Источник

Раздел 4, Поучение 31Раздел 5, Поучение 2

ГРЕХИ ПРОТИВ ХРИСТИАНСКОЙ НАДЕЖДЫ

1. Самонадеянность

Уклонения от христианской надежды выражаются в формах самонадеянности, малодушия, лжеупования, нетерпения и отчаяния

В пример самонадеянного человека можно указать на того евангельского богача, который, полагаясь на свое богатство, считал свое положение прочным, обнадеженным, вместо того, чтобы надеяться на Бога. А иные люди, вместо Бога, надеются «на князи и на сыны человеческия», по выражению Псалмопевца, т. е. на великих и сильных земли; между тем «в них... несть спасения» (Пс.145:3). А еще иные надеются на свои способности, на свою изобретательность, опытность, заслоняя ими помощь Божию. Таковая надежда осуждается следующими словами ап. Иакова: «Слышите ныне, глаголющии: днесь или утре пойдем во он град, и сотворим ту лето едино, и куплю деем и приобретение... Вместо еже бы глаголати вам: аще Господь восхощет, и живи будем, и сотворит сие или оно» (Иак.4:13, 15). Таким образом, самонадеянность всегда есть противопоставление надежды на сей земной мир, на его тленные и преходящие блага и силы, надежде на Бога, Который один Неизменяем и Непреходящ. Имея это в виду, ап. Павел заповедует Тимофею: «Богатым в нынешнем веце запрещай не высокомудрствовати, ниже уповати на богатство погибающее, но на Бога жива, дающаго нам вся обильно в наслаждение» (1Тим.6:17). «Буди уповая всем сердцем на Бога, – говорит Премудрый, – о твоей же премудрости не возносися» (Притч.3:5). Слово Божие так осуждает цель самонадеянности: «да не хвалится премудрый премудростью своею, да не хвалится сильный силою своею, да не хвалится богатый богатством своим» (Иер.9:23–24; Иез.4:13–16; Притч.3:5)14.

* * *

14

Забудь свои добрые дела (Из творений св. Иоанна Златоустого). «Если хочешь доказать великую добродетель, не высокомудрствуй, и тогда покажешь еще большую: не думай, что ты совершил уже что-нибудь, и ты все сделал. Господь гораздо лучше тебя знает твои заслуги. Если ты дашь чашу холодной воды, Он и сего не презрит. Если подашь одну полушку, если только вздохнешь, Он примет все сие с великой благосклонностью, и вспомнит, и определит за сие великие награды. Для чего же ты рассматриваешь свои добродетели и всегда показываешь нам оные? Или ты не знаешь, что, если хвалишь самого себя, не будешь похвален Богом? Равным образом, если ты унижаешь самого себя, Он непрестанно будет прославлять тебя перед всеми, ибо Он не хочет уменьшить награду за труды твои. Что я говорю уменьшить? Он все делает и устрояет, чтобы и за малое увенчать тебя, ищет всяких предлогов, за что бы избавить тебя от геенны. Посему-то, если ты потрудишься одиннадцатый час дня, Господь даст тебе полную награду. Если только вздохнешь, только прослезишься, Он Сам тотчас воспользуется всем сим, как случаем к твоему спасению. Итак, забудь о своих добрых делах. Но ты скажешь: как можно не знать того, что нам совершенно известно? – Что ты говоришь? Ты непрестанно оскорбляешь Господа, живешь в небрежении и не знаешь того, что ты грешил, а не можешь позабыть о своих добрых делах? Каждый день оскорбляя Бога, мы не обращаем на то и внимания. А если подадим бедному хоть малую монету, то занимаемся сим непрестанно. Это крайнее безумие! Забвение добрых своих дел есть самое безопасное их хранилище. И как одежда и золото, если мы раскладываем оные на торгу, привлекают многих злоумышленников, ежели убираем и скрываем оные дома, то соблюдаются в безопасности; так если и добрые свои дела мы постоянно содержим в своей памяти, то тем оскорбляем Господа, вооружаем врага и возбуждаем его к похищению. Если же никто не будет знать их, кроме Того, Кому знать оные надлежит, то они пребудут в безопасности. Итак, не хвались ими, чтобы кто-нибудь не лишил тебя оных, чтобы с тобою не случилось то же, что с фарисеем, который носил их на языке своем, откуда и похитил их дьявол. Хотя он и с благодарением припоминал себе оные, и все возносил к Богу, но и это не спасло его. Ибо благодарящему Бога неприлично поносить других и превозноситься перед грешниками. Если ты благодаришь Бога, то тем только и довольствуйся: не говори о том людям и не осуждай ближнего. Ибо это уже не есть дело благодарности. Если же ты хочешь знать, как выражать благодарность, то послушай, что говорят три отрока: «согрешихом и беззаконновахом» (Дан.3:29); «праведен еси, Господи, о всех, яже сотворил еси нам» (Дан.3:27), «яко истинным судом... вся... навел еси» (Дан.3:28). Ибо исповедовать свои согрешения – значит благодарить Бога. Итак, будем остерегаться говорить о себе что-нибудь доброе, потому что это делает нас и перед людьми ненавистными, и перед Богом мерзкими. Посему, чем больше будем делать добра, тем менее будем говорить о себе. Таким только образом можем приобрести величайшую славу у Бога и у людей; вернее же сказать – у Бога не только славу, но и награду и великое воздаяние. Если ты желаешь, чтобы твои добрые дела были великими, то не почитай их великими, и тогда они будут велики. Так и сотник говорит: «несмь достоин, да под кров мой внидеши» (Мф.8:8); и через сие сделался достойным и заслужил удивление паче всех иудеев. Так и Павел говорил: «несмь достоин нарещися Апостол» (1Кор.15:9); и через сие сделался первым из всех. Так и Иоанн Предтеча говорил: «несмь достоин отрешити ремень сапогу Его» (Лк.3:16); и за сие был другом Жениха, и ту руку, которую считал недостойной прикоснуться к сапогам, Христос возложил на Свою главу. Ибо ничто столько не приятно Богу, как если кто считает себя в числе величайших грешников. Смиренный и сокрушенный никогда не будет тщеславиться, гневаться, завидовать своему ближнему, словом не будет питать в себе ни одной страсти. Господь говорит: «научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем: и обрящете покой душам вашим» (Мф.11:29). Итак, чтобы нам наслаждаться покоем и здесь и там, со всем тщанием будем водворять в душах наших матерь всех благ, т. е. смиренномудрие. Ибо таким образом возможем без волнений переплыть море сей жизни и достигнуть оной тихой пристани, благодатью и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков. Аминь» (Извлеч. в сокращ. из 3 бес. на Ев. Матф.).


Источник: Уроки и примеры христианской надежды : опыт катехиз. хрестоматии / сост. протоиерей Г. Дьяченко. - Репр. изд. - Москва : Паломник, 1998. - XXVIII, 626 с.

Комментарии для сайта Cackle