Источник

155. О согревании и чистоте души

Когда выпал большой снег – заметили ли вы, как усердно принялись все выбрасывать эту сухую воду из сеней – от дверей и окон? Боже мой! подумал я; от чего люди не стараются так же усердно выбрасывать хлад из души своей? В холодные дни зимы – стараются они нагревать свои хижины как можно жарче; почему они не разогревают души своей, чтобы она пламенела любовью к Богу и к ближним? Разогревают тело пищею и напитками – почему сердца не разогревают? Горе той душе, в которой водворился холод? Не от сего ли так хладнокровно, так бесчувственно, так горделиво стоим на молитве пред Богом? Не от сего ли с таким хладнокровием смотрим на того, который со слезами просит у нас милостыню? Не по этой ли причине не трогает нас убожество вдовицы, хлад и глад сироты? А ведь св. Апостол Павел советует христианам возгревать Дар Божий152, т. е. Духа Святого, который в нас? Чем возгревать? Дом угольками возгреваешь, а душу чистыми молитвами, и воздыханиями возгревай с призыванием имени Божия и Его святых. Тело пищею и напитками нагреваешь, а сердце возгревай псалмами и песнями духовными. Удаляешь снег от своего дома – удаляй всякое пристрастие к миру и его благам из своей души, и употреби строгий пост. Чем воздержнее человек в пище, тем горячее становится у него душа, – тем сильнее действует, благодать Божия в сердце, – тем восторженнее бывает дух, – тем чище мысли, – тем живее чувствования, – тем пламеннее любовь к Богу и ближним, – тем легче стоишь на молитве, – тем яснее понимаешь, что читаешь, – тем слаще бывают молитвенные слезы. Ах! как много христиан, которые вовсе не думают о состоянии души: – тепла ли она у него, или холодна, – только бы в доме, да в теле было тепло! От чего это? от того, что христиане нынешнего времени более телом заняты, нежели душою, более наружным, нежели внутренним состоянием души. Однажды Господь назвал фарисеев покрашенными гробами, которые наружно красивы, а внутри находятся одни смрадные кости153. Таково именно состояние душ всех тех, которые о наружном состоянии тел своих и домов своих заботятся, а о душе не думают. Множество есть и между нами таких, которые о чистоте дома внутри и по наружности, об украшении стенок, ворот, ставень дома, крайне пекутся, и выкрашивают все, так сказать, на славу, и одевают себя нарядно, чисто, красиво; но загляньте в душу, в сердце, в совесть такого христианина – там-то смрад, там-то нечистота, – и удивительно, что чем прекраснее, наряднее и чище одевается кто, тем безобразнее бывает душа его; почему? потому что он и мыслями, и сердцем и разговорами весь живет на своем доме, на своих нарядах, а в душе – в его же душе, внутри сердца он не живет. Посмотришь на него, – куда какой красивый – да души нет. „Я люблю эту чистоту“, – говоришь ты, но почему ты не любишь чистоту души? а каких трудов и попечений нужно, чтоб она была чиста? Притом душа тебе нужна еще для неба, для рая, для вечности, а хижина, одежды – все это тлен и прах. Посмотришь на иного – настоящий юродивый: все на нем старое, оборванное, сам, по-видимому, ничего не стоит, да душа в нем есть, Бог есть в нем, благодать есть, добродетели есть, все дарования Божии. Ах! если самое небо пред очами Божиими не чисто – что же мы пред Ним со своими нарядами, со своею чистотою? Нет! лучше станем украшать душу Христовыми добродетелями, – тогда на нее Сам Бог с любовью станет смотреть.

Господи, Ты Сам благодатью Своею очисти души наши и спаси нас. Аминь.

* * *


Источник: Простые и краткие поучения, сказанные в Архангело-Михайловской церкви г. Таганрога протоиереем Василием Бандаковым – Изд. первое. Т. 9. - Харьков: Типо-Литография Окружного Штаба, 1880. – 500 с.

Комментарии для сайта Cackle