Источник

Октябрь

2 октября

Благодарю Господа за непреткновенное совершение Божественной литургии и препобеждение козней противника и за премирное причащение Святых Таин: враг строил козни, крепко теснил меня, но благодатию Божиею был побежден и прогнан; в гимназии сильно теснил, особенно нечистотою, – по молитве отошла нечистота.

Благодарю Господа за отъятие злобы диавольской от сердца моего, объявшей меня дома и по входе в церковь, по молитве покаяния отшатнувшейся. Я вкусил глубокий мир и служил вечерню мирно. Слава Господу!

Плотская, беззаконная любовь есть искоренение истинной любви и насаждение вражды и нечистоты в сердце.

По благодати, премудрости, благости и всемогуществу Божию и теперь только, в сорок два года, начинаю приходить в силу и крепость – и всё благодаря священным трудам моим, по долгу священства совершаемым и осеняемым свыше, наипаче же по причине частого причащения пречистых, бессмертных и животворящих Таин Владыки и Бога моего, Источника жизни. Слава Тебе, Господи, слава Тебе!

Завтра крестины в [мол.] Екатерины в доме Кизера.

Всё себе. Всякое добро, искренно сделанное, принесет нам же самим благо, возвратится в недро139 наше.

Зачем я ласкаю эту змею, губительницу мою, изрыгающую столько смертельного яду в мое сердце? Я разумею плоть мою. Трудом, бдением, воздержанием, молитвою да усмиряю ее непрестанно.

На ночь отнюдь не должен я есть ни рыбы, ни мяса: от ядения бывает ужасная теснота на следующий день (или от многоядения, быть может). Вчера (пятница) я поел с жадностию трески с брусничным вареньем и с булкою, и сегодня чувствую себя доселе нехорошо, тяжело, вяло; клонит сильно ко сну (погода весьма дождливая со вчерашнего вечера доселе); в горле першит. То ли бы дело удовольствоваться одним чаем, хотя с булкою. Вчера за обедом ел овсянку с прованским маслом да селедку с черным хлебом.

3 октября

Благодарю Господа за благополучное, при содействии вседействующей благодати Его, совершение литургии и неосужденное причащение Божественных Его Таин. Во время литургии была немощь глупой боязни семейства Зеленых, в особенности к самой Софье Ивановне, по действию вражию, было какое-то нерасположение и отчуждение из-за мнимой или действительной гордости, которую я заметил при разъезде ее в коляске. Себя да врачую. Врачу, изцелися сам [Лк. 4, 23].

Отчего у меня всегдашняя апатия к сестре Анне Константиновне, тогда как она не имеет, как видно, вовсе этой апатии? От растленного сердца моего, которое растлено еще в юных летах делами безместными, и от моего самолюбия, жадности, любостяжания, сластолюбия, злопамятства, гордости, словом, эта апатия, это прот[ивное] чувство – дело врага, подстрекающего меня ко вражде на ближнего; и мне надо переломить себя, заставить себя любить эту сестру, хотя и против воли моей: она живет в нашей квартире и пользуется нашим содержанием (ведь всё от Бога); дел ветхого человека должно отвергаться, удаляться от них и облекаться в нового человека, всех любящего, ко всем кроткого, сострадательного, милостивого.

Замечание. Как вредно для капризного человека обижать старших себя! Иной из этих старших не может долго забыть обид младшего или младшей или потушить их в своем сердце, хотя бы и хотел. Зло других ужасно заражает наше сердце! Но да оставляем долги должником нашим! Если любите любящих вас, какая вам за то благодарность?., если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность?., если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? [Лк. 6, 32, 33; Мф. 5, 47]. Христианин должен непрестанно идти против себя, против ветхого человека, отвергнуться себя, распинать плоть свою со страстьми и похотьми, исполнять не свою волю, не свои похоти, а волю Божию. Да будет воля Твоя!

О, дух противления в Анне Константиновне! Как он мне надоел! Вследствие того я противлюсь ей, хоть внутренно, во всем, враждую против ней, хоть и не хочу, и только вследствие молитвы или услуги ее мне бывает расположение к ней. Но никогда я не бывал особенно ласков к ней, памятуя еще ее обиды матери моей. Между тем она часта бывала ко мне ласкова, и очень ласкова и услужлива! Доброе забывается, а зло помнится, хотя и не хочешь того. Но я должен помнить, что я сам большею частию вызывал ее на вражду своими страстями, я виновник был ее злобы против меня. Всякий человек свободен, а я посягал иногда на свободу домашних. Я должен помнить свой ад, бывающий у меня в сердце и возмущающий меня и других. Господи, помилуй нас; всякого бо ответа недоумеюще, сию Tu молитву яко Владыце грешнии приносим: помилуй нас!

О чем нужно радоваться, о том плоть наша скорбит: например, что ближние у нас покоятся, под нашим кровом, питаются от нас, например родильница, или больной, или странник, или нищий, или другой кто.

Славлю, Господи, правду Твою, приведшую именитого купца нашего града, раба Твоего Александра, к покаянию предо мною во грехах против меня. Ты, Господи, недостоинство мое возвышаешь; Ты сотворил еси, яко столь именитый, и умный, и начитанный, и старый уже летами (семьдесят лет) купец с таким смирением многократно поклонился мне в ноги, хотя я и крепко того не желал.

Прощение священника во время службы, обращенное к молящимся, с первых слов располагает уже их в пользу священника, потому что он 1) просит у всех прощения, 2) называет всех братьями, сестрами, чадами (этими именами выражается любовь) и 3) желает и просит им и себе у Бога помилования. Поэтому нужно всегда неотложно просить прощения у верных и не бояться ложных, мечтательных страхов врага бесплотного, не терпящего покаяния и смирения. А я сегодня по ложному мудрованию, стыду и страху не произнес этого прощения по окончании всенощной 3-го октября на воскресенье. Оттого я пришел домой беспокойный и гневный, теснимый и смущенный врагом. (Мяса не надо есть да водки пить: сердитее делаюсь от них.)

Не должно курить табак, какие бы тесные обстоятельства здоровья ни были, потому что табак не помогает, а увеличивает тесноту. Какая неприятность во рту! Какая раздражительность в нервах! (Курить табак – это настоящая насмешка сатаны над людьми! Он научил этой нелепости.)

Благодарю Тя, Многомилостиве, Чудотворче Господи, яко по молитве моей исцелил еси от родимца младенца Елену (дочь купца Герасима Мурашова). Пред исходом болезни ее больно било, как и в Евангелии упоминается, что бес вышел из одного бесноватого, много пружався [Мк. 9, 26], то есть много бив больного.

Где-то слепой младенец, у которого начали открываться глаза после молитвы и помазания елеем от Соловецких чудотворцев? Что-то мать не является.

Сестра Анна, хотя и имеет страсти, наследованные с рождением или приобретенные и окрепшие в домашней жизни, но она вразумлена и наказана от Бога в первых муках рождения, и нельзя требовать, чтобы она вдруг бросила свои окрепшие от природной нашей порчи и от времени дурные наклонности и слабости. Ибо и сам ты доселе не бросил своих дурных наклонностей и привычек. Помни, что общая наша болезнь – [болезнь] духа, и все мы нуждаемся в снисхождении и молитве друг за друга.

4 октября

Воскресенье. Благодарю Господа, удостоившего меня милостию Своею и помощию Своею при служении Божественной литургии и благодарного молебствия: благодатию Его служил литургию непреткновенно, причастился неосужденно Божественных Таин; царственный дом и заамвонную молитву говорил искренно, с чувством, свободно; проповедь произнес смело и сильно; благодарственную молитву читал твердо. Но после молебна у Холезова при чтении молитвы Отче наш пред закускою оробел Ивана Петровича Белавенца – усумнился и, громко читавши молитву, не дочитал ее от диавольской боязни.

Благодарю Господа, даровавшего благодать совершить непреткновенно брак.

5 октября

Двенадцать часов. Благодарю Господа, спасшего меня, по молитве моей, от тесноты сердца, происходившей от нелепой нелюбви к сестре Анне и холодности к ней, и претворившего неприязнь в благорасположение.

Доколе будет у меня это внутреннее поклонение пище, питью, деньгам, как божеству, или паче – как самому диаволу, под этим ложным началом пищенадеяния действующему всегда во мне при всяком удобном случае и поражающему меня духовною смертию злобы, зависти, жадности, жалости снедомого и пиемого? Господи! да надеюся на Тебя единого, и да люблю Тебя и созданного по образу Твоему и по подобию, и да ничто не отвращает меня от сей бесценной любви, ибо каждый человек дороже всего мира и всех благ земных, как образ Твой, как царь всей твари. Охотно да лишаю себя благ мира сего для блага бедствующих ближних, в лице коих Ты Сам благоволишь и быть, и принимать нами даруемое им. Благодатию Духа Твоего Святого, Животворящего да дорожу паче всех сокровищ мира, а сии да вменяю в сор.

Благодарю Господа, отъявшего страсти и даровавшего благодать.

Как благодать Божия во всех и на всех и чрез всех, так и злоба диавольская во всех и чрез всех. Поэтому не сердись на причиняющих тебе многоразличное зло словами или делами: ими орудует диавол. Ноября 27-го дня. 1870 г.

* * *

139

Не́дро (церк.-слав.) – внутренность; среда, в которой что-нибудь происходит (в недрах души).


Источник: Дневник / cв. праведный Иоанн Кронштадтский. - Москва : Булат, 2005-. - (Духовное наследие Русской православной церкви). Т. 15: 1870-1871. - 2006. - 572 с. ISBN 5-902112-52-4

Комментарии для сайта Cackle