ПОУЧЕНИЕ накануне Успения Пресвятой Богородицы
Сотворил Мне величие Сильный
(Лк. 1:49)
Действительно, Богоматерь возвеличена; в сонме созданных разумных творений Божиих Она возвеличена превыше не только всех людей, от века угодивших Богу, но названа «Честнейшей Ангелов, Херувимов и Серафимов».
Многочисленные праздники в Ее честь всегда отличаются особенным приветом. Человечество в этих праздниках чтит Богоматерь не только благоговейным выражением веры, но оно чествует в них Заступницу, Споручницу, Молитвенницу, Ходатаицу, Отраду и Утешение мира. Из всех же праздников Богородичных, Церковь особенно торжественно украшает день Ее славного Успения. «Твое славят... Успение... Силы и Херувими и страшнии Серафимы: радуются земнородные, припадают вернии со Архангелы и Ангелы» (Стихира Успению Божией Матери, глас 1).
Жизнь св. Девы Марии на земле была скромная и смиренная. Ее доля напоминает собой долю многих, наиболее же тружениц – дев и женщин, которые в тишине и безвестности ведут богоугодную жизнь. Не выдвигалась Она из толпы смиренниц, любила Она уединение и простоту, слышала о Себе и вести нехорошие, и слухи неподобные; слышала, плакала, страдала и молчала. Но вот настал и для Ее земной доли последний день. И этот день был день чудес. Скромная доля земная превратилась в небесную славу; Ее гроб стал бессмертным источником исцелений и чрезвычайных чудес для устрашения неверующих, Ее славное Успение стало славным Воскресением.
Богоматерь подавала пример Своей жизнью, подает нам пример и уясняет значение смерти.
Успение Пречистой поучает, что «живот предобручает смерть», что христианская кончина есть венец жизни, что смерть для добрых христиан есть дверь к тому полному внутреннему успокоению, которого, большею частью, каждый из нас ищет на земле. Жизнь человека представляется как сцепление многочисленных узлов. Так или иначе, по воле его или без его воли, но эти узлы, чем более живем, тем более запутываются. Одна только честная смерть их развязывает. Последнее дыхание, последний луч сознания освещает пред человеком тайну разрешения этих многосложных узлов.
Многие при жизни своей славны; многих чествуют; многие не живут, а славно мчатся в шумной колеснице по жизненному пути. Все им покорно, достижимо, все уступает дорогу. Они летят быстро, чтобы не упустить наслаждений; нужда, болезни жизненные как будто сторонятся от них. Но есть и иные: вся их жизнь есть дневник скромности и работы. Тихо и без шума, по долгу и по совести, безмолвно они исполняют свое дело, которое их ищет. Молчаливые и добросовестные труженики не стремятся угодить миру, не желают от всех слышать похвалу, не ищут почетных мест и перемещений, они и утром и вечером готовятся к одному – как отдать отчет за свою жизнь Богу.
Кончается жизненное поприще. Достигли своей могилы и те, жизнь которых мы сравнили с нарядной, быстро несущейся колесницей; и скромные игоносцы, закоптелые, изможденные трудом. След первых, как пыль, разнес ветер... Были они, и их нет!.. Таково последствие суетной жизни: эти люди умерли, совсем умерли.
Иной исход добросовестных тружеников и тружениц. Их незаметный миру труд возрастет видимо в мире, и не сокрушит его разрушительное время. Позабудут их наружность, их речи и голос, позабудут их имя, но посеянное ими зерно благочестия, благопристойности, доброй правды возрастет и принесет добрый и сторичный плод... О таких людях нельзя сказать, что они умерли, а следует сказать – они уснули. Уснули много потрудившиеся, утомившиеся, усталые, добрые работники. Таким Человеком была и св. Дева Мария, такими и мы должны быть. Аминь.