Февраль
1 февраля
Понедельник. Благодарю Господа, даровавшего мне благодать совершить со дерзновением, спокойно, бойко Тайну Крещения с прочтением всех молитв в доме Моисеева Тимофея Алекс.-ча на вышке. Крестный отец был подполковник Евфимий Иванович Козмин, а крестная мать Александра Васильевна Трапезникова.
Не надо мне вовсе есть мяса: много раз я замечал, что оно составляет во внутренностях моих излишек и слишком для меня питательно, что я делаюсь чрез него злым и раздражительным, в богослужении малодушным и робким. Так случилось это и вчера: нищего, подбежавшего ко мне с просьбою после того, как я подал им в церкви, я пнул ногой с крайней на него досадою, – что это, как не драка на улице? Согрешил пред Богом и пред людьми и пред собою! О самолюбие, о сластолюбие, корыстолюбие, о нетерпение!
2 февраля 1872
Служил позднюю в Думе обедню с крайнею немощию телесною и, по связи души и тела, душевною: воздуха в церкви живительного не было – весь перегорелый от дыхания людского; едва мог выговаривать слова. Вчера вечером пил сладкий чай, сливки, портер, чай, ел сыр; думал, что будет хорошо, – вышло дурно: чем меньше пить, тем лучше. Имел глупость покурить табаку, и оттого особенно усилились золотушные припадки во внутренностях и в ноге левой ревматизм. Курить совершенно не надо.
Благодарственную молитву на молебне прочитал сполна; царственного дома лица выговорил все.
Диавол и во сне работает в человеке, питая и ускоряя его страсти и пороки гордость, любостяжание, сластолюбие и чревоугодие, блуд, вражду, раздражительность, леность и пр., чрез представление ему разных соблазнительных и увлекательных картин. Известно, что человек во сне нередко приходит в азарт, в ярость, или радуется по случаю великой и нечаянной прибыли, или тает от удовольствия, сидя за богатым, исполненном лакомствами столом, или видя соблазнительные картины и пр. Материал для сновидений большею частию дает демон, а для проникнутых [благочестием] – Ангел Хранитель.
Согрешил пред Богом и людьми, толкнув с гневом двух нищих мещан, когда они после подачи им по 10 копеек снова пришли просить милостыни на одежду. Не поверил я им, думал, что пропьют, и тем более что это было вечером, когда никто не продает ничего; пожалел я туне принятого от Господа. Не вмени мне, Господи! Научи меня в простоте и незлобии сердца, с добрым изволением подавать милостыню о благословении, а не о злохулении.
Отец протоиерей кротко и внушительно вчера утром говорил пьяному дьячку Кутузову. У такого начальника надо поучиться действовать на виновных и порочных, а мой горячий и крутой нрав надо обуздывать. Я вдруг весь возмущаюсь и вскипаю гневом. Но гнев человека не творит правды Божией [Иак. 1, 20]. 4 февраля.
Церковь храмом и богослужением действует на всего человека, воспитывает его всецело: действует на его зрение, слух, обоняние, осязание, вкус, на воображение, на чувство, на ум и волю благолепием икон и всего храма, звоном, пением певцов, кадильным фимиамом, лобзанием Евангелия, креста и святых икон, святыми просфорами, пением и сладкозвучным чтением писаний.
Молитва наша должна быть глубока, искренна, разумна, плодотворна, изменять наше сердце, направлять волю к добру, отвращая от зла. Молитва поверхностная есть лицемерие, кощунство, суетная молитва. Приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня [Мф. 15, 8].
Давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше [Лк. 6, 38]. Господь на мне исполняет слова сии. Сколько я ни давал, Господь всегда воздавал мне щедро за даяние. Слава недремлющему, праведному и всеблагому Его Промыслу. Прости мне скупость и ярость мою, Господи!
Чего ты ищешь: сокровищ Духа Святого или сокровищ мира сего? Нетления или тли?
Как благоухают кости святых! Какие чудные ароматы мощи угодников Божиих! Сколь великое благо – стяжать нетленную, благоухающую благодать Духа Святого и с нею – жизнь вечную! Что мы гоняемся за тлением? Что мы возлюбили смрад грехов, страстей ядоносных?
Господи! в молитве Тебе о нас приводим святых, эти благовония духовные, это миро ароматов Твоих! Прими их благоухающие любовию и чистотою молитвы о нас и избави нас от смрада греховного. Ибо вот, наши сердца нечисты и уста скверны, и недостойны мы сладчайшей беседы с Тобою: все в нас земно, тленно, скверно, лукаво! А они, святые Твои, – миро чистейшее, наипаче же – Твоя Пречистая Матерь, Твоя одушевленная, светоносная палата, чистейшая светлостей солнечных, благоуханнейшая паче всех ароматов, ибо благоуханием Её святыни, Её добродетелей божественных полны небо и земля.
Вкушение запрещенного плода доселе губит меня, ибо из-за него я сделался рабом чрева, рабом плоти, мира и диавола; из-за него я прилепился к земле, полюбил персть паче Бога, паче души своей бессмертней, паче ближнего; мечтаю в наслаждении земными благами, в богатстве, в дорогих одеждах и в великолепных палатах найти свое блаженство, свою жизнь, а не в Боге, не в хранении заповедей Его. И за свое суемудрие, за свое заблуждение как бедствую ежедневно, оставляя источник воды живой, напояющей и веселящей сердца верных Богу!
И светло, и тепло, и покойно мне, когда я всецело обращаюсь душою моею к мысленному Солнцу, Солнцу Правды Христу Богу моему, – и растаивает лед сердца моего, отъемлется нечистота и тля его, исчезает мрак, отбегает смерть духовная, воцаряется жизнь небесная – ничто земное не занимает меня.
Хранящие таинство веры в чистой совести (1Тим. 3,9). Чистого сердца требует святая, божественная, пренебесная вера христианская, чтобы благотворно воздействовать на все существо человека, а в нечистом сердце она обитать не может и производить благотворных перемен в нем не может, если человек не исправляется от своих пороков. Вот почему и в христианстве много званных, но мало избранных [Мф. 20, 16; Лк. 14, 24]. Многие именуются христианами, но не многие в самом деле таковы, не многие творят плоды Царствия Божия, вот отчего и в христианстве много безбожников, вольнодумцев, суеверов, корыстолюбцев, сластолюбцев, блудников, пьяниц, воров и так далее. Не вера виновата, что христиане таковы, а носящие имя Христово на себе виноваты в своем невнимании к вере и её правилам, в своей нечистоте и в своем пристрастии к земному, по которому они не могут вместить в своем нечистом сердце чистейшего, небесного сокровища веры Христовой и погибают у самого источника спасения. Горе нам, неблагодарным, злонравным, суемудренным, суетным, сластолюбивым и ленивым. Господи! Что нам делать? Победи нас Своею милостию, Своею любовию! Своею премудростию мудрование плоти нашей упраздни, силою благости Твоей злобу нашу победи.
6 февраля 1872 г
Утреня и ранняя обедня. Духовный мертвец был я сегодня во время утрени и обедни: боязнь, скорбь, теснота, раздражительность, безжизненность сердца, слабость голоса; душа, питающаяся пространно, жива умерла (1Тим. 5, 6). Это исполнилось и исполняется на мне. Снаружи вы красивы, а внутри полны беззакония [Мф. 23, 27 – 28], – таков я. Всю жизнь превратил я в чревоугодие и самолюбие. Где любовь к ближним, к душам христианским, искупленным честною Кровию Агнца Божия? – Иссякла. Ужасная мертвость в душе. Противные силы свирепствуют в душе, как в поле. Чревоугодие, баня, сон лишний опустошили мою душу; весь я стал плоть. Потому немедленно начни пост, оставь молочную, мясную пищу, сласти, мягкие скоромные булки, в баню ходи реже (в месяц раз), читай чаще Евангелие и писания святых отцов, молись и в полночь. Беседуй с прихожанами о искуплении, о воздержании, о правде и о суде, о милостыне.
Причиною крайней раздражительности моей бывает мое невоздержание. Что я был пресыщен – тому доказательством были отрыжка и ощущение лишней сытости и вчерашняя отрыжка [...].
Благодарю Господа, оживившего меня чрез причащение животворящих Своих Таин сегодня, 6 февраля, в воскресение после всех скорбей и теснот ужасных. Часть Святого Агнца и три глотка Пречистой Крови какую вдруг благодетельную животворную перемену произвели во мне! Какой живительный огнь! Какой мир! Какая свобода, какое дерзновение воцарилось во мне, аще и недостойном. Слава Тебе, Господи, милующему меня без числа. Я думал, что Ты отвергнешь меня, как сластолюбивого и невоздержного Исава, но вот – Ты благословил меня, как Иакова.
7 февраля
Благодарю Господа за благополучное путешествие в столицу и за оную и обратно в Кронштадт. Благодарю Господа, потерпевшего и еще прегрешениям моим и не погубившего меня со беззакониями моими. Видел, по милости Божией, невесту племянника моего, Константина Ивановича Ветвеницкого, Ольгу Павловну. Дай Бог ей здравия душевного и телесного. Тонка и худа она, хотя и миловидна. Да будет она добра и проста, как родство Ветвеницких и Несвицких.
Благодарю Господа, призывающего мене, недостойного, непотребного, к общению с Господом в Божественных Тайнах Евхаристии завтрашний день. Очисти мя, Господи, и помилуй мя. Вот я пред лицем Твоим!
Вскоре начни пост и молитву с богомыслием и чтением Священного Писания; присоедини к тому всякую добродетель: кротость, незлобие, целомудрие, нестяжательность, терпение, послушание, братолюбие, милосердие и милостыню и пр. Всякую тучную пищу оставь.
Благодарю Тебя, Господи, яко всех возносящихся смирил еси: и сестру мою Анну, и меня, грешного, и протоиерея Павла, протоиерея Матфея, и чтецов наших и купцов наших, и военных наших чинов. И всех смиряеши в могуществе крепости Твоей, вседетельным Промыслом Твоим, мудростию Твоею всеобъемлющею, бесконечною державою Твоею. О, да познают Тебя, Господи, все до единого. О сем молитва моя Тебе, Богу живота моего. Господи! сокруши каменные сердца богатых, приклони их к состраданию нищим Твоим! Возьми их богатства, сии дары щедрот Твоих, и отдай их бедным Твоим. Бей их, когда они не восхотят чувствовать благодеяний Твоих, щедрот Твоих и в безумии своем будут считать Твои дары своим достоянием. Нет, Господи, им не нужно столь много, сколько они имеют: избытки их – достояние бедных. Вот и достояние протоиерея Матфея тоже, яко велико есть.
В первый раз от многоядения и жирной утки у меня болела ночью спина. И сам я был несколько тяжел, как вчера во время вечерни или послеобеденного сна. Не есть мяс и ничего густого! (8 февраля 1872 г.) Петербургская поездка тоже влияла на спину, да и перемена погоды с холодной и ясной на теплую и облачную.
Сон. В канале доковом купался какой-то молодой человек и, выбившись из сил, стал тонуть, и из многих зрителей никто не бросился его спасать: то вверх вынырнет, то вниз опустится; наконец вызвался один гимназист [Никульцев] спасти его, но пока он спускался, утопающий и действительно утонул и рот раскрыл. Не образ ли это меня, утопающего в сластях мира сего? – Да. Господи! если я еще не совсем умер, то это Твоя благодать и милость, но я близок к смерти духовной. Пост, пост даруй мне, Господи!
Что значит поемое часто в Церкви Господи, помилуй? – Это вопль виновного и осужденного на казнь, просящего помилования у раздраженного правосудия. Мы все повинны вечному проклятию и вечному огню за свои бесчисленные грехи, и только благодать Иисуса Христа, хотатайствующая за нас пред Отцом Небесным, спасает нас от всякого наказания. Это вопль кающегося и изъявляющего твердое намерение исправиться и начать новую жизнь, подобающую христианину. Это вопль грешника кающегося, который готов сам миловать других, как безмерно помилованный и милуемый Богом, Судиею дел его.
8 февраля
Благодарю Господа за безмерную Его милость – очищение грехов, отъятие скорбей и тесноты и боязни и дарование мира, свободы, пространства, освящения, дерзновения, обновления. Во время обедни многих слов не мог выговаривать от тесноты внутренней. А теснота от многоядения и многопития. Во время проскомидии возмутился дух мой из-за неправильной формы и скудости просфор; много раз припадал к престолу, прося у Господа укрощения беснующейся моей плоти и чтобы мне не обращать внимания на форму и на вещество просфоры, а на существо дела, на мир и любовь со всеми.
Придирчивость наша ко всяким мелочам, ко всяким незначительным неправильностям в церкви и дома – от диавола, ухищряющегося и усиливающегося из-за всякой безделицы житейской поселить в нас взаимную вражду. Ради любви Христовой надо во всем снисходить людям, с кротостию вразумлять противных или делающих что-либо неправильно, или отнимающих что-либо у нас, или повреждающих что наше. Жаление чего-либо земного и дух вражды из-за вещей – от диавола; страстное желание чего-либо вещественного также от диавола. (Дома придираюсь к домашним, особенно к сестре Анне Константиновне, к жене, к Анюте прислуге; в церкви – к дьякону, дьячку, сторожу.)
Теснота, скорбь, боязнь, бессилие внутреннее во время священнослужения от пресыщения.
8-го февраля 1872 г
Видение Матроны Александровны в Тихвине и служанки её касательно болящего Григория иерея: он стоял пред чудотворною иконою, хотя и не был там, и сказался здравым. Это чудо Царицы Небесной. Посмотрим, что будет. Это говорит и в пользу доброй и благочестивой Матроны Александровны и в пользу отца Григория: видно, он желал быть в Тихвине, хотя и не мог.
Когда видишь и слышишь несправедливые нападки, злобу и ярость с ругательствами на тебя от домашних или соседей, знакомых, начальствующих или даже подчиненных, то знай, что для тебя настало время христианского или Евангельского любомудрия – кротости, незлобия, терпения, спокойствия, молчания, молитвы за ярящихся и ругающихся, а не воздания злом за зло, яростию за ярость, ругательством за ругательство. Ибо это последнее свойственно только не знающим Христова Евангелия. Так ли мы благочестно, христиане, поступаем? Совесть каждого пусть отвечает на это. (Я первый, по окаянству моему, не так поступаю, и поступил даже сегодня по написании этого наставления самому себе: рассорился с домашними. Примири, Боже!)
9 февраля
Из-за того, что жена моя била по щекам брата Алексея, сегодня я поссорился с нею и с Анною Константиновною, говоря, что из-за этой последней выходит всегда ссора и чтобы она удалялась из нашей квартиры для семейного спокойствия. Круто и горячо посчитались. Но лучше бы мне предоставить дело жены с братом им самим и не вступать в него, чтобы сохранить и себя, и их с Анною Константиновною от дальнейшей неприятности. Не сдержал себя: вперед наука – всевозможно сдерживать порывы страстей и всякий гнев свой укрощать в начале, понуждая себя поступать по Евангелию, а не по влечению своих страстей. Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас [Мф. 5, 44]. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится... не раздражается... все переносит... все покрывает... никогда не перестает (1Кор. 13, 4 – 8). Есть и пословица: где двое ссорятся, там третий не суйся. И мне бы надо было это сделать.
Согрешил, неискренно поздоровавшись с сестрою Анною Константиновною на её привет; я от досады на нее нахмурился и письмо Григория Ивановича к ней читал с крайне стесненным сердцем, а потом разразился горькими упреками жене за то, что вчера побила брата. Горе мне, что мир домашний нарушил и весь дом поднял, сделав бурю! Забыл я блаженство миротворцев, кротких, алчущих и жаждущих правды, чистых сердцем, изгнанных правды ради [Мф. 5, 3 – 11]...
В сегодняшней размолвке я узнал много такого, что скрывалось во мраке: Гурнов разошелся со мною, по словам Анны Константиновны, муж её тоже будто бы; что папенька, которого будто бы я во гроб уложил, был обижаем мною. Угрюм, действительно, я бывал пред ним, и нередко, и однажды обидел его словом, и он огорчился, уже больной будучи: каюсь в этом пред Богом и людьми. Не перечтешь, что она наговорила в сердцах: мужу её позавидовал, что его протоиерей словом похвалил, и чаю ей пожалел. Господи, помилуй! Господи! Удали от меня эту напасть, сестру мою Анну! В мире даждь нам расстаться с нею. Загради уста её, клевещущие непрестанно. Не посрами раба Твоего. Смири дух её и дух мой, аще в чем вознесохся. Никто меня так не обижал, не укорял, как младшая сестра по жене Анна и следом за нею Александра. За то им и скорби тяжкие от Бога – и все не смиряются.
Зачем это я сам хочу карать согрешающих – домашних или служащих подчиненных? Богу предоставляй суд над ними, а сам молись за них с любовию и усердием. Отбрось злобу.
Не опущено ехидным языком Анны К. сказать и то, что будто бы я жене жалею денег на платье и вожу её в черном теле и что пожалуется Матроне Алекс., что Иван Алекс. Песоцкий говорил ей, будто я об ней дурно отзывался где-то, а Григорию Ивановичу передавал недобрый отзыв об нем на епархиальном съезде Добронравина. Господи! пред Тобою все мы!
У меня нрав недовольный, зломнительный, сердитый, упрямый, самолюбивый, и я много виноват в домашних неприятностях и сварах. За то и достается мне от сестры Анны и правды, и неправды.
Устроил я сестер жениных, снабдил всем – и все забыто. Только укоризны да ругательства. Боже! Отпусти им: не ведят бо что творят [Лк. 23, 34].
Я виновен сегодня в нарушении мира чрез свой сварливый, придирчивый характер. Другие вызваны были уже мною на ругательства и вражду.
Страсть горяча, смутна, необдуманна, зла, стремительна, и потому человек в страсти, например в гневе, говорит много необдуманного, неверного, вымышленного, злого, чего не сказал бы в состоянии спокойном. Поэтому, зная сам по опыту такие свойства страстей, вопервых, и сам не говори, когда ты в смущении, в злобе, и извиняй горячих и раздраженных людей, когда они сыплют ругательствами и укоризнами несправедливыми или справедливыми.
Благодарю Господа, даровавшего мне мир после междоусобной брани с женою и сестрою по поводу биения женою брата их Алексея по щекам. Колка брань была, зла и горяча. Сильно были все трое возмущены, уязвлены острыми стрелами вражды. Диавол торжествовал.
Много было нужно покаяния, молитв тайных и явных, чтобы преклонить Господа на милость и примирение нас. Наконец, Царствие Небесное вынуждено, восхищено. Мир заключен. Враждовавшие сердца укротились, смирились, утихли. Руки мира соединены. Слава Тебе, Господи!
С сих пор буду мало давать денег, ибо все поступки её или многие назло мне. Она отделяется от меня к сестре своей. Но даждь мне, Господи, благодать любити её, а Ты вразуми её. 9 февраля.
Я много виноват против семейства Несвицких, бывшего на руках моих после сдачи места отцом; я часто был неприязнен к ним из-за того, что они жили все на моем содержании. А мое ли содержание? Мое ли место? Не отцом ли это место было заслужено – здешней епархии и урожденцем и священнослужителем? Не их ли добро были все доходы далеко не бедные, не скудные в соборном приходе? Я с охотою и любовию должен был довольствовать всех и никому ничего не жалеть, ни на кого не смотреть угрюмо. Ибо все было их добро. Я пришлец из другой епархии, трудился для своего же спасения. Да простят мне все они.
11 февраля
Ранняя обедня по матушке моей Феодоре. Литургия есть таинство соединения Бога с человеками, таинство обожения человеков, тайна безмерного милосердия Божия к роду человеческому, погибающему во грехах. Литургию совершил громогласно; голос был чист, звучен, но сердце было слабо, удобно возмущалось, препиналось от Велиара; не мог выговаривать некоторых слов, например священнодиаконство твое да помянет Господь Бог... помяни нас, Господи... пред великим входом, когда молился пред освящением Даров, призывая Духа Святого. Благодарю Господа за премирное и блаженное состояние духа, данное мне Господом по причащении Святых Таин.
Все наши угрюмости, неприятности, вражды, распри, ссоры – из-за пищи или сластей, из-за одежды, жилища, из-за денег, из-за чести. Презирай все эти вещи как тленные и скоропреходящие, взирай на Бога сердечными очами и на будущие блага нетленные и вечные и не возмущайся из-за лишения благ земных или из-за оскорбления твоей чести, а радуйся; не смущайся дикого вопля страстей в сердце своем и в боках своих и будь доволен всеми и всем. Предоставь всех и все воле Божией – Он печется о нас.
Еще благодарю Господа за водворение тишины после бури в сердцах и душах наших, за прогнание мучителя Велиара, посеявшего в нашем семействе брань и вражду! Как шелковые все сделались: и жена, и Анна
Константиновна. Даруй, Господи, жить в любви и согласии во все дни живота нашего.
Не бойся суда человеческого, а бойся суда Божия и берегись навлечь на себя этот грозный суд.
Часть нравственных поучений Никейского Собора из актов сего Собора, открытых ученым Эженом Ревилью125. Вот два отрывка из них (из французских газет): в первом говорится о милосердии. Нет более тяжкого греха пред Богом, как ненависть, ибо она убивает. Милосердие омывает все прегрешения, а ненависть уничтожает все добродетели. Быть милосердым – значит делать добро всем людям. Тот, кто делает добро людям, ненавидящим его, уподобляется Богу... Добрые дела заключаются не в одной только обильной милостыне. Для совершения их иногда достаточно стакана холодной воды и хлеба. Стыдно христианину, который, имея две одежды, забывает о том, у кого нет ни одной.
Если в жизни мы имеем общение между собою, то во сколько раз оно сильнее должно быть пред смертию! О человек! Люби своего ближнего, ибо ничего не избавляет вернее от наказания, как милосердие. Сколько еще продлится жизнь твоя на земле? – Не проводи её в суетности. Мудрый радуется одному дню, употребленному с пользою, – напротив, безумный истрачивает жизнь в один день, и затем наступает для него конец, и он видит, что ничего не имеет.
Второй отрывок. Берегите ваши глаза от бесполезных взглядов, ваш язык от злословия, ваши уши от пустых толков, ваши уста от страшных клятв. Пусть каждый укрепляет в своем сердце милосердие к ближнему, пусть он старается соблюдать заповеди и находить время посещать храм Божий для молитвы, ибо если мы не будем посещать храма Божия, то как можем мы противиться искушениям диавола или соблюдать заповеди? Что касается исполнения заповедей, составляющих твой долг пред Церковью, то ты говоришь: я пощусь. Ты делаешь это суетно: тело твое исполнено похотей, сердце – нечистоты, язык занят злословием, руки обрызганы кровию, ноги бегут навстречу злу, уста произносят неправду, уши слышат о постыдных делах. Ты любишь комедиантов, преклоняешься пред ложными проповедниками, даже прибегаешь к чародеям. Ты водишь дружбу с безбожниками и людьми, проводящими свое время в торжествах. Рука твоя соединяется с рукою алчных притеснителей – и после всего этого ты говоришь, я пощусь. 11 февраля 1872. Из «Сына Отечества» (№33, 8 февраля).
Благодарю Тя, Господи Боже мой, яко приял еси в вечер дня сего покаяние мое в злобе моей на нищего и помиловал меня, отъяв скорбь и тесноту и даровав мне мир и пространство сердца. Возопил и возрыкал я пред Богом в горечи моей, моля о сооружении дома для бедных, где бы они трудились и трудами доставляли себе пропитание и одеяние. Малодушен я, что я пришел в сильный гнев и волнение от множества просителей. Забыл я, что множество просителей и милостыни уготовляет за меня множество просителей и ходатаев за меня пред Богом и великое помилование мне от Бога на суде; забыл я, что Господь не оставляет и никогда не оставлял меня Своими щедротами. О, малодушный и неверный!
Как бы мне не научиться вместо любви ненависти при подаянии милостыни и вместо милостыни и благословения не заслужить наказания и проклятия от Бога за неискусство в подаянии милостыни! Господи! всё благое моё – Твоё! Прости мне моё пристрастие к тленному имению. Вот Ты даровал мне прекрасное жилище, а у нищих его нет: они должны платить за ночлег; у меня теплая одежда, а у них нет; у меня разнообразный стол и чай с кофе, а у них нет – они должны купить только хлеба, чтобы поесть с водою. Прости мне бесчеловечие и жестокосердие! Но призови, Владыко всех, Господи небеси и земли, всех умных, богатых и знатных во граде сем к общественной благотворительности, да бремя её падает не на меня одного, но и на многих! Господи! сотвори со мною по милости Твоей, по премудрости Твоей и по силе Твоей, такожде и с обществом, которому я служу. Мне скорбь, а другим отрада, и нет равенства никакого по жестокосердию и заблуждению жителей города.
Мы сердимся на своих врагов или неисправных по службе, не говорим с ними, косо на них смотрим или браним, ругаем, укоряем, мучим себя и их. Но отчего не молимся за них, чтобы сделать своих врагов доброжелателями или неисправных исправными? Разве черное от черного сделается белым? Разве зло исправишь злом? Молитва за врагов или за неисправных в жизни и по службе не действительно ли верное средство к их исправлению? Разве напрасно Господь велел любить врагов, благословлять ругателей, добро творить ненавидящим [Мф. 5, 44]? Разве Творец, Законодатель, Спаситель и Судия наш не бесконечно лучше нас знает, как исправить, улучшить многомятежную жизнь нашу? Или мы думаем сами лучше исправить свою жизнь? Или мало мы еще её извратили и поставили всё вверх дном?.. Или мало мы еще бедствуем от своего самодурства и самоуправства? Аще кто хощет по Господе идти и с Господом быть, да отвержется себе, своего склонного ко всякому греху сердца и своей злой воли.
Слово Деллингера126: число нехристиан в настоящее время составляет две трети населения земного шара. Восемьсот миллионов душ лишены света христианской религии (в том числе великие культурные народы Восточной Азии: индусы, китайцы, японцы; индейцы в Северной и Южной Америке, негритосы в Австралии, обитатели островов южного океана, готтентоты127 Южной Африки). От четырехсот до пятисот миллионов людей исповедует буддизм, который высшею целию, к которой должен стремиться человек, полагает отсутствие воли и сознания и считает величайшей добродетелию отсутствие желаний, деятельности и мышления. [Брахмаизм] исповедуют от ста тридцати до ста сорока миллионов индусов: здесь пантеизм и идолослужение (корова считается выше человека, принадлежащего к низшей касте), здесь пария128 может быть безнаказанно убит. Здесь нет человеческих прав.
12 февраля
Благодарю Господа, отъявшего скорбь и тесноту от души моей по молитве моей ходатайством и заступлением Пречистой Богородицы, Которую я горячо молил о помиловании (утром в 10 часов).
Сердиться и гневаться отнюдь не надо: и нравственно, и физически убивает гнев не тех только, на кого гневаемся, но наиболее нас, гневающихся. Многие от 12 февраля. Вечер. Благодарю Господа, даровавшего мне обильные слезы умиления и искреннюю, духовную молитву о людях Господних во все время всенощного бдения. Таяла душа моя от сладкого, святого умиления. Сколь любезны моей душе были все предстоящие люди Божии! Сколь мирна была моя душа! О, я был весь в Боге и Бог весь был во мне. Но и немощь плоти стужала мне: голос был слаб, нечист, отчасти дрожащ, точно грудь или гортань была засорена. Но это происходило от излишества в пище и питье – оно расслабляет мои органы, равно как и самую душу делает слабою, как паутину, как трость, ветром колеблемую; оно, это излишество, погубляет эту душу, делая её жилищем нечистых духов и всякой страсти. Ныне я особенно чувствовал над собою бесконечную милость и силу Бога моего, точно Лазаря, четверодневного мертвеца, и меня воскресившего из мертвых, ибо я умираю душой всякий раз, когда ем и пью с алчностию и излишне и провожу время без богослужения. Искренняя молитва при богослужении воскрешает, [обновляет], укрепляет мою душу и самое тело. Я делаюсь иным во время божественной службы. Слава животворящему Утешителю Духу Святому, оживляющему меня по благодати Христа Бога моего. О, если бы всех так оживлял Господь, всех молящихся со мною в храме и всех православных христиан! Как бы я возрадовался.
Всякий человек на земле болен горячкою греховною, слепотою греховною, одержим бешенством греха, а как грех наипаче состоит в злобе и гордости, то со всяким человеком, как страдающим болезнию греха, надо обходиться с кроткою любовию, – важная истина, которую мы часто забываем; мы часто, очень часто действуем вопреки её: к злобе подбавляем злобы своим озлоблением, гордости делаем отпор гордостию же. Так у нас и растет зло, а не уменьшается, не врачуется, а более заражается. Господи, помилуй нас! Помилуй человечество!
Февраля 13. Воскресение. Из-за вкушения запрещенного плода в раю человечество получило лютую болезнь души – пристрастие к этой кратковременной жизни, к здешним благам и наслаждениям. Это всепагубное двойство сердца – между Богом и миром, добром и злом. А как земные блага не насыщают души, сотворенной для наслаждения духовными, вечными, бесконечными благами, и они не распределены всем равномерно и, по пристрастию и слепой привязанности к ним, одни захватывают очень много, а другие имеют очень мало их, да и совсем иные не имеют, – то отсюда происходит вечный грех, вражда и смерть из-за обладания, отсюда зависть и неприязнь частных лиц и народов, отсюда войны кровопролитные, отсюда роскошь одних и крайняя нищета других, пресыщение одних и голодание других, домогательство видных и богатых мест одними и давление других, отсюда кражи, грабительства, убийства, всякое зло.
Вот что сделало вкушение запрещенного плода – столько наделало зла, что не отчерпаешься от него. И если бы не воплотился и не пострадал и не умер нашего ради спасения Сын Божий, тогда бесконечное горе было бы всему человеческому роду, безотрадное, неизобразимое горе, потому что все погибли бы во грехах и бесконечные веки стали бы стенать, скрежетать зубами во аде, без всякой надежды избавления, как и теперь нераскаянные грешники обрекаются на те же вечные муки.
Благодарю Тя, Господи, за волны благодати Твоей, оживившие, очистившие, усладившие мою душу во время всенощной, и всем людем [Твоим] даруй то же, ибо они лучше меня, я же худший всех, сквернейший всех.
О, поистине, где умножился грех, там преизбыточествует благодать [Рим. 5, 20]. Это видно на мне. Благодарю Тя, яко омываеши мя слезами покаяния.
Не отчуждай родных по жене от твоего сердца, но приближай их к своему сердцу: из-за них все ты имеешь; да не будет твоя любовь одностороння, только к своим по крови сестрам и племянникам; справедливость требует помогать и родственникам со стороны жены, питать и греть их: да будет равенство и да не будет обиды, – точию129, Господи, отыми гордость и дерзость от сестры моей по жене Анны. Исцели ю, просвети ю: сердце мое невольно возмущается при виде ругательницы, укорительницы. Смири ю и благоукраси кротостию и смирением, покорностию, признательностию, и да не слышу от ней таких и стольких ругательств, коими она осыпала меня. Мимошедшее прости ей и мне, Господи!
Если бы не очередная неделя, не ежедневное покаяние и причащение Святых Таин в очередной неделе, погиб бы я во грехах моих давно. [Величайшая] милость Божия – очередные службы и совершение литургии.
Слова Священного Писания и слова Святой Церкви (молитвы и пр.) суть Царствие Божие, когда приняты верою, умом и сердцем человека, но эти слова Царствия бесплотный враг непрестанно усиливается похитить из сердца [человеческого].
Люби, ласкай и грей сестру Анну К. и младенца, как свою плоть и кровь, и отсекай от сердца дикость вражды, вдыхаемой Велиаром. Помни: ненависть – самый тяжкий грех пред Богом, ибо она убивает. Люби и врагов. Нет ничего безопаснее любви, снисхождения разумного, терпения, кротости, незлобия.
13 февраля
Воскресение. Поздняя обедня. Ужасно расслабел, возмутился духом и был в тесноте, когда помыслил, что просфиры нехороши, неаккуратны и малы, и долго не мог успокоиться. Так я слаб духом и пристрастен к земному. Да и во все время литургии враг бесплотный чрезвычайно теснил меня, давил меня к земле, тогда как я должен бы быть весь горé. О, проклято будь пристрастие мое к земному тлену: к чреву, к яствам, к одежде, к деньгам, к сильным и богатым людям мира сего или красивым, ибо оно, это пристрастие сердца к этим благам, делает меня самого самоистуканом или бездушным идолом, дурачит меня, повергает в сумасшествие нравственное, тупость, делает меня мертвым в сердце, чуждым благодати. С пристрастием к миру я, как птица с отсеченными крыльями или как арестант с кандалами, совсем не могу подняться духом горé; когда должен быть весь горé – пресмыкаюсь в тесноте и срамоте по земле, лишенный свободы и жизни своими страстями.
Привык я пугаться с юности, напуганный многообразно, и теперь не могу отстать от этой дурной привычки бояться теней, шелеста, треску, стуку, крику, скрипу. Но ничего не страшись, душа моя, – на все взирай стоически. Хорошо говорил Александр Егорович Смирнов: ничто и никто меня не удивит, ничто не поразит, хотя министр, хотя царь. Вспомнишь и святого Василия Великого, как он держал себя пред лицом императора Валента, как стоял неподвижно в церкви у престола, как бы не замечая прихода императора со свитою в храм.
Крайне смутило меня сегодня во время утрени мгновенное недовольство просфирами, о коих я вспомнил; но покаялся, что увлекся пристрастием к ним, и Господь помиловал и дал мир душе. Это диавол искушает, как некогда Господа в пустыне, говоря: скажи, чтобы камни сии сделались хлебами [Мф. 4, 3]. О, как тонко, быстро, с каким вихрем нападает Велиар на душу! Берегись – не двоись, но весь будь в Боге.
Какие высокие, обширные предметы молитвы Церкви (или архиерея, иерея и диакона во время священнослужения)! Она молится о спасении всего мира, о всех и каждом человеке отдельно. Как должен быть священник любвеобилен, беспристрастен к земному, возвышен, невозмутим, нелицеприятен: предстоя бесконечно великому Богу, он не должен взирать ни на чье лице великих мира сего, предстоящих в храме, но считать их за обыкновенных грешников и рабов Господа, не смущаясь от их присутствия или величавого и гордого вида и их блестящих, красивых отличий, ибо всё помале130 прах будет.
15 февраля
Благодарю Господа, сподобившего меня восчувствовать животворящий огнь в причащении животворящих Своих Таин и очиститься, умиротвориться, укрепиться душой и телом. В начале литургии опять плоть крепко бесилась пристрастием к хлебу, или жадностию, что просфиры очень малы, скудны. От кислого молока со сметаною, накануне за обедом едомого, приключилась большая болезнь душевная, жадность и телесная тягость. Постная пища – благодать.
После обедни сегодня дома поел бульону телячьего и телятины, да жидких сырых сливок немного, и сделалась крайняя теснота на сердце, и блуд залил сердце, без того блудное. В классе (пятом) неприятность с Шумовым. Читал о святом Димитрии мироточивом. Шумова назвал свиньей. Не есть никогда ничего после причастия вскоре.
И злоба на кого-либо, и блудное чувство, и жадность, и алчность к пище и питью и деньгам, и гордость (хотя всё это на мгновение бывает) – всё это есть диавол. Злобный есть диавол, как и блудник и чревоугодник без меры.
16 февраля
Благодарю Господа, сподобившего меня причастия пренебесного Святого Таинства и нынешний день и совершенно оживотвориться им. Венчал после вечерни две свадьбы, с помощию Божиею, непреткновенно. Слова: семя жены сотрет главу змия [Быт. 3, 15], принятые верою, много помогли мне. Это семя жены – Христос Бог – было во мне, и оно стерло главу змиеву во мне. Славлю Господа и силу Его. Вем и уповаю, яко и в конец сотрет. И на панихиде у Пасынкова стер Господь главу змия. Всенощную у Николая Ив. служил твердо, чистым и звонким голосом. В соборе во время вечерни и после двери в притворе были отворены – воздух в церкви освежился и служить было легче. А то совсем воздуху не было. Постная пища, рыбная, как замечаю, благотворно действует на расположение духа.
17 февраля
И паки благодарю Господа, явившего надо мною неизреченную Свою милость в даровании силы совершить благопоспешно Божественную литургию, наипаче после великого входа; а на великом входе имена царственной фамилии не мог выговорить: замялся и смутился от раздвоения мыслей, все ли имена говорить или кончить сыном наследника, и от намерения поспешить на панихиду к Пасынкову, – враг обессилил меня, смутив меня. Вечерню служил благопоспешно, голосом чистым; крестил двух младенцев бойко; панихиду служил тоже.
На 18 февраля в ночи Государь явился мне во сне как искренний друг воспользоваться какою-то услугою моею житейскою (в самой же вещи, думаю, это значит – молитвою, ибо какая услуга от священника, как не молитва усердная за царя?)
18 февраля
Утреня. Как думал, предполагал, так и случилось: злой демон взял меня в плен из-за вчерашнего ядения с вечера мяса, ватрушки (частично) и домашней булки; раздражительность, озлобление на дьячка, не умевшего петь и крайне спешившего великопятницкий и великосубботний канон, случившийся в этот день. Впрочем, я сбил дьячка, затеяв петь этот канон, когда он начал другой, знакомый, на глас. На ночь всемерно избегать есть, а мяса и тем более.
Не знаю, из-за чего я хлопочу о просфирах: сам я их почти не ем, а если и кушаю, то редко и весьма мало, да и просфира не для насыщения – для этого есть дом; других ли кормить хочу, но опять просфиры не для этого, а для освящения и здравия людей, а для этого нужны небольшие просфоры и довольно маленького кусочка. Да и что мне людям угождать и прогневлять Бога человекоугодием? Сам не знаю иногда, чего хочу и ищу. Просто мечтание диавольское, одно смущение пустое, да и вражда на ближнего. Чьи это дела? – Конечно не Божии, а диавольские.
Где пресыщение, там гнездится диавол во чреве и в сердце, там его пакости, козни, злоба, зависть, блуд, там лишение божественной помощи и благодати. Сколько раз и я испытывал это. Так и сегодня от вчерашнего насыщения (с вечера) солониной и булкой с прибавлением черного хлеба. Согрешил пред Богом и пред собой и пред людьми! Да исправлюсь впредь.
Черт, возьми свою злобу долой от меня: не надо она мне, мучит она меня. Сколь спокойно жить в любви и ни на кого ни за какую обиду не сердиться, и не помнить зла, и не подозревать в злых умыслах никого. Сколь благо побеждать благим злое – делать добро врагам или обидевшим нас или одолжать неимущих.
Враг бесплотный ловит нас при встречах друг с другом, чтобы здесь мгновенно бросить в сердце огонь вражды. Это бывает при встрече с теми, с коими была уже неоднократно размолвка или неприятность, чтобы таким образом поддерживать и раздувать богопротивную неприязнь и чрез то отлучать людей от Бога и благодати Его.
Надо за счастие почитать оказать врагу или ругателю нашему ласку, особенно когда он смиряется, примиряется и заискивает нашего расположения, и никак не сердиться на него. Ибо это последнее есть безумство и причиняет скорбь и тесноту самому обижающемуся и духовную смерть.
Надо за счастие почитать, что враги и ругатели наши нам же обязываются, пользуясь нашим столом, жилищем, одеждой или деньгами, потому что это волей-неволей делает их нашими доброжелателями, а если и не так, то и мы пред Господом исполнили свой долг и не лишимся от Него награды. Надо за счастие считать прощать обиды и миловать согрешающих, чтобы уподобиться в незлобии Богу, прощающему нам бесчисленные согрешения и оскорбления Его святости, правды и величия. Надо за счастие считать упражняться в делах любви, в прощении обид, терпении, в милосердии и милостыни, в терпении, снисхождении.
Все оскорбления, изъяны131, [поядения] меня да обращаю в прибыль себе, в приращение любви. Даруй, Господи! Ибо любовь – единственное сокровище.
18 февраля
Благодарю Господа, многократно победу мне даровавшего на невидимых злодеев, когда я всесердечно молился Ему о сем, именно: пред проскомидией в Думской церкви, пред царской панихидой в Соборе и во время литургии и отпевания K.M. Пасынкова в Думе. Из мертвых воскресил меня Господь. Я был в бедах адовых, в теснотах, смущении, скорби, уничижении, унынии, все наипаче из-за обиды на Анну Константиновну. Любовь да покрывает и [насаждает] все. Надо беседовать чаще откровенно с сестрою Анною, да явит её мне Господь любезною и драгоценною, как диавол представляет её мне злою и хуждшею всех.
19 февраля
Любовь долготерпит (1Кор. 13, 4), то есть терпит все обиды, неисправности, неблагодарность людей, зная общую всем слабость и поползновение ко греху; он знает, что ему более всех долготерпит Владыка, что ему долготерпят люди, с коими он живет вместе и с коими встречается по службе или житейским делам, потому долготерпит и он. Любовь не превозносится, не гордится... не раздражается... не завидует... все терпит... все переносит. Любовь никогда не перестает (1Кор. 13, 4 – 8). Имей всегда в виду этот светлый образ любви христианской и следуй ему. Да поможет Господь: желание есть, да сил в сокровищнице духа моего нет на то. Мудрование плотское пакостит во мне сильно, тормозит дело христианской добродетели. Умертви его, Господи. Плотское и вещественное мудрование успи, Господи, во мне.
После утрени. Благодарю Господа всем сердцем моим за (двукратное и) троекратное избавление меня от лютого всезлобного жала диавольского, наипаче на чтеца Василия Ивановича Кутузова обращенного, за поспешность при чтении. О нелепая злоба! Исправиши ли ты погрешность брата, не паче ли ввергнешь его в новую погрешность, если он узнает, что ты гнездишься во мне, не паче ли смутишь его? Но и меня ты возмущаешь и теснишь, и меня делаешь умопомешанным и не имеющим силы ни к чему доброму, праведному, святому. Оставь же ты меня, нелепая, безумная злоба, – крайне дурно и больно и смертельно на тебя опираться: всего ты меня проколола, изъязвила, умертвила. Буду я с любовию молиться Богу, Пастырю и Посетителю душ наших, за всякого брата согрешающего, как и за всякую сестру, и буду терпеливо переносить все погрешности, ибо человеку свойственно погрешать, как и я сам часто погрешаю; человек немощен и подвержен бесчисленным падениям.
Какою верою и любовию к Богу и человечеству должно быть исполнено сердце священника, предстоящего ежедневно престолу Божию и приносящего пред ним молитвы о всем мире! Как он должен быть чист сердцем, не имея ни к чему в мире пристрастия, далек от всякого гнева, всякой злобы, корысти, зависти, гордости, лицеприятия, малодушия, уныния, боязни и плотской любви. Он должен быть небесен, как Василий Великий или как апостолы, пророки и мученики, как преподобные и богоносные отцы Церкви, он должен быть един дух с ними, един дух с Господом (1Кор. 6, 17). Да, свят и возвышен в духе должен быть всегда священник, как Ангел Господа Вседержителя, возвещающий волю Его людям, как ходатай пред Ним о людях, как совершитель Пренебесных Таин, как духовный отец, пастырь и судия, как непрестанный собеседник с Богом, как ближний друг Его, – не усумнюсь и так выразиться. Стоит только вникнуть в дух ектений и молитв открытых и тайных, читаемых священником при всех службах, Таинствах и молитвословиях, чтобы видеть, что священник есть превысокое лицо на земле по своему сану (чрезмерной важности обязанности возложены на него) и что он должен соответствовать своею жизнию своему сану – быть слугою всех, жить общею жизнию, не мирскою, а по духу, участвуя в человеческих нуждах, скорбях, радостях чистых, принося чистые, пламенные молитвы за всех, всех руководя к будущей жизни, всех утверждая в вере и добродетели, всех по возможности исправляя от недостоинств в жизни, а себя наиболее всех.
Чтобы любить невидимого Бога, возлюби бога видимого – человека, в лице нищих, несчастных, своих, чужих, родных и неродных, в лице ненавидящих и обидящих.
Я же сам желал, чтобы дьячок не растягивал чтений, а теперь негодую, что скоро читает и поет.
Я причащаюсь столь часто Божественных Таин – и что мне нужно из благ земных? Какие сладости, какие пища и питье, какие сокровища, какие одежды, какие палаты? Божественные Тайны Тела и Крови для меня сладость, пища и питье, нетленное жизненное сокровище, нетленное одеяние, мой вечный дом, моя прекрасная, вечная палата, или мой вечный храм, в коем я пребуду во веки веков. Господь прощает мне по Своему милосердию столько грехов – и как мне не прощать обид другим? Известны Богу грехи мои многие и лютые, известна злоба моя, зависть, жадность, известен блуд мой в юности и блудное сердце мое даже доселе, известно любостяжание мое, любовь мира сего, известно малодушие мое, лицеприятие, подобострастие, известна нелюбовь моя к некоторым из своих, хотя иногда, может быть, и за дело, за гордость не люблю их. Да помилует нас всех Господь, да соделает благими, благоснисходительными друг к другу, милосердными, терпеливыми, нелицеприятными – а мы предадим себя и друг друга Господу Богу.
19 февраля
Благодарю Господа, услышавшего усиленную молитву мою о помощи при служении соборной литургии и после насилия, смущения вражия и тесноты даровавшего мне свободу, мир и пространство духа пред литургиею; благодарю Господа, паки даровавшего мир после нарушения его разговором моим у святого престола с отцом протоиереем касательно напрестольного Евангелия и потом опять восстановившего нарушенный мир при изъятии частиц из просфор на жертвеннике вместо отца протоиерея во время последней ектении. Благодарю за отнятие тесноты и смущения и чувства неприязни к отцу Ламанову, холодно и льстиво принявшего мое братское целование во время проповеди отца Матфея: разница между целованием с отцом Павлом Трачевским и со мною (я, впрочем, подозрителен). Имена высочайших особ при соборном служении выговаривал спокойно все.
Благодарю Господа, сподобившего совершить всенощную в Думе с искренним чувством и неоднократно явившего во мне спасительную силу Свою отъятием невольной злобы, скорби, тесноты, смущения. И по приходе домой враг заразил меня своим адским дыханием злобы, когда я с поспешностию и огорчением отделался от нищих. Только молитва с коленопреклонением спасла меня от взрывов злобы. Благодарю Господа и за сие спасение.
Анна Константиновна показала любезную предупредительность, взявши у меня [метрические свидетельства], мною подписанные, и крещальную книгу отнести в кухню. Да помилует её и меня Господь и мужа её.
Семнадцатый год мучит меня Велиар странным недовольством окружающими меня свойственницами, каким-то странным нетерпением их у себя в доме, особенно Анны Константиновны. А между тем я всем наделен от Господа! Вот что значит пристрастие к миру! Прочь блага мира сего – пища, сласти, деньги, одежда, жилище временное! В Боге едином да покоится душа моя! Да живу со всеми в любви и согласии! Прочь злодей Велиар! Господи! попали его, как он опаляет меня.
В Божием и в своем доме живет у меня Анна Константиновна: у меня ничего своего нет – все это земное имение на время только, для пользования дано мне. Но квартира моя велика, в ней удобно могут жить еще трое, кроме нас. Пусть живут, доколе нужно. Мое собственное имение – душа и добродетель: вера, упование, любовь; вечное наследие – добрые дела. А все земное – сор.
Делая добро, подавая милостыню чужим по плоти, должно делать оное особенно своим по плоти, не из чаяния только их признательности, благодарности, любви, но без всяких видов в будущем, даже если бы они были и враги; то и есть добро, милость когда мы делаем добро, подаем милостыню и таким братьям и сестрам, которые не заслуживают благодеяния по своим расположениям к нам; делай добро для добра, для Лица Законодателя, а не по своим расчетам и видам.
Согрешил вчера пред Богом во время всенощной лицеприятием, обратив особенное внимание на брата Пасынковой, [университента], высокого молодого человека: ничто не должно меня поражать, особенно в Божием храме, ничье лицо, хоть самого царя: пред Богом все прах, все трава или паутина, а что всего печальнее – все грешники сквернавые.
Много ли тебе нужно из земных даров, человек? – Очень немного; из-за чего же ты бьешься как рыба об лед? Из-за чего волнуешься, раздражаешься, озлобляешься, терпя некоторые убытки, изъяны, расходы на ближних? – Всуе. Вот для души твоей бессмертной, подлинно, нужно много: нужно отречься тебе самого себя, от своего [Лк. 14, 33], от своих страстей: самолюбия, гордости и честолюбия, злобы, сластолюбия, сребролюбия, жадности, зависти, проникнувших во все члены и мозги твои, и в исправлении себя наипаче упражнять себя всю жизнь, а не замечать с намерением осуждения поступки и жизнь других людей, которые имеют своего царя в голове и сердце и сами за себя дадут ответ Богу.
Как с солнцем неразлучны свет и теплота, так с лицом иерея должны быть неразлучны святость, учительность, любовь, милосердие ко всем, ибо чей сан носит он? – Христов. Кого он столь часто приобщается? – Самого Христа Бога, Его Тела и Крови. Потому священник должен быть то же в мире духовном, в кругу своей паствы, что солнце в природе, – он должен быть светом для всех, живительною теплотою, душою всех.
Кто засматривается на свое лицо и за великое почитает внешнюю, увядающую, как цвет, красоту, тот будет засматриваться и на чужие лица и ценить человека по наружности, а не по сердцу, и таким образом впадет в обидное для многих лицеприятие и удалится от истины и правды. Человек смотрит на лице – Бог же на сердце.
По твоему священническому сану, по частому служению тобою литургии и по причащению Святых Таин Тела и Крови Господней ты очень близок к Господу и Пречистой Богородице, к апостолам и всем святым, коих живот и есть тот же Господь; близок по духу и ко всем благочестивым христианам, кои имеют в сердцах своих живущим Христа Бога, а потому крепко люби святыню и правду, милосердие, незлобие, терпение, беспристрастие к земным благам, чтобы не лишиться этой блаженнешей близости, этого святейшего общения. Помысли: человек с Богом соединяется, делается один дух с Ним! Как это велико, неизреченно!
Мысли человека имеют крайне сильное влияние на состояние и расположение его сердца и действий. Потому, чтобы сердце было чисто, добро, покойно, а расположение воли доброе и благочестивое, надо очищать свои мысли молитвою, чтением Священного Писания и творений святых отцов, размышлением о тленнности и скоропреходимости и исчезновении земных удовольствий.
Вчерашний сладкий чай, мед и вино у [...] да дома чай, сливки, булка сдобная – насолили моей душе. На вечерней молитве помучился я от мучителя, бывшего у меня во чреве, из-за негодования на жену за опущение богослужения, и ночью едва семена не вышли от блудного во сне осязания.
20 февраля
Воскресение о Страшном Суде. Благодарю Тебя, Господи, яко укрепил еси душу мою продолжительною и упорною борьбою с злыми наклонностями моего сердца и с Велиаром и даровал еси мне нынешний день бодренным сердцем совершить Божественную литургию и неосужденно причаститься животворящих Твоих Таин, и слово о Страшном Суде произнести со дерзновением и силою многою. Непреткновенно произнес все имена царственных особ на великом входе и заамвонную молитву. Тайну Крещения совершил в таможне у досмотрщика с великим дерзновением и силою. За все сие благодарю Господа.
Прости, Господи, что я лукавым оком посмотрел на излитые в чашку яичные белки и куски валяющегося мяса, оставшиеся от младенца Руфины. Прости, что я был суров и пасмурней в обращении с сестрою Анною Константиновною и Анною Петровною Федоровой. Помоги мне, Господи, всеми мерами держаться кротости и любви, снисхождения и терпения.
Из-за тленных вещей, из-за пищи, питья, денег, помещения, одежды и прочего не нарушай заповеди о любви. Не из-за пустых ли мелочей мы разоряем заповедь Божию: люби ближнего твоего, как самого себя [Мф. 19, 19]?
Надо помнить тебе слова Писания: Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного (1Тим. 5, 8), и оказывать всякую помощь и ласку, по силам, своей свояченице с детищем, имеющей болящего мужа-иерея. Если посторонним помогаешь, кольми паче должен помогать своим. Справедливость требует, чтоб и со стороны жены моей было пособие своим кровным родственникам, имеющим нужду, как и я помогаю своим родственникам кровным. Жена потому особенно обязана помогать своим немногим родственникам (Анне Константиновне Цветковой), что место, которое мы занимаем, принадлежало папеньке, а он заслужил его двадцатилетнею службою в селе и в городе Гдове, – я же пришлец и недостойный, хотя, по милости Божией, получил высшее духовное образование.
По грешной, страстной, нечистой совести, по самолюбию я принимаю многое с обидчивостию на свой счет, когда скажет что-либо свояченица Анна Константиновна двусмысленно, как бы попадая в мою больную сердечную струпу. А она просто, не стесняясь говорит, что думает, ладно или неладно. Я своенравен, притязателен, самолюбив, горд, жаден, скуп, завистлив, потому и не лажу с неуступчивой Анной Константиновной, которая режет меня без пощады словами, хотя, быть может, и в правду. Если я искренний человек, то я должен быть доволен и признателен ей за то, что высказывает мне неприятную правду; никто так не говорит иногда метко правду, как враги наши, и в ссоре высказывается вместе с несправедливыми укоризнами много и правдивых. Потому будем любить врагов как врачей наших и отбросим самолюбие.
Господь – Пастырь мой, и ничего я не лишен. Что же я нередко волнуюсь, как лишенный чего-либо? Это от маловерия и недостатка надежды и любви ко Господу. Бог – жизнь моя и всякое довольство, а Его никто лишить меня не может, если сам по невниманию и нерадению не лишусь Его. Бог благ, щедр и милостив ко всем, и я должен подражать Его щедротам и милости, делая добро и милость ближним моим из доброго и свободного расположения сердца, хотя бы ближние мои были и враги мои. Впрочем, кто мне враг? Я сам себе враг.
Живи на земле в дому своем со страхом и благочестивой заботливостию о даче отчета Судии, как странник и пришлец. Ибо Бог может лишить тебя даров Своих за неблагодарность и злонравие. Живи как приставник и слуга всем, а не как господин или хозяин, служа Господу и ближним со всем смирением.
21 февраля
Благодарю Господа за дар утренней молитвы, умиротворившей меня, отгнавшей страстные движения сердца моего. Да буду я всякое мгновение с Богом, а не с миром; мне же прилеплятися Богови благо есть [Пс. 72, 28].
Милостыня есть семя; если желаешь, чтобы она принесла добрый и сторичный плод, сделай это семя добрым, подавая в простоте и от доброго, милостивого, сострадательного сердца; да будь уверен, что не столько теряешь или, лучше, нисколько не теряешь, а приобретаешь бесконечно больше чрез тленную милостыню, если подаешь от доброго сердца, с верою в Мздовоздателя, а не из корыстных или себялюбивых видов. Мне, вашему Господу, сотвористе, сотворив милость одному из сих братьев Моих меньших [Мф. 25, 40]. Помни эти слова Самого Господа. (Согрешил пред Богом, отказав одному нищему старичку, пришедшему ко мне в первый раз.)
При подаянии милостыни я согрешаю и против Господа, и против ближнего, и против себя тем, что жалею иногда не бедных братий моих, а бездушные деньги, этого истукана, идола, бога века сего, тлящего душу мою. Господи! да не будет сего, да презираю всякую корысть, да не прелюбодействую с миром.
22 февраля
Благодарю Господа, многократно спасшего меня нынешним утром от смятения в душе моей, происшедшего от плотского мудрования: во время утрени приложился с верою и упованием к престолу Божию в Петровском приделе Андреевского собора и исцелел духом. В Думской церкви пред проскомидией и во время проскомидии возмутился было духом очень сильно при мысли о дьячке Кутузове, не подошедшем ко мне; теснота крайняя была во мне, но помолился я усердно Господу, примирившись в сердце с братом сим, – и скорбь и теснота исчезла. Литургию совершил непреткновенно (кроме да помянет Господь Бог о императрице) и причастился в мир и высочайшее блаженство души моей. Слава Тебе, Господи! А по приходе домой, когда увидел мясо в кухне для ребенка Руфины, пожалел, что много даром пропадает его по небрежности домашних и по капризам ребенка. Господь ли не силен вознаградить меня? Не Господь ли в лице ребенка принимает мои услуги и изъяны? Да и мне ли, причастнику Христа и небесной, вечной жизни, жалеть земных, тленных снедей? Мне ли жадничать? Я должен пренебрегать всем этим, имея в себе Христа, Жизнь Ипостасную, бесконечную.
Как должен и я благодарить Бога и молиться Ему за покойного тестя ради того, что Господь даровал мне такое почетное в городе близ столицы место священника и с материальной стороны обеспеченное! Как должен я благодетельствовать нуждающимся из членов семейства тестя моего, отца Константина, коего место я занимаю! Да будет!
У тебя нет любви, сказала мне Мария Константиновна, потому не пожалеешь ребенка Руфину, отвлекая от него жену твою. В самом деле, смотря на мое нетерпение и обидчивость, на мое злопамятство, я должен сознаться, что у меня нет любви. Итак, с сего времени во имя Бога моего буду терпеть все безмолвно. Помоги, Господи! Доселе творил волю плоти и похоть диавола – отселе даждь мне, Господи, творити единственно Твою волю.
23 февраля
Дурные вести и предвещания на основании [донесения] слышал я нынешний день о России и о русских: о всеобщем разврате и пьянстве, о разврате и пьянстве даже высочайших (слышал от Ал. Андр. Бубнова); о множестве кабаков и развратных домов как везде в городах, так особенно у нас в Кронштадте; что в каждом кабаке можно найти развратных женщин; что с воцарением наследника цесаревича у нас отойдут и Остзейский край и Польские губернии; что генералы наши почти все немцы и они прейдут на сторону немцев в случае войны и нас же будут бить.
Сегодня читал в 7-м классе слова, или беседы святого Василия Великого: «Беседу о том, что Бог не виновник зла», «О гневливых» и «О зависти». Великолепные беседы! Чудная сила слова! Дай Бог помнить сказанное!
Где у тебя смирение и терпение? – сказала мне жена, когда я стал припоминать и высказывать бранные неправедные слова, которые в гневе сказала мне Анна Константиновна. Признаю истину этих слов: действительно, у меня нет смирения и терпения.
Аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе, то есть своих страстей – самолюбия, сластолюбия, честолюбия, сребролюбия, гордости, зависти, злости, блуда, неправды, лености, обмана и прочих страстей, всего своего имения (части своей квартиры в пользу бедствующих своих сродников), своего покоя, чтоб успокоить их, своего имения, своей пищи, питья, своих денег – и по Мне грядет [Мф. 16, 24], то есть пусть проводит время в посте, молитве, в делах милосердия. Пусть будет кроток, незлобив, смирен сердцем, терпелив, зря горé, радуясь чаямым, презирая видимое.
По таинству вочеловечения Сына Божия все верующие в Него суть Его члены, и всё благое и злое, сделанное ими, так вменяет Господь, как если бы это сделано было Ему, причинено Ему Самому, – потому со страхом и радостию должно исполнять заповедь о любви к ближнему, наипаче христианину, отвергая собственное мудрование, свои злокачественные привычки, свои злые, или презорливые, или плотские отношения к нему, ибо все и во всем Христос [Кол. 3, 11]; довольствоваться малым, делиться с неимущими по силе своей, а не сверх сил, быть кротким, смиренным, терпеливым, целомудренным, нестяжательным, уступчивым, необидчивым.
Ужасно тормозит душу лакомство, пресыщение и пристрастие к земным благам – омрачает, смущает, стесняет, палит, посрамляет её, дичит, вооружает против Бога и людей, делает человеконенавистницею, ничем не довольною, алчущею большего, хотя и настоящего довольно; человека сытого делает несытым, богатого бедным, жаждущим непрестанно большего, хотя и того, что есть, девать некуда; живущего в пространных палатах побуждает желать и искать обширнейших и, хотя ему просторно, заставляет вытеснять даже своих по плоти, живущих с ним не потому, чтобы были тесны покои, но потому, что тесно в его сердце, пристрастном к земным благам и не имеющем истинной любви к Богу и человекам.
Отвергай химеры бесовские в мыслях и в сердце и держись истины Евангельской, пути Христова, любви к Богу и ближнему, уповай на Господа и не полагай жизнь в избытке благ земных; не бойся лишения их, как смерти: Бог не оставит тебя и в земных благах (как не оставлял доселе), если подает тебе бесконечно большие блага небесные – Самое Тело и Кровь Свою, эту истинную, вечную жизнь, эту нетленную Пищу и Питье, это бесценное, живое сокровище, эту бессмертную, вечную славу твою.
24 февраля
Не знаю, какими благодарственными словами и чувствами возблагодарить Господа Жизнодавца и Спаса за те милости, какие я получил от Него сей день от причащения Святых Таин Его во время литургии и после оной, за ту жизнь после духовной смерти, за тот мир после бывшего смятения, за то пространство после тесноты, за ту свободу после тяжчайшего плена Велиара, за ту радость после великой скорби и уныния, за ту святыню после окаляния греховного, за то дерзновение по Боге после малодушия греховного, за ту мягкость сердца после грубости его – словом, за все те бесчисленные блага, душевные и телесные, которые я получил после причастия и потребления Святых Даров. Ни едино слово довольно будет к пению чудес Святых Таин во мне, великих милостей Божиих ко мне: перестали меня смущать, омрачать, терзать, теснить, сжимать страсти; все немощи исчезли, воцарилось здравие душевное и телесное, мир, радость, свобода, тишина!
Благодарю Господа за неоднократное избавление меня в вечер дня сего от волнения и смущения страстей. Слава милости и благопослушливости Твоей, Господи!
26 февраля
Близко было искушение непотребства: уже приведена была и жертва (во сне), но Господь избавил: сила креста и час утренний спасли меня – меня разбудили. Слава силе креста Твоего, Господи, имже, ограждаясь с верою, спасаюся от искушений нечистоты.
Собаку кормим – и она бывает верна нам, хранит крепко дом наш и имение наше. Бог все дал и подает нам из любви к нам, чтоб мы хранили заповеди Его для своего же блага и блаженства, – и мы не храним их, не храним, так сказать, господнего, да и собственного имения. Чего мы достойны за свое невнимание, нерадение, за свою неблагодарность, леность, рассеянность? Господи, помоги нам и спаси нас!
26 февраля
Сегодня по приходе в церковь к соборной литургии, смутился при виде костров дровяных, складенных в алтаре сторожем Николаем, и озлобился на него! О, немощь души! О, быстрото вражия нападения! И как зажглась ядом змииным душа моя и тело мое! Беда, да и только! Долго я припадал к престолу в покаянии, что не сохранил любви к брату, и едва получил не совершенное облегчение. Потом во время обедни чувствовал неприязнь невольную к брату отцу Матфею, крайне смущавшую, язвившую и теснившую меня, и усиленная, продолжительная молитва почти не сильна была изгнать из души этой неприязни; я молил Господа с великим душевным воплем вложить в сердце мое любовь к собрату и отъять злобу, которой не желаю, и едва-едва теснота и смущение покинули меня, хотя и не совершенно! Причастился добре, заамвонную молитву читал смутно, с значительными пропусками, в душе смущение, бессилие, боязнь от вчерашнего пресыщения блинами и прочим. Наука – впредь воздерживаться и не объедаться. Доколе идолопоклонство у иерея?.. Стыд! Да и от сырой, хотя ясной погоды нервозность страшная, ипохондрия!
Согрешил пред Богом – с злорадством и осуждением слушал рассказы соблазнйтельные о высочайших особах: высочайших судит всех Высочайшее Существо – Бог, а не мы; нам дела нет... Они дадут ответ Судии, а мы должны знать сами себя.
Православные христиане! Живите так, как подобает жить Христову избранному стаду, Христову словесному стаду, членам Христовым, удам Тела Его и костей Его, сынам и дщерям Божиим, роду избранному, царственному священству, людям обновления (1Пет. 2, 9). Вы – малое стадо сравнительно со всеми христианами, особенно со всем миром. Спасайтесь в Святом Православии, в Святой Церкви.
28 февраля
Благодарю Господа, сподобившего меня совершить непреткновенно утреню и литургию, препоясавшего меня миром и силою; голос был чист и звонок; смущение было из-за скорого чтения дьячка, но молитвою покаяния преодолено; еще смущение было на проскомидии при изъятии частиц из просфир мирян – против воли позавидовал, что просфоры велики и мягки, и пожалел просфирницу, чтобы она не [...]! Жалею одну, завидую другим, а себе желаю лучшего и избранного и многого. Вот, думаю, и дома так же я поступаю. Крепко смутило и уязвило меня это дьявольское чувство. Едва отделался от него внутреннею, усиленною молитвою. Вот чем смущает враг в такое время, когда должно отложить всякое житейское попечение, когда я должен быть весь горé, в Боге, весь – горняя любовь, горнее желание и помышление! Велики и хороши просфиры – ну что же? и слава Богу, слава Его щедротам, что не скудны нам, грешным, блага Его!
Пусть лучше меня обижают, обдирают, поядают, ругают, нежели мне обижать, обирать, поядать, ругать, – да не будет сего со мною никогда. Ведь я Агнца Божия вкушаю столь часто, с Ним соединяюсь теснейшим образом, а Он всего Себя истощил за меня и на заколение веден был. Да заколется и мой ветхий человек – все страсти.
Приготовься ко всему: если сестра Анна Константиновна останется и еще после первой недели Поста у тебя в квартире, не выйди из терпения, но потерпи ей – ты благотворишь же своею помощию своим сестрам единокровным и другим своим родственникам. Даждь мне, Господи, терпение, простоту, незлобие, нестяжательность. Даждь мне о горнем мудрствовати как вечном, дольнее презирати как гибнущее, исчезающее.
Пристрастие к земным благам бывает причиною разных придирок к человеку, непрестанных смут, вражды, ссоры, распри. Блажен, кто попирает все земное и дорожит одними духовными благами: миром, правдою, сохраняя кротость, простоту, незлобие, бесстрастие, нестяжательность, воздержание, веселость духа, терпение, погружаясь всегда умом и сердцем в Бога и Его правду.
Благодарю Господа, даровавшего мне благодать мира при чтении канона Архангелам.
Рассматривая духовными очами качества души моей, насколько могу судить об них по искушениям, со мною бывающим, я нахожу, что я низкий человек, хотя бываю иногда по благодати Божией и возвышенным; так, я замечаю, что я злой, нелюбовный, гордый, завистливый, своенравный, упрямый, жадный и сластолюбивый; сребролюбивый, блудный, скверный, непотребный, нетерпеливый, раздражительный, унылый, малодушный, маловерный, боязливый и трусливый; нерадивый, грубый, дерзкий, ленивый, ропотливый, хульный, лживый; лицеприятный, человекоугодливый, человеконенавистливый, неуступчивый, обидчивый, мнительный, самодур; лакомка, возмущающийся, жестокий, неблагоговейный, надменный, унижающий других, а себя возвышающий в тайных мыслях, злорадный, недоброжелательный, лукавый, иногда притворный, честолюбивый. Вот какой я грешник! Таков ли должен быть иерей, предстоящий престолу Вседержителя, приносящий молитвы Богу о себе и о людских невежествиях и совершающий Страшные Его Тайны, возвещающий волю Божию людям?
Если хочешь долго и благополучно жить, благотвори с любовию и будь доволен малым; побеждай все страсти.
Благодарю Господа, спасшего меня вчера к ночи спасением милосердия Своего (придирчив к жене из-за мнимой неисправности), когда я молился и хвалил Его всем сердцем моим в искреннем покаянии. Жертва хвалы прославит... и тамо путь, имже явлю ему спасение Мое132 [Пс. 49, 23].
Одно тайное чувство нашей неприязни отталкивает детей от нас, ибо они бегут от человека, тайно к ним неприязненного почему-либо; как же нужно и в отношении ко всем людям беречься даже мгновенного чувства неприязни! Это поистине дьявольское чувство.
Анна Константиновна вчера почтительно подошла на Великий пост просить прощения и поцеловала мою руку, а я поцеловал её в губы. Господь да помилует нас и да внушит всем полезное.
Пресвятая Матерь воплощенного Бога Дева Мария пребывала три месяца у тетки своей Елисаветы и потом возвратилась в дом Свой. И ты считай за счастие покоить у себя чревоносящую матерь, сестру свою по жене Анну Константиновну, и ласкать ребенка её, как младенца Христа. Не внимай врагу-искусителю, подстрекающему озлобляться на матерь, хотя она иногда и капризна и бранчива, и умей извинять болезненное настроение духа и снисходить немощам природы.
28 февраля
Благодарю Господа, услышавшего крепкий сердечный вопль покаяния моего, когда я шел в гимназию, и нищий, недовольный моим подаянием, просил еще неотступно больше, а я его в досаде рванул за волосы (чем уязвил себя и прогневал Господа), – Он помиловал меня и дал мне мир и жизнь.
Слава Тебе! Отыми, Господи, смятение от дому моего и изжени133 рабу – сестру, из-за которой столько неприятностей, молвы, вражды, ссоры, обиды и прислуге и нам.
Господи! Ты ввел меня в подвиг – даждь мне подвигом добре подвизаться: огорчения сносить, беспорядки терпеть, беспорядочно поступающих сносить, вражды к ним не иметь, мир иметь со всеми.
28 февраля
Вечер, 11 часов. Благодарю Тебя, Господи, за дар мирной и животворной молитвы купно с женою моею и за сие, яко смирил еси жену мою, обидевшую прислугу свою, и внушил ей просить меня обычно молиться вечером на ночь вместе с нею. Утверди, Господи, содеянное молитвою в душах наших. А в сестру Анну пошли дух, который бы понудил её совсем уехать из дому моего: яко смятение и слезы многие из-за ней в доме у прислуги.
Не давай воли своим неприязненным чувствам к ближним, не давай воли своим страстям.
Согрешил пред Богом и моими домашними несогласием и ссорою из-за Анны Константиновны... Но прощать надо обиды и не помнить их, по Божию слову. Ведь всего нам достаточно, по Божией милости, чего же нам ссориться? Из-за чего гнать человека из дому? Да еще не одного, а троих: мать и двух младенцев – одного на свете, а другого в утробе!
Нищую девушку толкнул со злобою: согрешил, каюсь.
Не представляй в сестре своей Анне Константиновне множества зла, памятуя, что его больше в тебе, но представляй в ней разные добрые качества или стороны и люби её; не воображай, что и в малютке её Руфине коренится зло материно и невинного младенца не почитай виновным, ибо это – хула на Бога; помни, что он – чадо Божие, святое, что к нему приставлен руководитель – Ангел Божий, выну видящий лице Отца нашего Небесного [Мф. 18, 10]. Если замечаешь в сестре или в ком действительное зло, побеждай его добротою, мягкостию, ласковостию, услугою, милостию, дарами. Вини по справедливости себя самого, свои злые наклонности, свое самолюбие, свое пристрастие к тленным благам во всех случаях распрей.
Господь испытывает тебя: истинно ли ты любишь Бога в ближнем и ближнего в Боге, то есть с самоотвержением ли. Доселе ты жил несколько лет вдвоем с женою, а теперь Бог послал к тебе замужнюю сестру жены твоей с ребенком; тебя несколько стеснили, тебя предостерегают от пения, громких шагов, у тебя лишние расходы, беспорядки в доме, внимание и руки жены прикованы к ребенку, она оставила дела, оставила тебя – потерпи, перенеси всё ради заповеди Божией, не враждуй, не ропщи, не брани, не жалей расходов, переноси капризы, писканья, ворчанье ради Бога – зри горé, презирай дольнее.
Злопамятство служит основанием и всегдашним побуждением к злобе, поэтому всячески выбрасывай из своего сердца эту диавольскую закваску. В таких больших и многочисленных покоях ужели вам немногим тесно? Для любви и тесное пространно, а для неприязни и широкое тесно. Отчего? Оттого, что в сердце тесно от вражды. Держись же любви и изгоняй из сердца вражду. Горе не любящим ближнего, ибо они делаются храминою диавольскою и орудием начальника злобы. Благо любящим ближнего, ибо в сердцах их почивает Бог, бесконечная Любовь, по единой любви все создавшая и всех искупившая и по единой любви к тварям всё носящая, зиждущая, сохраняющая.
Благодарю Господа, приявшего мое покаяние в полдень, когда я шел в гимназию и раздражился на нищих; благодарю Господа за мир, свободу духа и слова в гимназии.
Каюсь пред Господом в оскорблении нищих по вечеру и в скупости к ним: не дал двум или трем из них на опорки, когда мог бы дать. Каюсь в оскорблении и надоедании жене моей и в непослушании и намеренном противлении, когда она с досадою и гневом на меня требовала запирать двери и гасить огонь, чтобы ребенку дать возможность заснуть. Если есть мне упование спасения от Господа, если человеколюбие Божие еще не побеждено, не преодолено (а это верно знаю, хотя враг и наводит отчаяние) моими беззакониями, моими злыми навыками, то смиренно и невозвратно прошу у Господа моего спасения и помощи против греха и в делании заповедей Его. Аминь. 1 марта 1872 г. Среда 1-й недели Великого поста.
Как будто вы одни поселены на земле [Ис. 5, 8], что просите Бога взять на небо с земли младенца сего, да не развратится на ней от неразумного воспитания...
Старайся каждую заповедь Божию сохранити зело [Пс. 118, 4].
Смущению и гневу рекох: погрешение!
Приидите поклонимся Цареви нашему Богу, Ему же некогда всяко колено поклонится [Флп. 2, 10]. Дне всего совершенна, свята, мирна и безгрешна у Господа просим! Какое святое, небесное прошение! Как все ектении и молитвы премудры, святы, совершенны! Если бы усердно и искренно все ходили в церковь и так же молились, то были бы все настоящими, истинными христианами и святилось бы в нас имя Божие, пришло бы Царствие Божие и исполнялась бы Его, а не врага нашего воля на земле. А то как же по-христиански жить нам, когда мы ни в церковь не ходим, не хотим в ней постоять с должным сердечным вниманием и благоговением, когда молитва наша не как кадило горяча и благовонна по вере, усердию, упованию и любви, а как камень холодный.
Благодарю Господа, спасшего меня в ночь сию от искушения любодеяния: уже и картина от диавола была приготовлена живая, в образе девы!
Зверем, а не человеком назвала меня жена моя, и справедливо, ибо действительно у меня бывают звериные свойства: злоба, ярость, жадность.
После тайной пытки от страстей, после таких мучений от них, остается прибегнуть всем сердцем ко Христу и служить Ему в храме и везде всецелым существом. Сколь обольстителен, нагл, гибелен грех! Несть мира в костех моих от лица грех моих [Пс. 37, 4]!
Зло на другого есть, поистине, зло самому себе. Опытная истина.
Благодарю Господа, принявшего мое покаяние в тесноте сердца от серчания на жену мою, обозвавшею вчера меня обидными для моего самолюбия и гордости словами!
* * *
Французский египтолог.
Дёллингер Игнатий (1799 – 1890) – немецкий церковный историк, богослов, один из родоначальников старокатоликов.
Готтентоты – народность в юго-западной и южной Африке. В XVII – XVIII вв. вели борьбу за независимость с голландскими и английскими колонизаторами, в результате которой были почти истреблены и лишены земель.
Пария – в южной Индии человек, принадлежащий к низшей касте («параян») и потому лишенный всяких прав.
То́чию (церк.-слав.) – только.
Пома́ле (церк.-слав.) – вскоре, по малом времени.
Изъян – убыток, ущерб, утрата.
«Жертва хвалы прославит Меня: и это путь, коим Я явлю ему спасение Мое» (перевод П. Юнгерова).
Изжени́ (церк.-слав.) – изгони.