156. О памятовании Имени Божия
Что больше любим, о том чаще говорим. Хотелось мне знать, что человеки больше всего любят, – и пошел я на торжище, ходил по лавкам, был на бирже, подслушивал говорящих в домах, в нетрезвых заведениях, на улицах, на гульбищах, и все хотелось мне узнать: о чем они больше говорят, что они больше любят?!
Я думал, что они любят всею душою, всем сердцем, и всем помышлением, и всею крепостью Господа Бога, как сказано в заповеди; выходит же противное: слышу, что они чаще всего говорят о деньгах, о красоте женской, о капиталах, о пище, об одежде, о домах, о лошадях и о разных других вещах, – но не слышу, чтоб они говорили о Боге, о том, т. е., что дороже всего на свете для человека; – редко, редко где услышишь про святейшее имя Божие, да и то между бедняками, где-нибудь в землянке, а между богатыми не пришлось мне ни однажды слышать святейшее имя Божие, как будто, они стыдятся напоминать об этом страшном имени. Скажешь: „разве только о Боге и говорить? Как это?“ Да так, – в начале каждой речи, в начале и конце каждого дела призови имя Божие на память. Видите, христиане, у кого есть Бог в уме и сердце, – тот каждую речь украшает этим святейшим именем, всякое дело освящает именем Бога. Если Бог есть виновник и источник моей жизни, моих дел, моей радости, то как мне об Нем часто не говорить? Что на уме, то и на языке должно быть, – что в сердце, то и на словах, – что в душе, то и в делах моих. Нет! многие, говорю, стыдятся часто призывать святое имя Божие, а сказано: ,,Кто стыдится Меня и Моих словес, того и Я постыжусь, когда прийду во славе Своей, и все Святые Ангелы со Мною»154. Мне кажется – чего бы тут стыдится? Я Божий, все на свете Божие, всякое благо от Бога, – от Бога происхожу, к Богу и возвращусь, чего же мне стыдиться Бога? Ты говоришь: „меня сочтут ханжою, лицемером, фарисеем, если я стану часто припоминать имя Божие“. Так ты этого боишься? а как Он пришел к тебе грешнику с неба на землю, – да Его премилосердого евреи называли бесом и вельзевулом, и ядцею и винопийцею; бросали на Него камни, да еще на кресте распяли, – и это все за тебя, да через тебя; однако, Он не стыдился все это перенести ради тебя – чтоб тебя только спасти? А ты, величайший грешник и слепой, и бедный и несчастный, и расслабленный от грехов – стыдишься часто произносить имя Божие; или произносишь легкомысленно в божбе, в клятве – без страха Божия, – не любишь ты Господа!
Ты не знаешь, что в этом неоцененном Имени вся радость, все блаженство, весь рай заключается. Посмотри вокруг себя на лица радующихся, и спроси их: „чего они радуются?“ Того, что у одного в мыслях – деньги, у другого – красота женская, у третьего – явства или пища, у четвертого – напитки, и Боже мой! чем люди только не веселятся, не радуются; а между тем, одна у нас должна быть утеха, одним мы должны радоваться – именем Господним. Когда я люблю Бога и имею Его в сердце – тогда я не стыжусь произносить Его святое имя, тогда весь мир предо мною тление и прах. Завтра умираю и все исчезнет предо мною; все оставляю другим; все меня забывает, кроме Бога, – жена, дети, друзья, имение, удовольствия – все потеряно для меня, кроме Бога. Ах! жизнь, что за жизнь без истинного источника жизни – Бога? Не стыдитесь же поминать часто имя Божие, призывать, умолять, жить Богом и с Богом.
Боже! не забуди нас, когда даже мы Тебя забудем – и помилуй нас. Аминь.
* * *