Девятый член Символа веры
1. Понятие о церкви
(Верую) Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.
«Понятие о всецелом существе церкви, – говорит приснопамятный богослов русской церкви, митрополит Макарий, – можно выразить так: церковь есть общество православноверующих и крестившихся во Иисуса Христа, Им Самим основанное непосредственно и посредством св. апостолов, Им же Самим оживляемое и ведомое к животу вечному видимо – посредством духовных пастырей: через учение, священнодействия и управление, а вместе невидимо – посредством вседействующей благодати всесвятого Духа («Правосл. догматич. Богослов.», митр. Макария, стр. 306)206.
* * *
Примеч. Изложим здесь учение о церкви другого приснопамятного святителя, Филарета, митроп. московского. 1. Благодатию Божию, действующею чрез многоразличные посредства, а наипаче чрез слово Божие и таинства, человек должен быт пересоздан, так чтобы от был, по слову Писания, новою тварию (2Кор. V, 17), или был перерожден так, чтобы по справедливости мог назваться новым человеком» (Еф. IV, 24). „Если естественное рождение Сам Христос представляет образом духовного и если для естественного рождения нужна матерняя утроба, то и для духовного рождения не нужна и матерняя утроба, не в буквальном значении сего слова, как думалось Никодиму, но в высшем, соответственном предмету? Сей вопрос и оправдывается, и разрешается одним разом, если скажем, что матерняя утроба и сокровищница жизни для нового человека есть Христова церковь» (Слова, изд. 1882 г. IV, 514 – 5). 2. Что же такое церковь Христова и каким образом она „рождает чад свободы и благодати?» (Сл. изд. 1848 г. II, 273). Спасителю угодно было, чтобы верующие в Него образовали из себя тесно объединенное общество. „Отходя от мира сего, последнюю с апостолами беседу он заключил молитвою о новосозидаемой церкви Своей. Всем верующим в Него просил Он от Отца Своего небесного единения в вере и любви между собою, восходящего до единения с Самим Богом: да еси едино будут: яко же Ты, Отче во мне, и Аз в Тебе, да и тии в Нас едино будут“ (Иоан. XVII, 21). (Сл. из. 1861 г. III, 350). Единение верующих И. Христос ставил необходимым условием спасения. В тот же раз, помолясь прежде о своих апостолах, Он продолжал Свою молитву так: не о сих же молю токмо, но и о верующих словеее их ради в Мя, да вси едино будут (Иоан. ХVII, 21); „не о том только печется Начальник и Совершитель веры, чтобы верующие пребывали в вере, но и в особенности о том, чтобы верующие все были едино; так что, если кто мнится иметь веру, но не держится великого единства всех верующих, за такового весьма надобно бояться, чтобы он не остался вне действия спасительной молитвы Христовой, а следовательно и вне спасения; ибо нет сомнения, что спасутся токмо те, за которых принес молитву Свою Ходатай Бога и человеков, и над которыми она исполнилась. Посему-то и апостол, увещевая христиан поступать достойно своего звания, увещевает соблюдать единство (Ефес. IV, 1 – 3). Открывая основания христианского единства и убеждая к соблюдению оного, апостол присовокупляет: едино тело, един дух, яко же и звани бысте во едином уповании звании вашего; един Господь, едина вера, едино крещение; един Бог и Отец всех, Иже над всеми, и чрез всех и во всех нас“ (Сл. изд. 1848 г. II, 239; ср. изд. 1861 г. III, 183). Из этих слов апостола мы видим не только то, что верующие во Хриcта должны образовать из себя единое общество, единый духовный союз, обыкновенно называемый церковию, но видим также и то, что должно лежать в основании церковного единства. „Апостол указует внутреннейшее средоточие и крайний верх единства церковного во едином Боге Отце и знаменательно присовокупляет, что он един над всеми, по Своей высочайшей власти, един чрез всех нас, по внутреннему благодатному действию Святого Духа... Более открытый источник единства церковного, по учению апостола, есть един Господь, И. Христос, Который и нарицается в том же послании Главою церкви, соответственно сему называемой телом Его“ (Ефес. I:22–23, IV:15–16) (Сл. изд. 1861 г. III, 153; ср. Катих. 49). Таким образом церковь есть не что иное, как великое тело Христа, Который для нее и „сердце, или начало жизни, в глава, или правящая мудрость“. Соединяющийся со Христом, соединяется в Нем со всеми верными Ему столько же неразрывным, сколько непостижимым союзом» – „союзом более тесным, нежели общество просто человеческое, – союзом не только единой власти, взаимных нужд, общей пользы, но и союзом единой жизни» (1Кор. XII, 26). – (Разгов. между испыт. и увер. о прав. 128; сл. и речи, изд. 1848 г. II, 240; I, 17; II, 188). 3. Пространство вселенской церкви не ограничивается никаким местом, ни временем, ни народом; она заключает в себе истинно верующих всех мест, времен и народов. Ап. Павел говорит, что благовествование существует во всем мире и ест плодоносно и растимо (Кол. I, 5 – 6), и что в церкви христианской нест еллин, ни иудей, обрезание и необрезание, варвар и скиф, раб и свобод, но всяческая и во всех Христос (Кол. III, 11). Сущие от веры благословятся с верным Авраамом (Гал. 3, 9); – (Катих. 54). К составу церкви Христовой «принадлежать не только все православные христиане, живущие на земле», но и „все, скончавшиеся в истинной вере и святости» (там же, 49), и даже „не только люди, но и ангелы. Это можно основывать, между прочим, на следующих словах ап. Павла. Он говорит: приступите к Сионстей горе, и ко граду Бога живого, Иерусалиму небесному, и тьмам ангелов, торжеству, и церкви первородных, на небесех написанных, и Судии всех Богу, и духом праведник совершенных, и к Ходатого завета новаю Иисусу (Евр. XII, 18 – 24), то есть: мы, христиане, вступая в завет с Богом и Христом, приступили к невидимой горе Сионской, вступили в ближайшее духовное общение с небом; нам открыт свободный и невозбранный доступ к общению со множеством ангелов, с величественным собором и церковию духов праведных человеков, достигших духовного совершенства, написанных на небесах, в качестве граждан небесного Иерусалима, приискренне усвоенных Богу, подобно, как некогда прообразовательно усвоялись Ему первородные; наконец, в сем сообществе небесных граждан мы имеем дерзновение приближаться и к Самому Царю небесного града, к Богу и Христу. 4. Все сие началось от слов обещания Господня: отселе узрите небо отверсто (Иоан. I, 52); вполне же и торжественно совершялось, думаю, в воскресении Господнем и в вознесении на небо. Со времени грехопадения первого человека и его изгнания из рая, двери рая и неба были затворены для рода человеческого; херувим пламенным оружием заграждал вход. Кровию и водою из ребра страждущего на кресте Иисуса погашен пламень оружия его. Воскресшему сквозь запечатанный гробный камень Иисусу отверзлись двери неба, как Богу, но как Он есть купно и человек, то и для человечества они отверзлись и нам открылась возможность приступить ко граду Бога живого, к тьмам ангелов, к церкви первородных на небесех написанных“ (Ефес. IV, 8). – (Сл. изд. 1882 г. IV, 603). 5. Теснейшее единение с церквию м Главою ее, Христом, должно составлять цель жизни каждого человека. „В чистом единении веры и любви (еще) на земли должна образоваться способность к высочайшему соединению с Богом и святыми на небеси» (Сл. изд. 1848 г. II, 240). Эта способность может образоваться только в церкви земной, которая есть „от Бога установленное общество человеков, соединенных православною верою, законон Божиим, священноначалием и таинствам» (Кат. 48; сн. соч. „Догматич. богословие по сочин. Филарета, м. москов.“, состав. Алексей Городков. Казань. 1887 г., стр. 230 – 234.