Церковь
Церковь святая, как нива пшеничная: она имеет и пшеницу, и плевелы, но и то, и другое – только до жатвы. В Церкви святой, значит, есть и добрые, и злые, есть и праведники, и грешные, есть и овцы, и козлы. Церковь, как мать: она питает и согревает не только своих добрых чад, но и злых, – добрых любя, а злых терпя и милосердствуя о них (1).
Бог некогда поставил близ рая Херувима с пламенным оружием, чтобы он охранял путь к древу жизни. Раем же называется и Церковь, мать наша, ибо в книге Бытия мы читаем следующее: «И насадил Бог рай на востоке» (Быт. 2:8). То же можно сказать и о святой истинной Восточной Церкви, которую Дух Святой охраняет так, как говорит Псаломник: «Не воздремлет и не заснет Хранитель Израиля» (Пс. 120:4) (1).
Добрым является семя слова Божия, которое учит нас не удаляться от святой Церкви, но держаться около нее как чадам около матери, родившей нас святым Крещением, но птицы бесовские, раскольники, вылетев из своего Брынского гнезда, поклевали это семя, научив многих избегать святой Церкви и гнушаться святынь Божиих, обманывая и соблазняя простых мужиков и баб, и говоря: «Уже ныне Церковь не Церковь, попы – не попы». О окаянные, бесовские птицы! «О несмысленные галаты! Кто соблазнил вас противиться истине?» (Гал. 3:1). Разве изменилась Церковь? Разве прекратилось священство? Разве Церковь не пребудет до Судного дня, «и врата ада», – по словам Господа, – «не одолеют ее»? (Мф. 16:18). Неужели Христос Господь уже оставил Свою Церковь, которую Он искупил драгоценною Своею Кровью? Неужели Он солгал, сказав: «Я с вами во все дни до скончания века»? (Мф. 28:20). «Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут» (Мф. 24:35), – а вы, окаянные, говорящие, что Церковь уже не Церковь, считаете слова Господни ложью! Кому лучше верить: вам или Христу Господу? (1)
Господь, утвердивший вселенную, которая не подвигнется (1Пар. 16:30), утвердил в ней и град Церкви, которого и врата ада, то есть вся сила демонская и воинство его, еретики и язычники, одолеть не могут (см. Мф. 16:18). Ибо Премудрейший Архитектор небесных кругов основал ее не на слабом песке, который размывается водным течением и поставленные на нем здания разрушаются ветром и бурей, а на твердом камне, на истинном исповедании Петровом: «Ты – Христос, Сын Бога Живого», которое Сам Христос называет камнем: «Ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16:16–18). Kамень есть сие исповедание, ибо оно изречено о камне твердом, Самом Христе Господе, Который есть камень, по свидетельству святого апостола Павла: «Камень же был Христос» (1Кор. 10:4) (2).
Церковь – это драгоценнейший бисер, столь дорогой бисер, что за него отдал Свою душу Сын Божий, Который, положив душу Свою за Церковь, восхотел быть ее Главой. Глава Церкви – Христос, и Он купил Себе эту власть над Церковью ценой души Своей. Отсюда можно уразуметь драгоценность бисера – Церкви. Но так как этот бисер в свое время будет перенесен в сокровищницу небесную, то и мы не думаем прожить здесь вечно: подумываем переселиться за ним туда же.
Другие считают драгоценным бисером Церковь торжествующую, то есть само Небесное Царство, куда переходит воинствующая Церковь и где она венчается победными венцами. Поэтому Небесное Царство – бисер, как говорит и Евангелие: «Подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин» (Мф. 13:45). Некоторые толкуют эти слова так: Царство Небесное подобно не столько купцу, ищущему жемчужин, сколько самой искомой жемчужине; и каждый, кто хочет купить себе эту жемчужину, должен продавать все, как говорит и Сам Господь: «Пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах» (Мф. 19:21) (2).