Источник

Письмо № 191. Н.С. Фуделю

[Осень 1976, Покров] 1230

Дорогой мой.

Я сегодня проводил тебя и вот уже пишу. Только вряд ли напишу много: в глазах туман. Хочется сказать тебе, что твой приезд оставил в душе ровный и спокойный свет, какое-то успокоение. Я с удовольствием смотрю на твой недопитый стакан и даже пепельницу, я заметил все мелкие знаки заботы, вроде цепочки на входной двери крыльца. Сейчас накормил на ночь Дружка 1231 супом с колбасой и могу больше ни о чем не думать. На неделю полностью я обеспечен топливом, даже если не придет Сережа 1232.

Обнимаю тебя, благодарю сердцем. На ответ Маше еще не хватает сегодня глаз.

Твой п.

Одна твоя фраза в разговоре напомнила мне слова моего отца: русская религиозная личность корни свои имеет в монашестве 1233. Можно не идти в него, но нельзя не понимать, что оно всегда было и будет высшим идеалом русского человека. Потому-то и созидались все эти «Северные Фиваиды» 1234, потому к нему и устремлялся со всех концов простой народ, потому его принимали князья, хотя бы перед смертью, потому его желали познать и Достоевский, и Толстой, и Блок 1235.

Оно есть непрекращающееся первохристианство, полнота того безумия 1236, к которому призвал Бог свой мир, призвал и призывает, так как только в нем спасение мира. Благоразумием и умеренностью мира не спасешь.

Можно не идти на монаш<еский> подвиг, но очень плохо, когда не понимается самая суть монашества как апостольского горения за людей, когда Зосима смешивается с Ферапонтом 1237. Древние отцы ясно определили монашество. «Монашество есть передание себя на молитву за весь мир» 1238.

Но ведь ты знаешь это современное стихотворение об истин<ных> монахах. «Хмель естества до дна испепелив,

Приняв в народе имя страстотерпцев,

Страданье твари, птиц, людей и нив

Они впитали богоносным сердцем.

За грех царей, за буйство пьяных сел

За кривду войн, за распри, за разруху,

Они за нас, – за всех, за вся, за всё –

Несли страду и горький подвиг духа.

Ушкуйник, смерд, боярин и купец

Их как владык таинственных просили

Внести за них сокровища в ларец –

В незримый Дом, в небесный град России» 1239.

Покров (1976 осень)

* * *

1230

Датируется по обстоятельствам жизни С.И. Фуделя в Покрове.

1231

Домашняя собака.

1232

Сергей Кузнецов, рабочий (наладчик на трикотажной фабрике) из Покрова, часто навещавший С.И. Фуделя.

1233

См.: Воспоминания. С. 41 наст. изд.

1234

Нарицательное именование совокупности всех русских северных монастырей, основанных учениками и последователями преподобных Сергия Радонежского и Кирилла Белозерского.

1235

Имеются в виду, вероятно, поездка Ф.М. Достоевского и В.С. Соловьева к оптинским старцам в 1878 г. и поездки Л.Н. Толстого в Оптину пустынь в 1877,1881,1890,1896 и в 1910 (накануне смерти) гг. См. примеч. к с. 16.

1236

Ср.: «Тот будь безумным, чтоб быть мудрым» (1Кор. 3,18).

1237

Персонажи романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы».

1238

Ср.: «Схимничество – есть посвятить себя на молитву за весь мир», – говорил старец Парфений Киево-Печерский (см.: Путь Отцов. Т. 2 наст. изд.).

1239

Неточная цитата из стихотворения Д.Л. Андреева «Не мнишь ли ты, что эгоизм и страх...» (1950) из цикла «Зеленою поймой»; из 9 строф процитированы с искажениями 4, 5 и 6-я строфы. Ср.: Хмель естества дотла испепелив, Приняв в народе имя страстотерпцев, Страданье твари – птиц, людей и нив Они впитали целокупным сердцем. Ушкуйник, смерд, боярин и купец Их, как владык таинственных, просили Внести за них сокровище в ларец – В незримый Кремль, в небесный Град России. За грех царей, за буйства пьяных сел, За кривду войн, за распри, за разруху, Они за нас – за всех, за вся, за всё Несли страду и горький подвиг духа.


Источник: Собрание сочинений : В 3 т. / С.И. Фудель; [Сост., подгот. текста и коммент. Н.В. Балашова, Л.И. Сараскиной]. - М. : Рус. путь. / Том 1. 2001. – 648 с. / Письма. 263-520 с. ISBN 5-85887-086-4

Комментарии для сайта Cackle