Последствия образа жизни, ведущего к обожению
Такой образ жизни, который подает нам Православная Церковь в Божественных службах, святоотеческом богословии, монашестве, есть образ жизни, ведущий к обожению, жизнь «богочеловекоцентричная», в центре которой – Богочеловек.
Такой образ жизни приносит нам много радости, потому что мы знаем, какое у нас великое предназначение, какое блаженство нас ожидает.
Любая боль и испытание, любые житейские трудности услаждаются перспективой обожения.
Когда мы подвизаемся с надеждой на обожение, тогда изменяется и наше отношение к ближним. Потому что тогда мы смотрим друг на друга как на потенциальных богов. Как тогда углубляется, каким существенным по содержанию становится наше воспитание детей! С какой поистине божественной любовью и уважением относятся тогда отец и мать к своим детям, чувствуя на себе ответственность и священный долг помочь им достигнуть обожения, достигнуть той цели, ради которой они по благодати Божией ввели их в мир! Но как помогут своим детям родители, которые и сами не идут к этой цели, к обожению? Сколько уважения без эгоизма и богопротивной гордости мы будем иметь к самим себе, когда почувствуем, что сотворены мы для столь великой цели!
Святые отцы и богословы Церкви говорят, что, преодолевая антропоцентричную философию эгоизма и себялюбия, мы становимся подлинными личностями, настоящими людьми. Мы обращаемся к Богу с почтением и любовью, а в ближнем нашем видим подлинное достоинство, потому что смотрим на него не как на сосуд, который можем использовать для собственного наслаждения, а как на образ Божий, предназначенный к обожению.
Доколе мы заключены в самих себе, в своем я, мы – индивидуумы, а не личности. Но лишь только мы выйдем из своего бытия индивидуума и встанем на путь обожения не только при содействии благодати Божией, но и собственными трудами, начнем любить, приносить все больше и больше себя Ему и нашему ближнему, так станем подлинными личностями. То есть когда наше «я» встретит Божие «Ты» и «ты» ближнего, тогда только мы и найдем свое потерянное «я». Потому что в общении обожения, для которого мы сотворены, мы можем открыться, можем общаться и радоваться друг другу подлинно, а не себялюбиво.
В этом – характер Божественной литургии, в которой мы учимся преодолевать свою ограниченную индивидуальную выгоду, к которой нас подталкивают диавол, грех и наши страсти, учимся отрывать себя в общении жертвенности и любви во Христе.
Человеку приносит подлинный покой сознание своего великого призвания, призвания к обожению.
Православный гуманизм Церкви основан на этом призвании человека и поэтому раскрывает задатки человека, его силы в полноте.
Какой иной гуманизм, сколь бы прогрессивным и свободолюбивым он ни казался, революционен настолько, насколько революционен гуманизм Церкви, который может сделать человека богом? Столь высокий гуманизм – исключительное достояние Церкви.
Сегодня в особенности, когда многие пытаются обмануть людей, по большей части молодежь, предлагая свои лжегуманизмы, которые только калечат человека, не принося ему обещанного совершенства, значение такого воспитания Церкви, о котором мы говорили, трудно переоценить.