очень неблаговидно, и я часто бывал угрюм за время нахождения их у меня долгое время, потому что тяготился их долгим бездействием и тунеядством, хотя и сам я тунеядец и невоздержный пред Господом. Итак, мне надо было бы раскаяться внутренно в нелюбви и нерасположении к отцу Григорию и жене его, а я к вине прибавил новую вину – обиделся на его слова. Каюсь, Господи, в обоих согрешениях. Разруши вражду между нами и даждь нам братское расположение друг к другу, и все наши болезни исцели, а брата Григория извлеки здрава из больницы и поставь его на место служения его. А ведь действительно, я готов был выгнать их от меня чем попало. О, как необходима мне любовь, всё терпящая и всё прощающая. Без любви, снисхождения, терпения, прощения я – ничто, ничто все мои добрые, по-видимому, дела. Доброе, незлобивое, ничем злым и беспорядочным не колеблющееся сердце даруй мне, Господи! Терпи обиды, лишения имения ради Бога – и будешь мученик.
Если и вещественного имения лишаешься и из-за лишения его теряешь духовное, нетленное, бесценное имение – любовь, заповеданную Евангелием, то какая тебе остается благая надежда? Какое имение? Итак, утрачивая (а по истинному Евангельскому слову – приобретая, сохраняя) вещественное имение свое на ближних, держись крепко любви как к этим благодетельствуемым, так и ко всем людям; если они неблагодарные, злые, обижают тебе колкими словами или коварствуют над тобою – не теряй любви к ним, не обижайся на них, а молись за них и продолжай охотно благотворить им, памятуя, что мы должны подражать Богу, Который благ к неблагодарным и злым [Лк. 6, 25]. Итак, с имением вещественным не теряй, не теряй бесценного, нетленного, небесного имения и сокровища любви, да не окрадывает тебя диавол. Будь благоразумен и бдителен. 9 марта.
Где кротость и смирение, заповеданные Христом Спасителем? Ты обижаешься и дышишь неприязнию к брату за то, что он говорит слова, не льстящие твоему самолюбию, а бичующие оное? Но помяни Господа, Который, быв величайшим Праведником, – что претерпел от людей, какие ругательства, укоризны, насмешки, побои, крест и смерть! Подражай Ему.
Не следуй диавольской злобе, кто бы, когда и как бы тебя ни оскорбили, ни онеправдывали135.
9 марта
Вечер. Благодарю Тебя за безмерное Твое благоутробие и долготерпение и милование ко мне, грешному; сколько раз я ни воззову к Тебе всем сердцем в покаянии о злобе моей, Ты благосердо милуешь меня, отъемлешь от меня скорбь, тесноту, бесчестие греховное и даруешь мне мир, свободу, открытый взор. Так это сотворил Ты со мною многократно нынешний день, когда я огорчался на нищих.
Господи! Я ни в чем существенном никогда не терпел недостатка по милости Твоей и щедротам Твоим, хотя и подавал ежедневно и значительную сумму нищим: рука Твоя наполняла всегда десницу мою дарами Твоими, но я был неверен Тебе при подаянии милостыни: я часто подавал её с огорчением, неохотно, вынужденно, без уважения к лицу приемлющему, без ласковости, без умиления. Сам сытый, одетый, в теплой и обширной квартире, я не чувствовал, не разумел, что многим очень холодно и тесно и душно, а главное, что многие голодны. Каюсь пред Тобою, бесконечная Благость! Но когда, Господи, благоугодно Тебе будет привлечь к благотворительности всех граждан сего города?
Опять тебе, то есть себе, напоминаю: из-за тлена ли, из-за временного ли жилища, из-за пищи ли и питья и денег, этого праха и сновидения, отпадаешь от любви взаимной и пользующихся твоим добром трудовым недолюбливаешь, хмуришься на них, когда надо было бы охотно и с любовию служить им и радоваться их покою в твоем доме, в чаянии за то и себе милости Божией, ибо какою мерою мерите, такою и вам будут мерить [Мф. 7, 2; Мк. 4, 24]. Но если бы пришлось и все потерять тебе – не теряй бесценного сокровища – любви, и Бог будет с тобою, а с Богом всё. Всё тлен и суета на земле!
В благодарность жене и родным её сестрам за то, что ты чрез отца их получил твое место, и сам будучи всем доволен и любым сыт, и своим сестрам и их детям можешь посылать деньги в достаточном количестве, – поласкай, приюти у себя нуждающихся из них неопределенное время, не торопясь высылать их от себя, да и тебе Господь продлит лета живота в дому Его, то есть в мире сем, и жилище твоем, и в дому Его, то есть в церкви, или храме Его, ибо един ли ты вселишься в жилище твоем. Будь доволен малым, да не подпадешь суду роскоши. Живи духом и похоти плотские умерщвляй. Природе нашей нужно крайне мало благ земных. Блажен, кто познал это и не домогается с беспокойством многого, а хранит в сердце своем любовь к Богу и ближнему.
Должник тебе брат твой, иерей Григорий, [наслаждавшийся] с тобою в дому твоем брашен [Пс. 54, 15], обидел тебя словом колким, – прости ему долги его ради Христа, Которого он иерей; они обязаны тебе многим и из земных благ: вмени это Самому Христу, общему нашему Главе, – от Него получишь воздаяние, а может быть и получил оное, хотя и в начатках. Но смотри за собою: имеешь ли к нему сам искреннюю братскую любовь, доброжелательствуешь ли ему в сердце твоем, любишь ли его и жену его и детище их, не враждуешь ли против них, не презираешь ли их, не завидуешь ли? Если ты к нему нерасположен, то как он к тебе расположится? – Везде, во всех козни диавола, везде смятение.
Всё природа, говорят, – не нужны храмы, богослужение, Таинства, посты; человек состоит из земли и газа.
Не отпадай от любви ближнего из-за обидных слов, но переноси их великодушно, будь выше всех стрел злобы. Враг поджигает нас говорить друг другу или о других обидные слова, но врагу не поддавайся. Будь тверд в любви: свойства христианина – любовь, кротость, незлобие, хотя бы его били, ругали, поносили несправедливо и неблагопристойными словами.
Господи! Благопременителю, Избавителю мой, слава Тебе. Опять Ты воскресил меня, смердящего страстями мертвеца, соделав чудо милосердия и силы. Се, враги извнутрь прогнаны: Господь воцарился, опочив в сердце моем. Да держусь любви.
Благодарю Господа за благополучное совершение литургии Преждеосвященной с помощию Его, и за неосужденное причащение Святых Его Таин, и за благополучно прочитанную заамвонную молитву.
Отложи своенравие и упрямство, чтобы не поставлять на своем (касательно свояченицы Анны Константиновны, живущей под вашим кровом). В день поста вашего вы исполняете волю вашу, говорит Бог [Ис. 58, 3]. О, да будет воля Твоя святая и совершенная, Господи!
Бездна напастей постигла меня сегодня за утреней: от чревоугодия с жадностию и пресыщением с вечера (9-го марта) и еще случившейся размолвки и огорчения с женою (по поводу пребывания у нас Анны Константиновны) сегодня за утреней был смущен крайне при выговорах молитвы Господи и Владыко живота моего... и ектений; не мог говорить от боязни бесовской и тесноты; ощущал, что враги во мне и взяли меня в свои лапы (поделом вору мука); едва-едва молитвою непрестанною и слезами и частым припаданием к престолу и целованием достиг я тишины и свободы сердечной. С особенным напряжением говорил я молитвы и ектении, и то едва одолел и разбил броню бесовскую во чреве. О, как бессильна и мертва душа, когда тело упитано сластями! Вот тебе троекратное ядение вечером (с трех до шести, с шести до десяти, или в четвертом, седьмом и одиннадцатом часу). Сколь недостойным чувствовал я себя во время служения и предстояния престолу Божию!
Столь часто приобщаюсь я Святых Таин и столь ревностно служу чреву своему, нерадивый и ленивый. Какого наказания, какого сраму я достоин? Столько сил явлено во мне Господом чрез причащение Его Святых Таин и чрез молитву; столько милования, помощи, избавления от тяжких грехов и лютых скорбей и мучительства диавольского – и ужели после всего этого я останусь бесчувственным, нерадивым, ленивым, неисправным? Ужас объемлет меня, когда представлю, что будет мне, попирающему толикократно благодать Господню! Я в тысячу раз хуже Исава, отверженного Богом за плотонеистовство, хуже Манассии136, горше всех грешников, в Ветхом и Новом Завете согрешивших.
Гражданскую историю, особенно о царях, тиранах, читать не время: надо читать Библию и Евангелие да жития святых.
10 марта
Благодарю Господа, даровавшего мне благодать совершить непреткновенно Божественную литургию Преждеосвященных Даров.
Господи! благодарю Тебя за дивное и скорое спасение, явленное мне во 2-м классе гимназии, когда я в тесноте греховной воззвал к Тебе о спасении (скорбь и теснота и срамота постигли меня из-за неподачи милостыни трем нищим, неотступно просившим у меня по дороге, между тем как я велел стоять им у церкви). Надо подавать иногда и на дороге. На дороге приемлет же Господь мои молитвы.
Наше священническое дело – нудить всех к молитве, добрым делам и ко спасению.
За повечерием при чтении молитв о помиловании людей (правило к исповеди) по навету вражию я впал в боязнь и сомнение касательно своего чтения и преткнулся – о, нелепость! на тех словах, которые с особенною силою надо было бы выговорить, ибо в них выражается бездна милосердия Божия, именно: седмьдесят крат седмерицею оставляти грехи, – и потом уже сила страха бесовского, вошедшая в мое сердце, взяла меня в плен, и я, смущенный, безгласный, посрамленный, ушел в алтарь; стали читать вторично: Нескверная, Неблазная... и И даждь нам, Владыко, на сон грядущим... В горести сердца припадал к престолу – получил некоторое облегчение, успокоение, силу; ектению Помолимся... говорил довольно спокойно; некоторых возбуждений к молениям не выговорил. Бездна напастей непрестанных! Дай только Бог терпение! А из-за чего смущение и боязнь, из-за чего враг надсмеялся надо мною? Во-первых, из-за колеблемости в мыслях: читать или нет правило, потому что половина уже была исповедана и исповедовалась другая, и, во-вторых, из-за светлого старого (44-го года чеканки) рубля, кем-то брошенного мне за исповедь, который я для безопасности от похищения убрал в свой кошелек, из-за одного помысла об нем, – вот как пристрастие к тлену земному пагубно для служителя Божия во храме, этом земном небе, где должно отложить всякое житейское попечение, особенно при совершении таких и столь великих Таинств. 11 марта 1872 года. Утро.
Из-за этого преткновения во всю исповедь не было у меня свободы, дерзновения и искренности в сердце, а после исповеди при напоре нищих, на одного из них рассердился, раскричался на всех и одного выдрал за волосы.
11-го марта 1872 года
Причащаясь столь часто Божественных и животворящих Таин Пречистого Тела и Крови Господа моего и имея в себе Ипостасную, вечную, небесную Жизнь, я должен только тщательно хранить в себе эту жизнь и не прилепляться ни к чему житейскому, ибо пристрастие к земным вещам есть скорбь, теснота, бессилие, болезнь души, смерть духовная; я не должен жалеть своим ближним, своим сродникам пищи и питья, жилища, денег, потому что Господь Сам принимает в лице их и силен воздать за них всяким добром. Многие пророки и царие желали видеть, яже вижу аз, недостойный, то есть Божественное Тело и Кровь, – и не видели, и слышати глас Господа Бога и чудеса Его – и не слышали [Мф. 13, 17]. Цени, душа моя, бесценные, величайшие, чудные дары тебе Бога твоего и не прельщайся временными, тленными, скоропреходящими благами. Они как дым, как сон. Держись Господа и удерживай Его в своем сердце. Им ты будешь жив во веки веков.
Внемли себе, да не будет в сердце твоем слово тайно беззакония, блуда или сребролюбия, жадности, зависти, гордости, неверия, злобы на ближнего, лукавства, ропота, хулы, уныния, боязни, малодушия, сомнения, отчаяния и прочих грехов. Да будет сердце чисто, да будет оно добрая земля, приносящая плоды добрых дел Владыке.
11 марта
Суббота 2-й недели поста. Господи! Благодарю Тебя за препоясание силою свыше к непреткновенному совершению литургии, за удостоение причащения Святых Твоих Таин к умирению, оживлению, очищению, освящению и укреплению души и тела моего и ко причащению непостыдному верных Твоих! Господи! Благодарю Тя, яко скоро спас еси мя во время трапезования, когда я, в тесноте вражией будучи, воззвал к Тебе от души в покаянии о помиловании и избавлении меня от греха жестокосердия к нищим и неподачи милостыни.
К чему я прошел мимо нищего, очень нуждающегося, когда он крепко желал просить меня о помощи? К чему отошел от него и сел на извозчика, чтобы скорее поспеть домой? Есть ли я хотел? Но я не был очень голоден. И не утомился я чрез меру. Итак, я спешу угодить своему чреву, с жадностию поесть-попить, чтобы обременить себя и лишиться благодати Божией? Выходит так. Да я после этого хуже скота бессловесного. И тот знает меру, знает жалость к подобным себе. Много нищих надоедает тебе? Многим подаешь? – Так что же? Чем больше, тем лучше – больше милости от Господа получишь сам.
Исповедую, Господи, новые милости Твои ко мне, недостойному и многострастному, явленные пред всенощной и во время оной в прощении мне ярости моей на нищего отрока, известного по малости своей, хотя очень бедного, неотступно следовавшего за мною с просьбою о милостыне; Ты снял вину мою, отъял смерть духовную, обвившуюся по ребрам моим, отъял стыд и поношение мое, скорбь и тесноту мою, погасил пламень геенны во мне и даровал мне спокойствие, дерзновение, искреннюю и возвышенную молитву о людях Твоих. Славлю и превозношу Твое милосердие, Твое благопослушество, Твою силу, Твое спасение. Благодарю Тя, яко не попущаеши силам адовым одолети меня вконец и злобе адовой поглотить меня; благодарю Тя, яко злоба моя доселе не одолела Твоей неизглаголанной благости и милосердия.
Еще благодарю Тя, Господи, за новое избавление от бесовской злобы, напавшей на меня по приходе моем в дом, когда я увидел непорядки: разбросанные по полу тетради для младенца Руфины. Воззвал я к Тебе от всего сердца о спасении, и Ты простер высокую Свою мышцу и спас меня вскоре – и исчез огонь адский, и воду упокоения – благодать Духа Святого ощутил я во внутренностях моих.
Еще благодарю за новое избавление от действия злобы в сердце вследствие загашения женою свечи в руках моих, когда я шел из гостиной в залу и столовую пить чай: я рассердился на нее и сделал ей резкий, с горечью выговор за это; был непокоен и гневен – но воззвал к Тебе, да погасишь во мне гнев и изгладишь грех, и опять Ты помиловал меня и усмирил меня. Тебе правда, Господи, яко праведному и многомилостивому, а мне – стыд лица, как грешнику, исполненному страстей, нерадивому и ленивому, чуждому плодов благих покаяния.
12 марта
Воскресение 2-й недели. Вы, прилепляющиеся к земным благам – деньгам, сластям, одеянию, жилищу, удовольствиям, играм, книгам, конечно желаете пользоваться и небесными благами – спокойствием, радостию духовною; зачем же вы пренебрегаете средствами, чрез которые достигается душевное спокойствие, то есть верою, молитвою, воздержанием, чистотою, справедливостию и прочими добрыми делами? Вы заразили себя неверием, развратом – и хотите спокойствия, довольства собою? Невозможно: исправьтесь – и будете покойны. Неправедным свойственно волноваться и не иметь покоя. Несть радоватися нечестивым [Ис. 57, 21], говорит Бог чрез пророка. Свят Господь Бог наш и во святых почивает, а от грешных удаляется. Меня, источник воды живой, оставили, и высекли себе водоемы разбитые, которые не могут держать воды [Иер. 2, 13].
Благодарю Господа, исцеляющего, очищающего и обновляющего меня непрестанно чрез причастие Святых животворящих и страшных Его Таин.
12 марта
Благодарю Господа, даровавшего мне благодать совершить непреткновенно Божественную литургию, причаститься неосужденно к оживлению, освящению, миру души моей, здравию души и тела и со дерзновением сказать слово; также на отпевании соборном в Соборе по Балабанове сказать со дерзновением и непреткновенно возглас.
Ты желаешь себе или другому кому-либо, или всем какого-либо духовного блага, а Господь давно прежде тебя того желает тебе и другим и готов даровать, только бы была готовность к принятию Божественного дара, только бы были сколько-нибудь достойны того имеющие принять, потому что Бог есть бесконечная благость, бесконечное добро и всегда готов даровать всякое благо, и часто прежде прошения подает, и во всяком случае может творить по преизбыточествию, иже просим или разумеем. Поэтому с надеждою и дерзновением всегда прошу у Господа благ духовных и даже вещественных, когда эти последние нужны, и Господь подает, по неложному Своему обещанию: Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий (не то что некоторые) просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят [Мф. 7, 7 – 8; Лк. 11, 9 – 10].
13 марта
Понедельник. Благодарю Господа, Спаса моего, за скорое избавление меня от злой угрюмости во время чаепития утреннего с женою и сестрою Анною Константиновною. Только воззрел на икону распятия Спаса в столовой с внутреннею молитвою, и Господь простер спасительную десницу Свою и спас меня. Я избавился от чувства неприязни, тесноты и смятения. Слава Господу, укрощающему сердца наша и научающему нас кротости и незлобию. Обучи меня, Владыко, совершенному незлобию.
Опять согрешил пред Богом и пред малюткою Анною, горбатенькой нищей девушкой, за то, что в другой раз пришла поутру просить у меня милостыни. Надо было кротко и ласково принять её и дать ей нужное. Согрешил. Каюсь. Впредь сохрани, Боже! Нищие – члены Христовы и члены мои. Как о себе, должен я об них заботиться. (Попечительство устроить.)
Для руководства ежедневного в жизни помни твердо молитву Господню Отче наш, особенно слова да будет воля Твоя, остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим, и не введи нас во искушение. Чудная это молитва, она – сокращение всего Евангелия. Помни же её. Господи! даждь память и разум духовный.
Дурно говорят о том, что мы на Преждеосвященной принимаем просфиры и вынимаем частицы за живых и умерших, да и панихиды служим во дни седмицы великопостной: обманываете народ, говорят, и себя.
(У Макарова П.Ст. Бурачок.)
Господи! благодарю Тя, яко даровал еси мне благодать признать себя от души искренно виновным в напрасном гневе моем на сестру мою Анну, слова которой за вечерним чаем с Анною Андреевной показались мне лукавыми, гордыми, язвящими мою семейную, или супружескую честь.
Русские особенно любят прославлять святителя Николая Чудотворца, а он славен был именно кротостию и милосердием, любовию к бедным.
Что запрещено, того и хочется, к тому особенно порывается страсть: с того времени, как преступили люди заповедь о вкушении запрещенного плода, всё запрещенное кажется сладко: чужая дева и жена, скоромная пища в пост, чужая собственность, чужие деньги (копить деньги – значит заедать чужую собственность), видные места в обществе – да и вообще всё запрещенное кажется сладким.
Христианская любовь старается сгладить или привести к единству, по возможности, всё разнообразие человеческих взглядов, понятий, характеров, волей, привычек, обычаев, зная, что любовь есть основание всего закона Божия, всей жизни, основание, без которого человек есть игрушка страстей. Невежин (лейтенант Ал. Васильевич) был, странное дело, безбожник, никогда не думал о Боге, как сказал мне Павел Степанович Бурачок. А умный, образованный писатель! Вот вам наука! Я слушал его раз с удовольствием в училище о северных американцах, образе их жизни. Умер без покаяния и причащения. Жалко!
Ребенок Николай спал покойно всю ночь с восьми с половиной часов вечера.
Славлю бесконечную Благостыню, услышавшую недостойную молитву мою о бесноватом отроке Николае семи лет, сыне крестьянской вдовы с Красной горки Анны Ивановны Акиной, и после долгого пружания137 от злых духов избавившую его от них и даровавшую ему мирный и крепкий сон. Долго молились мы: сначала Благословен Бог, Слава Тебе, Царю Небесный, Трисвятое по Отче... Господи, помилуй 12, Приидите, поклонимся, Помилуй мя, Боже, Евангелие от Матфея: Просите и дастся... [зачало 20: 7, 7 – 11], своя молитва: Яко не на своя дела надеюсь, приступая к молитве, не бо сотворихом что благо на земли... но на милости и щедроты и благопослушество Владыки моего, явившего ко мне без числа во днех живота моего, наипаче во днех священства моего... и прошу милостивое и непамятозлобное человеколюбие Его избавити отроча сие от всякого мучительства диавольского и даровать ему здравие душевное и телесное, к сим же возлагаю упование на всеблагомощную Ходатаицу Пречистую и Преблагословенную Владычицу Богородицу и Приснодеву Марию, на предстательство честных небесных Сил бесплотных, святых, славных и всехвальных апостолов, пророков, иерархов, мучеников, бессребреников, преподобных, праведных и всех святых, ихже молитвами уповаю посещение прияти отрочати сему от пренеисчетной Твоей благостыни. – И прияхом: младенец заснул крепко. А раньше бился сильно, валялся по полу, кричал.
14 марта
14 марта в 4 часа утра застрелился в гимназии воспитанник-пансионер, лютеранин Лау из ребяческого пистолета без ствола, вследствие огорчений от матери и от директора Яниша, нередко говорившего ему, что его исключат из гимназии, если по латыни будет получать двойки. О, эти прижимки по каждому – и нужному и ненужному – предмету! О, эта мертвая латынь! О, эти мертвые латинисты-преподаватели, насилующие природу детскую! О, рабство бедных детей! О, египетское рабство или и гораздо худшее! Угоди всем, как хочешь, есть ли силы и охота, нет ли их! О, тираны-педагоги, не умеющие перекрестить своего рыла! Это слово истинно! Сами они не умеют молиться и живут один Бог знает как! Этот пример самоубийства может дурно повлиять на прочих воспитанников! Пример опасный! Шутов, говорят, хотел тоже некогда застрелиться, да еще какой-то мальчик. Пастухи спали, может быть, после картежной игры, и волку дали свободно поглотить, растерзать овцу из стада. Бог им судья! Господи! даждь мне искреннее и неизменное доброжелательство ко всякому, хотя бы кто был и великий грешник, подобно мне. Лукавыя благи сотвори благостию Твоею.
Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, богатство мира, обладание миром, славу громкую во всем мире, познания во всех внешних науках мирских, а душе своей повредит? [Мк. 8, 36]. Насколько душа дороже мира, настолько все мирские науки, мирское богатство, знатность ниже наук духовных, или науки веры, надежды и любви.
На всякого христианина, на каждого члена из домашних своих смотри как на Христа – с любовию, уважением, благоснисхождением; сноси великодушно погрешности людские и духом кротости исправляй их. 24 марта 1872 г.
Рыбоядением на ночь сокровигцествуешь себе сладострастие и окаменное нечувствие сердца с тяжестию в теле. Не ешь отнюдь рыбы на ночь: сегодняшняя ночь да вразумит тебя. (Сильная эрекция детородного члена с тяжестию в боках.) 17 марта 1872 г. Утро.
Занимаясь пустыми вещами, нерадим о существенно нужном: об исполнении заповедей Божиих и о главном в заповедях – о любви, исполнении всего закона [Рим. 13, 10]. Деньги, да сласти, да одежда, да убранство жилища, да удовольствия, ненависть да пересуды, зависть да корыстолюбие, да сластолюбие – вот в чем мы упражняемся, томимся, убиваем себя, дни свои.
Благодарю Господа, сподобившего сегодня совершить литургию в Думской церкви и причаститься к миру и блаженству моему Святых Христовых Таин.
20 марта
Господи! Благодарю Тебя за великую Твою милость, явленную мне во время ранней литургии воскресной при предстоянии святому престолу, когда помысл земного расчета уязвил и смутил меня: лишь только я обратился к Тебе искренно всем сердцем и возложил упование на Тебя единого, рекшего: ищите же прежде Царствия Божия и правды Его, и сия вся приложатся вам [Мф. 6, 33], как благодать Духа Твоего сообщилась мне и отъяла от души моей язву, скорбь и тесноту. Сколь благо прилепляться к Тебе единому и уповать на Тебя единого, а не на сокровища мира сего. Благодарю Тебя за неосужденное причащение Святых Таин Твоих и за духовное веселие от них и за благополучно совершенные службы, утреню и обедню. Благодарю за благополучное путешествие в Петербург и в Земледельческое. Благодарю Тебя, мою Радость, за многократное спасение в пути, когда я, уязвленный земными помыслами и желаниями, в покаянии искренним сердцем обращался к Тебе, животу моему. Благодарю Господа за услаждение духовное Евангелием Его в пути: я читал оное всю дорогу.
Берегись тлетворной для души и тела пыли греха: блюди себя тщательно от помыслов суетных, скверных, лукавых, любостяжательных, блудных, да не лишаешься часто благодати Божией, да не лишишься её вовеки за нераскаянность и за коснение во грехах. Когда ты идешь с соперником своим к начальству, то на дороге постарайся освободиться от него... [Лк. 12, 58].
Всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит [Мф. 12, 25]. Поэтому вселукавый и всезлобный враг для погубления душ наших производит всегда разделение, двоение в нас самих: плоть воюет на дух; благ, кто духом воюет на плоть, – беда, если нет. Чем губит он нас? – Пристрастием к миру, к плоти, к богатству и славе мира сего, к сластям и удовольствиям постоянным и нерадением о душе, холодностию к Богу, к ближним, к их благу, блаженству, спокойствию. Что нас губит? – Самолюбие, самообожение, гордость, зависть, ненависть из-за пустых вещей, сребролюбие, сластолюбие, объядение и пьянство и пр. Горе людям, особенно священникам, с двоящимся сердцем, обязанным всецело прилепляться к Богу и пламенно любить словесных овец Господних, искупленных бесценною Кровию Его. А они и я что делаем? – Едим, пьем, одеваемся изыскано, любим собирать деньги, играть в карты, домогаемся отличий да блестящих и громких формулярных списков, чтобы в них как можно было больше вписано разных должностей да наград земных, чтобы нечем было наградить нас на небе – ибо здесь хотим воспринять всю мзду свою и сами себя выхваляем, сколь есть сил, тогда как не тот достоин, кто сам себя хвалит, но кого хвалит Господь (2Кор. 10, 18).
О всеблагий и всещедрый Владыко Господи! Как Ты почтил, возвысил, обожил естество наше в лице Твоем, приняв всего человека в ипостасное с Собою единение, в лице Твоей Пречистой Матери возвеличенной паче Херувимов и Серафимов, в лице апостолов, пророков, иерархов, мучеников, преподобных и праведных и всех святых и, наконец, в лице нас, недостойных, отродив нас водою и Духом Святым138, даровав нам благодать сыноположения, запечатлев печатаю Святого Духа, питая нас Плотию и Кровию Своею, соделав едину Церковь из Ангелов и человеков, даровав нам будущее Царство Небесное! – Но научи нас достойно ходить своего высокого звания, не работать греху и творить святыню Твою в страхе Твоем. Аминь. 20 марта.
Часто слышим о самоубийствах и самоубийцах: самоубийцы прежде телесного убийства бывают убиты нравственно, духовно – напитываются зловредными, нечестивыми учениями; у них иссыхает жизненный источник в сердце – благодать Божия, вследствие того ими овладевает тоска, уныние, безотрадность, и для них, по-видимому, бывает лучше умереть, нежели жить, и они, не веря в Страшный Суд и в воскресение мертвых, в будущие наказания и награды, предпочитают лучше умереть, чтобы не мучиться душевно и телесно, между тем как впадают в бесконечную муку.
Курительный табак для курящего обращается в блудные жала, вонзенные в сердце, с которыми трудно бороться, как вчера было со мною при соборовании Феоны Петровны Лазаревой в доме Синебрюховой при помазании груди её белой и лепотной (слава Творцу, столь прекрасно, целесообразно, лепотно, но неблазненно устроившему человека!). Между тем я курю очень-очень редко, разве в месяц или в два раз, – и такие последствия! Молиться просила она меня за нее! Кроткая раба Божия, простая! По вере её буди ей!
Был я у Лукиной вчера: как она похудела! Но как она умна, собеседница какая! Как хорошо говорит! Какая вера! Какое благочестие! Какой отпор славный сделала она своей гувернантке-нигилистке и матери её, такой же безбожнице! Боже мой! Попирают брак, крещение, святую воду, Святые Тайны, святое покаяние, смеются над поминовением умерших, родителей не почитают, человеческое достоинство отвергают, человека ставят наравне с животным, терпеть напастей не хотят, скорее расправляются, кончают с своею жизнию – стреляются, вешаются, топятся! Жития святых, самое Евангелие считают баснею! Доколе это будет?.. Чем все это кончится?.. Что такое общество человеческое? – Это гнездо злодеев и злодейств, волчья яма! Скопище безбожников! Кромешный ад, в котором тьма непроглядная!
Надо зорко и неослабно, постоянно следить за собою, чтобы помышления и чувства или движения ветхого человека, в нас находящегося, не принимать за проявления нового человека, за проявления законные, и отнюдь не давать им ходу и свободы, но всевозможно и неослабно подавлять и умерщвлять оные в своем сердце, – например движения зависти, гордости, злобы, мести, убийства, блуда, жадности, любостяжания, скупости, татьбы, хулы, лжесвидетельства, лености; многие принимают эти чувства за естественные и стараются удовлетворять им. Аз же рех во изступлении моем: всяк человек ложь [Пс. 115, 2]. Лживи сынове человечестии в мерилех еже неправдовати139 [Пс. 61, 10].
На 4-й неделе поста у меня исповедовалось 230 человек, у отца Матфея 320, у отца Павла 200.
Очищая других, очищаюсь; врачуя, врачуюсь сам. 25 марта 1872.
Насыщенное чрево крепко противится любви Божией и к бедным – оно, как камень, холодно и бесчувственно. Избыток пищи то же, что сор, и притом сор зловредный, мертвящий душу, опутывающий её, как сетями и оковами: оно к Богу воспарить не может.
25 марта
Суббота 4-й недели поста. Благовещение. Тяжело было мне сегодня за утреней и особенно за обедней сколько от спертого воздуха по причине множества народу, столько, или еще больше, по причине вчерашнего с вечера кушанья – киселя сладкого с миндальным молоком в значительном количестве; чрево было точно не мое, оно было как бы в параличе – враг владел им, я не мог взять долго во власть свою сердца своего; проклял я невоздержание свое. Впрочем, совершил литургию хотя и под тяжелым крестом, но благополучно и причастился неосужденно в мир душевных сил и народ до трехсот шестидесяти человек причастил добре, с верою и благоговением. Слава Господу о всем.
Вчера принятая пища была для меня истинно сором, грузом бесполезным, мертвящим. Когда же я научусь воздержанию? Особенно когда я научусь не есть с вечера пред праздниками или пред причащением мирян?
Все мы любим смотреться в зеркало, и для того у нас есть немало зеркал, обличающих нашу суетность; иные любят долго рассматривать себя в этих зеркалах, особенно в тех, которые им льстят, но скоро отворачиваются от тех, которые не кажут их во всем блеске. Что делать? Человек самолюбив по природе, но испорченная природа – не закон. К чему на себя часто смотреть, когда лицо наше одно и то же? Да и что толку, если лицо и красиво, и бело, и румяно, и осанисто, а душа нехороша, страстна, порочна! Ведь в душе вся сила: она сообщает телу красоту; душа вон – и тело тлен и смрад. Поэтому надо чаще заглядывать в душевное зеркало: для христианина это зеркало, во-первых, Евангелие, во-вторых, история первых христиан образцовых, а потом и последующих, особенно история святых угодников Божиих. Ты христианин и не отрицаешься от этого? Посматривай же на себя, таков ли ты на самом деле, каков должен: есть ли в тебе образ Христа, похож ли ты сколько-либо на первых, истинных христиан? Не искажена ли, не извращена ли наизнанку твоя жизнь? Заглядывай в свое христианское зеркало – в Евангелие или в историю христианской Церкви, если ты образованный человек, и для тебя будет очень полезно это посматривание. Я начал немножко издалека, вместо того чтобы говорить прямо о деле. Да это не мешает существу дела, а, напротив, служит хорошим предисловием. Вот и сущность дела: первые христиане жили во взаимной любви; любовь выражалась во взаимной общительности знатных с незнатными, богатых с бедными. Не было между ними бедных.
Церковь есть тело, а не один член – самость неуместна в ней. Церковь есть Тело Христово, то есть верующие суть Тело Его.
Что такое идолопоклонство? – Поклонение твари вместо Творца. Есть ли между христианами идолопоклонники?.. Весьма много: почти у каждого есть идолы; сколько разных пристрастий, столько и идолов: у иного пристрастие к женскому идолу, женщины – идолы, а у иного и к мужскому – то идолы; у иного к сластям – то идолы, у иного и к нарядам – то идолы; у иного к своей личности, к своим преимуществам – то идолы; у иного к своему разуму или вообще к разуму человеческому – то идол, то есть разум человеческий; у иного к какойнибудь игре, например к картам, – то идолы, у иного к бильярду – то идол; у иного к фортепьяно – то идол, поколику140на нем играют только светские песни; у иного к известной отрасли наук с пренебрежением главной науки – закона Божьего, Евангелия, Церкви – то идол; у иного к дворцам, экипажам, к увеселительным заведениям – то идолы; у иного к охоте за зверями или птицами – то идолы.
Как земная, телесная жизнь твоя, человек, несовершенна, слаба, ничтожна: несколько часов ты пободрствуешь (или подремлешь в своих грехах), и для тебя делается необходим покой, сон продолжительный, чтобы восстановить утраченные силы. Ищи же жизни нестареющейся, невечерней.
Алтарь отделен от церкви как земное небо, в котором престол Божий и Тайны страшные совершаются, и для того, чтобы священники, молящиеся о людях и о себе, могли проплакать о себе и о других, о своем и людском окаянстве, не быв замечены.
Благодарю Господа за слезы умиления во время всенощной во время кафизм, когда я размышлял о своем предстоянии у престола [и ходатайстве] за людей и о людях, запутавшихся и в бесчисленных и страшных согрешениях.
Береги всемерно свое сердце, или искренность сердечную, способность сочувствия ближним в их радостях или скорбях и, как яда смертельного, бежи холодности и равнодушия к разным бедам, напастям, болезням, нуждам людским, ибо в сочувствии, особенно в деятельном, выражается любовь и доброта христианина, а в любви – весь закон; и напротив – в бесчувствии выражается наше самолюбие, наша злоба, недоброжелательство и зависть. Так, молись за всех, за кого молиться велит Церковь или сам добровольно молишься, как за себя, и не ослабевай в искренности, не теряй внутреннего уважения к лицу или к лицам, о коих молишься, не допускай погаснуть святому огню любви, затмиться свету твоему; не унывай от козней врага, подкапывающего сердце твое и усиливающегося исторгнуть любовь с корнем, дышащего мертвящим холодом, усиливающегося поселить в сердце ко всем отвращение, вырвать из уст молитву о всех людях, которая есть лучшее доказательство Евангельской любви к ближним. Итак, молись всегда искренно, охотно за вся человеки, за царя и за всех, иже во власти суть, за Святейший Синод, за архипастырей, за священство, диаконство, весь причт, за палату и воинство и за всех мирян – и эта молитва, ходатайствующая у Бога добро всем, прежде всего принесет благо душе твоей, если будешь искренно молиться за всех. Атак как любовь именует по имени любимых или придержащия власти, то и с любовию выговаривай имена их: императора, императрицы, всех царственных особ.
Согрешил пред Богом: неискренно часто молился Богу за живых и умерших, не с верою и любовию и страхом Божиим употреблял крестное знамение на молитвах и при благословении людей, не благоговейно читал молитвы родильницам и молитвы при совершении Таинств и при напутствии умерших или больных.
Истинно благочестивый христианин готов всего лишиться: имущества, простора в жилище, удобств жизни в пользу ближних, только бы не лишиться любви и благодати Божией да мира с Богом, с совестию и с людьми. Бери мое, только не тронь меня, моего мира, моих чувств, не ссорься со мною из-за моего же добра, из-за моей услуги тебе, а я не трону тебя, – так мыслит христианин, зная, что ему нужно немного, и что паче всего ему нужна любовь, святыня, правда и мир, без коих он не узрит Господа [Евр. 12, 14], и что ему вечно жить с Господом, а с людьми и их неправдами, с благами мира сего не вечно.
Не верю своему блудному, гордому, самолюбивому, жадному сердцу, своей блудной, страстной плоти, не исполняю прихотей её, не слушаюсь лестных удовольствий её, не исполняю её воли, её желаний, ибо испытал, что все его страсти – пагуба души и тела, все блуды, все страхи и боязни бесовские, всякая злоба, зависть, жестокосердие, сребролюбие и проч.
Прославляю Тебя, Господа человеколюбца, спасающего меня от злоб моих. Совершенно искорени из сердца моего, Господи, всякую злобу и помилуй супругу мою Елисавету и сестру её Анну, избавляя их также от всякой злобы; умири нашу жизнь, Владыко Господи, и даждь взаимное незлобие, уступчивость, снисходительность к немощам.
Благодарю Господа, приявшего от меня, недостойного, служение литургии Василия Великого и даровавшего мне обильные слезы умиления и неосужденное причащение Животворящих Таин, и слово к народу со дерзновением и силою, слово Леванды из текста: древняя мимоидоша... быша вся нова (2Кор. 5, 17), то есть о обновлении духовном. 20 марта, 1872 г. Воскресение 4-й недели Великого поста Иоанна Лествичника. Господи! Отстави от меня ветхую прелесть злобы и даждь мне обновиться незлобием, тихостию, кротостию, смирением, терпением. (На великом входе не выговорил по немощи духа, по боязни вражией – имени императрицы Марии Александровны: враг охладил к ней сердце мое, и за то тяжело было у меня на душе на великом входе; долго молился я, чтобы избавиться от внутреннего терна, язвившего меня; знал, что это скрадывание – дело врага завистника, злобного мучителя, зложелателя и злодея. Вперед надо всем сердцем выговаривать, употребив крайнее усилие.) И недоверчивое, враждебное иногда отношение к домашним, жене и Анне сестре или Анне прислуге – тоже от врага.
Если в свояченице твоей Анне Константиновне есть яд диавольского лукавства, гордости, злобы, надмения, то он есть и в тебе – и оба вы душевно больны и жалки и нуждаетесь в милосердии Божием, которое спасло бы вас от этих страстей души молитвою какого-либо праведника. Да и сами молитесь друг за друга, чтобы исцелиться [Иак. 5, 16].
23 марта
Благодарю Господа, сподобившего меня помощи Своей к непреткновенному служению в храме славы Его весь день сей, в продолжение трех служб дневных; благодарю за милости Его, явленные на мне в прощении прегрешений моих мыслию, чувством, словом и делом! Слава Тебе, Милость моя!
Любовь выше поста. Потому не враждуй на ядущих с тобою в твоей квартире и на твои деньги купленную скоромную пищу по незначительной нужде или по прихоти. Не обращай внимания на то, что едят твои домашние, даровые и ничего не делающие нахлебницы. Предоставь Богу судить их. Из-за тленного брашна не губи нетленного сокровища души твоей и любви к Богу и ближнему. Давно враг чрез пищу и сласти воюет на тебя, окрадывая тебя, муча тебя. Плюнь на козни его и пренебрегай пищей и питьем. Храни любовь, мир, свободу души своей. Горняя мудрствуй. Шестнадцать лет диавол смущает меня ежедневно из-за пищи, но она не моя – Божий дар. И мало мне её нужно. Да есть у меня брашно нетленное: Тело и Кровь Христовы. Земное брашно ничто в сравнении с этим небесным: то временно – это вечно.
Возьмите от меня вещественные снеди, сладкие напитки, дорогие одежды, деньги, мои покои и дайте мне духовные блага: мир, тишину, кротость, незлобие, общение со Христом в молитве, в причащении животворящих Его Таин, ибо это мне едино на потребу, а прочее – придаточное, временное, малополезное.
Сегодня во время утрени испытал я ужасную агонию душевную вследствие вчерашнего чревоугодия и пресыщения сладким супом и питья крепкого чаю. Чем более лакомишься и пресыщаешься, тем сильнейшую и мучительнейшую агонию себе готовишь и крайние уязвления от врагов невидимых. За часами и обедней и за повечерием было то же. Обедню, впрочем, совершил непреткновенно. Заамвонную молитву прочитал тоже благопоспешно. Благодарю Господа, долготерпящего мне.
30 марта
Согрешил тяжело пред Богом после стояния Марии Египетской, озлобившись и воскричавши на нищих, неотступно просивших милостыни в другой раз, и из-за пяти копеек почти прибил мальчика (пять копеек я дал, а пяти он еще просил у меня). О, сребролюбие, недруголюбие, о, чревоугодие! О зависть, о жадность, ненасытность, о, пресыщение! Это его последствия. Боже, обрати мя и помилуй мя.
Вчерашнее питье чаю с медом у Матрены Прокофьевны Назаровой и ядение булки дома без чаю, ядение сытное за обедом чрезвычайно ослабили мою душу и сделали её удобопреклонною к злобе, к блуду и другим грехам. На молитве в таможне у досмотрщика буря блудная от воззрения на хорошенького малютку и на женщину молодую, державшую младенца; в церкви на дьячка озлобление. Чем утушил? – Молитвою и мыслию, что это от диавола.
24 марта
Четверг 5-й недели. Стояние Марии Египетской. Часы, вечерню и обедню Преждеосвященную совершил с Божиею помощию благополучно, при крайней тесноте и бесовской жгучести (жало). На заамвонной молитве споткнулся на иже четыредесятьми деньми... смутился и убоялся призраков лукавого.
И взрослые люди как дети, когда капризничают. Надо подладить, угодить им, если это не противно закону Божию и не вредно им и нам, – и они успокоятся, покорятся. Нужны смирение, кротость, незлобие. Горе, если обе стороны горды, раздражительны, озлоблены. Тогда выйдет настоящая война.
Согрешил сегодня – укорил нищих, с досадою говорил им.
После сладкого чаю в двух домах (два и один стакан) поел я дома с удовольствием жареной рыбы на постном масле и ухи с ершами – и вскоре изменилось, огрубело мое сердце, смутилось, сочеталось с теснотою и тяжестию, стало удобопреклонно к злобе. Только твердое, молитвенное воззрение ко Господу (на образ Его) исцелило душу мою. 29 марта. 10 часов вечера. Не надо есть ничего с вечера, кроме некоторой части булочки с чаем. Чай чрез ситечко.
Поминай, как часто Владычица давала тебе слезы умиления при чтении Ей канонов, акафистов, молитв, догматиков, и всегда молись Ей с верою, усердием и надеждою в покаянии; будь признателен всегда к Её милостям, к Её всеблагомощному ходатайству, не охладевай в усердии.
Отчего мы так самолюбивы, злы, раздражительны, завистливы, прелюбодейны, сребролюбивы, ленивы, боязливы, ропотливы? – От чревоугодия, лакомства, излишества, в пище и питье. Это опыт. Кто постится как должно, тот избегает удобно всех этих страстей и бывает человеколюбив, незлобив, терпелив, доброжелателен, целомудрен, нестяжателен, трудолюбив, мужествен, великодушен, потому что душа его бывает чиста, ясна, рассудительна и не поддается порывам страстей, ибо разум, или Сам Дух Святый, управляет, как добрый кормчий, духовною его ладьею.
Государь – отец отечества, живой образ Царя царей Господа Иисуса Христа, благодетель миллионов людей, православный сын Церкви; об нем надо молиться много и усердно, ибо тяжкое бремя возложено на него Богом. Если и недостатки есть в нем, и тем более видные, чем выше его престол, то кто мы, чтобы осуждать его? Сам он даст ответ Богу, Страшному и общему всех Судии, и в особенности Судии царей земных, а не нам – а мы за себя дадим ответ. Да он же и человек слабый, как и мы, а не Бог.
Будь доволен и спокоен при мысли, что ты живешь и трудишься не для себя только, но и для ближних и для присных своих, и тем более, что трудишься для врагов твоих, презирающих тебя и иногда презираемых тобою. Ты оставь свою вражду на них, которую ты считаешь некоторым образом справедливою за то, что они даром едят хлеб твой, – и люби их как своих, которые невольно обязаны тебе и не могут не чувствовать твоих благодеяний. Довольствовать других своим добром со враждою, поневоле есть дело мучительное – лучше по воле и с любовию.
До сих пор ты не был лишен ничего в продолжение шестнадцати лет – не лишит Бог и вперед.
Много ли тебе нужно?.. Маленькая келья, пища, хлеб с водою, одежда приличная, а главное, любовь и мир с ближними, любовь к Богу – вот и всё. Из-за чего же мы враждуем друг на друга? А умрем – несколько аршин земли только нужно.
Диавол, как мучительный кошмар, подстрекает нас непрестанно к вражде на ближних, возбуждая в нас неестественную и безрассудную алчность к деньгам, к лакомствам, напиткам, к пище вообще и муча опасением и боязнию, что мы можем обнищать и нам нечего будет есть-пить и чем одеваться. Этим-то он и иссушает в сердцах любовь и поддерживает или возбуждает вражду. А главное, что пружина жизни и есть любовь. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам [Мф. 6, 33].
Когда мы принимаемся с Божиею помощию искренно разрушать дело врага – грех в себе и в людях, как пастыри, учители и священнодейственники, тогда враг принимается разрушать в нас и в людях дело Божие, начинает крепко воевать против нас возбуждением страстей или препятствием нам славить Бога и святых Его.
Согрешил я, что неискренно и холодно, безучастно отнесся к проводам отца Григория Ивановича Цветкова в Москву – на родину. Не по-человечески, не по-христиански, не по-родственному сделал я это.
Господи! даждь мне не дремать ни на минуту, но преследовать и искоренять в себе благодатию Твоею всякий грех – это диавольское непрестанное порождение, возращение, воспитание, укрепление, то есть самолюбие, жестокосердие, холодность к ближнему, зависть, гордость, злобу, любостяжание, скупость; этот тяжкий и смертельный грех – чревоугодие, лакомство, пресыщение, блуд помыслом, воззрением, осязанием, словом и делом; уныние, малодушие, боязнь, отчаяние, ропот, хулу и пр.
Я становлюсь, окаянный, злее и злее, злопамятнее, мстительнее, недоброжелательнее, зложелательнее и злораднее к подчиненным и домашним моим, нахлебникам моим. Только покаяние теплое и умоление Господа, благопременительность Его и милосердие ко мне, погибающему, спасают меня от пасти адского дракона, толикократно усиливающегося каждый день поглотить меня.
Что я за зверь? Ко мне домашние ласковы, а я неласков и груб; ко мне горячи, а я холоден; они веселы, а я угрюм; они добры, а я зол; они доброжелательны, а я недоброжелателен. Как произросло во мне столько зла? Зачем и за добро и за зло воздаю злом, если не делом, то чувством, видом, иногда словом. Да если бы мог, то и делом сделал бы зло! О, окаянный! Когда я пременюсь во глубине души? Когда буду иметь сердце новое, благое, кроткое, смиренное, незлобивое, терпеливое и дух новый? Когда лукавство престанет, злоба, жадность, зависть, блуд? Когда возложу всю надежду на Бога? Когда не буду ничемже должен Богу и людям, точию еже любити ближнего, аще и врага или бывшего врага и досадителя и ругателя? Христе! Ты всё мне прощаешь, кающемуся, – отчего я не прощаю?
Кто истинно любит ближнего, тот не жалеет ничего для него: потому мы жалеем своего имущества для ближних, что не любим их. А это есть грех. Себе не жалеем ничего – как же для них жалеем? Сохраним же ради Господа любовь и не пощадим для них, особенно для присных (а Анна Константиновна присная), ничего нашего и не будем подозрительны и скупы относительно их.
* * *
Иоанн Леванда (1734 – 1814), протоиерей Киевского Софийского собора, известный проповедник.
Онепра́вдовати (церк.-слав.) – несправедливо обвинять, клеветать.
Манассия – иудейский царь, отступник от истинного бого- почитания, занимался волхованием и идолопоклонством. Своей жестокостью и гонением на пророков стал ненавистен и своим подданным, и потомству; при нем был замучен пророк Исаия. Бог смирил его, он попал в плен к врагам. Его покаянная молитва в узах помещена в конце Второй книги Паралипоменон и читается на Великом повечерии.
Пружание (церк.-слав.) – напряжение, тряска, конвульсии.
То есть возродив в Таинстве Крещения; отрождение (церк.-слав.) – возрождение, перерождение.
«Лживы сыны человеческие в неправильных весах» (перевод П. Юнгерова).
Поколику (церк.-слав.) – здесь в значении «поскольку».