ГРЕХИ ПРОТИВ ХРИСТИАНСКОЙ НАДЕЖДЫ
2. Малодушие
Малодушие есть робость человеческой души, не находящей в себе способности решительно и твердо положиться на будущее. Оно возникает из недостатка крепкой веры в Промысл Божий в трудных обстоятельствах. В таком состоянии находились некогда, например, ученики Господа Иисуса Христа во время плавания по бурному морю. В великом страхе они разбудили спавшего Учителя своего и воззвали к Нему: «Спаси ны, погибаем»; Господь отвечал: «Что страшливы есте, маловери?» (Мф.8:25, 26). К малодушным и робким относятся слова ап. Петра: «всю печаль вашу возвергше на Господа, яко Той печется о вас» (1Пет.5:7). Малодушные должны поучаться у Псалмопевца, который среди несчастий взывал к самому себе: «Вскую прискорбна еси, душе моя? И Вскую смущаеши мя? Уповай на Бога, яко исповемся Ему, спасение лица моего и Бог мой» (Пс.41:6; ср. 2Кор.4 и д. 2Кор.6:4)15.
* * *
Как пагубно маловерие, показывает нам приводимый в Евангелии пример апостола Петра, утопавшего в море и спасенного Христом. С дерзновенной верой пошел Петр по волнам морским навстречу Спасителю, и эта вера держала его на поверхности воды, но лишь только закрались в душе его сомнение и страх, он начал «утопать и закричал: Господи! спаси меня. Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: Маловерный! зачем ты усомнился?» (Мф.14:30–31). С положением утопавшего Петра Св. Церковь в одной из своих песней сравнивает положение человека, потопляемого бездной греховной. Не опасна была Петру буря морская, если бы не возникла в душе его буря сомнительных помышлений (Акаф. Спасит., 4-й конд.) Крепкая вера держала его на воде, а немощь человеческая влекла в глубину, и только молитва спасла апостола от потопления. То же самое бывает со всяким человеком малодушным и маловерным, полагающимся более всего на свои естественные силы и средства, а не на Бога. Нет у такого человека опоры в дни невзгод. Все земные надежды, обыкновенно, рушатся при бурном прираждении бедствий. Только одна надежда на Бога, сильного спасти нас от временных бед и привести к будущей вечной славе, – только эта надежда может служить для человека твердым и неподвижным камнем среди треволнений житейских и быть путеводной звездой во время бедственного плавания его по морю житейскому. Луч такой надежды всегда, как бы ни была мрачна облегающая нас туча бед, может развеять мглу скорбей человеческих и указать нам впереди славную цель временного странствования нашего. Нужно только нам с крепкой верой и несомненной надеждой держаться за всеправящую десницу Небесного Кормчего – Господа нашего Иисуса Христа и не оставлять находящегося под Его невидимым управлением спасительного корабля – Церкви Православной, вне которой никому нет спасения на бурном житейском море. К сожалению, в нынешнее время некоторые из христиан мало доверяют спасительному руководству веры и Церкви Православной, думая устроить свое счастье и избавиться от бед и всегубительства без молитвы и благодатной помощи и спасения через Господа. Горько ошибаются и бедственно наказуются такие самонадеянные за свое маловерие и отступление от Бога. Более и более учащающиеся случаи самоубийств красноречивее всего свидетельствуют, как гибельно терять надежду на Бога в напастях и как безрассудно считать свое положение безвыходным, когда над нами непрестанно бодрствует всевидящее око Промыслителя Бога, не хотящего, да кто из вас погибнет, но да вси в покаяние и разум истинный приидут, обратятся к Нему и будут спасены из самых неисходных глубин зла и отчаяния (Из «Воскр. бесед», изд. Общ. люб. дух. просв., 1892 г., №30).