Источник

Часть II. Заповеди Божии

485. Достаточно ли для достижения вечного спасения знать Божественное откровение?

Для достижения вечного спасения недостаточно только знать Божественное откровение, необходимо в него верить и в согласии с ним поступать и жить.

486. Откуда мы знаем, как должны мы поступать и жить согласно Божественному откровению?

Как мы должны поступать и жить в согласии с Божественным откровением, мы узнаем из заповедей Божиих.

487. Какие мы имеем заповеди Божии?

Мы имеем следующие заповеди Божии:

1. Десять заповедей, данных в Ветхом Завете через пророка Моисея на Синайской горе;

2. две наибольшие и главные заповеди о любви к Богу и к ближнему;

3. девять заповедей Блаженства Господа нашего Иисуса Христа.

А) Десять заповедей Божиих

488. Обязаны ли мы, христиане, соблюдать десять заповедей, данных израильтянам в Ветхом Завете через пророка Моисея?

И мы, христиане, обязаны соблюдать десять заповедей, данных израильтянам в Ветхом Завете через пророка Моисея потому, что Сын Божий, Иисус Христос, повелел безусловно соблюдать их (Мф.19:16–19).

489. Были бы мы обязаны соблюдать десять ветхозаветных заповедей Божиих, если бы Иисус Христос не заповедал безусловно соблюдать их?

И в том случае, если бы Иисус Христос не заповедал нам безусловно соблюдать десять ветхозаветных заповедей Божиих, мы были бы обязаны их исполнять потому, что эти заповеди не были установлены Моисеем, а самим Господом Богом, который сверх того вложил их в совесть каждого человека.

490. Если Бог вложил эти заповеди в совесть каждого человека, то почему они были еще особо провозглашены Моисеем и подтверждены Иисусом Христом?

Хотя Бог и вложил их в совесть каждого человека, все же эти заповеди были по приказанию Божьему провозглашены Моисеем и подтверждены Иисусом Христом потому, что многие люди подавляют в себе голос своей совести и поэтому было нужно объявить обязательность этих заповедей для всех людей, и для тех, которые подавили в себе голос совести.

491. Как сокращенно читаются десять заповедей Божиих?

Десять заповедей Божиих сокращенно читаются так:


Согласно тексту Библии (Исх.20:1–17): Согласно традиции некоторых христинских церквей:
1. «Аз есмь Господь Бог твой: да не будут тебе бози инии, разве мене. 1. «Аз есмь Господь Бог твой, да не будуть тебе бози инии кроме мене.
2. Не сотвори себе кумира и всякого подобия, елика на небеси горе, и елика на земли низу, и елика в водах под землею: да не поклонишеся им, ни послужиши им. 2. Не призывай имя Господа Бога твоего надаремно.
3. Не возмеши имени Господа Бога твоего всуе. 3. Памятай абысь день недельный святил.
4. Помни день субботный, еже святити его: шесть дней делай, и сотвориши (в них) вся дела твоя, в день же седьмый суббота Господу Богу твоему. 4. Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет и долголетен будешь на земли.
5. Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будеть и да долголетен будеши на земли. 5. Не убий.
6. Не убий. 6. Не чужоложь.
7. Не прелюбы сотвори. 7. Не укради.
8. Не укради. 8. Не будь сведком фальшивым против ближняго твоего.
9. Не послушествуй на друга твоего свидетельства ложна. 9. Не пожадай жену ближняго твоего.
10. Не пожелай жены искренняго твоего, не пожелай дому ближняго твоего, ни села его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ни всего, елика суть ближняго твоего». 10. Не пожадай ни жадной вещи ближняго твоего».

С виду здесь как будто имеется разница, но эта разница только кажущаяся, так как содержание всех десяти заповедей бывает полностью разъяснено, как при первом разделении, так и при втором. Мы в дальнейшем будем толковать заповеди Божии в том порядке, как мы их находим в Библии.

492. Какие из десяти заповедей Божиих говорят о любви к Богу и какие о любви к ближнему?

О любви к Богу говорят первые четыре из десяти заповедей Божиих, а о любви к ближнему говорят остальные шесть.

Пояснение:

То, что для спасения безусловно необходимо придерживаться десяти ветхозаветных заповедей, вытекает из ответа Господа нашего Иисуса Христа человеку, который Его спросил, что ему нужно делать, чтобы приобрести жизнь вечную? Ответ гласил: «Хочешь ли войти в жизнь вечную, соблюди заповеди». Иисус Христос под этим подразумевал десять заповедей, так как Он прямо привел некоторые из них (Мф.19:16–19).

Первая заповедь Божия

493. Как читается первая заповедь Божия?

Первая заповедь Божия читается так: «Аз есмь Господь Бог твой, да не будут тебе бози инии, разве Мене».

494. К чему нас обязывает первая заповедь Божия?

Первая заповедь Божия нас обязывает к тому, чтобы мы

1. веровали в единого Бога,

2. надеялись на Него,

3. Его любили и

4. Ему поклонялись и Ему служили.

а) О вере

495. Почему мы веруем в Бога?

В Бога мы веруем потому,

1. что Бог в своих откровениях этого требует и,

2. что голос нашей совести, разум и сердце на это указывают.

496. Что нам говорят о вере в Бога голос нашей совести, разум и сердце?

Голос нашей совести, разум и сердце нам говорят, что необходимо верить в Бога потому, что:

1. без Бога мы не в состоянии объяснить возникновение и существование мира;

2. без веры в Бога мы не имели бы опоры в жизни, особенно в страданиях.

497. Как высказывается Священное Писание о тех, кто не верит в Бога?

О тех, кто не верит в Бога Священное Писание высказывается с сожалением.

498. Кто грешит против веры?

Против веры грешит тот:

1. кто сомневается и заблуждается в вопросах веры,

2. кто отрицает веру и стыдится исповедовать ее,

3. кто говорит и слушает слова, направленные против веры,

4. кто равнодушен к вере,

5. кто не верит или отпадает от Церкви.

499. Кто подвергается опасности неверия?

Опасности неверия подвергается тот,

1. кто читает безнравственные книги,

2. кто не молится и не участвует в богослужениях,

3. кто предается греховной жизни.

Пояснения:

I. Мы стараемся «ходить перед Богом», т. е. мы помним, что Бог всегда и везде присутствует, и что Он всеведущий и всевидящий,

II. Мы боимся Бога и Его гнев считаем для себя самым большим несчастием, и потому мы живем так, чтобы не навлечь на себя Его гнева.

III. Мы взываем к Богу, как к предоброму и всемогущему помощнику в каждом хорошем начинании.

б) О надежде

500. Что значит надеяться на Бога?

Надеяться на Бога – это значит с уверенностью ждать, что Господь нам даст то, что нам нужно и о чем мы Его просим для своего спасения.

501. Почему мы должны надеяться на Бога?

Мы должны надеяться на Бога потому, что Он

1. всемогущий,

2. превыше всего милосердный и правдивый,

3. превыше всего справедливый и верный.

502. Кто согрешает против надежды на Бога?

Против надежды на Бога согрешает тот,

1. кто не имеет доверия к Богу,

2. кто отчаивается,

3. кто легкомысленно полагается на Бога,

4. кто суеверен.

Пояснения:

I. На Тебя надеялись отцы наши, надеялись, и Ты избавил их. К Тебе взывали они и были спасаемы; на Тебя надеялись и не посрамились (Пс.21:5,6).

II. Боже мой! На Тебя моя надежда, да не постыжусь, да не восторжествуют надо мною враги мои (Пс.24:2).

III. Наиболее распространенными суевериями являются: обращение к ясновидящим и гадание на картах, вера в талисманы и иные бессмыслицы.

в) О любви

503. Кто согрешает против любви к Богу?

Против любви к Богу грешит тот,

1. кто не хочет соблюдать заповедей Божиих,

2. кто забывает Бога,

3. кто не стремится к Богу,

4. кто не удовлетворен тем, что ему Бог дает.

г) О богопочитании

504. Как мы почитаем Бога?

Бога мы почитаем:

1. молитвой,

2. участием в богопочитаниях,

3. принятием святых Таин.

505. Кто согрешает против Богопочитания?

Против богопочитания грешит тот,

1. кто пренебрегает молитвой и богослужением,

2. кто равнодушен к святым Таинам,

3. кто богохульствует.

506. Что значит богохульствовать?

Это значит:

1. оскорбительно и дерзко говорить о Боге или о священных обрядах и предметах,

2. непочтительно обращаться со священными предметами,

3. непочтительно вести себя в священных местах.

Пояснения:

I. Священными обрядами являются например: обряды при священнослужении, при совершении святых Таинств, при погребении, при освящении разных предметов. Священным обрядом является также крестное знамение.

II. Священными предметами являются например: освященная вода, освященные иконы, освященные церковные вещи, предметы богослужения и облачения.

III. Священными местами являются освященные храмы и кладбища.

д) О почитании ангелов и святых

507. Не является ли почитание Ангелов и Святых проступком против первой заповеди Божией?

Почитание Ангелов и Святых не является нарушением первой заповеди Божией потому, что мы не поклоняемся Ангелам и Святым и не служим им, а только их почитаем.

508. Как мы почитаем Ангелов и Святых?

Ангелов и Святых мы почитаем четырьмя способами:

1. преклоняемся перед их святой жизнью;

2. подражаем их прекрасному примеру;

3. взываем к ним, как верным служителям и существам, любимым Богом, чтобы они за нас молились перед Богом, и благодарим их за ходатайство перед Ним;

4. почитаем предметы, оставшиеся после них, их мощи и иконы.

509. Кого из Святых наиболее почитаем?

Из Святых наиболее почитаем Пресвятую Богородицу, Покровительницу Православной веры.

510. Какого Святого должен каждый особенно почитать?

Каждый должен особенно почитать, того Святого, имя которого он носит.

Пояснения:

Для почитания Святых можно привести много серьезных доводов. Прежде всего Священное Писание содержит много доказательств того, что Господь выслушивает молитвы людей, живущих на земле, особенно тех, которые стараются жить святой жизнью. Молился праотец Авраам и Господь исцелил Авимелеха (Быт.20:17). Молился Самуил за израильтян и была молитва его услышана (1Цар.7:8,9). Была выслушана молитва пророка Илии, чтобы были посрамлены идолопоклонники (3Цар.18:36–39). Тем действительнее являются, конечно, молитвы Святых, которые уже находятся в вечности, потому что они уже не обременены телесными слабостями и поэтому находятся ближе к Богу, источнику любви и милосердия. На вопрос, могут ли Божьи святители знать, что происходит здесь на земле, и могут ли они знать, что мы их призываем и о чем просим, верующий христианин может только ответить положительно. Уже здесь на земле Господь дает святителям способность познавать вещи, которые переходят границы восприятия наших органов чувств. Так, например, пророк Елисей знал, что его слуга Гиезий, который был от него настолько удален, что его нельзя было видеть, делает нечто неполагающееся (4Цар.5:20–27). Апостол Петр знал, что Анания ему солгал, сказав, что продал все свое поле (Деян.5:3). Тем более Бог дает этот дар знания Святым, находящимся на том свете: ведь апостол Павел сказал, что в этом земном свете мы познаем лишь частично и посредством подобия, но на том свете будем познавать совершеннее (1Кор.13:9–12). Христос сказал, что Святые являются тем же, что и Ангелы (Лк.20:35–36). Хотя это сказал Христос в связи с вопросом воскресения, но нет основания отрицать действительность Его слов относительно душ святителей, освобожденных от тела. Если души Святых подобны Ангелам, и если, согласно иным словам Иисуса Христа, Ангелы принадлежат к лику Божьему (Мф.18:10), радующемуся каждому раскаявшемуся грешнику (Лк.15:10), то надо верить, что и Святые обладают этими свойствами. Из притчи Господа Иисуса Христа о богатом и Лазаре мы знаем, что Авраам, хотя и умер задолго до рождения Моисея, но все же на небе знал о нем и о законе, который Моисей провозгласил на горе Синайской (Лк.16:19–31). Святые находятся в духовной близости к Богу, общаются с Богом и знают о наших нуждах. Они являются вместе с нами членами Церкви и Тела Христова, они любят нас, и эта любовь их приводит к тому, что они молятся за нас Богу. Святой апостол Иоанн в Откровении пишет, что Ангелы приносят молитвы всех святых к трону Божьему (Откр.8:3–4). С самого своего начала Церковь была твердо убеждена, что Святые просят Бога за нас. В записи о мученической смерти Игнатия Богоносца (†116) сообщается, что этот Святой после своей смерти явился молящимся за христиан. В записи о смерти сицилийских мучеников (†200) находятся слова, что мученики за нас заступаются перед Господом Иисусом Христом. Церковный писатель Ориген (185–254) в книге о молитве (гл. 11) говорит, что Святые присоединяют к нашей молитве свои и молятся совместно с нами. В литургии св. Кирилла Иерусалимского говорится: «Вспоминаем тех, которые почили раньше нас, прежде всего патриархов, пророков, апостолов и мучеников, чтобы, по их ходатайству, Господь благоволил принять молитвы наши». Также и в нашей святой Литургии священник при приготовлении хлеба и вина к святой жертве, когда в память святых кладутся на жертвенную мису (дискос) частицы хлеба, просит Бога, чтобы по ходатайству Святых воззрил на нас (Сбор, стр. 168) и эту же просьбу повторяет после освящения и пресуществления Святых Даров (Вел. Сборник 2, I). Мы просим Святых и благодарим их одинаково, как просим и благодарим тех людей, которые еще живут на земле. Смерть и могила совсем не являются препятствием для верующей любви. Вера преодолевает все, любовь сильна как смерть, и надежда остается и за гробом. Почитанием Ангелов и Святых мы нисколько не умаляем прославления Бога Самого ибо вся честь, воздаваемая нами Ангелам и Святым, относится к Богу, которому они служат.

Вторая заповедь Божия

511. Как читается вторая заповедь Божия?

Вторая заповедь Божия читается так: «Не сотвори себе кумира и всякого подобия, елика на небеси горе, и елика на земли низу, и елика в водах под землею: да не поклонишися им, ни послужиши им».

512. Что запрещается второй заповедью Божией?

Второй заповедью Божией запрещается идолопоклонство.

513. В чем заключается идолопоклонство?

Идолопоклонство заключается в том, что люди, вместо поклонения Богу, поклоняются природе или даже вещам, изготовленным человеческой рукой.

514. Почему мы должны почитать святые иконы и святой крест?

Святые иконы и святой крест мы должны почитать потому, что они нам припоминают Бога и его святых.

515. Чем является икона?

Икона является священным изображением.

516. Является ли почитание икон и святого креста идолопоклонством?

Почитание икон и святого креста не является идолопоклонством, потому что уважение, проявляемое к иконам и святому кресту, относится к тому, кого нам икона или крест припоминают, так что благочестиво глядя на крест, мы возносим свои мысли к Богу и святым.

Пояснение:

Апостол Павел называет скупость и сластолюбие также идолопоклонством, потому что скряга отдает предпочтение деньгам перед Богом, а сластолюбивый человек отдает предпочтение своему греху: один поклоняется деньгам, другой – своему греху.

Третья заповедь Божия

517. Как читается третья заповедь Божия?

Третья заповедь Господня читается так: «Не возмеши имени Господа Бога твоего всуе».

518. Кто приемлет имя Божие всуе (напрасно)?

Имя Божие всуе приемлет тот,

1. кто произносит его без достаточного повода, без уважения или в гневе, например, при проклятии,

2. кто греховно присягает,

3. кто принесенную по закону присягу не исполняет,

4. кто обет, принесенный Богу, сознательно нарушает,

5. кто ближнего именем Божиим проклинает.

519. Что значит присягать?

Присягать – это значит призывать Бога в свидетели, что мы говорим правду или, что исполним то, что обещаем.

520. Когда разрешается присягать?

Присягать разрешено только по весьма уважительным причинам.

521. Кто греховно присягает?

Греховно присягает тот,

1. кто присягает без уважительной причины;

2. кто присягой свидетельствует о чем-либо неправдивом, или в чем сам не твердо убежден;

3. кто присягает, что совершит нечто злое.

522. Как называется присяга, которой свидетельствуют нечто неправдивое?

Присяга, которой свидетельствуется нечто неправдивое, называется лжеприсягой.

Пояснения:

I. Господь Иисус Христос нас увещевает, чтобы мы всегда говорили правду, чтобы присяга была излишней (Мф.5:36,37).

II. Апостол Павел говорит, что присяга служит к окончанию распри (Евр.6. 16–17).

III. Господа Бога Твоего бойся, и Ему служи, и именем Его присягай (Втор.6:13).

IV. Гневу Божьему и наказанию подвергается тот, что присягает ложно (Зах.5:3–4).

Четвертая заповедь Божия

523. Как читается четвертая заповедь Божия?

Четвертая заповедь Божия читается так: «Помни день субботный, еже святити его; шесть дней делай и сотвориши в них все дела твои; в день же седьмый суббота Господу Богу твоему».

524. Что нам предписывает четвертая заповедь Божия?

Четвертая заповедь Божия нам предписывает:

1. работать в будние дни,

2. дни отдыха, т. е. воскресные дни и праздники посвящать на служение Господу Богу.

525. Должен ли работать каждый человек?

Каждый человек обязан работать, исключая малых детей и больных, или людей, ослабленных преклонным возрастом.

526. Что написал апостол Павел об обязанности работать?

Об обязанности работать апостол Павел написал: «Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (2Фес.3:10).

527. Как мы должны исполнять свои служебные обязанности?

Свои служебные обязанности мы должны исполнять:

1. добросовестно и честно, и в том случае, если наше начальство нас не видит;

2. мы должны их считать службой, которую от нас требует Бог.

528. Как мы должны праздновать воскресенье?

Воскресенье мы должны праздновать так:

1. Мы не должны без неотложной надобности совершать тяжелые работы и никого к таким работам принуждать.

2. Мы должны благоговейно принять участие в богослужениях и не пренебрегать ими из-за лени или из-за развлечений.

3. Мы должны в большей мере совершать добрые дела, например, посещать больных, давать помощь бедным и усиленно жертвовать на Церковь и ее цели.

529. Почему мы празднуем воскресенье?

Воскресенье мы празднуем в память и прославление воскресения Господа нашего Иисуса Христа.

530. Какой день праздновался в Ветхом Завете?

В Ветхом Завете праздновалась суббота.

531. С какого времени стали христиане праздновать воскресенье?

Христиане стали праздновать воскресенье сейчас же после Воскресения Христова.

532. Упоминается ли в Священном Писании о праздновании воскресенья первыми христианами?

Священное Писание упоминает о праздновании первыми христианами воскресенья, а именно:

1. В Деяниях Апостолов, где имеется указание о том, что первые христиане сходились к «преломлению хлеба», т. е. к святому Причащению, в первый день после субботы, т. е. в воскресенье (Деян.20:7).

2. В первом послании к Коринфянам, в котором святой апостол Павел напоминает, чтобы верующие каждое воскресенье при богослужениях, при сборе для церковных целей, вносили свою лепту (1Кор.16:1,2).

3. В послании к Колоссянам, в котором тот же святой апостол пишет, что никто не должен осуждать их за то, что ни не празднуют новомесячия или субботы (Кол.2:16,17).

533. Какие дни кроме воскресенья, мы еще должны праздновать?

Кроме воскресенья мы должны еще праздновать праздничные дни, т. е. дни, которые нам припоминают определенные события из жизни Господа Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы и Божьих святителей или же события из жизни нашего народа и нашего государства.

Пояснения:

I. Работа бывает физическая и умственная. Обе одинаково нужны и заслуживают уважения. Из физических работ в воскресенье и праздники разрешены лишь те работы, которые необходимо нужны для жизни, в том числе и для питания, или для предотвращения больших потерь. Это, например, приведение в порядок жилища, приготовление пищи, обслуживание домашних животных; отвоз сжатого хлеба с поля в сараи при угрожающих ливнях; спасательные работы при пожарах или наводнениях; работы на электрических станциях и у водопроводов; помощь больным и иные тому подобные работы. В воскресенье и в праздничные дни умственный труд разрешен лишь после выполнения богослужебных обязанностей.

II. Неправильно, когда люди, верующие в Иисуса Христа, празднуют субботу, а не воскресенье. Празднование воскресенья у первых христиан засвидетельствовано как Священным Писанием, так и Священным преданием. Святой мученик Юстин философ (II-го столетия) написал три апологии (защиты) христианской веры против нападков язычников, и в первой из них он говорит, что христиане собираются в тот день, который называется днем воскресенья. Во время одного из последних преследований христиан (305 год) в царствование римского императора Диоклетиана, производились расследования, кто из тех, на кого был сделан донос, празднует воскресенье, потому что на основании этого узнавали, кто является христианином. Христиане при допросах отвечали «День воскресенья является радостью для христиан. Праздную этот день, потому что я христианин. Пусть об этом знают!» Или: «И я был на богослужении в день воскресенья и был там по своей доброй воле». И I вселенский церковный собор (325-года) в 20-м правиле считает само собой разумеющимся то, что христиане празднуют воскресение.

Пятая заповедь Божия

534. Как читается пятая заповедь Божия?

Пятая заповедь Божия читается так: «Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет, и да долголетен будеши на земли».

535. Что предписывает нам пятая заповедь Божия?

Пятая заповедь Божия нам предписывает:

1. Почитать и любить своих родителей.

2. Исполнять их приказания, если они не противоречат закону Божьему.

3. Помогать им в их труде и в их нуждах,

4. Заботиться о них во время болезни и в старости.

5. Молиться за них при их земной жизни и после их смерти.

536. Как награждает Господь детей, которые почитают своих родителей?

Детей, которые почитают своих родителей, Господь награждает благословением, семейным благополучием и долгой жизнью.

537. Какие обязанности имеют родители к своим детям?

Родители имеют к своим детям следующие обязанности:

1. Должны заботиться о их здоровье, образовании и обеспечении.

2. Воспитывать их в христианском образе жизни и руководить ими, особенно приучать их к труду.

3. Служить им хорошим примером.

4. Охранять их от соблазнов, дурных примеров и привычек.

538. Кого мы должны еще почитать кроме родителей?

Кроме своих родителей мы должны еще почитать:

1. Представителей государственной и церковной власти, в особенности главу государства и своего епископа.

2. Своих священников и учителей.

3. Крестных родителей, опекунов и благотворителей.

4. Работодателей и своих начальников по службе.

5. Всех старых людей.

539. Почему мы называем священников духовными отцами?

Мы называем священников духовными отцами потому, что они нас ведут к духовной жизни и заботятся о нашем спасении, как наши собственные родители.

Пояснения:

I. Родителей своих не любит тот, кто им возражает, приносит им скорбь и страдание, желает им зла, говорит о них свысока, стыдится их или плохо с ними обращается.

II. Проступки против родителей являются большим грехом, и в Ветхом Завете некоторые из них карались смертью (Исх.21:16).

III. Служащие должны быть преданы своим предприятиям, в которых они работают; обязанностью же заведующих предприятиями и вообще всех работодателей является выплачивать своим служащим справедливую заработную плату и заботиться об их телесном и душевном благе.

IV. Святой Павел пишет: «Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет, чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас не полезно» (Евр.13:17).

V. Тот же апостол пишет своему ученику Тимофею (которого назначил епископом): «Старца не укоряй, но увещевай, как отца; младших, как братьев; стариц, как матерей; молодых, как сестер» (1Тим.5:1–2).

VI. «Перед лицом седого вставай и уважай лице (т. е. личность) старца» (Лев.19:32).

VII. Что людей, которые заботятся о нашем благополучии, следует почитать, как родителей, видно на примере Самого Христа: хотя святой Иосиф не был Его отцом, несмотря на это Господь Иисус Христос «был в повиновении у него» (Лк.2:51).

VIII. Святой Павел говорит, что каждый должен повиноваться высшей власти, потому что «нет власти не от Бога, существующие же власти от Бога установлены» (Рим.13:1–2).

IX. Тот же апостол говорит, сообразуясь с социальным строем своей эпохи, что слуги должны слушаться своих господ, из боязни и с трепетом в простоте своего сердца, как Христа, служа не на показ, как те, которые хотят понравиться людям, а как слуги Христовы, исполняющие волю Божию всем сердцем, служа с доброю мыслью как Господу Богу, а не людям, с сознанием того, что каждый получит от Бога вознаграждение за то, что доброго он совершил, будь он невольником или свободным человеком. А господа должны делать то же самое по отношению к людям, от них зависящим, отказываясь от угроз, сознавая, что их общий Господин находится на небесах и что у Него нет пристрастия (Еф.6:5–9).

X. Уважение к родителям, если оно последовательно, приводит нас к тому, что мы уважаем и любим родные привычки, свой народ и свою родину. Православная церковь признает две самые большие ценности в жизни: первая небесная – это религия, другая земная – это любовь к Родине. Религия нас соединяет с Богом и вечностью, любовь к единоплеменникам соединяет семьи того же племени в народ. Человек рождается в обществе определенного народа, и потому национальность является ценностью, данной нам Провидением Божиим. Этот Божий дар должен облагораживаться, внутренне совершенствоваться и внешне умножаться единоличным и общим усилием членов народа, потому что национальность нам доверена как талант, который должен быть умножен. Национальность имеет уже, как дар Божий, свою большую ценность и обязывает каждого человека хранить её. Так же как мы имеем нравственную обязанность почитать своих родителей, не стыдиться их и любить их независимо от их культурного уровня, точно так же каждый человек обязан причислять себя к своей национальности, любить свой народ и трудиться на его благо и в том случае, если он, в силу разных причин, стоит на более низкой ступени культуры. Сознательное отщепенство является большим нравственным проступком, потому что является отречением от отца и матери. Отщепенство является нарушением устоев, данных Провидением Божиим. Если оно является сознательным и преднамеренным, то действует на душу человека так же пагубно, как каждое иное преступление. Так же как преступники делаются дерзкими, так и отщепенец делается человеком дерзким и жестоким, чтобы заглушить свою совесть и приспособиться к неправде и лжи. Правдива старая поговорка: «Потуреченный хуже турка». Одинаково грешно злоупотреблять зависимостью и нуждой ближнего и принуждать его к отщепенству. Православная Церковь занимает положительное и в основе одинаковое отношение ко всем народам. Она организовывается по национальному признаку, при богослужениях она употребляет национальный язык и сживается с народной историей, традициями, нуждами, страданиями, заботами и радостями и с духом того народа, который причисляет себя к ней. Но при этом для нее идея считать один народ выше другого является совершенно неприемлемой, потому, что все национальные православные церкви равноправны и создают общее объединение, общую Церковь, в рамках которой отдельные народы являются в своих землях самостоятельными хозяевами в своей церковной жизни. Каждая православная церковная единица (церковная община, монастырь, благочиние, епархия) имеет свой национальный характер, который не может быть изменен, потому что это принадлежит к ее правовой основе. В истории Православной Церкви нет примера, чтобы, допустим, сербская или болгарская церковная община изменилась бы с течением времени в греческую или иную, даже и тогда, когда она была окружена инородной средой. С понятием народа узко связано понятие родины. Как каждая семья имеет свое жилище и очаг, так и каждый народ, поскольку он не является кочевым народом и живет в нормальных условиях, имеет свою родину. Это та земля, на которой он живет, на которой из поколения в поколение он совершает свое общее дело, на которой он создает свою историю, постоянно перенося бремя и зной каждого дня, которую он обрабатывает и украшает, на которой живет и умирает и в которую он кладёт свои кости. Как вера и национальность, так и Родина для православного христианина дорога. Это вытекает из церковной молитвы за тех, «кто за веру и родину живот свой полагает». Также и Христос любил народ среди которого Он родился, и землю, в которой Он жил. Он плакал над грядущим разрушением Иерусалима, так как любил свою Родину и ее столицу. Кто стыдится своего народа или своей Родины, тот заслуживает презрения всех людей.

XI. История показывает, что никто, даже самый примитивный народ, не может жить без государственного устройства. Целью такого государственного устройства является забота об удержании порядка, и благоденствия граждан. Православная Церковь признает государственную власть и молится за представителей государства, чтобы Господь им даровал свет разума и силу к правильному исполнению их обязанностей и чтобы в сердцах их вызвал расположение к православным обывателям, чтобы последние могли спокойно, благочестиво и честно жить по правилам своей веры.

Шестая заповедь Божия

540. Как читается шестая заповедь Божия?

Шестая заповедь Божия гласит: «Не убий!»

541. Что предписывается шестой заповедью Божией?

Шестой заповедью Божией предписывается не прогрешать против человеческой жизни, а наоборот заботиться о ней.

542. Почему Бог провозгласил шестую заповедь?

Бог провозгласил шестую заповедь потому, что Он сам является господином над жизнью и смертью.

543. Кто согрешает против своей жизни?

Против своей жизни согрешает тот,

1. кто сам себя лишает жизни,

2. кто без нужды подвергает свою жизнь опасности,

3. кто вредит своему здоровью невоздержанием и гневом.

544. Кто согрешает против жизни своего ближнего?

Против жизни своего ближнего согрешает тот,

1. кто ближнего убивает или способствует этому,

2. кто ближнему причиняет телесные повреждения,

3. кто ближнего притесняет или плохо с ним обращается и этим омрачает и сокращает ему жизнь.

545. Относится ли шестая заповедь Божия только к телесной жизни?

Шестая заповедь Божия относится не только к жизни телесной, но и к душевной.

546. Кто причиняет вред душе своего ближнего?

Душе своего ближнего причиняет вред тот,

1. кто препятствует духовной жизни другого и ее развитию,

2. кто с ближним ведет греховные разговоры,

3. кто перед другими совершает дурные поступки,

4. кто других прямо соблазняет и совращает ко греху.

547. Что должен сделать тот, кто причинил вред телу или душе своего ближнего?

Тот, кто причинил вред телу или душе своего ближнего, должен, по мере возможности, возместить ущерб и сделанное зло исправить.

548. Разрешается ли война с точки зрения христианской веры?

С точки зрения христианской веры война разрешается лишь тогда, когда она ведется для обороны Отечества и народа; завоевательная война грешна, в особенности, если она имеет целью покорить иной народ.

Пояснения:

I. Умерщвление человека, если оно было произведено намеренно, называется убийством. Кто сам себя лишает жизни, называется самоубийцей. Убийство и самоубийство являются страшным грехом. Кровь убитого вопиет к небу об отмщении Божием.

II. Если кто-нибудь убил человека не преднамеренно, а случайно или по неосторожности, он не допустил убийства, но несмотря на это он должен свою совесть очистить покаянием, потому что каждое, хотя бы и непреднамеренное убийство человека, является страшным делом и имеет обычно роковые последствия для убитого и его семьи.

III. Регулярный суд имеет право присудить виновного, согласно действующего закона, к смертной казни, и судья, который выносит такой приговор, не согрешает против шестой заповеди Божией. Но если бы он присудил к смерти человека, о котором знал, что последний не виновен, то тогда он будет перед Богом убийцей.

IV. Против шестой заповеди Божией согрешает также тот, кто укрывает убийцу и этим дает ему возможность, при удобном случае, бежать в иные края и продолжать убивать.

V. Самоубийство является большим грехом против заповеди Божией. Кроме того оно является проявлением трусости; вместо того, чтобы мужественно преодолевать жизненные затруднения, самоубийца, лишая себя жизни, отступает перед ними и часто оставляет свою жену, детей и родителей на произвол самой ужасной судьбе, чем обременяет свою душу еще новым грехом. Бегство перед жизненными затруднениями ему ни в чем не поможет, потому что от суда Божия, в вечности, невозможно убежать.

VI. Подвергает опасности свою жизнь тот, кто во время болезни не хочет лечиться, кто играет с огнестрельным оружием, кто без нужды подвергает свою жизнь опасности.

VII. Если хозяин дает добросовестному служащему слишком малое вознаграждение или мало еды, он также согрешает против шестой заповеди.

VIII. Согрешает против шестой заповеди Божией и тот, кто желает, чтобы с его ближним случилось какое-нибудь несчастие или кто ближнего ненавидит. – «Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца» (1Ин.3:15).

IX. О соблазняющих Христос сказал: «Кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его в глубине морской. Горе миру от соблазнов..., но горе тому человеку, через которого соблазн приходит» (Мф.18:6,7).

X. Бог Дал человеку власть над жизнью животных, но запретил их мучить, перегружать работой или поклажей, морить голодом. «Праведный имеет сожаление к жизни скота своего, сердце нечестивых жестоко» (Притч.12:10).

XI. Ближнего обижает и тот, кто ему преднамеренно препятствует получить образование.

Седьмая заповедь Божия

549. Как читается седьмая заповедь Божия?

Седьмая заповедь Божия гласит: «Не прелюбы сотвори» .

550. Что запрещается седьмой заповедью Божией?

Седьмой заповедью Божией запрещаются бесстыдные или развратные мысли, желания, слова и поступки.

551. Что приводит к нарушению стыдливости?

К нарушению стыдливости приводят:

1. лень,

2. плохое общество,

3. бесстыдные разговоры, песни, рисунки, книги или непристойные танцы.

552. Что сказал Христос о стыдливых и невинных людях?

О стыдливых и невинных людях Христос сказал, что они чисты сердцем.

Пояснения:

I. Невинность является самым драгоценным украшением души. Человек чистого сердца лучше познает Бога, чем человек бесстыдный; так же, как солнечный луч глубоко проникает в чистую воду, так и Бог глубоко проникает в чистое сердце. Поэтому Христос сказал: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф.5:8).

II. Берегись лени и усердно занимайся трудом, чтобы не впасть в искушение. Помни, что Бог тебя видит, и что тело твое должно быть храмом Духа Святого (1Кор.6:15,19).

III. Многие подававшие надежды люди потерпели полное крушение, потому что предались разврату.

IV. За разврат Господь наказал людей потопом и уничтожил города Содом и Гоморру (Быт.6:5–24; 18:20–33; 19:1–28).

V. Вообще же можно сказать, что все, что делается согласно закону Божьему, является чистым; а все мысли, желания, слова и телесные действия, которые противны закону Божьему, являются нечистыми. Телесное сожительство порядочных и по закону Божьему живущих супругов есть чистое и святое. Но телесное сожительство между людьми, которые не являются супругами, всегда греховно.

Восьмая заповедь Божия

553. Как читается восьмая заповедь Божия?

Восьмая заповедь Господня гласит: «Не укради».

554. Что запрещается восьмой заповедью?

Восьмой заповедью запрещается наносить вред чужому имуществу.

555. Чем наносится вред чужому имуществу?

Вред чужому имуществу наносится:

1. воровством и грабительством,

2. обманом и ростовщичеством,

3. присвоением занятых или найденных вещей,

4. неисполнением служебных обязанностей,

5. отказом в уплате справедливого вознаграждения или его задержанием.

556. Кто совершает воровство?

Воровство совершает тот, кто тайно присваивает вещи, принадлежащие другому.

557. Кто совершает святотатство?

Святотатство совершает тот, кто присваивает или портит вещи, посвященные Богу, и кто без благоговения принимает Таинства.

558. Кто совершает грабеж?

Грабеж совершает тот, кто насильно отнимает имущество у ближнего.

559. Кто совершает обман?

Обман совершает тот,

1. кто при продаже сознательно пользуется неправильными мерами и весами,

2. кто сознательно изготовляет или продает плохой товар,

3. кто подделывает деньги или документы и кто такими деньгами или документами пользуется,

4. кто вообще действует хитростью и этим причиняет иным ущерб.

560. Кто занимается ростовщичеством?

Ростовщичеством занимается тот, кто взимает большие проценты за ссуженные деньги или запрашивает несправедливую цену за товар.

561. Что должен сделать тот, кто нанес ущерб чужому имуществу?

Кто нанес ущерб чужому имуществу, должен ущерб по возможности возместить.

Пояснения:

Мытарь Закхей, несправедливым путем обогатившийся и при посещении Господа Иисуса Христа осознавший, что несправедливым обогащением он очень согрешил, при своем обращении сказал: «Господи! половину имения моего я отдам нищим и. если кого чем обидел, воздам вчетверо». На это Христос сказал: «Ныне пришло спасение дому сему» (Лк.19:8,9).

Девятая заповедь Божия

562. Как читается девятая заповедь Божия?

Девятая заповедь Божия гласит: «Не послушествуй на друга твоего свидетельства ложна».

563. Что запрещается девятой заповедью?

Девятой заповедью запрещается наносить ущерб чести ближнего и вообще лгать.

564. Чем мы наносим ущерб чести ближнего?

Ущерб чести ближнего наносится:

1. лжесвидетельством,

2. клеветой,

3. злословием,

4. подозреванием,

5. руганью и насмешками.

565. Кто лжесвидетельствует?

Лжесвидетельствует тот, кто перед должностными лицами сознательно говорит неправду о ближнем.

566. Кто клевещет?

Клевещет тот, кто о ближнем утверждает или распространяет неправду или преувеличивает его ошибки или недостатки.

567. Кто порочит?

Порочит тот, кто излишне рассказывает о действительных ошибках ближнего или его недостатках.

568. Кто лжет?

Лжет тот:

1. кто сознательно говорит неправду,

2. кто говорит иначе, чем думает,

3. кто старается казаться лучше, чем есть в действительности, т. е. кто лицемерит.

569. Что нам предписывает девятая заповедь?

Девятая заповедь предписывает нам держать свой язык на узде и охранять честь и доброе имя ближнего своего.

570. Что должен сделать тот, кто повредил чести ближнего своего?

Кто повредил чести ближнего своего, тот обязан:

1. кривду отстранить,

2. попросить прощения у потерпевшего и

3. материальные убытки, возникшие от этого, возместить.

Пояснения:

I. Христос сказал: «Не судите, да не судимы будете. Ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить! И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревно в твоем глазе не чувствуешь?» (Мф.7:1–3).

II. «Посему, отвергнувши ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу» (Еф.4:25).

III. «Кто любит жизнь и хочет видеть добрые дни, тот удерживай, язык свой от зла и уста свои от лукавых речей» (1Пет.3:10).

IV. «Если кто из вас думает, что он благочестив, и не обуздывает (т. е. не удерживает) своего языка, но обольщает свое сердце, у того пустое благочестие» (Иак.1:26).

V. Честь имеет большую цену, чем имущество.

VI. Будь правдивым и искренним. С ложью и притворством далеко не уйдешь.

VII. Не слушай клеветнических и злых речей, а если и услышишь о ближнем что-либо плохое, то не разноси этого.

VIII. Никого не высмеивай, чтобы самому не быть высмеянным.

IX. Нехорошо передавать кому-либо, что против него говорили другие, т. к. это порождает ссоры и ненависть.

X. На суде и в государственных учреждениях, когда нам задают вопросы, мы обязаны говорить всегда правду и о провинениях своих ближних, так как в этом случае это не является злоречением.

Десятая заповедь Божия

571. Как читается десятая заповедь Божия?

Десятая заповедь Божия гласит: «Не пожелай жены искренняго твоего, не пожелай дому ближняго твоего, ни села его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякаго скота его, ни всего, елика суть ближняго твоего».

572. Что запрещается десятой заповедью?

Десятой заповедью запрещается греховная зависть к тому, что имеет ближний, пусть это будет жена другого или муж другой или какое-либо имущество другого человека.

573. Что нам предписывается десятой заповедью?

Десятой заповедью нам предписывается, чтобы мы каждому желали благополучно пользоваться тем, что ему принадлежит.

Пояснения:

I. Бог запрещает не только злые дела и слова, но и желания и помыслы, потому что, если желания и помыслы греховны, они оскверняют душу; кроме того из злых желаний и помыслов рождаются злые слова и дела. Если бы не было злых помыслов и желаний, то не было бы ни злых слов, ни злых дел. Речь является проявлением мыслей, а действие является проявлением желания. Поэтому необходимо подавлять в себе помыслы и желания, направленные ко греху, и сосредоточить свои помыслы и желания на то, что является добрым, чтобы наши слова и дела были добрыми. Решающим для наших дел и жизни является направление наших помыслов и движений сердца к добру.

II. В Святом Писании в книге Притчей говорится, что мерзостью перед Господом являются «помышления злых» (Притч.15:26).

III. Христос сказал: «Из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления» (Мф.15:19).

IV. Святой апостол Иаков пишет, что каждый бывает искушаем увлекаемый своим желанием, которое, зачавшись, рождает греховный поступок (Иак.1:14,15).

V. Десять заповедей Божиих в полном объеме изложены в Священном Писании (Исх.20:2–17). В катехизисах эти заповеди часто проводятся сокращено как и в этом катехизисе, причем их подробное содержание разбирается в вопросах, присоединенных к отдельным заповедям.

Б) Две наибольшие и главные заповеди Божии

1. О любви к Богу

574. Что гласит первая из наибольших и главных заповедей Божиих?

Первая из наибольших и главных заповедей Божиих гласит: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею» (Мк.12:30).

575. Что на нас возлагает первая из наибольших и главных заповедей Божиих?

Первая наибольшая и главная заповедь Божия повелевает любить Господа Бога превыше всего и с напряжением всех своих душевных сил.

576. Почему мы должны любить Господа Бога превыше всего?

Господа Бога мы должны любить превыше всего потому, что Бог бесконечно добрый и совершенный.

577. Почему мы должны любить Господа с напряжением всех своих душевных сил?

Бога мы должны любить с напряжением всех своих душевных сил потому, что от Него мы имеем и душу, и тело, и все душевные и телесные силы.

578. Что значить любить Бога превыше всего?

Любить Бога превыше всего это значит оказывать Ему предпочтение перед всеми остальными существами и вещами и быть готовыми скорее принести жертву, но не оскорбить Господа или Его оставить.

579. Чем мы докажем, что любим Бога превыше всего?

Что мы любим Бога превыше всего, мы докажем верным соблюдением всех его заповедей.

2. О любви к ближнему

580. Что гласит вторая из наибольших и главных заповедей Божиих?

Вторая из наибольших и главных заповедей Божиих гласит: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мк.12:31).

581. Кто является нашим ближним?

Нашим ближним является каждый человек.

582. Когда мы любим своих ближних как самих себя?

Своих ближних мы любим как самих себя, когда им желаем всякого добра, как самим себе, и это добро для них делаем.

583. Почему мы должны любить всех людей, как самих себя?

Мы должны любить всех людей, как самих себя потому, что все являются творениями Божьими, и происходя, как и мы, от прародителей Адама и Евы, являются нашими братьями и сестрами.

584. Должны ли мы любить также своих врагов?

Согласно заповеди и примеру Господа Иисуса Христа, мы должны также любить и своих врагов.

585. Как мы проявляем свою любовь к врагам?

Свою любовь к врагам мы проявляем тем,

1. что им от всего сердца прощаем,

2. в беде им помогаем и

3. за них молимся.

586. Почему обе заповеди – о любви к Богу и к ближнему – называются наибольшими и главными заповедями?

Обе заповеди о любви к Богу и к ближнему называются наибольшими и главными заповедями потому, что они заключают в себе все остальные заповеди Божии.

Пояснения:

I. Апостол Павел написал об абсолютной необходимости любви следующие прекрасные слова: «Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, то я ничто» (1Кор.13:2).

II. Тот же апостол говорил: «Ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим.8:39).

III. Апостол Иоанн написал: «не любящий брата пребывает в смерти» (1Ин.3:14). «Ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его» (1Ин.5:3).

IV. Христос сказал: «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (Лк.6:31).

V. Об обязанности христианина любить также своих врагов, Христос сказал так: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас, и молитесь за обижающих и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего небесного; ибо Он повелевает солнцу своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо, если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш небесный» (Мф.5:44–48).

VI. Христос молился на кресте за своих врагов словами: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лк.23:34).

В) Заповеди блаженства

587. На что еще обратил особое внимание Господь Иисус Христос помимо заповедей любви к Богу и к ближнему?

Помимо заповедей любви к Богу и к ближнему Христос обратил особое внимание еще на девять заповедей блаженства.

588. Когда провозгласил Христос девять заповедей блаженства?

Христос провозгласил девять заповедей блаженства в начале своей общественной деятельности, в нагорной проповеди, в которой преподал главное содержание своего нравственного учения.

589. Как читаются девять заповедей блаженства?

Девять заповедей блаженства гласят:

1. Блажени нищии духом, яко тех есть Царствие небесное.

2. Блажени плачущии, яко тии утешатся.

3. Блажени кротцыи, яко тии наследят землю.

4. Блажени алчущии и жаждущии правды, яко тии насытятся.

5. Блажени милостивии, яко тии помиловани будут.

6. Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят.

7. Блажени миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся.

8. Блажени изгнани правды ради, яко тех есть Царствие небесное.

9. Блажени есте, егда поносят вам, и ижденут, и рекут всяк зол глагол, на вы лжуще Мене ради. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех.

590. Кто это – нищие духом?

Нищие духом это те, которые чувствуют себя перед Богом незначительными, и всегда скромны.

591. Кого не имел в виду Христос под словами «нищие духом»?

Под словами «нищие духом» Христос не имел в виду духовно ограниченных людей, а людей скромных и смиренных.

592. Кто такие плачущие, которые утешатся?

Плачущие это те:

1. что печалятся о бедственном состоянии своей души,

2. что плачут потому, что на них свалилось несчастье или потому, что они оскорбляемы, но не отчаиваются, а верят в помощь и утешение Божие.

593. Кто это кроткие, которые наследуют землю?

Кроткие это те, которые подавляют в себе искушение к гневу, сохраняют спокойствие мысли и относятся ко всем людям с любовью.

594. Кто это алчущие и жаждущие правды?

Алчущие и жаждущие правды это те, которые любят справедливость и правду Божию, стремятся к ее торжеству и прежде всего сами поступают справедливо.

595. Кто такие милостивые?

Милостивые это те, которые сочувствуют страждущим и помогают им как могут.

596. Кто такие чистые сердцем?

Чистые сердцем это те, которые оберегают свое сердце от греховных мыслей и желаний и избегают бесстыдных слов и поступков.

597. Кто такие миротворцы?

Миротворцы это те, которые сами стараются жить с каждым человеком в покое и мире и других взаимно примиряют.

598. Кто такие, изгнанные за правду?

Изгнанные за правду это те, что любят справедливость, и готовы ради нее переносить и страдания.

599. Что подчеркнул Господь Иисус Христос в девятой заповеди блаженства?

В девятой заповеди блаженства Господь Иисус Христос подчеркнул основную мысль, что мы должны быть Ему преданы.

600. Почему истинные христиане преданы Богу?

Истинные христиане преданы Богу потому, что Господь своих верных не оставит, что Он поможет преодолеть грехи, а сверх того в вечной жизни обратит их страдания в радость.

Пояснения:

I. Кто по смыслу заповедей блаженства нищ духом, тот убежден, что без Бога он ничего доброго совершить не может. Нищими духом могут быть и люди, обладающие большими материальными средствами, если они только сознают, что материальное богатство преходяще и если его употребляют согласно воле Божией на добрые дела, а не на чванливое самовозвышение. Также и люди весьма образованные могут быть нищими духом в смысле заповедей блаженства, если они не возгордятся, а, наоборот, поймут, что и самая большая образованность по сравнению с всеведением и мудростью Божьими является ничем.

II. Христос сказал: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мф.16:26).

III. Многие люди из-за любви к Богу и стремления к совершенству пожертвовали все свое имущество на благотворительные, религиозные или патриотические цели и жили в добровольной бедности. Этим они исполнили слова Господа Иисуса Христа: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение свое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мной» (Мф.19:21).

IV. О блаженстве плачущих апостол Павел написал: «Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению; а печаль мирская производит смерть» (2Кор.7:10).

V. Тихий и трудолюбивый земледелец скорее сохранит свое добро, чем сварливый и жадный.

VI. Справедливость в конце концов всегда победит; каждый, кто ее любит, этого дождется.

VII. Господь является Господом мира, а не разъединения и распада. Кто старается быть миролюбивым, следует за Богом и может быть назван сыном Божиим. Христос приветствовал своих учеников словами: «Мир вам!» (Лк.24:36; Ин.20:19,21). Этими словами также приветствует священник присутствующих на святой Литургии.


Источник: Православный Катихизис / Сост. епископом-мучеником Гораздом. - Прешов : Православная Церковь на Словакии, 1994. - 262 с.

Комментарии для сайта Cackle