Источник

Часть 14, Глава 15Часть 15, Глава 1

Восьмой член Символа веры

16. Библейские тексты о деятельности и силе Святого Духа

Св. Дух: а) творит и дает жизнь: «Земля... была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою» (Быт. 1:2). – «Дух Божий создал меня, и дыхание Вседержителя дало мне жизнь» (Иов. 33:4). – «Словом Господа сотворены небеса, и Духом уст Его – все воинство их» (Пс. 32:6). – «Пошлешь Дух Твой – созидаются, и Ты обновляешь лице земли» (Пс. 103:30).

б) открывает тайны Божии: «Дух все проницает, и глубины Божии... Божьего никто не знает, кроме Духа Божия... мы приняли... Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога» (1Кор. 2:10–12). «Вы, читая, можете усмотреть мое разумение тайны Христовой, которая не была возвещена прежним поколениям сынов человеческих, как ныне открыта святым Апостолам Его и пророкам Духом Святым» (Еф. 3:4, 5).

в) открывает дела Христа: «Когда... приидет Утешитель... Дух истины... Он будет свидетельствовать о Мне» (Ин. 15:26).

г) открывает будущее: Дух Святой был на Симеоне. «Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня» (Лк. 2:26). – «Дух истины... будущее возвестить вам» (Ин. 16:13). "Один из пророков, по имени Агав, встав, предвозвестил Духом, что по всей вселенной будет великий голод, который и был при кесаре Клавдии» (Деян. 11:28). – «Дух... ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским» (1Тим. 4:1).

д) вдохновляет пророков: «мы имеем вернейшее пророческое слово... изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» (2Пет. 1:19, 21).

е) назначает на дело священнослужения: «сказал Господь Моисею: собери Мне семьдесят мужей... и возьми их к скинии... Я сойду... и возьму от Духа, Который на тебе, и возложу на них, чтобы они несли с тобою бремя народа, а не один ты носил» (Чис. 11:16, 17). – Господь сказал апостолам: «вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деян. 1:8).

ж) избирает и посылает служителей: «ныне послал Меня Господь Бог и Дух Его» (Ис. 48:16). – «Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их... Сии, бывши посланы Духом Святым, пришли в Селевкию, а оттуда отплыли в Кипр» (Деян. 13:2, 4). – «Внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею» (Деян. 20:28).

з) направляет их, куда они должны идти: «Между тем, как Петр размышлял о видении, Дух сказал ему: вот, три человека ищут тебя; встань, сойди и иди с ними, нимало не сомневаясь; ибо Я послал их» (Деян. 10:19, 20). – Павел сказал: «по влечению Духа, я иду в Иерусалим» (Деян. 20:22).

и) дает мудрость служителям: «Некоторые... из Киликии и Асии вступили в спор со Стефаном; но не могли противостоять мудрости и Духу, Которым он говорил» (Деян. 6:9, 10). – «Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом» (1Кор. 12:8).

и) сообщает силу творит чудеса: «не осмелюсь сказать что-нибудь такое, чего не совершил Христос через меня, в покорении язычников вере, словом и делом, силою знамений и чудес, силою Духа Божия» (Рим. 15:18, 19). – «Иному... даются Духом дары исцелений... иному чудотворения» (1Кор. 12:8, 9, 10).

к) совершает новое рождение: «Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух» (Ин. 3:6). – «Он спас нас... по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом» (Тит. 3:5).

л) дает жизнь духовную: «вложу в вас дух Мой, и оживете, и помешу вас на земле вашей» (Иез. 37:14). – «Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас... если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете» (Рим. 8:11, 13).

м) научает всему: «Дух Святый... научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» (Ин. 14:26). – «Вы имеете помазание от Святаго и знаете все... самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно» (1Ин. 2:20, 27).

н) наставляет и руководит: «Когда... приидет... Дух истины, то наставит вас на всякую истину» (Ин. 16:13). – «Дух Твой благий да ведет меня в землю правды» (Пс. 142:10). – «Все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии» (Рим. 8:14).

о) изобличает во грехе и ведет борьбу с грешниками: «утешитель... пришед, обличит мир о грехе... что не веруют в Меня» (Ин. 16:7–9). – Стефан сказал: «Жестоковыйные! вы всегда противитесь Духу Святому» (Деян. 7:51).

п) производит раскаяние: «на дом Давида и на жителей Иерусалима изолью дух благодати и умиления, и они воззрят на Него, Которого пронзили, и будут рыдать о Нем, как рыдают об единородном сыне, и скорбеть, как скорбят о первенце» (Зах. 12:10).

р) очищает и освящает: "вы омылись и освятились... Духом Бога нашего» (1Кор. 6:11). – «Послушанием истине чрез Духа, очистивши души ваши к нелицемерному братолюбию, постоянно любите друг друга от чистого сердца» (1Пет. 1:22).

с) обитает в верных: "Дух истины... с вами пребывает и в вас будет» (Ин. 14:17). – «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» (1Кор. 3:16). – «Храни добрый залог Духом Святым, живущим в нас» (2Тим. 1:14).

т) утешает: «Церкви... по всей Иудее, Галилее и Самарии... при утешении от Святаго Духа, умножались» (Деян. 9:31).

у) сообщает любовь Божию: «любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам» (Рим. 5:5).

ф) даст правду, мир, радость: «Царствие Божие не пища и питие, но праведность... мир и радость во Святом Духе» (Рим. 14:17). – «Плод... духа: любовь, радость, мир» (Гал. 5:22),

х) производит надежду: «Бог... надежды да исполнит вас всякой радости и мира в вере, дабы вы, силою Духа Святаго, обогатились надеждою» (Рим. 15:13). – «Мы духом ожидаем и надеемся праведности от веры» (Гал. 5:5).

ц) облегчает и помогает верным в молитвах: «Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными» (Рим. 8:26).

ч) свидетельствует духу верных об их усыновлении: «вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: «Авва, Отче!» Сей Самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы – дети Божии» (Рим. 8:15, 16).

ш) запечатлевает верных для искупления: «уверовавши во Христа, вы запечатлены обетованным Святым Духом, Который есть залог наследия нашего, для искупления удела... в похвалу славы Его» (Еф. 1:13, 14). – «Не оскорбляйте Святаго Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления» (Еф. 4:30)205.

* * *

205

Примеч. Считаем здесь необходимым сделать разбор и опровержение мнения раскольников, упрекающих православную церковь в мнимом изменении 8 члена символа веры. С первых дней появления раскола и доныне старообрядцы обвиняют православную церковь в изменении символа веры. К числу таких изменений они относят: Исключение из восьмою члена слова «истинного» Так, возмутившиеся иноки Соловецкого монастыря писали в 1668 году в своей челобитной царю Алексею Михайловичу: „такоже, государь, и символ православные христианские веры изменили же, – говорят: и в Духа Святого Господа животворящего, а истинного отставили» (Матер. для ист. раск., изд. Братством св. Петра митр., т. 111, стр. 236). Раньше их в этом же обвиняла православную церковь первые и главные деятели раскола – протопопы: казанского собора Иван Неронов и Юрьевца поволгского Аввакум, священники: романовский Лазарь и суздальский Никита Добрынин (пустосвят), а также некоторые другие. По мнению раскольников, исключая из восьмого члена символа веры слово «истинного», православная церковь не признает Духа Святого истинным Богом и следовательно впала в ересь. Но такое мнение совершенно неосновательно и несправедливо: а) Православная церковь всегда исповедовала и исповедует Святого Духа истинным Богом, как это видно из принятого ею символа веры и богослужебных книг. В символе веры она называет Его Господом, со Отцом и Сыном споклоняемым и сславимым; а в песнопениях на день 50-цы исповедует Его царем небесным, вездесущим, подателем жизни и прямо Богом. «Дух Святой бе убо присно, и есть и будет... присно Отцу и Сыну счинен и счисляем... Бог и боготворяй» (стих. на вечер. в день Пятидесятницы). б) Исключив из восьмого члена символа веры слово «истинного», наша православная церковь следовала подлинному тексту символа, составленному на II-м вселенском соборе. Чтобы убедиться в этом, стоить только обратиться к подлинному греческому тексту символа, с которого переведна наш символ. Таким текстом может служить текст символа, находящийся в книге Хрисовул. Хрисовул, т. е. грамота с золотою печатью была издана Константинопольским собором 1593 г. на греческом языке, подписана всеми восточными патриархами в прислана царю Феодору Иоанновичу и первому русскому патриарху Иову по поводу учреждения патриаршества в России (Подлинный Хрисовул хранится в Московской синодальной библиотеке под № 198; точный символ символа, заходящегося здесь, приложен к «Деянию собора 1654 г.», издан. Братством св. Петра митроп. (л. 6 об.). ). В напечатанном здесь символе восьмой член читается так: «ис то Пневма то агион, то кирион, то зоопион», т. е. «в Духа Святого Господа животворящего». Такое же чтение этого члена символа находится на саккосе митр. Фотия, привезенном им из Греции в 1408 г. Здесь вес символ вышит греческими буквами (Саккос м. Фотия хранится в патриаршей ризнице под № 3. ). в) Символ веры, изложенный отцами 1-го и ІІ-го вселенского собора, как назначенный быть образцом и правилом вселенской веры, должен быть неизменяем, так как, если допустим в нем какие-либо прибавления, убавления, изменения, хотя бы и безвредные для православия, то он потеряет свое назначение – быть образцом и правилом вселенской веры, а сделается частным изложением его исправителей; церковь лишится вселенского образца веры, и чрез то будет открыта дверь ересям. Поэтому церковь и оградила неприкосновенность его анафемой. Так отцы III вселенского собора 7-м правилом постановили: «иже к никейстей вере иную прилагает, епископ убо чужд епископии: мирский же человек отвержен». В виду столь строгого постановления даже вселенские соборы не осмеливались прибавить что-либо к никео-цареградскому символу веры. Так известно, что император Юстиниан из особенного благоговения к Божией Матери просил отцов V всел. соб. прибавить в 3 члене к слову „Девы“ слово „присно». Но отцы не дерзнули сделать этого, а утвердили прежнее чтение. г) Наконец, если обратиться к древним памятникам славянской письменности, то окажется, что церковь, исключив слово „истинного», поступила согласно им. В настоящее время известны памятники письменности, относящиеся к ХШ в., которые показывают, что церковь в это время читала символ веры без слова „истинного“. Один из таких памятников представляет собою устюжская Кормчая, хранящался в Румянцевском музее (№ 230), писанная уставом XIII в., но по языку относящаяся ко времени более древнему. Помещенный в ней символ, по всей вероятности, список с символа Кирилла и Мефодия. Здесь восьмой член читается так: И в святый Дух Господен и в животворящий и исходящий из Отца (Вып. Озер. ч. 2, стр. 141). В Синодальной библиотеке есть Кормчая (№ 132), относящаяся к тому же веку, и в ней находится статья, истолковывающая «святое изображение веры». Здесь 8-й член объясняется так: „верую я в Духа Святого Господа животворящего, исходящего от Отца, иже со Отцом и Сыном покланяема и славима, не токмо глаголю яко есть Дух Святой, но и верую в Он яко в свята, яко Господа, яко животворяща» (Вып. Озер ч. 2, стр. 144). В тех же кормчих XIII в. находится полемическая статья «о фрязех и латинех», где говорится: „веруем и в Духа Святого Господа животворящего, исходящего от Отца, тии же приложиша и от Сына“. Кроме указанных книг такое же чтение 8-го члена символа веры находится во многих других старописьменных книгах (См. в Вып. Озер., изд. 1883 г., стр. 141 – 146, ч. II). Если обратится к уважаемым раскольниками старопечатным книгам, то н в них мы найдем чтение 8-го члена без слова „истинного». Так в Б. Катехизнсе читаем: «что нам вещает осьмое сложение? – Верую н в Духа Святого Господа и животворящего» (л. 113). «Во священном символе сице речем и тако исповедуем: верую я в Духа Св. Господа и животворящего» (л. 323). Во священном символе Богоноснии отцы веровати нас научиша: и в Духа, реша, Святого Господа животворящего» (л. 310 об.). В Кирилловой книге в статье: «истолкование молитвы: Господи Исусе Христе Боже наш» напечатано: святое изображение веры нашей христианомрече: и в Духа Святого Господа животворящего (л. 554). Что касается принятого раскольниками чтения 8 члена символа веры: «И в Духа Святого Господа истинного и животворящего“, то нужно заметить, что в нем слово „истинного“ составляет прилог. В греческом тексте, как мы видели, стоит слово „то кирион“. Хотя оно имеет разнообразные значения: господь, господень, господственны и я истинный, но все-таки – одно слово и потому должно быть переведено одним каким-либо значением, а раскольника переводят его двумя, что уже несправедливо. Правда, прибавка слова «истинного» нисколько не изменяет учения о Святом Духе, но тан как святые отцы и соборы повелевают хранить никеоцареградекий символ неизменно, то прибавляющий к нему хотя одно слово виновен в несоблюдении буквального постановления соборов. Как произошел прилог „истинного?“ Так как в греческом тексте стоит слово „кирион“ с членом „то“, то одни переводчики принимали его за имя существительное и переводили словом Господь, другие же – за имя прилагательное и переводили прилагательными – господень, господственный (Мак. мин. дек. 4 д. л. 69, ст. 1, Макс. Гр. сл. 68, ч. 1, гл. 12, стр. 226, Богосл. 1 Дамаск.), а третьи, приняв во внимание, что Бог Отец и Бог Сын во 2 чл. симв. веры называются истинными, что в Евангелии от Иоанна (15,26) Дух Святой называется духом истины и что слово κύριος значит, между прочим, истинный, нашли вполне естественным перевести в 8 члене τό κύριον словом «истинный» (Сост. по кн.: «Руководство по изучению русского раскола»... Изд. 2-е К. Плотников, стр. 74 – 78).


Источник: Уроки и примеры христианской веры : опыт катехизической хрестоматии / Сост. прот. Г. Дьяченко. - Репр. изд. - Москва : Паломник, 1998. - XII, 725, XXXVI с.

Комментарии для сайта Cackle