О таинстве крещения
6. Видимая сторона таинства крещения
Видимую сторону собственно таинства крещения (которая со всеми обстоятельствами изображена в чинопоследования этого таинства) составляет троекратное погружение в воду, с произнесением слов: «Крещается раб Божий во имя Отца, и Сына, и Св. Духа» (Простр. хр. катих. о крещении).
Здесь, в частности различаются: а) вещество таинства – вода, б) действие при самом совершении таинства – троекратное погружение крещаемого в воду, и в) слова, произносимые во время этого действия.
1) Веществом для таинства крещения должна быть вода чистая, естественная (Прав. испов. ч. 1, отв. на вопр. 103), ибо на это вещество для крещения указал Сам Спаситель словами: «аше кто не родится водою и духом, не может внити в царствие Божие» (Ин. 3:5). В воде всегда совершала крещение и св. церковь, как видно из беcчисленных свидетельств ее пастырей и учителей, например:
а) св. Иустина: «Кто убедится и поверит, что учение наше и слова истинны и кто обещается, что может жить таким образом, тех учат, чтобы они с молитвою и постом просили Бога об отпущении прежних грехов, и мы с ними молимся и постимся; потом приводятся они нами туда, где есть вода, и возрождаются тем же образом, каким сами мы возродились, т. е. омываются они тогда водою во имя Отца всех и Владыки Бога, и Спасителя нашего Иисуса Христа, и Духа Святого» (Ароlоg. 1, п. 79, в «Хр. Чт.» 1825, ХVII, 91 – 92);
б) св. Кирилла Иерусалимского: «Так как человек состоит из двух частей: из души и тела, то и очищение двоякое: бестелесное для бестелесного, а телесное для тела: вода, т. е. очищает тело, а Дух душу запечатлевает, чтобы нам приступить к Богу с сердцем окропленным и телом омытым водою чистою» («Огл. поуч.», III. п. 2. стр. 44 – 45);
в) св. Григория Богослова: «Поскольку мы состоим из двух естеств, т. е. из души и тела, из естества, видимого и не видимого; то и очищение двоякое, именно: водою и Духом; и одно приемлется видимо и телесно, а другое, в то же время, совершается не телесно и не видимо; одно есть образное, а другое истинное и очищающее самой глубины» («Слова на св. крещение», в «Тв. св. отц.» III, 277);
г) св. Василия Великого: «Поскольку в крещении предложены две цели; истребить тело греховное, чтобы оно не принесло уже плодов смерти, ожить же духом и иметь плод во святыни; то вода изображает собою смерть, принимая тело как бы в гроб, а Дух сообщает животворящую силу, обновляя души наши из греховной мертвенности в первоначальную жизнь» («О Св. Духе». гл. XV; там же VII, 283 – 4);
д) св. Иоанна Дамаскина: «Он (Господь) заповедал нам возрождать водою и Духом при наитии на воду Св. Духа, по молитве и призыванию. Ибо, как человек состоит из двух частей, души и тела, то Господь дал нам и двоякое очищение, т. е. водою и Духом. Духом, чтобы обновить в нас образ и подобие (Божие); водою, чтобы благодатию Духа очистить тело от греха и избавить от тления. И вода здесь представляет образ смерти, а Дух подает залог жизни» («Точн. излож. прав. веры», кн. IV, гл. 9, стр. 236).
2) Крещение должно быть совершаемо через троекратное погружение крещаемого в воду. Через троекратное: по правилу св. апостолов236 и по учению древних учителей церкви во имя трех лиц Пресвятой Троицы237, равно как в воспоминание смерти, погребения и воскресения Господа Иисуса Христа238, – и церковь не признавала действительным крещение евномиан и других еретиков, крестивших только единым погружением239.
3) Крещение должно быть совершаемо во имя Пресвятой Троицы, с произнесением слов: «Крещается раб Божий... во имя Отца и Сына и Святого духа». Ибо во имя Отца и Сына и Святого Духа заповедал крестить вся языки Сам Господь Спаситель (Мф. 28:19). И вследствие столь ясной и определенной заповеди так, а не иначе, всегда совершала крещение св. церковь с самого своего начала. Об этом свидетельствуют:
а) правила апостольские: «Аще кто, епископ или пресвитер, крестит не по Господню учреждению: во имя Отца, и Сына, и Св. Духа да будет извержен (Прав. 49);
б) св. Киприан: «Сам Христос повелел крестить во имя всей Троицы вместе» (Epist. аd Jubar. LХХIII);
в) св. Афанасий: «Кто отделяет что-либо от Троицы, и крещается в единое имя Отца, или единое имя Сына, или во Отца и Сына без Духа, – тот ничего не получает ибо достижение в Троице» (Epist. аd Sеrар. 1, n. 30).
* * *
«Аще кто совершит не три погружения единого тайнодействия, но едино погружение, данное в смерть Господню: да будет извержен, ибо не рек Господь: в смерть Мою крестите; но: шедше, научите вся языки, крестяще их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа» (Прав. 50).
«Великое таинство крещения совершается тремя погружениями, и равночисленными им призываниями, чтобы и образ смерти отпечатлелся в нас и просветились души крещаемых чрез предание им боговедения» (Васил. В. о «Св. Духе», гл. 15, в „Твор. св. отц.“ VIII, 284).
Кирил. Иерус. поуч. тайноводст. II, п. 4, стр. 446: Greg. Nyss. dе hаbtism. Christ, in Т. III, р. 327 (еd Моrel); Саtесh. XXXV; Lео, Epist. аd epist. Sic. с. 3.
„Евномиан единократным погружением крещающихся и монтанистов..., которые из них желают присоединены быти к православию, приемлет, якоже язычников» (Собор. вселен. II, пр. 7).