Источник

Часть 14, Глава 10Часть 14, Глава 12

Восьмой член Символа веры

11. Действия Святого Духа в мире

I. Св. Григорий Богослов говорит: «Сей Дух созидает с Сыном в творении и воскресении, в чем да уверит тебя сказанное: «Словом Господним небеса утвердишася, и Духом уст Его вся сила их» (Пс. 32:6); «Дух Божий сотворивый мя, дыхание же Вседержителево научающее мя" (Иов. 33:4); и еще: «послеши Духа Твоего, и созиждутся, и обновиши лице земли» (Пс. 103:30). Он созидает в духовном возрождении, в чем да уверит тебя сказанное, что никто не может видеть или получить царствие, «аще кто не родится свыше Духом» (Ин. 3:3, 5).

Сей Дух, как премудрый и человеколюбивый, поемлет ли пастыря, – творит его псалмопевцем, отгоняющим злых духов, и указует в нем царя Израилю; поемлет ли пастыря овец, ягодичия обирающего, – делает его пророком (Амос. 7:14): припомни Давида и Амоса! Поемлет ли остроумного отрока, – еще прежде совершенного возраста делает его судиею старейшин: свидетель Даниил, победивший львов во рве. Обретет ли рыбарей, – уловляет в Христову мрежу целый мир объемлющих сетию слова: возьми в пример Петра и Андрея и сынов громовых, возгремевших о духовном. Обретет ли мытарей, – приобретает в ученики и творит купцами душ: свидетель Матфей, вчера мытарь, а ныне евангелист. Обретет ли, пламенных гонителей, – изменяет ревность, и Савлов делает Павлами, столько же ревнующими о благочестии, сколько нашел их ревнующими о зле» (Из «слова Григория Богослова на св. Пятьдесятницу»).

II. Филарет, митрополит Московский, учит: «Что такое Дух Святой в первоначальных дарах Своих, сие изъясняет Сам Он Своими огненными языками. Он есть невещественный огнь, который действует двумя силами: светом и теплотою, – светом веры, теплотою любви. Сей небесный свет, по выражению Соломона, «предходит и просвещает, дóндеже исправится день» (Притч. 4:18); (т. е. более и более светлеет до полного дня), разгоняет мглу неведения и сомнений, открывает обман призраков, которые, погрязший в чувственности разум, принимает нередко за истины, дает человеку видеть себя самого в наготе растленной природы, познать мир в отношении к душе, и ощутить присутствие Бога, яко источника света, сообщает «уповаемых извещение, вещей обличение невидимых» (Евр. 11:1). По той мере, как свет от солнца правды умножается в уме, согревается и воспламеняется сердце. Любовь Божественная изгоняет из него самолюбие; попаляет в нем терние плотских пожеланий; очищает, упраздняет его, и взаимно привлекает в душу новый свет. Слияние сих источных даров духовных образует огненный язык, изрекающий закон Бога Слова в сердце (Пс. 36:31) человека, воображающий в нем Христа (Гал. 4:19), совершающий возрождение в жизнь духовную» («Слова и речи» митр. Филарета, ч. I, стр. 164 – 165).

 

Источник: Уроки и примеры христианской веры : опыт катехизической хрестоматии / Сост. прот. Г. Дьяченко. - Репр. изд. - Москва : Паломник, 1998. - XII, 725, XXXVI с.

Комментарии для сайта Cackle