Источник

§ 127. Оглашения – как изложение догматов и как объяснение обрядов. Другие сочинения.

Сочинения св. Кирилла, дошедшие до нас, состоят почти из одних оглашений316. Но 18 оглашений готовящимся к Крещению (φωτιζομενοις) и 5 к новопросвещенным (μυσταγογάι), составляют драгоценный памятник древности, и весьма важны для Церкви Православной. Было время, когда много трудились над тем, чтобы оспорить подлинность их317. Но самое содержание оставляет их за проповедником Иерусалимским318, жившим спустя 70 лет после Манеса319, – притом все за одним тем же, так как все они находятся в непрерывной связи между собою320. А древние не только говорят об оглашениях св. Кирилла, но приводят слова из всех оглашений которые читаются ныне321.

Оглашения св. Кирилла весьма важны как изложение догматов и как объяснение обрядов.

В первом отношении они составляют довольно полное учение о вере, расположенное по членам символа веры, хотя и не с строгой отчетливостью в распорядке частных предметов. Одно уже то, что в сих оглашениях сохранен и объяснен древний Символ веры древним учителем древнейшей из всех церквей доставляет сему сочинению особенную важность.

После вступительного поучения о сущности и важности Крещения первые пять из 23 оглашений содержат: а) увещание к нравственному обновлению (1 оглашение); б) учение о спасительных действиях покаяния (2 оглаш.); в) поучение необходимости и спасительных действиях Крещения (оглаш. 3); г) обозрение главных предметов веры (оглаш. 4); поучение о вере в двух видах ее – о вере догматической (τό δογματικόν εἴδος) и вере деятельной (πίστις ενεργεπκή). Следующие за тем 13 оглашений (6–18) объясняют члены веры по их порядку. В 6–9 оглашениях объяснен первый член веры о Творце и Правителе мира. В 10 оглашении говорится о втором члене. В 11 и 12 объясняется вечное бытие Сына Божия и Его воплощение. В 13 оглашении показываются плоды Крестной смерти Христовой. В 14 оглашении объясняются слова: «и воскресшаго в третий день по Писанием». Оглашение 15 говорит о Втором пришествии и о Суде всемирном. Слова: «верую и в Духа Святаго»» объясняются в 16 и 17 оглашениях. В последнем оглашении объясняется учение Символа: «верую в кафолическую Церковь, в воскресение плоти и вечную жизнь». Тайноводственные поучения, которые предварительно обещал Кирилл предложить в праздничные дни Пасхи (18 оглаш. 5, 33), объясняют сущность и обряды таинств Крещения, Миропомазания (оглаш. 19–21) и Евхаристии (оглаш. 22–23).

Учение о вере, раскрываемое св. Кириллом в оглашениях, заключает в себе по предварительному же предначертанию св. отца (приг. § 10) частью положительное изложение православного учения, частью обличения несправедливых мнений. Так в 6 оглаш. обличает он допускавших два начала в Божественной природе. В учении о Сыне Божием (оглаш. 10–11), хотя не называет он ариан по имени, но опровергает арианский член веры: было, когда не было; вместе с тем говорит против саввелиан. В учение о Воплощении (оглаш. 11. 12) облачает иудеев, споривших против возможности воплощения Сына Божия; и называя Матерь Божию Девою Богородицею (παρθενος Θεοτὸκος оглаш. 10 § 19) порицает мечты гностиков. В учении о Духе Святом (оглаш. 16–17), показывая Божественное достоинство Духа Святого и Его действия в душах верующих, обличает Монтана, Манеса и Маркиона. Объясняя член веры О воскресении мертвых (оглаш. 18) говорит против современных самарян, о которых не упоминают другие отцы.

Что касается до положительного изложения предметов веры, то св. Кирилл особенно превосходно показывает (оглаш. 3, 18. Тайнов. 1–5) внешнюю сторону и благодатную силу таинств Крещения, Миропомазания и Евхаристии. Ясно учит, что благодать не освобождает нас от долга подвизаться против греха322. Самый Символ веры, или как называет св. Кирилл веру πιστιν, признает он сокращением и сущностью Свящ. Писания. «Прими, говорит он, состав членов, из которых каждый взят из Свящ. Писания... ибо не как показалось, составились члены веры, но главное, собранное из всего Священного Писания, составляет учение веры»323. Посему объясняя предметы веры, он основывает учение на словах Свящ. Писания; самое изложение членов веры начинает тем, что перечисляет канонические книги Ветхого и Нового заветов324; он много раз повторяет: «ни одной Божественной тайны не должно предлагать без Свящ. Писания.... Не верь и мне, если на слова мои не будешь иметь доказательства из Божественного Писания»325. В объяснение и подкрепление своих мыслей приводит заключения разума326, обличает противников веры наблюдениями над природою327 и верованиями самых язычников328, входит в смысл откровенных истин размышлением329.

Св. Кирилл беседует спокойно; предлагает мысли свои просто, ясно; выражается точно; там, где одушевляется предметом, говорит живо; но такой тон речи встречается редко.

Описание св. обрядов в оглашениях Кирилла соединяет с внутренними достоинствами особенную важность для нашего времени.

Объяснения, какие дает св. Кирилл священным обрядам – образец возвышенности мысли, простоты изложения, основательности учения; здесь нет ничего принужденного, что не выходило бы из сущности предмета; значения действиям показаны те, которые показываются самыми предметами. Обряды, описываемые св. Кириллом, поражают и радуют сына Православной Церкви. Читая это описание, описание 4-го века, как бы видим то самое, что совершается в православных храмах 19-го века. Так близко, так поразительно, – велико сходство обрядов Сиона с обрядами, существующими и ныне в Православии! Оглашения св. Кирилла обличают собою тех, которые пренебрегли такою священною древностью, как обряды св. таинств, заменив ее изменчивою новиною (протестанты) и едва-ли не сильнее говорят против тех, которые, испортив священную древность своими вымыслами, иногда нелепыми, с отрытым челом говорят о своей древности (паписты). Скажем еще к чести оглашений св. Кирилла, что ни одно из древних сочинений не представляет столько верных свидетельств о богослужении времен апостольских, как оглашения св. Кирилла. Они говорят о богослужении Церкви Иерусалимской – матери Церквей, той Церкви, где совершал новозаветное богослужение и Апостолы, где был епископом св. Иаков брат Господень.

Кроме оглашений не много сохранилось еще сочинений св. Кирилла: а) «Беседа о расслабленном», которой подлинность защищается и древностью рукописей, и слогом; б) «Беседа о претворении воды в вино»; в) несколько мыслей из неизвестной беседы; г) Письмо императору Констанцию. Но не принадлежит ему Беседа на Сретение Господне», известная и по славянскому переводу. Надобно быть жалким по бедности смысла, чтобы верить, что будто-так называемая Кириллова книга есть сочинение св. Кирилла Иерусалимского; одна только глава ее – о страшном Суде по содержанию есть то же, что 15-е оглашение св. Кирилла: но в этой текст св. Кирилла исполнен прибавлениями и дурным переводом. Все же прочее ни почему не принадлежит св. Кириллу и писано против униатов и папистов, между прочим Мелетием патриархом Александрийским 17-го века. В целом это – сборник недальнего смысла протопопа Михаила Рогова330.

* * *

316

Изд. Op. omn. graec. lat. cum not. Millet. Oxon. 1703. cum not; August Toutte Paris. 4720. Venet. 1763.. у Миня Patr. graec. T. 33. Одно место из Бес. о претворении воды в вино издал Майо b еще несколько слов из неизвестн. Бес. Collect. vet. auct. p. 23–134. Русский перевод Оглашений изд. М. 1822, довольно верен, но нельзя и пожелать более верного подлиннику и более чистого по языку. Слав. перевод Арх. Амвросия изд. в М. 1772. Древний перевод принадлежит по языку к XI в. (Востоков в Опис. Муз. стр. 244; у Толстого Спис. XIII в. I, 8).

317

Кальвинисты, напр. Удин. Comm. de script. 1, 459.

318

Оглаш. 3. § 7. 12, q. 20.

319

Оглаш. 6, 20. Манес умер в 277 г. См. еще о времени прим. 1.

320

На прим. § 22. Оглаш. 18. ссылается на § 6. Оглаш. 15.; §_ Оглаш. 7. – на 1 §. Оглаш. 6. § 9 и 13. Огл. 11. – на, § 1. Огл. 10, Оглаш. 14 – на 13 Огл., § 9. Оглаш. 13 – на 12 Оглаш. В § 32 Огл. 16. обещается 17 Оглашение. В таинственных ссылается на предшествования оглашения, на прим. § 6. Огл. 3 – на § 33 Оглаш. 18. на § 3. тайн. 2 – на § 9. Огл. 1., § 6–8 –1 тайн., на § 17 Оглаш. 4.

321

2-е Оглашение одобрял 7-й Вселенский Собор в 5 прав. Св. Нил приводить слова из 2, 4, 7, 12, 15, 18 Оглаш.; Руфин из 13, 15, 18; Григорий Наз. из 3 Огл.; Дамаскин из 1, 15 и пр. На армянский язык Оглашения, равно и письма к имп. Констанцию, переведены были еще в V веке. (Neumann Gesch. d. Armenisch. Litterat. Я 78. Lpz. 1836.

322

«Как Христос после Крещения и нисшествия на него Духа Св. сражался с врагом; так и вы после святого Крещения и таинственного помазания, облекшись в вооружение Духа Св., стойте против диавола к боритесь с ним». (Оглаш. 21. § 3. 4. Тоже в предисл. 18. § 4.

323

Оглаш. 5. § 12.

324

Оглаш. 4. S 35–36.

325

Оглаш. 4. § 16. Оглаш. 12, 5. «Если на каждый предмет не услышишь свидетельства пророков, не верь словам» (Огл. 16, 12). «Мы будем говорить о Духе Св. только то, что написано; если же о чем не написано, о том не станем любопытствовать» (Огл. 17. 1. 1). В продолжение всех своих Оглашений он приводит только свидетельства Иринея (Огл. 16,6) и Климента Римск. (Огл. 18, 8).

326

Оглаш. 6, 12. 13. – 14, 15. 16. – 18, 1–4.

327

Оглаш. 6, 3. – 16, 22. – 4, 29. – 9, 15.

328

Оглаш. 4, 6. – 6, 10–11. – 12, 27 и проч.

329

Оглаш. 16, 2. и прим. 11 и 12.

330

См. ист. Русской Церкви 4, 218. Никифора Астрах. ответа старообрядцам; стр. 375–381, М. 1834.


Источник: Историческое учение об отцах церкви : [В 3-х т.] / [Соч.] Филарета, архиеп. Черниговского и Нежинского. - Санкт-Петербург : тип. II-го Отд-ния собств. Его. Имппер. Вел. Канцелярии, 1859. / Т. 2. – VIII, 384 с. (В 1-м изд. т. 2 напеч. в тип. Акад. наук; Т. 3 - в тип. В. Безобразова и К°).

Комментарии для сайта Cackle