Источник

§ 15. Признаки истинного откровения

Божественное откровение имеет свои внутренние и внешние признаки, существенно отличающее его от человеческих учений. К внутренним признакам относятся высота содержащегося в нем учения, чистота его и могущественное действие на сердца человеческие.

Высота богооткровенного учения. Разум человеческий сам собою не мог дойти и никогда не дошел бы до того, чтобы ему изобрести столь высокое учение. «Мы проповедуем, – говорить ап. Павел, – премудрость Божию – втайне сокровенную, которой никто из властей века сего не познал» (1Кор. 1: 23: 24: 2:7: 10), и которую «Отец небесный» утаил от премудрых и разумных» (Мф. 11:16). И, действительно, откровенные истины превышают силы разума человеческого. Приведем пример: Бог есть един по существу, но троичен в лицах. Или возьмем догмат воплощения Сына Божия, при чем Божество не переменилось в человечество и само не поглотило человеческого естества. Или освящение и обновление падшего человека благодатью Духа Святого, действующего в св. таинствах церкви, – это опять премудрость Божия, превышающая разум человеческий.

Чистота богооткровенного учения Здесь нет ни нелепых басен и сказок о многих богах и их похождениях, как это встречается в ложных верованиях язычников; нет грубого материализма и пантеизма, как у древних и новых философов; нет ничего, чтобы противоречило истинному понятию о Боге. В законах нравственности нет ни одного закона, который бы не охранял и не возвышал достоинства существа нравственно-свободного. Самые тонкие оттенки грехов обозначены и указаны; и самые высшие стремления бессмертного духа нашего к нравственному совершенству не только указаны, но и объяснены в живом примере и образце. Не только запрещено дело дурное, но и слово, и чувство, и желание, и сокровенный помысел. Чистота нравственного совершенства требуется такая, что человек должен уподобляться Самому Богу: «будьте совершении, якоже Отец ваш небесный совершен есть» (Мф.5:48).

Могущественное действие на сердца людей, свойственное только силе Божией. Это – особенно можно видеть из того, что 12 апостолов, взятые из людей бедных, неученых, этим учением победили и покорили Христу сильных, мудрых, богатых, царей и царства.

К внешним признакам сверхъестественного откровения относятся пророчества и чудеса.

Пророчества. Под именем пророчеств разумеются ясные и определенные предсказания о будущих событиях, совершенно случайных, которые, следовательно, не могут быть доступны соображениям ума человеческого, а ведомы только одному Господу.

О важности пророчеств, как признаков истинного откровения, особенно много месть находится у прор. Исаии: так, например, обличая язычество, пророк прямо доказывает его несостоятельность из-за отсутствия в нем истинных пророчеств.

«Пусть ваши боги предвозвестят нам о будущем, пусть узнают, что Господь Саваоф определил о Египте» (Ис.19:12), говорить пророк 3. В новом завете мы находим такой же взгляд на значение пророчеств. Сам Иисус Христос указывал на Свои предсказания будущего, как на признак, по которому ученики Его могли убедиться в Его Божественном достоинстве. Так, напр. Свое предсказание о предании Его одним из учеников, Христос сопровождал следующими словами: «Теперь сказываю вам прежде, нежели сбылось то, дабы, когда сбудется, вы поверили, что это я» (Ин.13:19).

Чудеса. Чудеса – это дела, которые не могут быть совершены ни силою, ни искусством человеческим, но только всемогущею силою Божию. Например, воскрешение мертвого. О божественности откровения чудеса свидетельствуют следующим образом: кто творить истинные чудеса, тот действует силою Божию, следовательно, он угоден Богу и причастен Духа Божия. А такому лицу свойственно говорить только чистую истину. И потому, когда он говорит именем Божиим, тогда чрез него, без сомнения, говорить слово Божие. Поэтому Сам Господ наш И. Христос признает чудеса важным свидетельством Своего Божественного посланничества: «дела, яже даде Мне Отец, да совершу я, та дела, яже Аз творю, свидетельствуют о Мне, яко Отец Мя посла» (Ин.5:36). В чуде также искали опоры для себя и для своей проповеди и св. апостолы. Так, напр., ап. Павел в доказательство своего апостольского достоинства говорить коринеянам: „признаки моего апостольства оказались пред вами... чудесами и силами» (2Кор.12:12).

* * *

3

Среди множества мессианских пророчеств, находящихся в ветхозаветных книгах, особенно сильное впечатление производить псалом Давида 21, дающий полную и подробную картину крестных страданий и смерти Иисуса Христа. Одного этого псалма, ведь, достаточно для веры в божественность книги, его заключающей, и для веры в И. Христа, как Богом посланного Спасителя

мира!


Псалом 21. Евангелие.
(Пророчества). (Исполнение их).
1) Стих 2: „Боже Мой, Боже 1) Мф. 27: 46; Мк. 15: 34–36.
Мой! (внемле Мне); для чего Ты
оставил Меня?»
2) Стих 8 – 9: «Все видящие 2) Мф. 27: 39–42; Мк. 15: 29–32; Лк. 23: 35–37.
Меня ругаются надо Мною; говорят устами, кивая головою: Он
уповал на Господа; пусть
избавить Его, пусть спасет, если
Он угоден Ему».
3) Стих 17 – 18. «Пронзили 3) Это – описание крестной
руки Мои и ноги Мои. Можно смерти. В добавление к этому Ин.19:
было бы перечесть все кости Мои. 31–37 о прободении ребра копьем
А они смотрят и делают из во исполнение пророчеств Исх.
Меня зрелище». 12:46 и Зах. 12: 10.
4) Стих 19: «Делят ризы 4) Мф. 27: 35; Мк. 15: 24
Мои между собою и об одежде Лк. 23: 23; Ин. 19: 23 –24
бросают жребий».
5) Стих 16: «Сила моя иссохла, как черепок; язык мой 5) Ин. 19:28.
прильнул к гортани Моей»...
(Очевидно, говорится о жажде).
6) Псалом 68. Ст. 22: «И дали 6) Ин. 19:29.
Мне в пищу желчь и в жажде Моей напоили Меня уксусом.

Все это было предсказано за 1000 лет приблизительно, и все исполнилось с буквальной точностью!


Источник: Очерки православно-христианского вероучения : ученое руководство для 7-го класса гимназии / сост. свящ., законоучитель гимназии, Г. Орлов. – Москва : Т-во «Печатня С.П. Яковлева», 1914. – 146, IV с.

Комментарии для сайта Cackle