Православие против прежних и новых гуманистов109
Благодать Святого Духа сегодня собрала нас из монастырей, скитов и пустынь Святой Горы возблагодарить и прославить Пресвятую и Животворящую Троицу за явление в последние времена святых мощей священномученика и прота Святой Горы Косьмы.
мы собраны здесь, чтобы отпраздновать победу нашей святой православной веры, победу над иконоборцами и над всеми гонителями разных времен. Чтобы отпраздновать эту победу, выразив Господу великую благодарность за многоценное сокровище, которым обладаем в этой жизни, – за православную веру, в которой мы родились, крестились, в которой живем и в которой надеемся по благодати Божией и умереть.
Начало нашего от Отцов переданного благочестия – Трисолнечный Бог. Он – источник и конец всего. Он альфа и омега. Но поскольку через Богочеловека Иисуса Христа имеем доступ к Отцу (Еф.2:18), и через Него земное соединилось с небесным, и «едино стадо стало Ангелов и человеков», мы познали и знаем Господа Иисуса Христа как Начальника нашего спасения, как центр, путь, жизнь и Главу Церкви.
Он – центр и сего честного храма Протата. Его этот храм являет всем своим священным убранством и совершаемым в нем.
Он – великий Архиерей и вечный Священнодействитель возношения и приношения всего Богу.
Он призывает всех людей к единству с Богом.
Он призвал и нас во святую Свою Церковь и в сей благословенный Сад Божией Матери, который является образом Его Церкви.
Он, согласно сегодняшнему евангельскому зачалу, призвал Филиппа, чтобы соделать его Своим апостолом.
Можем и мы по Его благодати вместе с апостолом Филиппом и любым верующим православным христианином повторить всякому сегодняшнему Нафанаилу, вопрошающему нас: Мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета (Ин.1:45).
Предубеждение человека, не желающего принести себя Богу, восстанет и скажет нам, может быть, по-другому, может быть, иными словами, но то же, что сказал и Нафанаил: Из Назарета может ли быть что доброе? (Ин.1:46)
Ответ не может быть никаким другим, как только: Пойди и посмотри (Ин.1:46).
Нужно пойти, чтобы увидеть Иисуса.
Пойди и увидь Иисуса. Тот, кто без предубеждения и в простоте сердца войдет в сей честной храм, изображающий всю Церковь, и от видимого разве не поднимется к всесветлому лику Господа Иисуса Христа и к истине Его Евангелия и Его Церкви?
И кто, входя во Святую Кафолическую Православную Церковь, кроме Жениха и Его друзей, не встретит обоженных людей с предшествующей им Госпожой Богородицей? «Сия слава Церкви, сие богатство Царствия».
Святая наша Православная Церковь может обратиться к людям и сказать: «Пойдите и посмотрите» (см. Ин.1:46). Потому что по благодати Божией, несмотря на человеческое несовершенство и немощь, она сохранила неизменным лик и учение Богочеловека.
Много было пролито крови, много было совершено подвигов и принесено жертв ради того, чтобы Истина была сохранена от различных ее искажений врагами.
Обычно ложь являет себя как нечто законное, прогрессивное, оправданное философски и логически, носящее личину истины.
Ложь приносит смущение полноте Церкви и увлекает многих вслед за собой. Тогда Дух Истины, управляющий Церковью, являет исповедников, богословов и подлинных свидетелей Господа Иисуса Христа.
Это Дух просвещал святых отцов и исповедников в их борьбе против искажавших веру иконоборцев. Иконоборчество – это борьба не против формализма, как хотят представить его на Западе и в Греции прозападные историки и интеллигенция. Это борьба против личности Иисуса Христа, а потому и против личности человеческой. По сути, иконоборцы отрицали полноту человеческой природы Христа, а значит, и возможность обожения человека. Тогда как же они могли бы изображать человеческое естество Слова и обоженные личности – Божию Матерь и святых?
Отмечая сегодня праздник Недели Торжества Православия, победу православных и восстановление почитания святых икон, мы празднуем победу одной и вечной истины Церкви, победу, бывшую благодаря всем Соборам, отцам и исповедникам. Истина же состоит в том, что человеком становится Бог, да богом Адама соделает.
Итак, сегодня Церковь, украшенная святыми и священными иконами, облеченная в тканный хитон вышнего богословия, справедливо блистает и превозносится, таинственно ликует и веселится. Так блистает и сияет Церковь Христова, украшенная ныне восстановлением святых икон, изображений и светильниками.
Как смогла бы сегодня Невеста Церковь показаться своему Жениху и сказать: пойди и посмотри (Ин.1:46), если бы иконоборцы обнажили ее от Солнца, освещающего ее и просветляющего, от Богочеловеческого лика ее Господа?
Как бы смог всечестной сей и первый храм Афона, да и все святоименное государство Святой Горы лишиться утешения святыми чудотворными иконами Госпожи Богородицы «Достойно есть», «Вратарницы», «Скоропослушницы», «Кукузельской», «Троеручицы», «Сладкого лобзания», «Геронтиссы», «Одигитрии», «Акафистной иконы», «Страшного Предстательства» и «Млекопитательницы»?
Поэтому сегодня мы присоединяемся ко всем похвалам, которые Церковь справедливо направляет своим верным чадам, боровшимся, претерпевшим муки и принесшим себя в жертву ради того, чтобы она не лишилась своего благолепия. «Исповедающим словом, усты, сердцем и умом, в писании же и на иконах плотское Бога Слова пришествие – вечная память»110.
Но еще мы присоединяемся, не без душевной боли, к страшным анафемам на тех нераскаянных и кичливых людей, которые, возомнив о равнобожии, восхотели растлить вечное девство Церкви.
Сеющий плевелы на церковном поле воздвиг новые гонения на истину. Это были паписты.
Снова лик Господа Иисуса Христа и обожение людей уничижаются. Принижается и православное учение о Святой Троице. Речь не о различных обычаях или о единственно законном западном толковании Евангелия. Вопрос встает об искажении Евангелия догматом Filioque и папоцентричной экклесиологии, искажающих таинство Святой Троицы и троичную экклесиологию. В результате Христос смещается из центра Церкви, Святой Дух принижается, благодать объявляется тварной, а спасение ограничивается одним лишь юридическим оправданием и моральными усилиями человека, в которых нет места перспективе обожения.
Это поняли богоносные отцы наши, святитель Фотий, святогорец-святитель Григорий Палама, Божественный Марк Ефесский Евгеник и прочие, которые мужественное противостали папским притязаниям и заблуждениям.
Великая война подымается против православных и против Православия. Многие покоряются и становятся латиномудрствующими. Оставшимся православным приходится сражаться с латинянами и латиномудрствующими. К мудрствующим по-латински принадлежали императоры, патриархи, архиереи, политические вожди, обладавшие мирской властью и силой. Православные верующие противостоят везде, в том числе и здесь, на Святой Горе. Наступает такое время, когда латиномудрствующие принуждают афонских отцов поклониться папе. Но большинство предпочитает смерть, которая является жизнью, а не жизнь, которая есть смерть. Мученическую смерть принимают многие святогорцы в монастырях Иверском, Ватопедском, Зографе. Но и здесь, в Карее, как говорит священный Никодим, «мы находим и преподобномучеников, прота Святой Горы и живущих вокруг него в келиях; когда они обличили латиномудрствующих Михаила Царя и Векка Патриарха, прот был повешен, а другим были отсечены головы мечом».
Здесь претерпевает мученическую смерть исповедник и прот Святой Горы священномученик Косьма, честные, благоухающие и источающие благодать мощи заботой Священного Кинота были обретены в притворе этого честного храма.
Блаженный принял мученическую смерть по любви ко Христу. Мученичество – это самое высшее, что может принести человек Богу.
Блаженный и честный прот Святой Горы, священномученик Христов Косьма, ты первый в служении прот Священного Кинота, ты первый и на мученичестве, и в исповедании Христа.
Первый на кафедре протатской, первый на виселице, в смерти и гробу.
Твое многотрудное и мученическое тело как бесценное сокровище сокрыла и сохранила сия священная земля.
Теперь Божественным мановением ты как утренняя звезда снова восходишь над святоименитой Горой и над всей Церковью, чтобы светить нашим душам и вести их к неуклонному исповеданию Богочеловека Христа.
Сегодня заграждаются уста тех, кто хотел .подвергнуть сомнению исповедание святогорских отцов и их мученическую кончину от рук л атиномудрствующих.
Благодаря твоей жертве Православная Церковь и Святая Гора могут сказать современному человеку: «Прииди и виждь истинного Христа, полноту Его истины и благодати, всего Христа, Главу и Его Тело». Глас твой сегодня слышен как «глас вод многих»111.
От твоего гроба истекает таинственная река, потоки вод которой веселят град Божий – по всей вселенной Единую Святую Православную и Соборную Церковь.
Благословен твой подвиг.
Благословенно исповедание твое.
Благословенна твоя мученическая смерть.
Благословенно твое 700-летнее сеяние В афонской земле.
Благословенно твое явление в трудные для мира и Церкви времена наши.
Святая Гора в твоем лице и в лице других святых афонских отцов-преподобномучеников, обличивших латиномудрствующих, не пошла на уступки и не идет доныне.
Твоя мученическая смерть побуждает и нас обновить сегодня в своей памяти исповедание твое и других преподобномучеников, потому что мы – наследники и продолжатели вашего предания.
Итак, мы исповедуем, как писали святогорцы латиномудрствующему императору Михаилу VIII Палеологу в конце XIII века, что «вся Христа и Бога паства едино Тело есть, одной Главой управляемая, которая есть Иисус Христос».
Мы также исповедуем, что латиняне, не оставив «неизменным и непорочным» главные догматы веры, «отсекаются повсюду в равной степени от доброго и прекрасного Тела Христова».
Итак, Единая Святая Соборная и Апостольская Церковь Символа веры – это наше Православие, ибо лишь она одна сохраняет неизменной апостольскую веру.
Отметив в прошлом году по инициативе первопрестольной Матери Церкви Костантинопольской 1600 лет созвания Второго Вселенского Собора, мы не должны оставить без должного внимания тот факт, что этот святой Собор заложил основу не только православной пневматологии, но и православной экклесиологии. А фундаментом православной экклесиологии является та истина, что Церковь едина, та, что обладает истиной. Только она имеет истинное Крещение, истинные Таинства, полноту благодати и апостольское преемство.
Кроме этой Церкви, могут существовать общества, уподобляющиеся Церкви, но это не Единая Святая Церковь, обладающая полнотой благодати и истины.
Теория ветвей Церкви, непосредственно или опосредованно сформированная в том числе и православными, не имеет основания ни в одном члене Символа веры и отцами преданного благочестия Церкви. Это один из видов эккле-сиологического синкретизма.
Латиномудрствующие и в эпоху святого Косьмы искали «по икономии» единения с отпавшими от православной веры латинянами. Но святой Косьма и иже с ним преподобномученики не приняли такого положения, потому что знали, что таким образом они бы предали веру. Они непоколебимо верили в то, что лишь Православие и является истинной Церковью Христовой, истинным Телом Христовым и что не может быть единства истины и лжи.
Сегодня Рим, конечно, изменил тактику. Он использует не меч, а дипломатию. Не сомневаясь в добрых намерениях некоторых людей на Западе, мы не должны скрывать, что благородные жесты Рима нас не убеждают, ибо сопровождаются враждебными поступками по отношению к Православию (заключение дипломатических отношений с Греческим государством, сохранение унии, участие униатов в диалоге православных и католиков, а недавно – официальная хиротония папой униатского епископа для Румынии).
Мы болезненно переживаем разделение. Мы молимся о единении во Христе всех христиан. Мы желаем соединения. Соединения не «устроенного», по священному Геннадию Схоларию, а подлинного и истинного во единой вере Церкви.
Явление святых мощей святого Косьмы происходит в эпоху, когда не прекращается давление со стороны латинян, заинтересованных в соединении, соединении без полного догматического согласия. И со стороны некоторых наших остается поспешность в этом соединении, которое подготавливают латиняне.
Уже на протяжении нескольких лет в нашей стране делаются и все усиливаются попытки оттеснить на обочину жизни Богочеловека Христа и Церковь.
В обоих случаях гуманизм, как религиозный, так и светский, борется с Православием, в центре которого – Богочеловек.
Попытки отчуждения нашего народа от православного церковного Предания, в центре которого находится Богочеловек, начались очень рано, еще в 1821 году, с благословения и под давлением «друзей-чужестранцев» и наших «защитников».
Наша интеллигенция и политики не преклонили со смирением своей главы, как бы полагалось, чтобы научиться и выразить предание и душу нашего народа, во имя которого они и действовали. Напротив, с превозношением образованного человека они захотели навязать нашему народу свое видение мира, вдохновленное Западом и чуждое нравам наших людей. Мировоззрения различных оттенков в своей глубине встречаются с их западничеством, с той пропастью, которая отделяла их от греко-православной души.
Даже в религиозную жизнь и учение вторгся западный гуманизм, морализм. В результате крепкое и подлинное вино-Православие получило примесь западного суррогата.
В нашем православном народе Православие игнорируется, оттесняется на обочину, с ним ведут войну, его искажают и подделывают.
Мы все нуждаемся в большом смирении, чтобы поверх облаков своих страстей и мировоззрений искать то солнце, которое освещало и согревало наш народ в годину испытаний.
Святые православные иконы, восстановление которых мы празднуем сегодня, освещают нас этим светом, которым изнутри светятся лики святых.
Этим светом нас освещают и согревают все святые догматы, Таинства и Предание нашей Церкви.
Иконоборцы той эпохи, также как и сегодняшней, теряют видение нетварного света. Они отрицают брак, соединение Божества и человечества, тварного и нетварного. Так все человеческое и тварное, отделенное от Бога, пребывает темным, неосвещенным, остается без надежды.
В этом всечестном храме мы удивляемся дерзновенному и сильному искусству Панселина. Он выражает сильную православную антропологию, которая делает человека богом.
Разве не жаль нам снова становиться иконоборцами, латиномудрствующими, гуманистами и остаться вне радости этого вечного богочеловеческого брака Православия?
Разве не жаль теперь, когда так много уставших от безысходности западной культуры душ с ностальгией возвращаются в Православие, нам самим терять его?
Очень точно было подмечено, что все «-измы» уже умерли.
«Ни капитализм, ни социализм, какими мы их знали, больше не являются притягательными для нового поколения» (Андреас Папандреу112).
Вместо них предлагается обновленный гуманизм. Мы полагаем, что этот новый гуманизм, сколько бы ни улучшал обанкротившиеся гуманистические системы, в действительности не выводит человека из тупика эгоцентризма. Он не возвышает его до новой жизни. Преодолением гуманизма является Православие, которое мы сегодня отвергаем, по сути, не узнав его. Православие – это не система ценностей, которую изобрел человек. Это смерть всех ценностей, чтобы человек мог жить не «ценностями», а полнотой жизни, истекающей из личного свободного общения человека с Богом.
Бог Евангелия и Православия – это не Бог философов, а Троичный Бог. Три Лица, одна сущность, один Бог. В этом антиномичном таинстве Бог превосходит любую объективность, любую философию. Он не закрытый в Самом Себе самодостаточный Бог и не Хранитель нравов и ценностей городского социума, но «Отец наш, который на Небесах», Который единым движением безграничной любви непрестанно выходит за пределы Себя, чтобы встретить Свое творение и обожить его.
Вне такой любовной встречи Бога и человека Православия нет.
Православие – это не то, что мы должны создать при помощи своей фантазии. Оно живет в нашем народе, соединенное с древним и средневековым эллинизмом.
Греко-православное предание – это подлинное предание нашего народа. Оно укрепляло наш народ в годы турецкого владычества.
Оно и воскресило его. Оно образовало и явило новомучеников, борцов 1821 года и народных учителей.
В подсознании каждого грека, даже если он отрекается от веры, находится Православие. Для грека не быть православным – явление противоестественное. Верно подмечает современный исследователь: «Потому что православная духовность встречает первенство воспитывающей и образовывающей силы новогреческой души, а не какой-то идеологии.
Но духовность эта отталкивается, если не изгоняется, в результате чего мы имеем тяжелейший кризис идентичности и внутреннюю духовную двойственность, естественным следствием чего является национальный упадок, маразм»113.
То подлинное изменение, которое должно произойти в нашей стране, заключается в том, чтобы нам вновь открыть самих себя – нашу греко-православную жизнь. Любая другая перемена будет иметь ценность тогда, когда будет ориентирована на это изменение.
Святая Гора помогает нам почувствовать, что глубокая человеческая потребность в перемене исполняется в Православии. С этой высоты лучше видно, насколько революционно Православие и насколько отсталыми являются современные гуманисты.
Все мы обязаны учиться у наших святых отцов, таких как священномученик Косьма Этолийский, преподобный Никодим Святогорец, а также у глубоко православных людей, таких как Макрияннис, Пападиамантис, Контоглу, живших и выражавших наше предание в своей жизни, своей кровью и своей проповедью. Есть еще много простых душ, которые и в наши дни воплощают Православие. Вопрос о выживании подлинного православного предания касается опосредованно или непосредственно не только тех, кто выступает против веры, но и нас – служащих в Церкви. В покаянии мы должны признать, что и с нашей стороны дается повод к неправильному изложению Православия в богословии, в пастырском попечении, во внутрицерковных связях, в ежедневной жизни. В результате у не знающих глубоко православной веры получается путаница.
Но сегодня нужно, чтобы те, кто сегодня позабыл о том, чем наш народ обязан Православию, кто забыл о нашей истории, о нашем предании и явно или тайно выступает против Церкви, чтобы они знали, что совершают дело янычар и матереубийц. Во имя некоего якобы модернизма они пытаются разрушить свой отчий дом, чтобы без крыши над головой оказаться на улицах и торжищах Востока и Запада.
Сегодня пришла пора осознать не только необходимость выживания Православия, но и необходимость борьбы за сохранение его от тех, кто методически и систематически воюет против него при поддержке и направлении извне, из-за границы. Институт семьи, образование и язык уже несколько лет пытаются оторвать от греко-православного предания.
Когда мы говорим «греко-православное предание», мы имеем в виду не какое-то малоазийское христианство, а истину Православия, исходящую из просвещенной души народа.
Церковь всех нас призывает в эти трудные времена к борьбе, к внутреннему непрестанному обновлению в покаянии, подвиге, молитве и литургической жизни.
Мы призываемся к тому, чтобы поставить в известность ответственные лица в государстве и народ о значении Православия в подлинном изменении нашего народа, в том изменении, которого все мы жаждем.
Православие – это не отрицание. Оно не отвергает, а принимает мир и преображает его.
Наша Православная Церковь, этот кивот нашего народа, вновь призывается помочь нашему народу сохранить свои православные обычаи, сохранить христианский брак, свой язык и свое предание. Чтобы в наш народ пришла любовь, справедливость, истинно общинный православный дух. Культура, основанная на себялюбии, осуждена на неудачу.
Нас не пугает поход против Церкви. Кормчий корабля Церкви – всегда Господь Иисус Христос. Пусть бушует шторм, корабль не пойдет ко дну. Он спасается и спасает многих.
Эту веру мы получили от благочестивых родителей, предков, учителей и духовных наших отцов, от святого Косьмы и сохраняем эту веру до сих пор.
Эту веру мы смиренно исповедуем вместе с нашими святыми отцами: «Пророцы яко видеша, апостоли яко научиша, Церковь прият, учителие якоже богословиша, вселенная якоже мудрствова, благодать якоже просия, истина якоже показася, лжа якоже отгнана бысть, премудрость якоже дерзну, Христос якоже настави: тако мудрствуем, тако глаголем, тако проповедуем Христа истиннаго Бога нашего и Того святых чтем словесы, в писаниих, в разумениих, в жертвах, во храмех, на иконах; овому убо яко Богу и Владыце покланяющеся и чтуще, овех же ради общаго Владыки, яко Того ближния угодники чтуще и относительное (ката схесин) поклонение воздающе.
Сия Вера апостольская, сия Вера отеческая, сия Вера православная, сия Вера вселенную утверди!»114
* * *
Слово, сказанное в храме Афонского Протата в Неделю Православия (1981 г.) по просьбе Священного Кинота по случаю перенесения святых мощей новопрославленного священномученика Косьмы, прота Святой Горы, повешенного латиномудрствующими.
Синодик в Неделю Православия.
Глас Господа на водах; Бог славы возгремел, Господь на водах многих (Пс.28:3). См. также Откр.1:15; 14:2; 19:6. – Прим. пер.
Андрее Папандреу (05.02.1919–23.06.1996) – видный политический деятель Греции, основатель ПАСО (Всегреческое Социалистическое Движение) – одной из главных партий страны; премьер-министр Греции 1981–1989 и 1993–1996. – Прим. пер.
Ст. Рамфу. Государство Нового Теолога. С. 148 (на греческом языке).
Синодик в Неделю Православия.