Источник

Последствия воспитания, не приводящего к обожению

Молодые люди сегодня ищут опыта. Им мало одной лишь материальной, вещественной жизни, мало рационального общества, которое они получают в наследство от старших. Наши дети, эти образы Божии, «которым повелено быть богами», ищут чего-то, что бы выходило за грани логических схем нашей материалистической философии и нашего атеистического воспитания. Они ищут соприкосновения с настоящей жизнью. Им мало лишь слышать о Боге. Они жаждут опытного общения, Его света и Его благодати. А поскольку многие из них не знают, что Церковь может им это дать, что у нее есть тот опыт, которого они жаждут, то они уходят в напрасные поиски, устремляются к дешевым заменителям, чтобы найти то, что выходит за рамки логики и разума.

Одни приходят к восточному мистицизму йогического типа. Другие – к оккультизму или гностицизму, а в последнее время даже к откровенному сатанизму.

У них нет и никаких моральных преград, потому что мораль лишена своей сущности и цели, которая заключается в том, чтобы соединить с Богом. Такая мораль без цели становится полной бессмыслицей.

Поэтому мы видим все больше проявлений анархизма, террора, которым многие молодые люди хотят реализовать свой внутренний динамизм. Этого им не удается достигнуть, потому что им не посчастливилось быть наученными обожению. Они предаются всяким крайностям и насилию по отношению к близким.

Большинство молодых и не только молодых людей драгоценное время своей жизни и свои силы, данные Богом для достижения цели – обожения, транжирят и растрачивают в погоне за наслаждениями, в служении плоти. Причем плоть и наслаждения часто не без помощи со стороны государства становятся современными идолами, нынешними «богами», вызывающими растление душ и телес.

Одни, проводя жизнь без каких бы то ни было идеалов, надрываются в различных бесцельных, несущественных и вредных занятиях; другие ищут наслаждения в скоростных гонках по дорогам, которые часто заканчиваются увечьями и смертью; а третьи после многих блужданий впадают в полную демоническую зависимость от наркотиков – этого нового бича нашей эпохи.

И, наконец, многие после относительно короткой жизни, полной неудач и разочарований, осознанно или нет полагают конец этой муке напрасных поисков, прибегая, к сожалению, к последнему средству отчаяния – самоубийству.

Все эти дети, заканчивающие свою жизнь так глупо и трагично, вовсе не разбойники. Это молодежь, дети Божии и наши дети, разочаровавшиеся в материалистическом и самодостаточном обществе. Они не находят того, для чего сотворены, того истинного и вечного, чего мы им не дали. Они не подозревают о великой цели человеческой жизни – обожении. Поэтому, не находя покоя ни в чем, они в отчаянии ввергают себя в то, о чем мы говорили.

Сегодня многие пастыри нашей Церкви: архиереи, священники, духовники, даже братья-миряне, движимые бескорыстной любовью, трудятся каждый день, чтобы направить нашу молодежь к подлинной цели. Мы им признательны за их жертву, за их богоугодный труд, благодаря которому по благодати Божией спасаются и освящаются души, за которые умер Христос.

В этом большом труде Церкви есть смиренный вклад и помощь Святой Горы. Сад Божией Матери, это поистине особое место освящения и безмолвия по Богу, вкушает благодать обожения, живет в общении с Богом, обладает динамичным опытом Его благодати и Его света. Поэтому многие близкие нам люди, в большинстве своем молодые, получают помощь, укрепляются, возрождаются во Христе при каждом своем паломничестве на Афон или сохраняя с ним тесную связь. Так они получают от Бога радость в своей жизни и научаются тому, что есть Православие, что такое христианская жизнь, что такое духовный подвиг, научаются тому, какую радость и смысл жизни приносят они самому нашему бытию. Они вкушают нечто от великого дара Бога человеку, дара обожения.

Не будем забывать все мы, пастыри Церкви, богословы и катехизаторы, о том образе жизни, благодаря которому молодые люди и все мы по благодати Божией в своем ежедневном подвиге, подвиге покаяния и хранения святых заповедей Божиих, обретаем возможность насладиться благословением Божиим, единением с Ним, стяжать великую радость в этой жизни, а в жизни вечной – вечное счастье и блаженство.

Будем всегда благодарить святого Господа за дар обожения, дар Его любви. На Его любовь ответим своей любовью. Господь желает и жаждет нашего обожения. Ради этого Он однажды (•тал Человеком и умер на Кресте. Чтобы сиять, подобно Солнцу, среди солнц, как Бог среди богов.


Источник: Бог стал человеком, чтобы человек стал богом / архим. Георгий (Капсанис) ; [пер. Петров В.]. - Москва : ДАРЪ, 2008. - 240 с. - (Планета людей). 978-5-485-00184-1

Комментарии для сайта Cackle