Источник

II. Христианская нравственность

Ни одна личность в истории не оказала такого влияния на духовно-нравственное развитие человеческого общества, как Иисус Христос. При полном отсутствии у Него каких-либо черт социального реформатора, Его учение с течением веков стало причиной глубоких, радикальных изменений во всей системе взаимоотношений между людьми – не только на уровне личной нравственности, но и на социальном уровне.

Иисус не призывал к отмене рабства, но именно благодаря христианскому пониманию природного равенства между людьми рабство было в конце концов отменено. Он не призывал к смене политического режима или реформе правового кодекса, но именно благодаря христианству человеческое сообщество создало те правовые механизмы, которые сегодня лежат в основе жизнедеятельности многих государств. Иисус не был борцом за социальные права, но именно на христианском учении базируется то понимание прав человека, которое позволило женщинам и детям стать полноценными членами общества, позволило искоренить неравенство в общественных правах, дискриминацию по национальному и расовому признакам и многие другие дефекты общественного устройства, характерные для древнего мира.

Преображение общества начинается с нравственного преображения личности. Ветхозаветные заповеди были нацелены на сохранение духовного здоровья и целостности Израильского народа: ради этого можно было, при необходимости, пожертвовать отдельными людьми. Характерно библейское выражение: «Истребится душа та из народа своего, ибо он нарушил завет Мой» (Быт.17:14). Нарушителя божественных заповедей надо было просто отсечь, ликвидировать – как лишний и опасный элемент, вредящий народу в целом.

В Новом Завете каждый человек представлен как имеющий ценность в очах Божиих. Нравственные увещания Иисуса Христа адресованы не одному отдельному народу, а всему человечеству, но обращается Он при этом к конкретному человеку. Для христианства нет ненужных людей – тех, кого можно уничтожить ради блага других. Каждая душа драгоценна, и даже закоренелым преступникам Христос дает шанс на исправление. «Христос Иисус пришел в мир спасти грешников»,– подчеркивает апостол Павел (1Тим.1:15). На кресте Господь даровал прощение покаявшемуся разбойнику (Лк.23:40–43).

В Своих поучениях Иисус не ставил целью дать исчерпывающий свод нравственных законов и установлений. Такой свод пытались создать фарисеи и книжники, но Иисусу их подход был глубоко чужд. Его поучения на нравственные темы задают основной вектор духовного развития человека, но они никоим образом не призваны регламентировать всю его жизнь, лишая его свободы. Наоборот, они возвращают человеку ту внутреннюю духовную свободу, которой он лишается из-за порабощения греху и страстям.

Многие нравственные и социальные темы затрагиваются в посланиях апостола Павла, в творениях Святых Отцов, но и эти авторы не стремились создать исчерпывающее руководство для христиан по нравственным вопросам.

В настоящем разделе Катехизиса мы не будем рассматривать темы, касающиеся общественной нравственности. Остановимся лишь на некоторых ключевых принципах личной и семейной этики, как они понимаются в христианстве83.

1. Десять заповедей Ветхого Завета

Христианская этика имеет предысторию в Ветхом Завете. В книге Исход повествуется о десяти заповедях, которые Бог дал израильскому народу через Моисея. Вот они с небольшими сокращениями:

1. Я Господь, Бог твой... Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.

2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.

3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.

4. Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай в них всякие дела твои, а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя...

5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы продлились дни твои на земле...

6. Не убивай.

7. Не прелюбодействуй.

8. Не кради.

9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего... ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его... ничего, что у ближнего твоего (Исх.20:2–17).

Моисей получает Заповеди. Современная икона

Эти десять заповедей составляют основу ветхозаветной нравственности. Они сохраняют свою значимость и для христианства, о чем свидетельствует разговор Иисуса с богатым юношей, который «подойдя, сказал Ему: Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную? Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди. Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя» (Мф.19:16–19). Из десяти заповедей Моисеевых Иисус цитирует шестую, седьмую, восьмую, девятую и пятую, присоединяя к ним заповедь о любви к ближнему.

Высоко ценя заповеди Ветхого Завета, Иисус, тем не менее, предлагал Своим последователям путь, не сводящийся к их исполнению. Это тот путь духовного совершенства, на который Он указал богатому юноше и по которому юноша не захотел пойти: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» (Мф.19:21). Путь, предлагаемый Иисусом, не отвергает Моисеево законодательство, но ведет человека значительно дальше – к вершинам духовного совершенства.

Отношение Иисуса к закону Моисееву наиболее полно раскрывается в Нагорной проповеди. Это отношение двояко. С одной стороны, Он говорил: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все» (Мф.5:17–18). С другой, именно Нагорная проповедь, как мы увидим дальше, свидетельствует о том, что нравственное учение Христа не было ни повторением, ни расширением, ни прямым продолжением ветхозаветной нравственности.

Ветхий Завет целиком включен в христианскую Библию и сохраняет свою значимость в качестве Божественного Откровения, данного человечеству на определенном этапе его развития. Однако многие ветхозаветные установления, касающиеся нравственности, были в христианской традиции переосмыслены, дополнены и расширены, а некоторые изменены или упразднены.

Так, например, заповедь о соблюдении субботнего покоя в том виде, в каком она понимается в Ветхом Завете, в христианской традиции фактически отменена. В то же время, суббота в христианском литургическом календаре остается особым днем, когда вспоминаются все усопшие, а Великая Суббота (день накануне Пасхи) посвящена воспоминанию упокоения Господа Иисуса Христа во гробе, прообразом которого было упокоение Бога от всех дел в седьмой день творения. Днем, который христиане особым образом посвящают Богу, является воскресенье84.

Запрет на убийство сохраняет свою значимость в христианстве, распространяясь в том числе на тех, кто по тем или иным причинам желает собственной смерти. Самоубийство, по учению Церкви, является смертным грехом85. К самоубийству приравнивается так называемая активная добровольная эвтаназия – когда человек кончает с собой руками других людей86.

Церковь всегда призывает к миру и считает войну злом, а убийство грехом и преступлением. В то же время, убийство врага на войне преступлением не является, ведь речь идет о защите Родины и близких87. Церковь всегда высоко ценила воинский подвиг: некоторые воины причислены к лику святых и на иконах изображаются с оружием в руках88. К воинам, отдавшим жизнь за других на поле брани, Церковь относит слова, сказанные Иисусом о Самом Себе: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин.15:13).

Заповедь о почитании родителей также сохраняется в христианстве (Мф.15:3–6; 19:19; Лк.18:20). В то же время, Иисус подчеркивает, что любовь к Нему выше любых родственных связей: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мф.10:37). Ситуация выбора между любовью ко Христу и послушанием воле родителей возникает в том случае, если родители противятся христианской вере, пытаются отговорить детей от следования за Христом.

2. Заповеди Блаженства

Евангелия сохранили многие поучения Спасителя. Среди них особое место занимает Нагорная проповедь (Мф.5–7). В ней излагается тот нравственный закон, по которому Христос призывает жить Своих последователей.

Нагорную проповедь можно назвать автопортретом Иисуса, поскольку в ней Он сформулировал те принципы, которые воплощал в Своей собственной жизни, те качества, которыми обладал Сам.

Проповедь открывается серией Блаженств, содержащих в себе квинтэссенцию духовно-нравственного учения Иисуса Христа:

1. Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.

2. Блаженны плачущие, ибо они утешатся.

3. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.

4. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.

5. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.

6. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.

7. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.

8. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.

9. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.

10. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах (Мф.5:3–12).

Нагорная проповедь. Фреска. Фpa Анжелико. 1437–1445 гг.

Этот текст, прежде всего, ниспровергает общепринятые представления о том, в чем заключается счастье. Люди полагают, что счастье зависит от материального благосостояния, от успеха в профессиональной деятельности, от благополучия в семье, от отсутствия проблем, трудностей, испытаний и скорбей. Иисус учит, что подлинное счастье (блаженство) вообще не зависит от внешних факторов: оно является внутренним достоянием человека, приобретаемым благодаря его собственным качествам.

Первым в списке этих качеств стоит нищета духовная, под которой принято понимать смирение – особое внутреннее духовное состояние, происходящее от памяти о Боге и чувства Его присутствия. Смирение – отнюдь не синоним пассивности или униженности. Христианин призван к активной жизненной позиции и добрым делам, однако эти добрые дела он не должен ставить себе в заслугу, помня, что всем, чем он обладает в духовном и материальном плане, он обязан Богу. Смирение противоположно гордыне (самоуверенности и превозношению над окружающими), ставящей преграду между человеком и Богом и вносящей диссонанс во взаимоотношения человека с другими людьми.

Заповедь о блаженстве плачущих указывает на то, что христианин должен быть способен терпеливо переносить скорби, не бояться несчастий и испытаний, не искать в жизни одних радостей и удовольствий. В испытаниях нужно уметь видеть руку Божию и в ощущении присутствия Божия находить утешение. Христианин плачет не от обиды или злобы, не от уныния или отчаяния, а от сознания собственных грехов (покаянный плач) или от радости о близости Бога (плач умиления).

Кротость – качество, достижение которого способствует обретению внутреннего душевного покоя. Иисус говорит: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф.11:28–30). Будучи образцом кротости, Спаситель призывал Своих учеников подражать Ему. А апостол Петр в своем послании так обращался к женщинам: «Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа» (1Пет.2:3–4). Кротость – признак внутренней красоты, равно необходимый и женщинам, и мужчинам.

Христос заповедует алкать и жаждать правды, то есть всегда и во всем искать праведности, справедливости. В Ветхом Завете правда выступает как одно из качеств Самого Бога: Он – «Бог праведный» (Пс.7:10). Человеческая праведность является отражением этой божественной правды. Правда Божия имеет вневременной, вечный характер, но она отражена в заповедях, которые Бог дал людям, живущим во времени. «Алчущие и жаждущие правды» – это те, кто горячо стремятся исполнять заповеди Божии, кто всем сердцем ищут Бога, Источника всякой правды, кто по мере сил и занимаемого положения пресекают беззаконие и поддерживают несправедливо обижаемых.

Христианин должен быть милостивым, уподобляясь и в этом Господу, Который «щедр и милостив» (Пс.102:8). Милость должна проявляться не только в сердечном расположении, но и в конкретных делах милосердия – тех самых, о которых Христос напомнит каждому на Страшном суде: накормить голодного, напоить жаждущего, приютить странника, одеть нагого, посетить больного или находящегося в темнице (Мф.25:35–36). О том, что вера должна проявляться в добрых делах, говорит и апостол Иаков: «Как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва» (Иак.2:26).

«Я был голоден, и ты накормил Меня, Я был наг, и ты одел Меня..» Книжная миниатюра. Византия. 13 век

Чистота сердца открывает человеку путь к видению Бога: Он невидим по Своей природе, но являет Себя смиренным, кротким и чистым сердцам. Чистоту сердца невозможно приобрести только собственными усилиями; необходима помощь Божия: «Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня» (Пс.50:12). От человека же Бог ожидает покаяния и сокрушения сердца: «Жертва Богу – дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже» (Пс.50:19).

Ученик Христа призван быть миротворцем, то есть нести окружающим мир. Для этого он сам должен обладать внутренним миром и непоколебимой силой духа. Преподобный Серафим Саровский говорил: «Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся». Миротворец – это тот, кто, имея мир внутри себя, не отвечает злом на зло. Если же где-либо вспыхивает конфликт, он прилагает все усилия, чтобы его погасить.

Христос предупреждает Своих учеников, что они должны быть готовы к гонениям. На протяжении веков на Церковь обрушивались гонения разной силы: так было в первые три века ее существования, когда вся мощь карательной машины Римской империи была направлена на ее уничтожение, так было и в XX веке в Советском Союзе, когда Церковь подвергалась жесточайшим репрессиям.

Святые мученики Кир и Иоанн. Книжная миниатюра. Византия. 12 век

Но даже в мирные и благополучные времена быть христианином означает готовность бросить вызов «миру сему» с его искаженными и перевернутыми представлениями о счастье, о нравственности, о добре и зле. Список Блаженств, открывающий Нагорную проповедь, показывает, что христианская нравственность лишь в некоторых аспектах смыкается с так называемой общечеловеческой нравственностью. Если общечеловеческая нравственность нацелена лишь на обеспечение мирного сосуществования внутренне чуждых друг другу субъектов, то христианская направляет устремления человека к святости и духовному совершенству, способному объединить людей в нерасторжимых узах братской любви «для познания тайны Бога и Отца и Христа» (Кол.2:2).

3. Ветхозаветные заповеди и христианская нравственность

В Нагорной проповеди Христос поднимает нравственную планку значительно выше того уровня, на который ориентировала ветхозаветная этика. Нравственный закон, преподанный Христом в Нагорной проповеди, существенным образом дополняет (а в некоторых случаях корректирует) закон Моисеев, изложенный в Ветхом Завете.

Убийство и гнев

Иисус говорит ученикам: «Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: «рака»89, подлежит синедриону; а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной» (Мф.5:21–22).

Если Ветхий Завет запрещал убийство как самое крайнее, экстремальное проявление человеческой злобы, вражды и ненависти, то Иисус указывал на причины, которые могут привести к убийству. Человек должен искоренять гнев в собственной душе и воздерживаться от оскорбительных слов в адрес ближнего, чтобы не доводить конфликт до трагических последствий, но гасить его в том самом месте, где он зарождается: в собственном сердце.

Клятва и ложь

Иисус выступает против клятвы и лжи: «Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои. А Я говорю вам: не клянись вовсе... Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого» (Мф.5:33–37). Лукавым в Новом Завете назван диавол – источник всякого зла и греха. Диавол является также родоначальником лжи. В мире сем диавольская ложь противостоит правде Божией: человек, становясь на путь лжи, тем самым оказывает услугу диаволу.

Непротивление злу силой

Важнейший принцип христианской этики сформулирован в следующих словах Нагорной проповеди: «Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два. Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся» (Мф.5:38–42).

Здесь Иисус выступает против принципа адекватного возмездия, лежащего в основе многих нравственных систем. Этот принцип был важен для предотвращения непропорциональной мести в той социокультурной среде, которая описана на страницах Ветхого Завета. Но Христос выдвигает новый принцип: на зло не следует отвечать злом.

Почему Иисус заповедует не отвечать злом на зло? Потому что зло врачуется не злом, а добром: искоренить зло можно только при помощи добра. В случае конфликта между двумя людьми нравственную победу, с христианской точки зрения, одерживает не тот, кому удалось отомстить обидчику, а тот, кто воспрепятствовал продолжению конфликта, пойдя на уступки, в том числе пожертвовав своими интересами. В общественном сознании такой человек может выглядеть побежденным, но его личная победа над злом имеет для него большее значение, чем те его интересы, которые при этом могли быть ущемлены.

Принцип непротивления злу силой не следует воспринимать как пассивность перед действующим в мире злом. Христианин должен бороться со злом в самом себе, противостоять злу на уровне своей семьи, общества и государства. Он призван вставать на защиту обижаемых и угнетаемых, защищать родину в случае опасности, защищать Церковь от поругания.

Любовь к врагам

Еще один важнейший принцип христианской этики сформулирован в следующих словах Спасителя: «Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас... Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?» (Мф.5:43–47).

Этот призыв Иисуса в том контексте, в каком был произнесен, имел социально-политическое измерение: отказаться от представления о других народах как врагах своего народа, о язычниках и иноплеменниках как врагах Божиих, для иудея означало не что иное, как полностью утратить почву под ногами, лишиться одной из главных составляющих своей идентичности, утратить мотивацию к борьбе за национальное самоопределение.

Своей заповедью Иисус, прежде всего, пытается раздвинуть рамки мышления слушателей, заставить их понять, что Его учение имеет универсальный характер. Иисус не противопоставляет любовь к врагам любви к ближним: он расширяет понятие «ближних», включая в него врагов. Основную мысль Его наставления можно передать следующим образом: отношение к человеку не должно зависеть от его отношения к нам; любовь не должна быть только взаимной; добро не может быть только ответным. В проявлении любви и делании добра христианин призван занимать про-активную, а не реактивную позицию: он должен не просто реагировать на чувства и поступки других, но сам становиться источником любви и добра.

Именно такой образ действий являет Иисус. К Нему стекались тысячи людей, и Он общался с ними, исцелял их болезни, вникал в их нужды, проявлял к ним любовь и милосердие, не ожидая ни ответной любви, ни благодарности, ни награды. Его внимания и любви не была лишена ни одна категория людей, включая мытарей и блудниц. Даже фарисеи и законники не оставались без Его заботы: жестко и непримиримо относясь к фарисейству, обличая его наиболее уродливые проявления, Иисус не отказывался общаться с фарисеями, отвечать на их вопросы, посещать их дома и сидеть с ними за одним столом. Что же касается заповеди молиться за обижающих и гонящих, то ее Он исполнил буквально, когда на кресте молился за тех, кто распинал Его (Лк.23:34).

Исцеление бесноватого отрока. Фреска. Сербия. 14 век

Заповедь о любви к врагам можно назвать квинтэссенцией всей христианской нравственности: в ней, как в фокусе, отражены другие заповеди Христа. Именно заповедь о любви к врагам наиболее решительно обновляет ветхозаветное представление о любви, о нравственности, о тех критериях, на которых должно строиться отношение человека к ближнему. Эта заповедь закладывает основу того нового миропорядка, который в полной мере может быть осуществим только в общине учеников Иисуса – в Церкви.

Любовь – это внутреннее чувство, которое имеет не столько рациональную, сколько эмоциональную основу. По этой причине человеку очень трудно заставить себя полюбить кого-то, принудить себя любить врагов, даже если разумом он понимает, что это нужно. Любовь к врагам не достигается путем самовнушения, она не может быть следствием решения человека поступать по отношению к ближним так, а не иначе. Безусловно, для приобретения любви к врагам требуется работа над собой, но одной этой работы недостаточно. Необходима еще и благоприятная среда, в которой человек будет развивать в себе это качество. Такой средой является Церковь.

Нравственные принципы, сформулированные Христом, действуют прежде всего внутри Церкви – общины Его учеников. Но христианин не может быть таковым только в среде себе подобных: он должен воплощать в жизнь христианские нравственные принципы в том числе в среде людей, чуждых этим принципам.

Учение о любви к врагам не следует воспринимать как призыв к отказу от защиты родины или защиты истины. Святитель Филарет Московский писал: «Гнушайтесь врагами Божиими, поражайте врагов отечества, любите врагов ваших»90.

4. Любовь к Богу и любовь к ближнему

Две главные заповеди

Суть ветхозаветного закона Иисус видел в двух заповедях, которые процитировал в разговоре с законником, обратившимся к Нему с вопросом: «Учитель! какая наибольшая заповедь в законе?». Иисус ответил: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф.22:35–40).

Обе заповеди заимствованы из Ветхого Завета (Втор.6:5 и Лев.19:18), однако в христианской перспективе они обретают новое содержание и наполнение. В Ветхом Завете под «ближним» понимался соплеменник, сын того же народа. Иисус же, цитируя заповедь, существенно расширяет ее смысл, понимая под ближним всякого человека, вне зависимости от его этнической или религиозной принадлежности.

Евангелист Марк, рассказывая ту же историю, отмечает реакцию собеседника Иисуса: «Книжник сказал Ему: хорошо, Учитель! истину сказал Ты, что один есть Бог и нет иного, кроме Его; и любить Его всем сердцем и всем умом, и всею душею, и всею крепостью, и любить ближнего, как самого себя, есть больше всех всесожжений и жертв. Иисус, видя, что он разумно отвечал, сказал ему: недалеко ты от Царствия Божия» (Мк.12:28–34).

Собеседник Иисуса не случайно ссылается на культ жертвоприношений. Этот культ сложился в древнем Израиле в ту эпоху, когда религиозная жизнь воспринималась прежде всего в юридических категориях. Грех считался преступлением перед Богом, требующим умилостивления: таким умилостивлением и служила жертва.

На смену культу жертвоприношений Иисус нес новую религию, исходящую из других предпосылок: взаимоотношения с Богом Он предлагал строить не на чувстве долга или страха, а на любви и верности. Любовь к Богу, охватывающая все естество человека, включая сердце, душу и ум, должна находить свое выражение не в жертвоприношениях, а в любви к ближнему. Именно о делах любви и милосердия, а не о всесожжениях и религиозных обрядах, Он говорит как об основном критерии, по которому на Страшном суде Бог отделит праведников от грешников, овец от козлов (Мф.25:31–46).

Законник спрашивает Иисуса только об одной, наибольшей заповеди, но Иисус в Своем ответе добавляет вторую. Это показывает, что для Него любовь к Богу и любовь к ближнему составляют одну двуединую заповедь: одна любовь не мыслится без другой. Любовь к Богу находит свое выражение и естественное продолжение в любви к ближнему. Апостол Иоанн Богослов напоминает об этом в следующих словах: «Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего» (1Ин.4:20–21).

Христианское понимание любви

Ветхий Завет призывал человека любить ближнего, «как самого себя», и в этом призыве заключалась вершина ветхозаветной этики. Поскольку вопрос книжника касался исключительно закона Моисеева, Иисус указал на эту заповедь как одну из двух его духовно-нравственных вершин. Исходя из того, что каждый человек любит себя и желает себе добра, Иисус в Нагорной проповеди сформулировал правило, суммирующее ветхозаветный принцип отношения к ближним: «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (Мф.7:12).

Однако в собственном учении Иисуса о любви слышен иной голос, звучит иная тональность, чем та, в которой выдержаны нравственные увещания закона Моисеева. В конечном итоге, Иисус призывает любить ближнего не как самого себя, а больше самого себя. Он призывает человека быть способным отдать жизнь за ближнего (Ин.15:13). Пожертвовать жизнью ради другого человека – вот предел, которого достигает христианская любовь.

Любовь – основополагающее понятие христианского богословия и христианской этики. Нередко христианство называют религией любви, имея в виду, что учение о любви является его смысловой и ценностной сердцевиной. Апостол Иоанн Богослов говорит: «Бог есть любовь. Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него» (1Ин.4:8–9). Через Свои страдания и смерть Иисус «явил делом, что, возлюбив Своих сущих в мире, до конца возлюбил их» (Ин.13:1). И Своим ученикам Он на Тайной вечере оставил заповедь о любви друг к другу как «заповедь новую» (Ин.13:34).

В чем ее новизна? В том, что Христос призывает Своих учеников любить друг друга не обычной любовью, основанной на взаимности, а той жертвенной любовью, которая не ожидает ответной любви. Речь в Его словах идет не о любви, которая определяется общей принадлежностью любящего и любимого к одному народу. Это и не та естественная любовь, которая существует между людьми, скрепленными кровным родством или узами дружбы. Речь в словах Иисуса идет о качественно иной любви – той, которая объемлет все перечисленные виды любви и превышает их, имея сверхъестественный характер. Источником этой любви являются не человеческие чувства или эмоции: ее источником может быть только Сам Бог.

Христианское учение о любви в полной мере реализуется только в Церкви, и именно Церковь – то пространство, где христиане призваны учиться любви у Самого Христа. Но любовь, к которой они призваны, должна распространяться не только на членов Церкви. Она должна охватывать собой всех без исключения людей, включая личных врагов конкретного человека. Христианину не следует делить людей на друзей и врагов, на своих и чужих. Для него все – свои, ближние и родные. И каждого он призван любить вне зависимости от того, встречает он ответную любовь или нет.

5.Грех и покаяние

Грех

В христианском нравственном учении большое значение имеет понятие греха. Словом «грех» обозначается не уголовное преступление или иное нарушение гражданского законодательства. Грех – это любое уклонение человека от богоустановленного нравственного закона, от цели, для которой Бог его предназначил91.

Грех отделяет человека от Бога и ведет к духовной смерти. По словам апостола Иакова, «каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью; похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть» (Иак.1:14–15).

Грехи людей многообразны и не поддаются исчерпывающей классификации. В раннехристианской литературе существовало мнение, что все грехи сводятся к восьми основным, проистекающим из греховных страстей: чревоугодия, блуда, сребролюбия, гнева, печали, уныния, тщеславия, гордости92. В западной традиции получило развитие учение о том, что грехи делятся на смертные, то есть наиболее тяжкие, и не смертные – менее тяжкие. Иногда грехи подразделяют на три категории: против Бога, против ближнего, против самого себя.

Грехи бывают вольные и невольные. Вольным называется грех, который человек делает сознательно: когда он понимает, что то или иное деяние противоречит закону Божию, и тем не менее его совершает. Невольным называется грех, совершаемый человеком вопреки собственному желанию, против своей воли.

Христос говорит, что «всякий, делающий грех, есть раб греха» (Ин.8:34). Грех порабощает себе людей, делает их зависимыми от греховных привычек, наклонностей, от «похоти плоти, похоти очей и гордости житейской» (1Ин.2:16). В современном медицинском лексиконе термином «зависимость» обозначают навязчивую потребность человека в чем-то: говорят о наркотической, алкогольной зависимости, о зависимости от компьютерных игр и т. д. Некоторые формы зависимости связаны с психическими расстройствами, однако очень часто в основе зависимости лежит укоренившаяся привычка человека к греху. Так, например, алкоголизм и наркомания с точки зрения Церкви греховны, поскольку они могут привести к полной деградации личности93.

Драка. Адриан ван Остаде. Нидерланды. 1637 г.

Различные формы зависимости нередко бывают взаимосвязаны: освобождение от одной зависимости чисто механическими средствами может привести к тому, что человек впадет в другую зависимость. Точно так же взаимосвязаны грехи, и один грех часто влечет за собой другой. Так, например, апостол Павел подчеркивает связь между чрезмерным употреблением алкоголя и блудом (Еф.5:18). Святой Киприан Карфагенский (III в.) пишет: «Если низложено сребролюбие, то восстает похоть; если похоть подавлена – возникает честолюбие; если поражено честолюбие – нас ожесточает гнев, надмевает гордость, завлекает пьянство, вражда расстраивает согласие, ревность уничтожает дружбу»94.

Грехи невозможно победить исключительно путем собственных волевых усилий или при помощи самовнушения. В борьбе с грехами нельзя надеяться только на себя: надо призывать на помощь Бога и черпать силы в вере и Священном Писании. Апостол Павел говорит: «Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие» (Еф.5:14–17).

В христианстве грех воспринимается как болезнь. Грех как духовная болезнь нередко имеет прямым следствием болезни телесные. Соответственно, духовное выздоровление влияет на весь духовно-телесный состав человека. На это указал Господь Иисус Христос, когда при исцелении расслабленного сказал ему: «Дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои» (Мф.9:2). Другому расслабленному, получившему от Него исцеление, Иисус сказал: «Вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже» (Ин.5:14).

Покаяние

Церковь призвана не обвинять человека в грехах, а помогать ему осознавать их и врачевать. Лекарством от греха является покаяние.

Нет таких грехов, которые не могут быть исцелены покаянием. Господь Иисус Христос говорит: «Всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам» (Мф.12:31). Под хулой на Духа Святого обычно понимается упорное отвержение воли Божией, сознательный конфликт с Богом, нежелание покаяться в грехах и исправиться.

Покаяние не тождественно раскаянию. Раскаяние как сожаление о содеянном грехе может быть бесполезным. Иуда, предавший Спасителя за тридцать сребреников, раскаялся и вернул деньги первосвященникам и старейшинам, сказав: «Согрешил я, предав кровь невинную» (Мф.27:3–4). При этом он не принес покаяния, не вернулся в общину учеников Христа, но совершил тяжкий грех, лишь усугубивший его вину: самоубийство. Напротив, апостол Петр, отрекшийся от Христа, горько оплакал свое отречение (Мф.26:69–75), исповедал любовь к Нему и доказал ее всем подвигом своей последующей жизни и мученической смертью (Ин.21:15–19).

Отречение Петра. Дуччо ди Буонинсенья. Италия. 13 век

Покаяние не исчерпывается констатацией факта греховного поступка и раскаянием в нем. Покаяние – это целая духовная система, которая включает в себя ежедневный самоанализ, сожаление о сделанных грехах и допущенных греховных мыслях, стремление, насколько это возможно, исправить причиненное зло, постоянную работу над собой с целью духовного исправления. Приносить покаяние – значит изменять свой ум и образ жизни95, заменять греховные деяния на противоположные им, принимать христианскую систему нравственных ценностей, исполнять заповеди Божии, непрестанно стремиться к добру не только в поступках, но и в мыслях и в чувствах.

Апостол Павел призывал христиан «отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться духом ума... и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» (Еф.4:22–24). Внутреннее духовное обновление через покаяние ведет к полному нравственному перерождению человека96.

Бог, прощающий грехи

Покаяние возвращает человека к Богу, Который любит каждого человека и ждет, что он отвратится от греховного образа жизни и вернется к Нему. В Ветхом Завете Бог говорит: «Не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был» (Иез.33:11).

В Новом Завете теме покаяния посвящена притча о блудном сыне, произнесенная Иисусом на пути в Иерусалим: «У некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих. Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал И нашелся» (Лк.15:11–24).

Блудный сын (Путник). Иероним Босх. Нидерланды. 1510 г.

В этой притче покаяние представлено как постепенный процесс, начинающийся с того, что блудный сын приходит в себя, вспоминает об отце и решает вернуться к нему. Далее от слов он переходит к действиям. Однако главный герой притчи – не сын, а отец, символизирующий Бога. Когда человек возвращается к Богу и приносит покаяние, Бог не осуждает его, но принимает с распростертыми объятиями.

Притча показывает, что покаяние – это всегда встречное движение человека и Бога. Отец в притче не просто терпеливо ждет, пока сын приблизится к Нему: увидев его, он бежит ему навстречу. Из уст отца не слышно ни одного слова осуждения или упрека.

Господь Иисус Христос говорит о Себе: «Я пришел не судить мир, но спасти мир» (Ин.12:47). Женщине, взятой в прелюбодеянии, Иисус сказал: «Женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя?.. И Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши» (Ин.8:10–11). Когда фарисей ожидал, что Иисус осудит женщину-грешницу, помазавшую ноги Его драгоценным миром, Иисус вместо осуждения сказал ей: «Прощаются тебе грехи... Вера твоя спасла тебя, иди с миром» (Лк.7:48, 50). О тех, кто покаялся благодаря проповеди Иоанна Крестителя, Иисус говорил, обращаясь к фарисеям: «Истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие, ибо пришел к вам Иоанн путем праведности, и вы не поверили ему, а мытари и блудницы поверили ему; вы же, и видев это, не раскаялись после, чтобы поверить ему» (Мф.21:31–32).

Возвращение блудного сына. Рембрандт Харменс ван Рейн. Эскиз

Покаяться никогда не поздно

Покаяться никогда не поздно, и даже самый закоренелый преступник может на излете жизни принести покаяние и получить прощение от Бога. Это показывает пример благоразумного разбойника, который, будучи распят вместе с Иисусом, осознал греховность своего прежнего образа жизни и обратился к Нему со словами: «Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!» На это Иисус ответил: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною В раю» (Лк.23:42–43).

В то же время, покаяние нельзя откладывать на будущее, потому что смерть может настигнуть человека внезапно. Отвечая на вопрос о галилеянах, убитых по приказу Пилата, Иисус сказал: «Думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете» (Лк.13:1–3).

Судьба человека в вечности зависит от того, как он прожил жизнь на земле, как выстроил свои отношения с Богом. В отличие от гражданского законодательства, согласно которому за преступлением должно непременно следовать соответствующее наказание, у Бога действует другой закон: Бог освобождает человека от наказания за грехи, если человек искренне кается в них, обращается от пути зла и становится на путь добра.

6. Семейная этика

Учение Христа о браке и разводе

В Нагорной проповеди Иисус говорит: «Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем... Сказано также, что если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную. А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует» (Мф.5:27–32).

Здесь Спаситель, во-первых, указывает на причины, которые могут привести к плотскому греху и нарушению супружеской верности: эти причины коренятся в сердце человека, в его лукавом взоре, способном засматриваться на чужих жен. Во-вторых, Господь выступает принципиальным противником развода, допуская развод лишь по одной причине – нарушения супружеской верности одним из супругов.

Однажды фарисеи приступили к Иисусу с вопросом: «По всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею?» Он ответил, ссылаясь на повествование Библии о сотворении человека: «Не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их?», и процитировал книгу Бытия: «Посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью... (Быт.2:24). Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает». Фарисеи не отступали, но продолжали спрашивать: «Как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею?» (Втор.24:1). Иисус ответил: «Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так; но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует» (Мф.19:3–9).

Целование Иоакима и Анны. Икона. Россия. 15 век

Даже ученикам Спасителя этот подход показался слишком жестким (Мф.19:10). Между тем, Церковь сохраняет учение Христа о браке в том виде, в каком Он его преподал. В своем каноническом праве Церковь исходит из представления о единственности и нерасторжимости брачного союза. Развод допускается только по причине, указанной Спасителем, а также по некоторым иным причинам, делающим пребывание в браке для одного или обоих супругов невозможным97.

Второй и третий брак допускаются только в случае смерти одного из супругов или в иных особых обстоятельствах, оговоренных церковными правилами98. При этом для священнослужителей второй брак невозможен ни при каких обстоятельствах.

Семья – «малая церковь»

В христианской традиции семья воспринимается как «малая церковь». Это представление основывается на учении апостола Павла, называвшего христианские семьи своего времени «домашней церковью» (Рим.16:4; 1Кор.16:19; Кол.4:15). В кругу семьи христиане разных поколений призваны воплощать на практике тот идеал любви, которому они научаются в Церкви и через чтение Священного Писания. Свою семейную жизнь супруги призваны строить на твердом основании евангельского нравственного учения.

Христианский брачный союз – это союз «в Господе». Апостол Павел пишет: «Ни муж без жены, ни жена без мужа, в Господе. Ибо как жена от мужа, так и муж через жену; все же – от Бога» (1Кор.11:11–12).

Особым даром Божиим для каждой семьи являются дети. В Псалтири об этом говорится: «Вот наследие от Господа: дети; награда от Него – плод чрева» (Пс.126:3). Спаситель напоминает о радости деторождения: «Женщина, когда рождает, терпит скорбь... но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир» (Ин.16:21).

Венчание

Настаивая на абсолютной ценности каждой человеческой жизни, христианская этика категорически запрещает аборты, приравнивая их к убийству. Право на рождение – неотъемлемое право каждого человека. Лишение кого бы то ни было этого права, с точки зрения Церкви, является тяжким грехом, ответственность за который перед Богом несут все его соучастники99.

Использование контрацептивных средств, имеющих абортивное действие, также является тяжким грехом100.

В православной традиции браком признается только союз между мужчиной и женщиной, созданный на основе взаимной любви и имеющий одной из главных целей рождение и воспитание детей. «Альтернативные» формы сожительства, получившие распространение в современном обществе, не могут считаться браком и не могут получить церковного благословения.

7. Воспитание детей

В древнем мире дети воспринимались как неполноценные члены общества. Христианство коренным образом изменило отношение к детям. Современные представления о достоинстве и правах детей, закрепившиеся в цивилизованном обществе, в своей основе имеют христианское понимание.

Христос и дети

Иисус Христос учил с особой заботой и вниманием относиться к детям: «Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного» (Мф.18:10).

В Евангелии содержится такой эпизод из жизни Спасителя: «Приносили к Нему детей, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же не допускали приносящих. Увидев то, Иисус вознегодовал и сказал им: пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие. Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него. И, обняв их, возложил руки на них и благословил их» (Мк.10:13–16).

Другой эпизод не менее характерен: «В то время ученики приступили к Иисусу и сказали: кто больше в Царстве Небесном? Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное; итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном; и кто примет одно такое дитя во имя Мое, тот Меня принимает; а кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской. Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит» (Мф.18:1–7).

Вход Господень в Иерусалим. Дети встречают Спасителя. Фреска и ее фрагмент. Сербия. 14 век

В этих словах Господь указывает, что критерии оценки значимости того или иного человека в Царстве Небесном противоположны тем критериям, по которым человека оценивают на земле. В пример приводится ребенок: он в большей степени отвечает идеалу, начертанному в Нагорной проповеди, чем взрослый человек. Христианин призван доверять Богу – Своему Отцу, подобно тому, как маленькие дети доверяют своим родителям. Спаситель также напоминает об ответственности взрослых за воспитание детей. Развращение детей является тяжелейшим грехом. Соблазнам «надобно придти», но не потому, что такова воля Божия, а потому, что в мире, где добро и зло тесно переплетены, соблазны, подобно плевелам, растут на одном и том же поле с пшеницей (Мф.13:24–30). Тем не менее, каждый, кто сеет соблазн, несет за него личную ответственность, которая несравненно усугубляется, если объектом греховных или развратных действий, а также различных форм пропаганды греха становятся дети.

Христианское воспитание детей

Воспитание детей в христианской традиции основывается на уверенности в том, что дети – не менее, чем взрослые,– нуждаются в благодати Божией. И духовное развитие ребенка не менее важно, чем физическое. Вот почему с самого младенчества родители-христиане приобщают ребенка к Церкви.

После того, как младенца крестили, первое, что надо сделать, это его причастить. В отличие от некоторых других христианских конфессий, где считается, что причащаться могут только дети, достигшие сознательного возраста, Православная Церковь допускает к Причастию грудных детей, веря, что спасительная благодать воздействует на них, несмотря на отсутствие у них рационального восприятия окружающей действительности. После первого Причастия младенца следует причащать регулярно – желательно не реже, чем каждое воскресенье, с тем, чтобы Причастие не было для него редким событием101.

По мере приближения ребенка к сознательному возрасту ему необходимо объяснять – на самых простых примерах – основы православной веры. С грудного возраста ребенок должен знать, что на небе существует Бог, Который его видит и слышит, а главное – любит. С самого младенчества он должен узнавать на иконах лики Иисуса Христа, Божией Матери, наиболее почитаемых святых, понимать, кто они такие. Евангелие – пусть и в адаптированном варианте – следует читать ребенку с самого раннего возраста, чтобы слова Спасителя глубоко впитались в его сознание. Полезно также чтение житий святых и другой христианской литературы.

После Причастия

Дети, воспитанные в вере и воспринимающие Церковь как свой духовный дом, на всю жизнь получают мощную прививку от неверия и пороков. Конечно, даже самое образцовое христианское воспитание не дает стопроцентной гарантии того, что, достигнув определенного возраста, человек не отойдет от Церкви. Тем не менее, даже в таких случаях заложенные в детстве крепкие основы веры продолжают сохраняться в глубинах души человека вплоть до того момента, когда он, подобно блудному сыну из евангельской притчи (Лк.15:11–24), не вспомнит о своем небесном Отце и не захочет вернуться к Нему.

Воспитание детей в христианской семье должно строиться на любви, а не на насилии или принуждении. Ребенка следует приучать свободно и самостоятельно выбирать добро и отвергать зло. Распространенная ошибка – стремление навязать ребенку образ Бога, наказывающего за непослушание родителям и другие проступки. Гораздо важнее научить ребенка любить Бога, любить Христа и Церковь. А для того, чтобы этого достичь, необходимо, чтобы вся система воспитательных методов в семье строилась на любви. Именно любовь – не только основанная на кровном родстве, но духовная, основанная на любви Божией, – должна скреплять всех членов семьи в единую «домашнюю церковь».

Послания апостола Павла содержат простые советы, касающиеся семейной жизни и взаимоотношений между родителями и детьми: «Дети, будьте послушны родителям вашим во всем, ибо это благоугодно Господу» (Кол.3:20); «Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость. Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием: да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле. И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» (Еф.6:1–4).

Эти советы отражают тот способ воспитания, который на протяжении многих веков существовал у разных народов, но в настоящее время оспаривается в тех обществах, где на первое место ставится свобода и независимость ребенка от каких бы то ни было внешних факторов. Религию нередко воспринимают исключительно как один из способов принуждения ребенка к тому или иному мировоззрению или тем или иным нравственным установкам. Некоторые оспаривают право Церкви на воспитание детей, считая, что это нарушает их свободу.

Христианское понимание свободы

Между тем, в христианстве свобода – одно из ключевых понятий. «К свободе призваны вы, братия,– говорит апостол Павел, но тут же прибавляет: – только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти» (Гал.5:13). Христианство понимает свободу не как раскрепощение и освобождение от нравственных норм, а наоборот, как укорененность в добре и в познании истины. Христос говорил Своим слушателям: «И познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин.8:32). Познание истины, приобщение к Богу и Церкви не только не нарушает свободу ребенка: наоборот, оно дает ему ту духовную свободу, которая помогает и в отрочестве, и в юности противостоять тлетворным внешним влияниям и сохранять внутренний стержень, не позволяющий уклониться от пути добра.

8. Женщина в Церкви

Христианское нравственное учение во многих своих аспектах отличалось радикальной новизной по отношению как к ветхозаветной этике, так и вообще к нравам, распространенным в древнем мире. Одним из ярких примеров этого является отношение христианства к женщине.

Святые Анастасия, Варвара, Евфимия, Марина, Фекла, Христина. Икона. Греция, Афон. 17 век

Широко распространен взгляд, согласно которому Церковь умаляет роль женщины в обществе и семье, настаивает на сохранении отжившего патриархального уклада. Подобные упреки в адрес Церкви несправедливы.

Именно в христианской традиции женщины с самого начала играли ту роль, которая в значительной степени уравнивала их с мужчинами. Апостол Павел говорил: «Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал.3:27–28).

Христос и женщины

Наряду с учениками-мужчинами за Иисусом следовали ученицы-женщины, известные по именам: «После сего Он проходил по городам и селениям, проповедуя и благовествуя Царствие Божие, и с Ним двенадцать, и некоторые женщины, которых Он исцелил от злых духов и болезней: Мария, называемая Магдалиною, из которой вышли семь бесов, и Иоанна, жена Хузы, домоправителя Иродова, и Сусанна, и многие другие, которые служили Ему имением своим» (Лк.8:1–3).

В евангельских повествованиях женщинам отводится существенное место. Мы видим Иисуса беседующим с самарянкой (Ин.4:7–26), С Марфой И Марией (Лк.10:38–43; Ин.11:20–32), с женщиной-грешницей (Лк. 7:48), с женщиной, взятой в прелюбодеянии (Ин.8:10–11), с кровоточивой (Мф.9:20–22), с хананеянкой (Мф.15:25–28), с Марией Магдалиной (Ин.20:14–17) И другими женщинами (Мф.28:9–10).

Студентка отделения иконописи

Образы женщин, следовавших за Иисусом, играют важную роль в повествованиях всех четырех евангелистов о страданиях и смерти Христа и о Его Воскресении. В то время, как ученики-мужчины, когда Иисус был арестован, «оставив Его, бежали» (Мф.26:56), женщины продолжали следовать за Ним. Они стояли у креста Иисуса (Мф.27:55; Мк.15:40–41), они рано утром В первый день недели пришли к Его гробу, чтобы помазать тело Его ароматами, и они же первыми удостоились увидеть Его воскресшим (Мф.28:1–10; Мк.16:9–11; Лк.24:1–10; Ин.20:1–18). Именно от женщин ученики-мужчины узнали о том, что Христос воскрес.

После Воскресения Христова одиннадцать апостолов «единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми женами и Мариею, Материю Иисуса, и с братьями Его» (Деян.1:14). Смерть и Воскресение Иисуса объединили тех, кто был связан с Ним при жизни, в единую общину (Деян.1:16). В нее вошли апостолы, родственники Иисуса по плоти, включая Его Матерь, и те самые «некоторые женщины», которые служили Ему еще в Галилее.

Все апостолы Христа были мужчинами, но, тем не менее, в истории Церкви были женщины, прославленные как «равноапостольные» (например, святая Мария Магдалина; святая Нина, просветительница Грузии; святая благоверная великая княгиня Ольга). Апостольское преемство иерархии на протяжении веков передавалось только по мужской линии, и священство является служением мужчин, но это никоим образом не умаляет роль женщины. Речь идет не о разных правах, а о разных призваниях.

Беседа Христа с самарянкой. Фреска. Катакомбы Претекстата на Виа Латина. Италия. 4 век

Воскресение Христово («Не прикасайся ко Мне»). Фреска. Джотто. Италия. 1303–1306 гг.

Женское служение в Церкви

Апостол Павел отмечает, что «дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех. Но каждому дается проявление Духа на пользу». И далее рассуждает о том, что не все в Церкви имеют одинаковые служения, но «иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями; далее, иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки». Апостол спрашивает: «Все ли Апостолы? Все ли пророки? Все ли учители? Все ли чудотворцы? Все ли имеют дары исцелений? Все ли говорят языками? Все ли истолкователи?» (1Кор.12:4–7, 28–30).

Женское служение занимает свое особое место в числе служений, на которых основывается бытие тела Церкви. Женщина не может быть епископом или священником, но она может быть игуменией монастыря, может руководить церковным хором, быть профессором богословия, занимать другие важные должности, в том числе участвовать в церковном управлении.

Материнство – уникальное призвание женщины

Точно так же и в семье, по учению Церкви, у мужчины и женщины не разные права, а разные призвания. Только о женщине говорится, что она «спасется через чадородие» (1Тим.2:15). Рождение и воспитание детей – уникальное призвание женщины. Безусловно, в этом участвует и мужчина, однако на женщину здесь возлагается особая ответственность. Только женщина может быть матерью, и это призвание в семье невозможно заменить ничем, тогда как у отца есть свое незаменимое призвание.

Об отношении Церкви к женщине можно судить по тому, как высоко ставит Церковь Божию Матерь. Пресвятая Богородица – Матерь Христа и Матерь Церкви. В Ее лице Церковь прославляет материнство – неотъемлемое достояние и преимущество женщины.

Ярославская икона Божией Матери. Россия. 15–16 вв.

Образ Матери с Младенцем на руках, нежно прильнувшим щекой к Ее щеке, – вот тот идеал, который Православная Церковь предлагает каждой христианке. Этот образ, в бесчисленном количестве вариантов присутствующий во всех православных храмах, обладает величайшей духовной притягательностью и нравственной силой. И до тех пор, пока Церковь существует, она будет напоминать женщине о ее главном призвании в земной жизни – материнстве и воспитании детей102.

9. Христианская жизнь – путь духовного подвига

В Нагорной проповеди Спаситель наставляет Своих учеников: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф.6:19–21). Тем самым Иисус учит не привязываться ни к материальному богатству, ни к положению в обществе, ни к иным земным благам, но всегда искать Царствия Небесного.

Спаситель говорит: «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне103» (Мф.6:24). Погоня за земными благами, лихорадочный поиск обогащения несовместимы со служением Богу. На первом месте в иерархии ценностей должен стоять Бог; все остальные блага могут стоять лишь на втором и последующих местах.

Призывая Своих учеников не погружаться в земные заботы, Иисус напоминает им о Промысле Божием: «Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?.. И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них... Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды его, и это все приложится вам» (Мф.6:26–33).

Этими словами Спаситель не запрещает человеку работать, заботиться о пропитании для себя и своих детей – Он предостерегает от порабощения труду, от превращения труда в самоцель. Христианству чужд идеал человека, самозабвенно отдающего все силы и здоровье земному труду без выхода в духовные сферы. Оно рисует другой идеал: человека, живущего на земле, но не поглощенного суетой и многозаботливостью земных дел, а ищущего «Царства Божия и правды его», помнящего о своем Небесном Отце и уповающего не столько на свои силы, сколько на Промысл Божий.

Иисус учит: «Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (Мф.7:13–14). Он также говорит: «Если же рука твоя или нога твоя соблазняет тебя, отсеки их и брось от себя: лучше тебе войти в жизнь без руки или без ноги, нежели с двумя руками и с двумя ногами быть ввержену в огонь вечный; и если глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя: лучше тебе с одним глазом войти в жизнь, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную» (Мф.18:8–9). Эти метафоры использованы для указания на ту беспощадность и решительность, с какой христианин призван истреблять в себе порочные склонности.

Христианская жизнь – это путь духовного подвига и борьбы. Но в этой борьбе человек не одинок. Сам Бог помогает ему преодолевать искушения и соблазны, искоренять в себе пороки и идти по пути добродетели, если человек обращается к Нему за помощью, помня Его обещание: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят» (Мф.7:7–8).

Задание

Прочитайте Евангелие от Матфея, обратив особое внимание на главы 5–7 (Нагорную проповедь). Сравните свою жизнь с тем образом жизни, который заповедан Христом. Задайте себе вопрос: хотите ли Вы жить так, как Он заповедал? Если да, то Вы на правильном пути.

* * *

83

С православным социальным учением можно познакомиться по документу «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви».

84

Филарет Московский. Катехизис.

85

Согласно «Основам социальной концепции Русской Православной Церкви» (XII, 8), «умышленный самоубийца, который «соделал сие от обиды человеческой или по иному какому случаю от малодушия», не удостаивается христианского погребения и литургического поминовения... Если самоубийца бессознательно лишил себя жизни «вне ума», то есть в припадке душевной болезни, церковная молитва о нем дозволяется по исследовании дела правящим архиереем. Вместе с тем необходимо помнить, что вину самоубийцы нередко разделяют окружающие его люди, оказавшиеся неспособными к действенному состраданию и проявлению милосердия. Вместе с апостолом Павлом Церковь призывает: «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» (Гал.6. 2)».

86

Об отношении Церкви к эвтаназии см.: Основы социальной концепции Русской Православной Церкви XII, 8.

87

Филарет Московский. Катехизис. См. также: Основы социальной концепции Русской Православной Церкви VIII, 2 («Признавая войну злом, Церковь все же не воспрещает своим чадам участвовать в боевых действиях, если речь идет о защите ближних и восстановлении попранной справедливости»).

88

Например, пострадавшие в гонениях начала IV в. великомученики Георгий Победоносец и Димитрий Солунский, живший в конце IV в. мученик Иоанн Воин, погибшие в Куликовской битве 1380 г. схимонахи Александр Пересвет и Андрей Ослябя и многие другие.

89

Евр. «пустой человек».

90

Филарет Московский. Слово в Неделю 19-ю по Пятидесятнице (произнесено между 1806 и 1808 годами).

91

Греческое слово «амарти́я», переводимое при помощи славянского слова «грех», буквально означает «промах» (изначально оно применялось к лучнику, который пускал стрелу мимо цели).

92

Иоанн Лествичник. О борьбе с восемью главными страстями.

93

Об отношении Церкви к алкоголизму и наркомании см.: Основы социальной концепции Русской Православной Церкви XI, 6.

94

Киприан Карфагенский. Книга о смертности.

95

Греческое слово «метаноия», переводом которого является славянское и русское слово «покаяние», буквально означает перемену ума, изменение образа мыслей.

96

Дополнительно о покаянии см. на стр. 252.

97

В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» (X, 3) в числе причин для развода, помимо прелюбодеяния и вступления одной из сторон в новый брак, упоминаются: отпадение супруга или супруги от Православия: противоестественные пороки; неспособность к брачному сожитию, наступившая до брака или явившаяся следствием намеренного самокалечения; заболевание проказой или сифилисом; длительное безвестное отсутствие; осуждение к наказанию, соединенному с лишением всех прав; неизлечимая тяжкая душевная болезнь; злонамеренное оставление одного супруга другим; заболевание СПИДом; медицински засвидетельствованные хронический алкоголизм или наркомания; совершение женой аборта при несогласии мужа.

98

В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» (X, 3) подчеркивается, что «развод как крайняя мера может иметь место только в случае совершения супругами деяний, которые определены Церковью как поводы для развода». Тем не менее, «если распад брака является свершившимся фактом – особенно при раздельном проживании супругов,– а восстановление семьи не признается возможным, по пастырскому снисхождению также допускается церковный развод. Церковь отнюдь не поощряет второбрачия, тем не менее после законного церковного развода, согласно каноническому праву, второй брак разрешается невиновному супругу. Лицам, первый брак которых распался и был расторгнут по их вине, вступление во второй брак дозволяется лишь при условии покаяния и выполнения епитимии, наложенной в соответствии с каноническими правилами. В тех исключительных случаях, когда допускается третий брак, срок епитимии, согласно правилам святого Василия Великого, увеличивается». Под епитимией понимается определенная форма наказания, устанавливаемая в каждом конкретном случае церковной властью.

99

Об отношении Церкви к аборту см.: Основы социальной концепции Русской Православной Церкви XII, 2.

100

В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» (XII, 3) говорится: «Некоторые из противозачаточных средств фактически обладают абортивным действием, искусственно прерывая на самых ранних стадиях жизнь эмбриона, а посему к их употреблению применимы суждения, относящиеся к аборту. Другие же средства, которые не связаны с пресечением уже зачавшейся жизни, к аборту ни в какой степени приравнивать нельзя. Определяя отношение к неабортивным средствам контрацепции, христианским супругам следует помнить, что продолжение человеческого рода является одной из основных целей богоустановленного брачного союза. Намеренный отказ от рождения детей из эгоистических побуждений обесценивает брак и является несомненным грехом».

101

Младенцы, которые регулярно причащаются, как правило, очень позитивно реагируют на атмосферу церкви и на само Таинство. Напротив, для младенца, которого приносят причащаться лишь изредка, Причастие может быть сопряжено со стрессом. Очень важно, чтобы атмосфера храма и богослужения не отпугивала ребенка, но, наоборот, была для него родной и привычной.

102

Бездетность в Ветхом Завете воспринималась как «поношение между людьми» (Лк.1:25): на бездетных супругов смотрели как на грешников, которым Бог не дал потомства в наказание за грехи. В христианстве бездетность не воспринимается как наказание от Бога, и физическая неспособность одного или обоих супругов к рождению детей никоим образом не является основанием для развода. Бездетных супругов Церковь призывает усыновлять и удочерять детей.

103

Маммона – еврейское слово, означающее «богатство».


Источник: Митрополит Иларион (Алфеев) Катехизис. Краткий путеводитель по православной вере. Изд. 4-е. — М.: Издательский дом «Познание», 2018. — 280 с: ил.

Комментарии для сайта Cackle