Январь
1 января 1872
1-е января 1872 года было для меня крайне тяжелым временем с шести часов утра до девяти, то есть во время утрени и ранней обедни; внутренность наполнена была каким-то тернием; грудь была бессильна, голос дрожащий, трудный, нечистый, как у козла; раздражительность в высшей степени, подозрительность в злоумышлении всех окружающих меня; пакости врага во мне непрестающие, назойливые, паление лютое, уныние адское. После причастия исцелился духом и телом, когда пришел домой и отдохнул с полчаса. Благодарю Господа! Молебны служил со дерзновением, свободно, с чувством. Накануне был на поминках у скоропостижно умершего без покаяния Василия Родионова; дома вечером пил довольно чаю с вином и с сахаром внакладку, пил херес, пил сливки, сдобную булочку съел с маслом и тем засорил желудок и сердце. Погода переменилась с холода на теплую; облачно, снег.
2-е января 1872 г
Благодарю Господа, по неизреченному Своему человеколюбию сподобившего меня совершить победоносно, хотя и в немощи души и тела, Божественную литургию (охрипший голос) и причаститься в мир душевных сил, в очищение и пространство души и в исцеление тела Божественных Таин (хрипота вскоре прошла). Вечерню служил бодренно, непреткновенно. Славлю силу и помощь Господа.
3 января
От употребления густой пищи (пирога и жирной индейки) и кипяченного с сахаром коньяку (ложки) голос опять охрип, вследствие холодной погоды. На полунощнице едва мог говорить, на утрени несколько поправился голос. Ектению великую говорил с Божией помощию непреткновенно. Канон читал сам я. Дьячок Кутузов на полунощнице не был. Проспал. Слава и благодарение благопоспешному во всем Господу, даровавшему мне силу не прогневаться на дьячка во время службы и после оной.
Литургия. С большим нравственным и физическим трудом совершил литургию по причине безголосицы, а безголосица – от ядения накануне с вечера не в меру пирога с сигом. Раздражительность ужасная на диакона и на сторожа Николая, впрочем скрытая в себе и тем более мучительная; диакон плевал на пол в алтаре, и это ужасно меня раздражало; подпевал во время пения причастна, и это меня бесило до того, что не мог победить чувства неприязни к нему во время причастия и причастился в осуждение: вражие жало злобы одолело и мучило меня до конца обедни и после оной. Едва мог покаяться и одолеть его: слабость моральная и физическая необыкновенная! Внутри точно остны117. Золотуха разлилась от пшеничного пирога до крайности. Я мучался долго, наконец Божественное милосердие помиловало меня, и я по употреблении Святых Даров успокоился. Слава Тебе, Господи! слава долготерпению Твоему! Вечерню служил также охриплым и болезненным голосом. Та же раздражительность во время и после вечерни; перед домом раздражился на нищих и двоих крепко выдрал за волосы, особенно мальчика лет двенадцати. Сегодня дал парню на пилу 1 рубль 25 копеек. Обещал трудиться и не беспокоить меня больше.
Мы обязаны заботиться о нищих, потому что все мы составляем единую Церковь, или одно тело, один дом Божий. Первые христиане имели все общее [Деян. 2, 44]. Древние Церкви располагали большими суммами, составлявшимися из приношений верующих мирян на содержание храма и бедных. Подражать должно. Христиане должны иметь общение по самому понятию о Церкви. Что скажут об нас нехристиане, живущие с нами в одном городе, видя наших нищих без приюта, без одежды и без дела?.. Не осудят ли нас в жестокости и несоблюдении правил нашей веры? Не будут ли произносить нарекания на самую веру нашу? Теперь знают из газеты [...] многие во многих городах России, сколь велика бедность в нашем городе, и будут ожидать известия, что мы сделали для наших нищих? Насколько милосердие проникает жителей города Кронштадта? Насколько Евангелие Христа Спасителя имеет действие на сердца его жителей?
Ночь на 4-е января спал хорошо: на ночь ничего не ел, и не надо никогда. Утверди, Боже!
4 января 1872 г
После воздержания от всякой пищи с вечера легко было служение литургии и легка победа над невидимыми врагами; литургию служил непреткновенно; враг жалил вначале желанием мягких просфор, но покаялся, сознал, что это суета, и жало оставило меня – я успокоился и бодро совершил всю службу, причастился в мир души и во здравие тела. Слава Тебе, Господи! Молебен водосвятный Иверской Божией Матери служил бодро и непреткновенно, с живым чувством и силою веры и надежды.
5 января
5 января ездил с Крестом Животворящим по южной части; голос дрожащий, слабый, болезненный, небольшой кашель; почти всю часть свою объехал.
6 января
Служил раннюю обедню, а перед ней бдение; служил бодро, во здравии, голос чистый, звонкий, могучий; причастился в мир и свободу духовную. Движение на свежем воздухе с часу пополудни до 8 часов вечера подействовало на меня весьма благотворно; сырая семга тоже влияла на меня благодетельно, виноград и чай с хересом. Благодарю за все Господа, непрестанно мне благодеющего как чрез немощь и болезнь и искушение и напасть, так и чрез дарование мне здравия душевного и телесного, ибо чрез искушение, болезни и напасти Он врачует и очищает мою душу, недугующую страстями различными и оскверняющуюся ими.
7 января
Ночь спал хорошо, по пробуждении немного кашлял золотушным кашлем и от избытка пищи и питья; я кушал вечером с голоду довольно рябчикового мяса, потом после всенощной у Серебренникова пил чай с кренделями сахарными, ел варенье клубничное. Немножко икры закусил, а дома – молочка стакан выпил. Согрешил на небо и пред собою.
Ввиду того, что мирные граждане города Кронштадта не имеют безопасности во всякое время и на всяком месте и часто [совершаются] грабежи и убийства, я [... голос свой] о необходимости Рабочего дома для здешних нищих мещан. Именитые граждане! Устройте Рабочий дом – это вам [очень нетрудно сделать].
Муравьи делают муравейники, в которых им зимой бывает и тепло и сытно, звери – логовища, пчелы – ульи, птицы – гнезда, люди – дома, церкви, театры, мосты, железные дороги, корабли, броненосные суда, крепости и прочее, – всякому животному дано от Бога, вложено в природу её умение довольствовать себя, защищать себя от вредного воздействия стихий или от живых неприятелей; а человека, существо Богоподобное, царя видимой твари, Бог наделил разумом, с помощию которого он изобрел разные науки и искусства, в том числе и искусство приготовлять себе хлеб и другую пищу, одежду, делать деньги, этот всесильный рычаг земной, строить разные здания. Человек создан для общежития, и если все множество людей должны, по намерению Божию, составлять единое тело, а порознь члены [Рим. 12, 5], то (для) благоденствия и довольства и для удовлетворения многочисленных нужд человечества, или обществ человеческих, Премудрость Божия дала каждому человеку кроме общих, особенные таланты, или способности и умения: иному искусство и силу управлять людьми, другому – искусство учить и назидать других, иному – сочинять, а другому – печатать сочиненное, иному – искусство нападать на неприятеля, или защищать [отечество], тому – уменье вести торговлю; этому – производить заводские мастерства, одним – строить здания, а другим – со вкусом убирать и украшать их с комфортом и жить в них; иному дал талант ковать или отливать, другому – владеть топором, долотом или пилою, иному – шить сапоги, а другому – одежду, иному – ткать и прясть, иному – варить и печь. Что касается нашего кронштадтского общества, то оно так разнообразно, что в нем, по милости Божией, есть люди всякого рода, люди всякого дела, всякого умения или искусства: люди власти, капитала, по желанию которых могут делаться всякие дела, есть у нас и инженеры, и архитекторы, и плотники, и столяры, и печники, и кровельщики, и кузнецы, и литейщики, и портные, и сапожники, и пекари, и кухмистеры. Но рука руку моет и палец – палец: сильные должны носить немощи немощных; при таком богатстве сил нашего общества, при такой его талантливости, при таком множестве и разнообразии людей искусных было бы крайнею несправедливостию с нашей стороны оставлять такое множество наших членов (разумею нищих мещан) оторванными, изолированными от общественного тела или от его благосостояния. Отчего не связать их с общественным организмом, соорудив для них помещение, дав каждому из них дело, тем более что многие из них способны к разным мастерствам, и с делом дав им хлеб и все нужное? Опять и опять я обращаюсь к обществу с покорнейшей просьбою, яко Богу молящу мною, обратить деятельное внимание на кронштадтских нищих мещан, приписавшихся к Кронштадту и не имеющих в нем никакой оседлости, приискать им или сделать для них общее помещение и каждому из них дать соответственный его силам труд, которым они могли бы кормиться. Во имя христианства, во имя человеколюбия, гуманизма взываю: построим для них Рабочий дом для оказания помощи этим несчастным. Так как прежде всего нужна здесь материальная помощь, то я делаю первый почин: вношу в кассу братства [крест прин. на себя хлопоты по этому делу] ежегодно 50 рублей с тем, чтобы не подавать на улицах нищим. Братия! Во имя Христа и Креста возвышаю голос мой: кто еще?.. Ужели муравьям и пчелам мы дадим преимущество пред собою?.. Братия! Теперь многим городам России известна кронштадтская нищета – они ожидают от нас, что мы сделаем к отвращению её – конечно, не от нее? Как хорошо было бы устроить Дом Трудолюбия! Тогда бы многие нищие могли обращаться в этот дом с требованием сделать нам за известную плату то или другое дело, ту или другую вещь, а мещане наши жили бы да трудились и благодарили Бога да своих благодетелей! И нравственно многие поднялись бы. А если бы кто не захотел работать, того из города долой – Кронштадт не рассадник тунеядцев. Други! Братия! Примите это заявление к своему сердцу, да поближе и поглубже, как свое собственное дело! И русский народ, [как] и немцы, и англичане, и французы, и поляки, и евреи, и татары, – добрый народ: был бы почин, от дела доброго он не прочь. Если же не хотите строить Рабочий дом, потому что он есть карательное заведение, между тем как он у нас должен быть благотворительным заведением, то перемените его название и вместо Рабочего дома назовите его хоть муравейником или пчельником – всё равно, как хотите, только не откладывать бы доброго дела в долгий ящик.
7 января
Паки Господь облаженствовал меня чрез причащение животворящих Своих Таин, умиротворил, оживил, очистил, освятил, утвердил. Но, как бы по зависти врага, подпал дома сильному искушению и смущению: в комнату (залу) нашло дыму, и я сильно разгневался на жену и на Анну прислугу. Дорогою в гимназию внутренно покаялся и убедил, так сказать, умолил Господа помиловать меня, грешного, и паки мир мне даровать, и – о, премилосердый Господи, Ты не оставил меня в сетях вражиих и в узах греха, но расторгнул пленицы грехопадений и даровал мне мир. После вечерни оскорбил нищих словом: вони-то сколько от вас! А от меня нет ли? Не смрад ли издают страсти мои?
8 января
Благодарю Господа за помощь Его святую в служении мною утрени и литургии; от слабости нервов утреню служил с большим трудом; литургию тоже; враг бесплотный жестоко посмеялся надо мною, ужалив меня и почти непрестанно жаля мою душу и тело желанием мягких просфир и негодованием на просфирню за черствые и не очень взрачные (Боже мой! и тут чревоугодие и лакомство, и тут похоть очей), хотя они были не черствые и не безобразные. В силу этого искушения на великом входе не мог быть спокойным и выговаривать имен царственной фамилии, потому что сердце не было занято всецело, и даже серьезно предметом молитвы, а хлебом тленным, охладело к Богу и ближнему! Каких огромных последствий злодей бесплотный достигает такими малыми, ничтожными вещами, или нашим пристрастием к веществу! И как мы неразумны, непоследовательны в своей христианской жизни, что доселе не научились презирать плоть свою и вещи мира сего для того, чтобы всем сердцем любить Бога и ближнего, душу его и строить спасение душ! А ведь просфира-то мне и не нужна: я её почти не ем, а другим отдаю. Из-за чего же буря? Равно из-за чего поднял я бурю дома, рассердившись на жену после сна пополудни за то, что не приготовила мне чаю? Разве чай так существенно нужен, что без него жить нельзя, или он дороже душевного спокойствия и благодати Божией? За что же я огорчил Господа и Духа Святого, во мне живущего? За что оскорбил жену?.. Согрешил ко Господу! И благодарю Господа, принявшего мое покаяние и умиротворившего душу мою дарованием мне благодати Своей и Духа благодати Своея. Благодарю Господа, даровавшего мне силу совершить непреткновенно всенощное бдение со умилением сердца!
Благодарю Господа, сподобившего меня непреткновенно служить литургию после великого входа и неосужденно причаститься Животворящих Таин ко оживлению, ко очищению, освящению, миру. Слава Тебе! Итак, из-за суеты и из-за пустяков два раза я сердился сегодня, как иногда из-за дыма, напущенного в комнату, тоже из себя выхожу! Каюсь пред Господом! Хочу впредь не сердиться ни из-за чего! Господи! даждь терпение и не попусти искуситься паче!
Заметь, как терпелива твоя слуга Анна в болезни, и уважь её, и поучись у ней.
Владычица Богородица, святые Ангелы и все святые так же близки ко мне, когда я чистым и всецелым сердцем призываю их, как близка ко мне моя душа, и так же удобно слышат меня, как слышу я себя, ибо все – едино тело, един дух, едина Церковь – Ангелов и человеков. Какое отношение имеют друг к другу члены тела, такое отношение имеют друг к другу члены Церкви: друг другу служат, друг другу помогают, друг друга поддерживают, друг друга спасают.
10
Благодарю Господа, по неизреченному человеколюбию Своему удостоившего и нынешний день причащения Божественных и животворящих Своих Таин во время совершенной мною литургии в Думской церкви, оживившего и умиротворившего меня. Благодарю Господа и за воскресную литургию 9-го января в Думской же церкви и за причастие животворящих Своих Таин. О, сколь часто сподобляет меня, недостойного, Господь приобщаться животворящих Своих Таин. Да памятую о судьбе земли, пившей множицею сходивший на нее дождь [Евр. 6, 7] и остававшейся бесплодною. Земля, сказано, производящая терния и волчцы негодна и близка к проклятию, которого конец – сожжение (Евр. 6, 8).
11 января
Вторник. Благодарю Господа, сподобившего меня приятия неизреченно великого Дара – Пречистого Тела и Крови Своея во время совершенной мною ранней литургии; был мертв – и ожил, пропадал – и нашелся [Лк. 15, 24]; Божественный, Животворящий огнь Святого Духа разлился по внутренностям моим. Слава милосердию Твоему, Господи!
О дьяконах соборных дурно говорят: очень скоро служат – вертят ни на что не похоже – не разберешь. Диакон Петр на конце Крещения особенно, говорят, дурно служил: при водоосвящении нельзя было ничего разобрать. Я не должен отнюдь торопиться. Всех нас демон погоняет. Проклят, кто дело Господне делает небрежно [Иер. 48, 10]. Проклят и тот, кто наедается и напивается вдоволь пред служением Таинству.
12 января
Чревоугодие и пресыщение заедает (у Верзина был, часть пирога съел сладкого и рюмку рогому выпил), тлит меня, обременяет меня. Вчера, поздно пообедав супу мясного и кислого молока со сметаною, я лег отдохнуть и после отдыха (час) напился чаю со сливками; потом в 9 часов вечера еще покушал семги с уксусом и немножко телятины и опять пил чай. За то ночью сделалось искушение, произошла поллюция и осквернение от сновидения, будто я купался в море, держась за рогожки или простыни (на глубине) с учеником Шумовым, я все раскачивался в воде; наконец, гляжу, показалось дно, вода чистая, песочек, я оставил держаться и стали мы свободно двигаться в воде. В это время от движения семян произошла поллюция. Вечно я блудник! Как нужен пост! А я – чревоугодник и неразборчив или уже слишком разборчив на пищу! Сержусь, когда не по мне, сержусь, когда воздух задымлен в комнате или нечист! Изнеженность!
Диавол пленяет и побеждает человека в этом мире тем, что чрез меру возбуждает естественные душевные и телесные потребности человека, как-то: потребность пищи и питья (и как на деньги все получает, то и денег), потребность одеяния, потребность удовольствия или блаженства, потребность половая, потребность чести или славы, доброго имени. Все эти и подобные потребности человека, вложенные Богом в самую природу человека, диавол извращает непрестанно, доводя до крайних пределов, иногда без всякой нужды (например, в пище и питье), и тем топит и душу и тело, отревает душу от Бога чрез прилепление её к чувственному или чрез ниспадение её в чувственность и в страсти злобы, гордости, зависти, уныния, лености, чревоугодия, блуда, пьянства, корыстолюбия, честолюбия и пр. Поэтому нужен пост, девство, нестяжание, кротость, смирение, незлобие, вера, надежда и любовь, молитва, богомыслие.
В каком высоком святом обществе видит себя христианин во храме, окруженный ликами святых угодников и святых Ангелов, – он член Церкви той самой, к которой принадлежат и эти святые! Какое побуждение к нравственному изменению и стремиться к той же нестареющей жизни, к коей стремились и они, – и достигли!
По плодам их узнаете их [Мф. 7, 16, 20].
Был у меня 10 января инок афонский Стефан и много поучительного и назидательного сказал он в беседе со мною: почти всё он говорил, например, что не нужно ласкательствовать знатным, богатым и ученым.
В Церкви слышим часто: мир всем, и моление о всех с любовию: вы чувствуете, что находитесь в царстве мира и любви, в царстве святыни, в Царстве Небесном на земле.
Ветхозаветная история есть наставление и урок [...], поучительный и царям, и воинам, и земледельцам, и ученым, и священникам, и правителям, и военачальникам, ученым нигилистам.
Каждый день налегает грех крепко на человека, каждый день производит в нем бурю. Да стоит крепко на камне веры, смирения, незлобия, терпения, воздержания.
19 февраля. Я сам виноват, я вызвал сестру мою Анну К. Цветкову на язвительные укоризны; без повода с моей стороны она никогда меня не язвит, напротив, всегда почтительна и благодарна; не она, а диавол чрез нее уязвляет меня. Да простит ей Господь. И чрез меня её диавол уязвил некоторыми словами укоризны.
12 января
Благодарю Господа за новое оживотворение меня, мертвого прегрешенми, ибо опять я сподобился приять неопально в себя огнь Божественного Тела и Крови к очищению, освящению, умиротворению и утверждению моему, и литургию совершил непреткновенно, хотя и при слабом голосе.
12 января
Сгорел театр в Кронштадте, и слава Богу! В 6 часов вечера. Светло было, точно днем.
Крайне неискусен я в хранении заповеди о любви, в которой весь закон Евангельский; сел я обедать в три часа пополудни, и, ощутивши, что жареная рыба на скоромном масле, я рассердился на жену и гневно стал кричать на нее, требуя послушания, и прислуга это слышала, и солдат сестры Марии Константиновны с Лисьего Носа: она с нами сидела за столом. Так ли любовь ведет себя? Она долготерпеит, не раздражается, вся покрывает; и мне бы надо стерпеть и покрыть согрешение жены: был бы сыт и тем, что было кроме скоромного кушанья. Нет: чреву же угождая, я рассердился на жену, ибо мне не нравилось, не по вкусу была скоромная пища. Согрешил ко Господу и прошу прощения, прошу дарования любви сердечной, неизменной к жене и ко всем. Δόσον Κύριε118.
Протоиерей Словцов держит себя с важностию пред Санкт-Петербургским начальником Штаба Гейденом; честь ему, что поддерживает сан священства! Мне надо подражать ему; я подобострастен, раболепен пред высшими, смущаюсь не знаю чего всех присутствия, когда служу; то́ же и пред богатыми и учеными. Это нелепо. Исправиться.
Мое сердце очень, очень в дурном состоянии: я возмущаюсь и сержусь из-за бессмыслицы и виню в этом не себя, а других, например, в том, что не делают так, как должно или чего я хочу, или с пренебрежением относятся ко мне, небрежно здороваются и пр. Мне надо всеми мерами подавлять свою злобу и хранить, как драгоценность, незлобие.
Благодарю Господа, двукратно и скоро услышавшего меня, вопиявшего к Нему во глубине сердца о прощении, спасении и помощи пред панихидою в 1-м флотском экипаже и в доме Касаткина у Полякова, когда грех смущал и теснил меня. Господь помиловал и дал мир и тишину сердечную, и я непреткновенно говорил ектении и возгласы при совершении панихиды.
13 января
Благодарю Господа, сподобившего меня совершить непреткновенно Божественную литургию раннюю и причаститься Божественных Таин неосужденно, в мир душевных моих сил. Вечером ходил с дьячком Кутузовым на гору к Тилоту (немцу) служить молебен пешком, а он и я только лишь пришли с обеда. Он, как видно, обиделся, что я заставил его прогуляться так далеко, и на молебне вел себя сердито и грубо; после молебна сел он на извозчика и уехал один. Встретил я его в лавке – чай пьет; при входе моем не встал и сидел в шапке. Я с смущением заметил ему о его неприличном поведении в присутствии своего священника и назвал его мужиком. Прости, Господи, огорчение мое! Надо их, развратных, вразумлять. Сердиться же на них грешно: грешник – больной. А кто из нас не грешен? Кто не болен духовно? Ия – первый. Самолюбие в сторону.
Хранишь ли ты любовь, кротость и незлобие к брату (например, подчиненному) согрешающему, когда обличаешь его или выговариваешь ему? Согрешил – не храню, а часто питаю зло на него.
Театралы! Вы просите себе Варавву на жизнь и требуете смерти Христовой. Это верно.
Занятые суетою и суетными удовольствиями, вы не имеете ни времени, ни охоты вникнуть в дух христианской веры, христианского богослужения, узнать уставы церковные, цель праздников Православной Церкви, постов и, в частности, значение каждой недели Великого поста или исторические воспоминания, соединенные с каждою неделею. Вы знаете иногда наизусть, какую пиесу играли на театре, из скольких действий или явлений она состоит, какое содержание её общее и в частностях, а сущности христианских Таинств не знаете, между тем как они достойно приемлющим их доставляют жизнь вечную и неизреченные блага вечной жизни; вы не знаете сущности богослужения Святой Православной Церкви, Матери своей, питающей и греющей, очищающей, освящающей и укрепляющей вас в матерних святых недрах своих; вы не знаете содержания и значения ни вечернего, ни утреннего, ни обеденного богослужения и всегдашних песнопений, чтений и обрядов их. Оправдывают игру на театре и называют её полезною и нравоучительною, или безвредною или, по меньшей мере, меньшим злом в сравнении с пьянством и распутством, и с этою целию стараются заводить повсюду театральные игрища. Удивительное дело, что христиане не нашли лучшего средства для препровождения драгоценного времени, как театр, и по происхождению, и по назначению своему сохраняющий доселе характер языческий, идолопоклоннический, характер суетности, пустоты, вообще показывающий в себе полнейшее отражение всех страстей и безобразий мира сего: похоти плоти, похоти очей и гордости житейской (1Ин. 2, 16), и лишь редко-редко – доблестей сынов отечества, и то, конечно, сынов отечества земного, а не небесного: все небесное, святое, носящее печать христианства, театру чуждо, – если же когда входит на сцену, то как предмет насмешки; самое имя Божие, страшное для всей твари, произносится здесь лишь легкомысленно, иногда со смехом, кощунственно; звания священные, например монашеское – это ангельское звание, – осмеивается; уважение к начальству, к священным лицам подрывается, когда публично осмеиваются некоторые предосудительные действия этих лиц пред лицом всего общества, пред лицом легкомысленной молодежи, даже детей, для которых должны быть священны имена их родителей и начальников: иногда довольно одного неуважительного или непристойного слова относительно старших, чтобы подорвать к ним должное уважение. Так ли стали христиане легкомысленны, что не находят лучшего средства к провождению драгоценного времени, кроме театра, и из-за него оставляют храм Божий, богослужение, и золотое праздничное время, данное Богом для поучения в слове Божием, в спасительных размышлениях и в делах добродетели, безумно расточается на пустые дела, на смехотворство и глупые рукоплескания в театрах? Нет, как хотите, а театр – богомерзкое учреждение: только вникните в дух его – и вы согласитесь со мною. Это училище безверия, глумления, дерзкой насмешки над всем и разврата. Горе тому обществу, в котором много театров и которое любит посещать театры. Иногда, не спорю, театр бывает меньшим злом для любящих злое, но в большей части случаев он есть большое зло, подтачивающее все доброе в человеке и широкою дверию вносящее в его сердце злое. Прислушайтесь к мнению народному, к мнению тех, которые посещали театр много раз: они не стесняясь говорят, что театр ведет к разврату. Только слепые, у которых бог века сего ослепил умы (2Кор. 4, 4), говорят, что театр нравоучителен. Нет, христиане должны неотменно поучаться в законе Божием, читать чаще Евангелие, вникать в богослужение, исполнять заповеди и уставы церковные, читать писания святых отец, духовные журналы, чтобы проникаться духом христианским и жить по-христиански. Вот вам зрелища!
Веру в себя надо иметь и не падать в своих глазах, а паче веру в силу и благодать Божию, содейственницу нашу на пути жизни.
Огорчившись на жену, я не мог мирно молиться с нею на вечерней молитве, но злоба удручала меня. Я сержусь на жену за то, что редко, редко ходит в церковь, – вот что злой демон обратил в предлог к ненависти! А я вижу, что жена моя, хотя и редко ходит в церковь, но она проникнута любовию ко мне и к сестре с детищем её, она угоднее Богу, чем я; я, напротив, с своею враждою противен Богу, ибо ненависть из всех зол есть самое противное Богу, Который есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге (1Ин. 4, 16). Что же при этой вражде значат все мои моления, частые причащения Святых Таин, все совершения прочих Таинств? Не в грех ли и осуждение я их совершаю? О, как необходимо мне стяжать любовь Евангельскую!
14 января
Благодарю Господа, сподобившего меня и нынешний день совершить Божественную литургию и причаститься ко оживотворению умерщвленной грехом души моей, к миру и свободе духовной, к пространству души. Благодарю Господа, отъявшему мое смущение, мою тесноту, бодущее терние в ребрах моих. Возблагодарю Господа, если Он смирит и священнодиакона Петра и чтеца Василия Кутузова и даст им добре служить и повиноваться в праведных вещах и чтити по достоянию Божие священство, и дарует им всегдашний страх Свой.
Благодарю Господа, человеколюбно и скоро спасшего меня от нечистого и постыдного жала плотской сласти, во-первых, в 5-м классе гимназии при ответе ученика Шумова, и, во-вторых, в квартире Леопардова при разговоре с его женою Екатериною Степановной. Лишь я возвел сердечные очи с молитвою о заступлении и спасении, и тотчас же получил лично от Господа, Которого зрел оком сердечным, помощь и избавление; нечистый же с посрамлением убежал. День сей я чувствовал себя очень здоровым и бодрым. (День поста: поутру после ранней обедни пил чай внакладку с просфирками Успенской церкви маленькими; потом пред походом в класс поел вареной трески с черным хлебом. Здорово есть треску.) В классе читал с увлечением и спокойствием, спокойствием и пространством душевным. Дети были внимательны.
15 января
Паки благодарю Господа, сподобившего меня непреткновенно совершить Божественную литургию и неосужденно причаститься Животворящих Его Таин. Исполнился мира, сладости, радования, свободы, дерзновения, силы. И императрицу выговорил свободно, и заамвонную молитву.
Плоть не хочет молиться, а хочет пустыми делами заниматься, как-то: гулять, есть-пить, спать; дух, напротив, желает непрестанно молиться, ибо молитва есть его пища, питье, дыхание, очищение, освящение, свет, сила, наслаждение. Плоть хочет обогащаться, все богатство употреблять для себя, обращать в свою пользу и удовольствие: на богатый стол, на богатое помещение, на богатую одежду, обстановку в жилище, на разные развлечения; дух, напротив, стремится к нищете, старается раздавать имение свое нищим, а сам довольствуется пищею простою, помещением небогатым, одеждою неизысканною, от развлечений и удовольствий удаляется, зная, что они рассеивают душу. Плоть стремится непрестанно к злобе на ближних, к зависти, осуждению, ссоре, раздражительности, к гордости, скупости, лености, чревонеистовству, блуду, неверию, сомнению, лукавству, кощунству, к унынию и отчаянию, к своенравию, непокорству; дух, напротив, стремится любить всех ближних, всем доброжелательствует, ко всем снисходит, всех извиняет, со всеми старается жить в мире, если возможно, со всеми обходится кротко и смиренно; если имеет избытки, то никому нуждающемуся не жалеет подать необходимое для жизни; старается жить всегда в трудах, зная, что от праздности происходят все пороки; ест-пьет не по прихоти и пристрастию, а только чтобы удовлетворить необходимые потребности и подкрепить силы, зная, что излишество в пище и питье подавляет дух и делает сердце человека грубым, хладным и безчувственным к Богу и ко спасению своему; удаляется от всякой нечистоты, стараясь чистотою души и тела приблизиться к Пречистому Богу; старается более и более утверждать свою веру в божественные дела и показать её в делах любви и милосердия; сомнения, как злого червя, удаляется; старается жить в простоте, презирая лукавство как постыдное рабство, все священное и божественное глубоко чтит, как подобает святыне, постоянно уповает на Бога во всех обстоятельствах, благополучных и злополучных; волю Божию почитает непременным для себя законом, а свою волю грешную презирает и попирает; охотно повинуется своим начальникам, отцам, пастырям и учителям. Так противоположны в нас дух и плоть, они непрестанно друг другу противятся [Гал. 5, 17], и мы должны непрестанно бороться с собою, побеждая грехи свои, борющие нас. Плоть ищет земной славы, дух – небесной, плоть желает и мечтает жить на земле во всяком довольстве и благополучии, спокойствии, долго, без конца; дух желает скорее отрешиться от тела и быть со Христом [Флп. 1, 23] – Истинным Животом, а земною жизнию скучает как пребыванием в темнице и узах.
Никакая привязанность к мирским вещам не остается без последствий для души нашей – она обращается в гибельные сети или тяжелые узы для ней (например, страсть к игре, к сластям, к вину, к табаку или к нарядам, к деньгам), она овладевает всеми силами души и извращает её природу, которой свойственно любить Бога паче всего и ближнего, как себя; пристрастные к благам мира не могут любить Бога паче всего и ближнего, как себя: они делаются самолюбивыми, гордыми, скупыми, завистливыми, сребролюбивыми, тщеславными, блудными и проч. Вот почему закон Евангельский требует от христиан самоотвержения: отвертись себя [Мф. 16, 24]. А надолго ли все вещи земные будут занимать нас? Одна минута – и все отнимется от нас. Страсти житейские особенно свирепствуют над нами в час приступания к Богу (например, при исповеди, причащении Святых Таин или при кончине). Чтобы избежать этого тиранства, надо заблаговременно все оставить сердцем и волею раздавать богатство бедным.
Как вознесено естество наше в лице Богочеловека, Божией Матери и святых апостолов, пророков, иерархов, мучеников, преподобных и богоносных отец наших и всех святых! – То превыше Херувим и Серафим, то удостоено ангельской чести и ангельского ликостояния!
Христиане! Очнитесь от сна греховного, суеты житейской! Стремитесь к почести горнего звания!
16 января
Воскресение. Ранняя обедня с утреней. От засорения груди, вероятно, золотушными приливами с трудом служил утреню, обедню и особенно молебен водосвятный: воздуху в груди было мало, гулу не было. Новое препятствие к мирному служению: при каждении жаль было новой, или праздничной камилавки, и сердце парализовалось, умирало от оскудения благодати, хладело, омрачалось, смущалось. Но чего я жалею? Может быть, завтра, послезавтра, чрез неделю, чрез месяц меня не станет: камилавки останутся новыми – кому они будут? И разве дым только на камилавку и садится, а не разносится по церкви? Какая слепота и нерассудительность! Таково свойство (нерассудительности) всякой страсти или пристрастия! Так и креста наперсного было жаль, чтобы не задымился от кадила! Носи – век будет светлый. И камилавки носи смело – будет на твой век. И то в семь лет еще новая. А главное, ни к какой красивой одежде не имей пристрастия – это сор, тлен.
Господи! Благодарю Тебя за частое богообщение мое с Тобою в Божественных Твоих Тайнах! Благодарю, яко не отвергаешь меня, грешного, но благоутробно приемлешь кающегося, слезящего, очищаеши, освящаеши, животвориши, умиротворяя и радуя. Слава долготерпению Твоему, Господи! Господи! Даждь мне быть новою тварию! Даждь мне всегда достойно причащаться Святых Твоих Таин. 17 января 1872 года. Понедельник.
Каждый день пресыщаемся, упиваемся, рядимся, покоимся в пространных, богато убранных палатах – и думаем, что мы всем этим достойно пользуемся, что все это мы заслужили у Бога. А о нищих свысока говорим: они тунеядцы, лентяи, – не мы ли тунеядцы и лентяи?
Треплетенная119 ветвь – образ Триипостасного Божества.
Я часто недостойно, неискренно служу.
У меня нет любви христианской к Богу и ближнему: я пристрастен к чреву, яствам, деньгам, к одежде; надо отречься себя непременно, возненавидеть себя, разбить плотское мудрование и всем быть слугою, быть кротким, смиренным, незлобивым.
Любить Бога всем сердцем – значит любить Его одного больше всего каждый день и во все дни жития, неизменно, храня всегда неизменно заповеди Его и жертвуя для сохранения их всеми благами земными. Так и Господь, возлюбив Своих сущих в мире, до конца возлюбил их [Ин. 13, 1], а не на время только. Любить Бога всем сердцем, и всею душею, и всею крепостию, и всею мыслию [Мк. 12, 33] – значит произносить слова молитвы и особенно всесвятое имя Божие, Пречистой Богородицы и всех святых искренно, всем сердцем, всею мыслию нераздельно.
Святые суть селения Святого Духа, суть – Дух Святой, ибо соединяющийся с Господом есть один дух с Господом (1Кор. 6, 17). Вот чем объясняется их прозорливость, их поразительные чудеса, которые они творят в мире! Дух Святой творит это чрез них. Потому святые достойны всякого почтения, благоговения, чествования; достойно их призывать в ходатаи нашего спасения, достойно прославлять их.
23 января
Воскресенье. Господи! даруй мне твердо держать бразды свои и бразды вверенной мне Тобою паствы: да жительствуем все по воле Твоей; противляющиеся мне покори силою Духа Твоего Святого (враги видимые и невидимые).
Чревоугодие потопляет душу, или Велиар удобно потопляет душу человека, работающего чреву. Пример: пьяницы, объедалы.
21 января
Ранняя литургия от Мурашовых. Слабость духа и нервность телесная в высшей степени; на проскомидии и на самой литургии не мог выговаривать многих слов; я был в узах Велиара, совлечен благодатной одежды, препоясания силы свыше, и это за мое рассеяние, за мое катание в Петербург без цели, для прогулки, за разрешение на скоромное в пост, за излишество в вине (лиссаб. у отца Иоанна А. Ветвеницкого). Тут влияла и езда Питером, и слишком снежная погода теплая с таянием. Рассеял я благодать Божию чрез свое рассеяние, расточил дар Божий духовный в чревоугодии, праздности и смехе.
Сегодня вечером, когда шел из гимназии, обуревали меня скверные помыслы и плотские движения; молитвою внутреннею укротил их и освободился от них.
22 января
Сегодня поутру также при воспоминании о Екатерине Ал. Ратч пришли скверные мысли в голову и возмутили душу, но молитвою тотчас потушил [начинавшийся] пожар. Слава Богу! (И в церкви не смущайся.)
Справедливо заметил мне свояк Песоцкий, что я падаю духом в церкви при совершении богослужения, что я не должен возмущаться, а при нападении врага оставаться так же спокойным, как и был до нападения, и не поддаваться ему, как не поддаюсь при навеянии скверных помыслов. Укреплять дух надо постом и молитвою.
Постоянное чтение светских [книг] для забавы и удовольствия есть постоянная рассеянность, постоянное обнажение от Божией благодати, непрестанное обнищание духа; напротив, чтение Священного Писания и других священных книг, равно как молитва и размышление о Боге, есть собранность духа в самом себе, одеяние благодати, обогащение духа. Опыт.
Согрешил пред Богом – в себе сквернословил от нетерпения в алтаре пред вечерней от крайней боли в ноге левой.
22-е
Ранняя обедня. Чувствовал себя очень нехорошо; расслабление духа и тела вследствие угощения вчера вечером у отца Петра Преображенского, священника Штурманского училища; искушения сильные – я весь был как связанный; при служении вскрикивал от усилия или от насилия вражия, то есть говорил очень громко.
Имена императрицы и прочих членов царского дома выговорил. Досадовал на дьячка, что скоро поет, не дает вычитывать молитв тайноглаголемых. За обедом согрешил: поел блинов, будучи сыт без них. Оттого ужасная боль в ногах, особенно во время вечерни и после вечерни; я кричал от болей.
22-го января
Всенощная воскресная. Благодарю Господа, дающего молитву молящемуся (1Цар. 2, 9), за дарование мне спокойствия душевного, слез умиления и молитвы возвышенной во все время всенощного бдения; благодарю Господа, сподобившего меня непреткновенно совершить эту службу. О, сколь благо, сколь сладостно быть с Богом и в Боге! Слава Утешителю Духу Святому, дающему сладкую печаль о грехах и утешение небесное, премирное! О, да будет пламенная молитва в храме общая достоянием всех, находящихся в нем. Нелегко она достается, но тем более да дорожим ею, ибо она – бесценный дар Божий, она соединяет Бога с человеком.
Непрестанно должно молиться (1Фес. 5, 17), потому что молитва искренняя, усердная потребляет грехи; если же не будем молиться, а будем оставаться праздными, то грехи будут возрастать, усиливаться, и терние их заглушит пшеницу добра. Глубокая истина во всех словах Спасителя нашего, изображающих состояние духа нашего в разных притчах, – например притча о сеятеле и о семени, о добром семени и плевелах, о построении храмины, о создании столпа и пр. Кто имеет уши слышать, да слышит! [Мф. 11, 15 и др.].
23 января
Благодарю Господа, даровавшего мне благодать совершить литургию непреткновенно, с силою, с ясным созерцанием и с чувством умиления. Благодарю Господа, отъявшего лютую тесноту от души моей. В самом начале литургии плоть моя крайне бесновалась алчностию и яростию на просфорницу, что-де просфоры черствы, как это она смела сделать? А ведь сам я был и без того пресыщен, и не до просфор мне. Сознал свое безрассудство и безумство страсти, и помиловал Господь. Давно мне время возлюбить самый строгий пост, ибо чревоугодие страшно подавляет дух мой, мертвит его; чего стоило мне, каких усилий нравственных освободиться от тесноты и тягости плотской! Каких слез! А вот после обедни опять представился случай поесть сытно – и напитался порядочно: и поел, и напился. Согрешил ко Господу!
Идея христианина и христианского пастыря. Как высоко звание христианина и христианского пастыря! Какие важные обязанности лежат на них! Как мало мы соответствуем своему высокому званию! Как худо исполняем свои обязанности или вовсе не думаем об исполнении их.
Чего искать прихожу я в церковь: грехов очищения и исправления или телесного просфорами насыщения, что я добиваюсь мягких просфор? От злобы избавления или в злобе коснения? Свободы от сребролюбия или горшего рабства Иудиной страсти? В этом земном небе чего ищу? Свободы от житейских пристрастий и горнего жительства ангельского или порабощения земным вещам? Овец словесного стада пасти или себя пасти?
Венчал первую свадьбу в нынешнем мясоеде. Невеста долго не приезжала, часов до восьми с половиной, а назначено было венчать в семь часов с четвертью; пождавши, я под конец огорчился на невесту, что долго не едет, и когда приехала она, враг смутил меня неприязнию к невесте, которую (неприязнь) едва я мог одолеть осуждением самого себя в недостатке любви и снисхождения, в недостатке терпения и тем соображением, что я это время также провел бы даром. Не мог я выговорить слов: обручается раб Божий N и обручается раба Божия N... Смутил враг и уничижил меня, прямо глядеть в лицо не давал... а надо бы смело, чистым сердцем смотреть; ослепил сердце неприязнию... О, как мало во мне любви! Если бы была истинная любовь, я долготерпел бы, милосердствовал бы, не раздражался бы, все покрывал бы, все терпел бы, николиже отпадал бы от любви ближнего.
Господи! все Тебе возможно: излей в сердце мое любовь. Венчал медленно, с расстановкой, с большим нравственным трудом: враг крепко борол, едва мог справляться. Воздух в церкви был перемешанный, тяжелый; нервы мои сотрясались.
Обед у Н. Мих. Семенова тяжело отзывался на душе моей и на теле моем. Мяса есть не надо, или крайне мало: оно для меня излишне. Тягота от него для души.
(Сметана с чаем хорошо.)
На обеде у Семенова Н.М. поползнулся сердцем к неприязни на отца Матфея за то, что на привет мой ничего не ответил, – это меня повергло в смущение и тесноту и срамоту; потом я внутренно осудил себя, сердечно помолился за брата моего отца Матфея, и он, почуяв внутреннюю молитву мою, заметно сам смягчился и подслуживался мне, подавая хрен, огурцы и пр. Научи меня, Господи, искренно, с любовию молиться за всякого брата, неприязненного ко мне или по видимому, или в действительности.
Мягкими просфирами прельщаюсь, о больших, красивых думаю: велики и хороши – жаль давать людям и без того сытым, – а черствых просфир отвращаюсь и на просфирницу из-за них огорчаюсь; вот угоди после этого плоти лукавой, многострастной: водит тебя за нос и сама не знает, чего хочет, а между тем чрез то достигает убийственной цели: душу разлучает от Бога, источника жизни, от сего Истинного Хлеба, сшедшего с небес [Ин. 6, 41, 51].
Что такое жизнь наша? – Горение свечи: стоит лишь дунуть Тому, Кто её дал, – и она потухла. Что такое жизнь наша? – Шествие путника: дошел до известного предела – ему отворяются врата и он покидает странническую одежду свою (тело) и страннический посох свой и входит в дом свой. Что такое жизнь наша? – Продолжительная кровопролитная война за обладание истинным отечеством и за истинную свободу: кончилась война – вы победитель или побежденный, вас отзывают от места борьбы к месту воздаяния, и вы получаете от Мздовоздателя или награду вечную и славу вечную, или наказание вечное, посрамление вечное.
Подающий милостыню от души – со Христом, а жестокосердый, коего сердце привязано к деньгам, – с диаволом; первый имеет надежду на милосердие Божие по смерти на Страшном суде, да и здесь еще, а жестокосердого ожидает суд без милости [Иак. 2, 13] и казнь вечная; потому да радуется всегда обнищивающий или расточающий имение свое Христа ради, по любви к Богу и ближнему.
Душа наша или собирает, или расточает, потому что праздною быть не может: или хорошие мысли и пожелания, или дурные роятся в ней.
К иным людям мы давно охладели, или питаем вражду, зависть, или питаем горячность плотской любви нечистой, побеждаемые порочными навыками и неусыпно действующим врагом. Всячески пленяет нас супостат. Надо бороться.
Чревоугодник с ужасом замечает наконец или при известном случае, что сердце его как лед холодно к Богу и ближнему, ибо в сердце его царит пристрастие к яствам и к деньгам, к одежде, не дающим жизни и спокойствия сердцу или силы, но бессилие и тесноту.
Ты для чего ходишь в церковь: хлеб есть или испрашивать у Бога прощение грехов, святости, силы к побеждению греха и деланию добродетели?.. Для исправления от худых дел или для коснения во грехах? Если для последнего, то беги отсюда: для тебя должно закрыть церковные двери, чтобы ты не топтал напрасно Дома Божия.
Моего ничего – все Божие. Что ми есть на небеси?.. [Пс. 72, 25] Не любящий брата или сестру, как может любить Бога? (1Ин. 4, 20). Мне нужен только Бог, и Он дает Себя мне в Своих Святых Тайнах; Он – жизнь вечная. Дал ecu достояние боящимся Тебе, Господи [Пс. 60, 6].
Покои мои обширны: есть где поместиться гостям, – только в сердце у меня тесно по самолюбию. С любовию да даю им место у себя дома, да и Господь даст мне обитель на небе. Ведь Его, Господа, в лице гостей принимаем. Да ни единая тень злобы или скупости не омрачает меня. Злоба от диавола. Спокойствие, мир с Богом, с людьми и с собою дороже всего. Мне довольно угла своего и куска хлеба. [...]. Да обрящут у меня в сердце теплоту и участливость любви.
Я должен помнить, что я блудник, чревоугодник, идолопоклонник, сребролюбец, тщеславный, самолюбивый, честолюбивый, и осуждать себя нещадно и исправляться, да не погибнет душа моя, а тленное пусть гибнет, туда ему и дорога. Душу нетленную, бессмертную береги всеми силами и всех возлюби искренно.
Прости мя, Господи, яко чрез меня ругается Велиар выну чистым, премудрым, благостным, неблазненным делам рук Твоих – помыслами сластолюбивыми, скверными, лукавыми, хульными, презорливыми, злыми, завистливыми.
О, какими страстными помыслами всегда обуревается, какими греховными мерзостями всегда окаляется120, каким тернием уязвляется душа сластолюбца, чревоугодника! Но сколь чист сердцем и мирен постник и воздержник, молящийся непрестанно Богу!
Вчера я был на сытном, мясном обеде, ел мясо, пил вино: и как [сие] для меня дурно! Какие скверные, лукавые и хульные помыслы обуревали меня! Какие иглы вражии бодут меня!
Человек – чудное, прекрасное, величественное творение Божие, особенно человек святой, – это звезда Божия, это цвет роскошный, весь прекрасный, чистый, неблазненный. Это кедр благовонный, это бисер многоценный, это камень драгоценный, коему нет цены! Это прекрасное, плодовитое древо рая Божия! Чудное творение Божие – человек! Слава Творцу и Промыслителю его! Слава Спасителю рода человеческого, извлекающему род наш из тины страстей, от тления и смерти и вводящему нас в вечный живот!
24 января
Благодарю Господа за оживотворение моей немощи причастием Святых Таин и за разрушение всех козней вражиих. Опять-таки с начала литургии злой демон мучил меня алчностию или завистию к просфирам или, лучше, негодованием на просфирницу, что маленькие просфиры печет. В этом по справедливости я осудил себя. Какая нелепость! Иметь пристрастие к вещественному хлебу, думать о насыщении чрева, об услаждении гортани в такие торжественные, небесные минуты, в час совершения пренебесной, бескровной, духовной жертвы Пречистого Тела и Крови Христа Бога, когда все Ангелы с нами невидимо служат, когда должно отложить всякое житейское попечение, когда иерей и всякий мирянин должен быть весь горé: Горе имеим сердца! Всякое ныне житейское отложим попечение – слышим мы. Как бесплотный враг усиливается поставить всё вверх дном, всё извратить и действие пренебесного Таинства уничтожить и сделать священника еще более грешным. О навыки, о страсти телесные! О, пристрастия земные! Как они подавляют бедную душу во время приношения бескровной Жертвы! Чувствуешь, что они глубоко укоренились в твоей душе и нелегко их исторгнуть, что бесплотный враг, производящий в нас все ложные, земные пристрастия, царствует в сердцах наших, царствует насилием, превратною любовию к земному, страхом, смятением, омрачением, теснотою, жаждою сласти земной, плотской, грубой (чувственные удовольствия), рассеяностию, ледяною холодностию к Богу и ко всему небесному, святому, божественному. Только искреннее покаяние, самоосуждение, усиленная, искренняя молитва к Богу может избавлять нас от насилия страстей, от коварства врагов, да воздержание и пощение. А невоздержание (ядение мяс особенно) погружает нас во глубину зол и дает врагу хорошее оружие против нас: он давит и убивает в нас тою же пищею и тем же питьем, которыми мы должны были питаться умеренно и во славу Божию. Разве у вас нет домов на то, чтобы есть и пить? (1Кор. 11, 22). Просфиры не для насыщения, а для освящения. Хлеба довольно и дома.
25 января
Обедня. Благодарю Господа за силы благодати, явленные во мне в борьбе с силою злобы, нудившею меня враждовать против дьячка моего Кутузова, не бывшего сегодня у утрени из-за пьянства на именинах. Сколько ни будили – не могли его добудиться. О, сколько раз возмущала меня злоба, теснила, посрамляла меня, насиловала меня с лютостию, но Господь по усердной молитве моей внутренней дал мне силу преодолеть её и убедить себя любить согрешающего брата и молиться за него, потому что грех – общее наше несчастие, общая беда. Благодарю Господа, сподобившего меня в мире приобщиться Святых Своих Таин к очищению, освящению, оживотворению моему! Молебен водосвятный Божией Матери «Утоли моя печали» служил с дерзновением, непреткновенно.
Благодарю Господа за милосердие Его, явленное мне на пути в гимназию после того, как, крикнув на гнавшихся нищих с гневом, каялся в этом и молил Бога помиловать меня. Благодарю Господа, помиловавшего меня дома по молитве моей неоднократно. Слава милосердию Твоему, Господи! Слава долготерпению Твоему!
Немного я попостился вчера (25 января), не обедавши до пяти с половиной часов, и какая была во мне благодать, какая тишина, спокойствие, радость! Как мирно и сладко служил я вечерню без претыкания и смущения! Какой легкий был голос! Но вот я поел с голоду в удовольствие щей и мяса и, хотя не совсем досыта, но достаточно, – и уже не стало той легкости души и тела! Но что особенно печально – ночью во время сна было сильное напряжение детородного члена вследствие мясной пищи, крепко меня беспокоившее, и целование во сне с какими-то, впрочем благородными, девушками; с одною из них будто бы готовились повенчать меня! Изгладь, Боже, из памяти Твоей эти сновидения! Напряжение члена было еще и от сладкого чаю с бисквитами; чаю пить надо меньше, да не сластить. Согрешил пред Богом, прости, Владыко и Господи живота моего! Соображая начала с последствиями, прихожу к убеждению, что пост всегдашний необходим для священника. Господи! Даруй мне всегдашнее воздержание от мяс. Довольно мне и супу.
Не унывай при сильных искушениях, скорбях или болезнях или преткновениях от смущения вражьего: все это есть обличение и наказание праведное Испытующего сердца и утробы [Пс. 7, 10; Иер. 11, 20] Господа к очищению, пробуждению и исправлению твоему, к выжиганию терния плотских страстей, гнездящихся в тебе (чревоугодия, блуда, зависти, гордости, любостяжания и пр.), и потому не посетуй, если иногда бывает тебе очень больно. Взирай не на боль, а наблюдай последствия этого назидания и на здравие души. Чего не делаем для здравия тела? – Тем более для здравия и спасения души, имеющей бессмертную жизнь, надо все терпеть.
Благодарю Господа и Святою Матерь мою Церковь, непорочную и нетленную Невесту Христову, что она указала, уровняла, угладила мне верный путь ко спасению, отсекши на Соборах Вселенских и Поместных все ереси и расколы, которые могли служить крайним претыканием и препятствием ко спасению в Боге; что она мужественно, со славою победною отборолась со всеми гонителями веры и отстояла мне царский путь святой истины, вводящей в жизнь вечную; благодарю, что она сохранила все установленные Господом Таинства и апостольские Таинства, ведущие меня верным путем ко спасению; благодарю, что она установила и учредила для меня боголепное богослужение – это ангельское на земле служение; что она торжествует ежегодно все важные события из земной жизни Господа моего и Пречистой Богородицы для должного, с благодарностию воспоминания неизреченных благодеяний нам Божиих, явленных в искуплении нас Сыном Божиим от греха, проклятия и смерти, – и ежедневно в Божественной литургии представляет моему благоговейному вниманию всю земную жизнь Господа моего; благодарю, что она в ежедневном богослужении прославляет подвиги святых угодников Божиих и указует мне в них живые примеры веры, надежды и любви к Богу и различные пути к вечной жизни; благодарю её, Святую Матерь мою, за творения святых отцов и учителей Церкви, за их сладкие и душеспасительные словеса, оставленные нам в наследие как бесценное духовное сокровище; благодарю за богоучрежденное священство, священнодействующее во Христе и Христом мое спасение, примиряющее меня с Богом, освящающее, утешающее, укрепляющее, пасущее меня и вводящее в ограду небесную.
Пища есть семя, сеемое в землю тела нашего: что посеешь, то и пожнешь – посеешь сласти и пожнешь блуд. Как семя приносит плод не вдруг и по роду своему, так и пища приносит свой плод сообразно самой пище. Утреню сегодня служил с трудом из-за тесноты сластей, воевавших в теле по причине ядения мяса вчера и сладкого чаю с бисквитами.
Урок вчерашнего дня: не возмущайся духом и не ярись при беспорядках кого-либо из домашних или из подчиненных, а переноси все неисправности равнодушно, ибо в мире, лежащем во зле, бездна беспорядков, да и ты сам не чужд их, то есть и ты делал их часто. Кроме того, смущение и злоба – горшие нравственные беспорядки и зло. А разумно ли к злу прибавлять новое, горшее зло, к злу, которое хотели бы исправить или уничтожить?.. Хочешь уменьшить допущенное зло? – Перенеси его по крайней мере равнодушно и без злобы и не дай врагу вновь посмеяться над тобою.
Курители табаку непрестанным курением в своей квартире образуют особенную дымную атмосферу, которая весьма вредна для дыхательных органов и всего организма. Оттого слабые женщины, живущие в такой атмосфере, почти непрестанно болеют. Свежий воздух, особенно зимний, холодный, или сырая погода приносят им большой вред вместо пользы. Природа наказывает отступающих от её законов, данных ей Творцом. 26 января 1872 года.
26-го января
Позднюю обедню совершал в крайней тесноте, скорби, срамоте и унынии от тесноты телесной (в боках) по причине ядения мяса накануне и питья сладкого чаю (и желудок крепило). Как Исав, жаден я до яди, от которой праотец Адам и праматерь Ева так ужасно низринулись и низринули все потомство с собою. Внутренняя теснота, срамота подавляли меня, наводили на меня уныние, но вера и упование на милосердие Божие бесконечное преодолели все: я причастился в мир и пространство душевных сил. Служил молебен Богородице «Утоли моя печали» с большим трудом от тесноты.
Благодарю Господа, двукратно спасшего меня от последствий огорчения и раздражительности на нищих пред вечерней в церкви и пред домом церковным. Помолился – и получил прощение, и мир ко мне возвратился.
Нам не хочется расстаться с сластями, с приятными вещами, вообще с земными благами, как иногда жаль расстаться пробудившемуся с сладкими фантастическими грезами. Но не грезим ли мы все как бы во сне? Присмотримся внимательнее, что мы любим? К чему привязаны, к чему имеем пристрастие? Не хуже ли грез наши пристрастия?
Всенощные наши – малые остатки тех истинно всенощных бдений, которые совершались первыми христианами при гробах мучеников, или тех всенощный бдений, в коих непрестанно проводили время отшельники от мира, постники и воздержники! Отчего они [удобно] могли проводить всю ночь в молитве, а мы нет? Они – от непрестанного воздержания и богомыслия, а мы пристрастны к земному, от нашей лености, невоздержания, от маловерия, от недостатка любви к Богу и усердия ко спасению души. Наши бдения слишком кратки, и то мы иногда скучаем, иные и совсем не приходят ни на бдение, ни к литургии – так мы осуетились, до того погасла во многих вера! Зато с удовольствием бодрствуют в театре, за зеленым полем, за яствами и напитками, в клубах, на маскарадах! Извратили мы, христиане, жизнь свою! Не по Евангелию, а по своеволию пагубному проводим жизнь!
27 января
Утреня. От многопития чаю (вечером в 9 часов выпил четыре стакана с половиной) и от сладкого на клюкве картофельного киселя чувствовал себя за утреней нехорошо, голос был нечистый, хриплый; в теле излишество, то есть во внутренностях. Искусился видом отца Матфея, бывшего в церкви; внутренне молился, да будет щедр, а между тем у меня самого в сердце было какое-то враждебное к нему расположение и зависть. Согрешил я, окаянный, пред Богом и братом: своих грехов всяческих бездна, а другого грехи хочу врачевать. Врачу, изцелися сам! [Лк. 4, 23]. Забыл я свои грехи: свое сластолюбие, блуд, гордость, зависть, лукавство, сребролюбие, нерадение, леность, чревоугодие, объядение, пиянство, жестокосердие, жестокость и множество других, подобных им. Каждый понесет свое бремя [Гал. 6, 5].
Не на груды денег надейся, а на Бога, неусыпно пекущегося о всех и наипаче о разумных и словесных тварях Своих, и в особенности о живущих благочестиво. Веруй, что не оскудеет рука Его, наипаче для творящих милостыню, ибо человеку щедрее Бога не быть. Этому доказательством служит твоя собственная жизнь и жизнь всех прежде бывших людей, подававших милостыню. Да будет един Бог сокровище сердца твоего, к Нему прилепись всецело, как созданный по образу и подобию Его, и бежи от тли земной, непрестанно тлящей души и тела наши. Мало ли еще вынес ты искушений горьких, скорбей, теснот, смятения, оставления Божия, смертей духовных от пристрастия к тленным вещам? Мало ли ты еще видел, ощущал опытов, как сладко, мирно, блаженно прилепляться всецело к Богу, забывая все земное, отрешаясь от всех мирских пристрастий? Чего же еще гоняешься за суетою?.. Поспешай к жизни непреходящей вовеки, к жизни нестареющей в бесконечные веки, влеки туда и всех, сколько есть сил.
Благодарю Господа за богатую Его ко мне милость, яко сподобил меня совершить Божественную литургию и причаститься животворно пречистых и животворящих Его Таин, – да, я тотчас ощутил в себе Божественную жизнь, мир, легкость, свободу, лишь вкусил Божественного Брашна и Божественного Пива. Плоть Моя, говорит Господь, истинно есть брашно, и Кровь Моя истинно есть пиво [рус.: питие] [Ин. 6, 55]. Так, я это ощущаю всякий раз, как приобщаюсь. А какая бывает мертвенная холодность, скорбь и теснота до причащения! И сегодня была крайняя холодность, крайняя теснота: этому благоприятствовала и дурная, снежная погода и, вероятно, то, что у меня крепило живот. Благодарю Господа, сподобившего меня совершить Таинство Крещения и два брака повенчать непреткновенно: один бедный – легко (без народа), а другой – с крайним усилием и насилием от врага.
Благодарю Господа, приявшего мое покаяние в раздражительности и гневе на нищих и в поношении и укорении их и после смятения и тесноты даровавшего мне мир, легкость, свободу и пространство. Слава Тебе, Долготерпеливе и Многомилостиве!
Благодарю Господа за принятие покаяния моего в маловерии, по коему я сказал нищим, что источник мой оскудеет (пред вечернею). Была скорбь и теснота, и потом Господь даровал мир.
29 января
Суббота. Все хорошо было до прихода дьячка Кутузова: служил ровно, плавно, спокойно, – а как он пришел с пьяным лицом и с козлиным табачным запахом, состояние души моей переменилось: я возмутилсядухом и не мог служить непреткновенно, просительные ектении не мог говорить; не надо было мне поправлять дьячка, не вовремя начавшего петь стихиры на стиховне, прежде Слава Тебе, показавшему нам свет.
Не должно мне возмущаться при виде пьяного дьячка – это его грех, а не мой, да и сам [на] возрасте; возмущаясь, дела не поправишь, а только испортишь: к беспорядку брата, к неисправности его присовокупишь свой беспорядок душевный; спокойствие и невозмутимость духа – самое лучшее средство против бесчиния. Если кормчий во время бури, смятения и головокружения находящихся на корабле сам подвергнется смятению, то может погубить весь экипаж. Ему-то и нужно всего более спокойствие, невозмутимость духа (1Ин. 2, 15) – это важная в нем добродетель. И ты мужайся и крепись при общем головокружении дьячков. Господу поручай скорбь твою; Его моли вразумить их: держава Его премудра, могущественна, праведна, блага, кротка; Он всякого может исправить, если кто восхощет исправления, и даровать самое желание исправления по молитве нашей за неисправных. Молитесь друг за друга, чтобы исцелиться [Иак. 5, 16]. Но будем помнить при исправлении согрешающих, что любовь долготерпит, милосердствует (1Кор. 13, 4), она всегда помнит общую слабость и великую наклонность ко греху.
29 января
Благодарю Господа за облагоухание моих внутренностей животворящими Тайнами, за мир небесный, за свободу и пространство души и тела, последовавшие вслед за причащением. Великой была теснота во мне во время обедни и беспокойство: враг силился ввергнуть меня в отчаяние. Опять я искусился чрез просфиры, опять новая беда: просфиры показались велики, как прежде казались малыми; завистливый глаз причинил мне много горя душевного; побоялся, чтобы просфирница из-за меня не впала в изъян.
Желудок или, собственного говоря, пища и питье, нами принятые, слишком много производят проказ или пакостей в нас, в нашем сердце, сильно колеблют его и поревают121 ко греху, в особенности к блуду, к блудным помыслам и движениям сердца, к раздражительности, к гневу, унынию, смятению, хуле, сквернословию. Поэтому для сохранения чистоты сердечной и собственного спокойствия или бесстрастия надо сколько возможно меньше есть; вообще, нужно поститься.
Лихорадочная земная деятельность людей (здательная122, садовая, литературная и пр. и пр.) есть признак близости второго пришествия Христова.
Благодарю Господа за дар слезного умиления во время всенощного бдения в Успенской церкви в Думе, за дерзновение, с которым я умолял Господа об очищении грехов людских, освящении, просвещении и утверждении и убедительно просил о сооружении в сем граде (Кронштадте) дома для бедных и ремесленного училища.
Мощи святых суть наглядное [и осязательное] доказательство будущей жизни и праведного мздовоздания всем человекам, поэтому да живем и да служим Господу со страхом во все дни живота и да поощряем друг друга к деланию добрых дел.
Премерзкий враг силится уничтожить любовь любовию же: любовь к Богу и ближнему – любовию к миру, его благам мимолетным и к его растленным, богопротивным обычаям, любовию плотскою, любовию богатства, почестей, удовольствий, игр различных. Поэтому да погашаем в себе всячески любовь к миру сему и да возгреваем любовь к Богу и ближнему чрез самоотвержение. Всякая красота в мире сем (красота лиц) есть слабая, ничтожная тень несозданной красоты, неизреченной доброты Лица Божия; всякое земное наслаждение ничтожно в сравнении с будущим наслаждением. Молю Господа, да проникнет вера Христова во глубину сердца моего, да действует во всей жизни моей, да проникнет Евангелие Христово во все помышления и чувства, слова и дела, во все кости и мозги мои, – и не в меня только, но и во всех христиан, во всех людей, как всемирная истина, премудрость и жизнь вечная. Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа [Ин. 17, 3].
Гордость и сластолюбие, невоздержание, объядение и пьянство более всего разрушают дело Христово в нас, не дают проникнуть Евангелию в сердца и жизнь нашу. Потому-то пост, истинный пост необходим для осуществления Евангелия.
Взирая на образ Христа Спасителя, Пречистой Его Матери, святых угодников Божиих, вообразите, в какую славу облечено естество наше Божиим милосердием, Божиею премудростию и силою и какая слава, какое блаженство ожидает всех верных Господу рабов Его, и оставьте бессловесные стремления и пристрастия житейские, тлен и прах земной, возлюбите Господа и святой закон Его Евангелия всем сердцем, всею душей, и стремитесь к почести горнего звания Божия, к жизни вечной, нестареющейся.
Достойно и праведно православные христиане украшают храмы и иконы Господа, Богоматери и святых угодников, чтобы хотя несколько изобразить красоту рая и Царства Небесного, красоту и свет Божества Христова и обоженных Им душ.
Бесчисленные благодеяния явил мне Господь и, уверен, имеет явить, потому я должен день и ночь непрестанно благодарить Его всем сердцем, и делами, и чистотою, смирением, незлобием, милосердием и милостынею, терпением зол и напастей.
Какое отношение между словом и делом? – Слово вызвало из небытия и осуществовало123 мир видимый и невидимый, слово в устах Бога Слова было делом. Потому слово и дело должны быть неразлучны между собою, как душа и тело неразлучны в своем бытии. Кто соблюдает и творит слово Христово верно и постоянно, у кого слово есть дело, тот и теперь творит великие и удивительные дела: он бывает как некий бог, слову коего все повинуется – и демоны повинуются, и болезни исцеляются, и нравственность человеческая назидается.
Крест во Христе и Христос на Кресте; Крест есть образ распятого Христа, Сына Божия, потому и знамение его, и едина тень его страшны для демонов, как знамение Христа, как сень124 Его, распятого. Потому весьма важно знаменаться крестом, потому весьма важно осенять крестом себя и других, весьма важно погружать крест в воду и освящать её. Она целительна бывает в силу того и прогоняет демонов.
Христианин – Божий сосуд, Божий храм, Божий дом. О, как досточтим христианин истинный! Как ревностно он должен удаляться от всякого греха! Как должен свято жить! Как должны христиане уважать друг друга!
Столь часто бываешь ты в церкви, столь часто приобщаешься Божественных животворящих Таин, и ты не изменяешься к лучшему, не исправляешь сердца своего многострастного! Скажи: какое ты будешь иметь извинение, какое принесешь оправдание пред Богом? И как ты не стыдишься ликов святых угодников Божиих: апостолов, иерархов, мучеников, преподобных и праведных и всех святых, которые были подобострастные тебе люди и при помощи благодати и при своем усердии исправили себя, очистились, освятились и спаслись, сделались людьми обновления, языком святым?..
Светские песни – рев страстей человеческих; песни церковные – излияние сладкое и животворное благодати Святого Духа. Да не ревут страсти – да вещает благодать. Желаете, чтобы в вас не бушевали страсти – упражняйтесь чаще в пении псалмов и пениях и песнях духовных [Еф. 5, 19]. И мир Божий будет в сердцах ваших.
30 января
Благодарю Господа, призвавшего меня к молитве с утра (три молебна) и сподобившего непреткновенно (кроме заамвонной молитвы) совершить Божественную литургию и причаститься ко оживлению и умиротворению души и тела Божественных Таин Тела и Крови (оживляющий огнь), и сказать слово в день святителя (архиепископа Григория Казанского) с великою сладостию и с великим дерзновением и силою. Потом после обедни служил три молебна (у офицера Пелия и офицера Юдина и у досмотрщика таможенного Григория). Обедал дома в сладость после трудов; чрез два часа пили с братом [Алексеем] кофе тоже в сладость и здравие. В 5 часов крестины в доме Никитина: говорил молитвы очень легко, с великим дерзновением. После крестин, идучи домой, рассердился на нищих, и стрелы небесного правосудия вонзились в меня: я почувствовал уничижение, скорбь и тесноту и многократно преклонял колена пред Богом о избавлении от тяжкой скорби и тесноты и едва-едва спасен был в силу глубокого раскаяния (бывшего на улице Комендантской) во время прогулки наедине. Надо удовлетворять нищих по возможности. Благодарю Господа, врача и спаса души моей, отъявшего чрез скорбь и тесноту жестокость, злобу и скупость от души моей.
31 января
Согрешил пред Богом – разгневался с утра на одного нищего возрастного за то, что остался недоволен 20 копейками и просил еще; я, окаянный и жестокий, вырвал его за волосы, – а он из госпиталя вышел, только что оправился от болезни, сказал, что голова болит! Прости меня, брат во Христе Боге. Прости, Владыко Господи! Надо с любовию расспросить нищего обстоятельно о всем.
Господи! Согрешил я пред Тобою, подавая милостыню нищим Твоим неохотно, с досадою, с укоризнами, принужденно. Научи меня подавать её охотно, с ласкою, с радостию и верить, что, подавая её, я не теряю, а приобретаю бесконечно больше того, что подаю. Отврати очи мои от людей с жестоким сердцем, с медным лбом, которые не сочувствуют бедным, равнодушно встречаются с нищетою, осуждают, укоряют, клеймят её позорными именами и расслабляют мое сердце, чтоб не делать добра, чтоб ожесточить и меня против нищеты.
О, Господи мой! Как много таких людей во граде сем и даже между моими собратьями по сану и служению и по месту! Господи! исправь дело милостыни! Господи! да идет всякая милостыня моя в пользу, а не во вред! Господи! приемли Сам милостыню в лице нищих Твоих людей! Господи! благоволи воздвигнуть дом для бедных во граде сем, якоже многократно молил Тебя, всеблагого, всемогущего, премудрого, чудного!
* * *
Остен (церк.-слав.) – жало, бодец; игла, гвоздь.
Подай Господи (греч.).
Треплетенный (церк.-слав.) – втрое сплетенный.
Окаляти (церк.-слав.) – осквернять, замарать грязью или навозом.
Поревати (церк.-слав.) – толкать, пихать.
Здательная (церк.-слав.) – строительная.
Осуществовати (церк.-слав.) – приводить в бытие.
Сень (церк.-слав.) – здесь в значении «тень».