О таинстве крещения
7. Невидимые действия таинства крещения
В то самое время, как оглашенный св. верою видимо погружаем бывает в водах крещения, с произнесением слов: «Крещается раб Божий... во имя Отца и Сына и Св. Духа», – благодать Божия невидимо действует на все существо крещаемого, и –
1) Возрождает его, или воссозидает, как засвидетельствовал Сам Христос Спаситель в беседе с Никодимом, почему и св. Павел называет крещение «банею пакибытия» (Тит. 3:5).
2) Очищает от всякого греха, оправдывает и освящает (Деян. 2:28; 1Пет. 3:21; Еф. 5:25–27; 1Кор. 6:11).
3) Соделывает чадом Божиим и членом тела Христова – церкви (Гал. 3:26–28; 1Кор. 12:13).
4) Спасает от вечных наказаний за грехи и соделывает наследниками вечной жизни (Мк. 16:16; Тит. 3:5–7; сн. 1Пет. 3:21).
Точно также о невидимых действиях таинства крещения единогласно учили св. отцы и учители церкви.
Св. Варнава: «Крещение преподается во оставление грехов. Мы входим в воду отягченными грехами и нечистотою, а выходим из воды плодоносящими в сердце страх и надежду» («Epist». n. XI).
Св. Иустин: «Должно стараться, чтобы вы познали, каким путем можете достигнуть отпущения грехов и получить надежду наследия благ обетованных. Другого пути к сему нет, кроме того, чтобы, познав Христа и омывшись крещением во оставление грехов, начали потом жить безгрешно» («Dialog. сum Тryphon.» с. 44).
Св. Кирилл Иерусалимский: «Великая вещь – крещение: оно есть пленных искупление, грехов отпущение, смерть греха, возрождение души, одежда светлая, святая, нерушимая печать, колесница на небо, утешение райское, царствия ходатайство, дар усыновления» («Поуч. предоглас.» п. 16, стр. 13).
Св. Григорий Богослов: «Благодать и сила крещения не потопляет мира, как древле, но очищает грех в каждом человеке, и совершенно измывает всякую нечистоту и скверну, привнесенную перворождением» («Слово на св. крещ.»). «Купель дает отпущение грехов соделанных, а несодеваемых... Крещение, изглаждая грехи, не уничтожает заслуг... Итак, будем креститься, чтобы победить: приобщимся очистительных вод, которые омывают лучше иссопа, очищают паче законной крови, которые священнее, нежели пепел юнчий, кропящий оскверненные (Евр. 9:15), имевший силу только на время очищать тело, а не истреблять совершенно грех» (Там же, стр. 306, 299, 281).
Св. Иоанн Златоуст: «Крещение не просто отпущает нам грехи, не просто очищает нас от беззаконий, но так, как бы мы вновь родились: ибо оно вновь творит нас и образует» («Аd illumin. Саtесh.» n. 3. Сн. «Православно-догматическое Богословие» Макария, 1852 г., т. IV, стр. 114 – 118).
Восточные патриархи в своем послании о невидимых благодатных действиях крещения пишут: «Действия крещения вкратце суть следующие: во-первых, через него даруется отпущение в прародительском грехе и во всех других грехах, соделанных крещаемым. Во-вторых, крещающийся освобождается от вечного наказания, которому подлежит каждый, как за прирожденный грех, так и за собственные смертные грехи. В-третьих, крещение дарует блаженное бессмертие; ибо, освобождая людей от прежде бывших грехов, соделывает их храмами Божиими...» («Посл.», чл. 16).