§ 128. Прп. Ефрем Сирин. Жизнь его.
Ефрем Сирин331 был соотечественниками назван пророком сирским, а Всевидящим предназначен в учителя Вселенской Церкви332.
Он родился в окрестностях Низибии333 от бедных родителей. «От предков я получил наставление о Христе, говорит сам Ефрем: родившие меня по плоти внушили мне страх Господень.... Предки мои исповедали Христа пред Судиею; я родственник мученикам»334. Лета юности не прошли для Ефрема без некоторых преткновений. От природы пламенный, он был, как говорит сам, раздражителен; «за маловажные дела вступал в ссоры, поступал безрассудно, предавался худым замыслам и блудным мыслям.... Юность моя едва не уверила меня, что совершающееся с нами в жизни происходит случайно. Но Промысл Божий вразумил пылкую молодость». Ефрема обвинили в покраже овец и бросили в темницу; вслед за ним посажены были два других и также невинно как Ефрем. «Проведя семь дней, в восьмой вижу во сне, говорит Ефрем, что кто-то говорит мне: будь благочестив и уразумеешь Промысл; перебери в мыслях, о чем ты думал и что делал, и по себе дознаешь, что эти люди страждут не несправедливо, но не избегут наказания и виновные». Все это и увидел Ефрем, как рассказывает он подробно335. Эти события так поразили Ефрема, что он скоро оставил мир и удалился в горы к отшельникам, где стал учеником св. Иакова, впоследствии великого святителя Низибийского336. Св. Иаков брал его с собою на Вселенский Никейский Собор337. Под руководством Иакова Ефрем упражнялся подвигах благочестия, изучал слово Божие и учил других в училище338. Очищенный молитвою и трудами дух Ефрема участвовал в чудесной защите Низибии от Шапура339. Когда по смерти св. Иакова Низибия в 363 г. предана была во власть Персов, разрушивших в ней училище, и многие из христиан оставили Низибию: св. Ефрем удалился в Эдессу; в городе, который, как говорит он, «благословен был живыми устами Спасите чрез ученика Его»; первым делом его было здесь поклониться мощам апостола Фаддея340 и Нерукотворному лику Спасителя341. Для пропитания своего он нанялся трудиться у содержателя бани и употреблял свободное время для проповеди слова Божия язычникам; потом по совету св. старца Иулиана, удалился в пустынную эдесскую гору для подвигов: вскоре видение открыло старцу в Ефреме мужа, которому одному из современных соотечественников вручена была книга для вразумления людей342. Ефрем начал писать толкование на Пятикнижие343. Этот первый опыт толкования Писания на сирском языке привлек к Ефрему многих эдессян, и Ефрем хотел убежать от людей. «Ефрем! куда бежишь ты?» спросил явившийся Ангел. «Хочу жить в безмолвии и бегу от молвы и обольщений света», отвечал Ефрем. Ангел сказал: «Убойся, чтобы не исполнилось на тебе слово Писания: Ефрем подобен молодой корове, которая хочет освободить шею от ярма». Ефрем возвратился к званию, к которому призван344. С сего времени он начал устно и на письме поучать вере и благочестию. Для успеха в своем благочестивом деле он открыл училище в Эдессе, из которого в последствии вышли знаменитые учители Сирской Церкви345.
Судьба, Православия в Эдесской Церкви, которая по значению города и кафедре Эдесской могла иметь влияние на всю Месопотамию, особенно обратила на себя заботы пламенного ревнителя чистой Христовой истины. Сильнее других сект были в Месопотамии и частью в Эдессе секты Вардесана и Ария. И св. Ефрем обличал отродия нечестия со всею ревностью. «Я нашел, писал он в одном из песнопений, книгу Вардесана, и смущен был на время скорбию, потому что она осквернила мой слух и сердце зловонием своих хулений. Я слышал в стихах его хулы и в его чтениях злословия.... Для рассеяния мрака заблуждений, – я обратился к Свящ. Писанию»346. Дерзость последователей Ария возбуждала в нем страх, и он не раз в подтверждение обличений своих указывал на современные грозные суды Божии – на опустошения Персов, как на казни Божии за внимание нечестию. Дело ясное, писал он, сами видите, как наказывает нас Бог посредством нечестивых. Вместо того, чтобы быть пшеницею, мы стали пылью: и вот внезапный ветр от востока развеял нас. Мы не искали убежища в едином убежище спасения и нас не спасли самые укрепленные города. Наши пастыри для суетной славы стремились к высшим степеням: и вот они лежат поверженные на земле, или отводятся в страну магов»347. Изумительная твердость в Православии, какую оказали жители Эдессы при Валенте после смерти св. Ерема, свидетельствует, что подвиги св. Ефрема за Православие принесли прекрасный плод Св. Церкви348. За то самому Ефрему эти подвиги стоили и трудов, и бед. Еретики столько раздражены были успехами св. Ефрема в подвигах за веру, что раз с каменьями и оружием напали на Ефрема и оставили его чуть живым. Это не ослабило ревности Ефрема: он удалился в свою любимую пещеру, но по временам опять являлся в Эдессу с мечем слова Божия349.
Как ни были очевидны духовные дарования Ефрема, как ни были велики его иноческие подвиги, и его заслуги для Церкви: смиренный Ефрем считал себя меньшим всех и пожелал видеть великих пустынножителей Египта и знаменитых учителей веры. Взяв с собою ученика, умеющего говорить по-гречески, он достиг берегов Средиземного моря и сел на корабль, чтобы быть в Египте. Гора Нитрийская приняла его, как дорогого гостя. Сирский жизнеописатель говорит, что Ефрем виделся здесь с Богоизбранным иноком Паисием, а Иоанн Колов, описывая жизнь Паисия, описывает и беседы Паисия с «великим между сирийскими подвижниками отцом». «Был у нас здесь человек Божий Сириянин, старец Великий между отцами, просвещенный умом и сердцем», так говорит Колов350. Преподобный Ефрем посещал и других египетских подвижников и оставил по себе память в сердцах их, как о муже богопросвещенном351. Он написал для них и наставления352, вместе с тем, как получал от них уроки для себя353. И в Египте он обличал ариан и людей слабых в благочестии; и здесь, когда слово его оказалось безуспешным, действовала за о чудодейственная сила Божия354.
На возвратном пути из Египта он посетил Кесарию, чтобы видеться с Великим Василием. Свидание свое с Великим святителем описывает он сам. Оно было в храме. «Когда благоволил Господь, пишет Ефрем, явить свою милость ко мне, услышал я глас: возстав, Ефрем, яждь духовные снеди (νοήματα). В великом смущении я отвечал: что есть, Господи? И сказано мне: вот в храме моем сосуд царский (βασιλικον) даст тебе пищу. Изумленный сказанным, я встал и пошел в храм Всевышнего.... Проникнув в его преддверие увидел во святом святых сосуд избранный, светлый, простертый пред паствою, украшенный словами благолепными и – очи всех взирали на него. Василий предлагал тогда поучение. По окончании наставления, Духом Святым ему было открыто обо мне, и он послал за мною убогим и спросил меня чрез переводчика: ты ли Ефрем, преклонивший выю под иго спасительного слова. Я Ефрем, потерявший сам от себя путь к небу, отвечал я. Тогда обняв меня сей чудный муж, запечатлел меня крепким святым целованием – и предложил мне трапезу.... Какими благими делами можем мы, спрашивал он, умилостивить Господа? Как удержать нападения греха? Как заградить вход страстям?.. Со слезами я отвечал: сам, отче, будь врачом расслабленного и ленивого, сам наставь меня на стезю правую; сам смягчи мое каменное сердце, к тебе послал меня Бог духов, чтобы ты уврачевал мою душу». И за тем говорит, как Василий Великий беседовал с ним о страдальческом подвиге 40 мучеников Севастийских355. Кесарийский святитель хотел облечь Ефрема саном пресвитера: но смиренный ни за что не согласился принять на себя сего сана и – Василий мог только посвятить его в диакона, а ученика его в пресвитера356. Впоследствии Кесарийский архипастырь присылал в Эдессу двух учеников своих с приглашением Ефрема на кафедру епископа; но Ефрем притворным сумасшествием отклонила от себя эту почесть, которой по смирению считал себя недостойным357.
По возвращении в Эдессу св. Ефрем хотел остаток жизни провести в уединении. В это время, чувствуя близость смерти своей, он писал свои увещания358. Голод, поразивший эдессян, еще раз вызвал его в Эдессу, на помощь страждущим. Сильным словом своим он склонил богатых облегчить страдания бедных, тогда как те не хотели даже и продавать лежавший у них хлеб. Это был последний подвиг его для Церкви. По возвращении из Эдессы он скоро заболел и, написав завещание, мирно скончался в 372 году359.
* * *
Повествования о св. Ефреме, собраны Ассеманон при сочинениях Ефрема: похвальное слово Григория Нисск., известия Созомена и др. Греков (S. Ephraemi Op. grae Т. 1, р. 1–51), два древние сирские повествования о восточ. Менологи (S. Ephraemi Op. Syr. T. 3. Assemani Bibl. Oriest. I, 25–55). Пространное сирское жизнеописание составлено без сомнения не позже V-го в.
По видению Матери, о чем завещание Ефрема (Bibl. Or. 34), Григорий Нисский, Менолог Василия.
Созомен 3, 16. «Обличение самому себе», р. 225. Сирский биограф.
Св. Ефрем в обличения о себе: «Предки мои, благополучные в жизни, были земледельцы; родители мои ведя такую же жизнь, были бедны по состоянию и происхождению». Сирский биограф (Op. Syr. Т. 3, р. 24), говорит, что отец Ефрема был языческий жрец, и за любовь Ефрема к вере Христовой, выгнал его из дома; может быть это было и так и уже впоследствии отец его принял христианство. Менологи Мелхитов и Маронитов говорят, что Ефрем крестился на 18 году. Сам Ефрем: «еще в молодых летах дал обет Крещения».
«Обличение себе», р. 208.
«Обличение себе», р. 215. Сирское жизнеоп. Bibl. Or. 1, 17.
Сир. жизнеоп. В. О. 417. Феодорит Н. Е. 1. 7.
Бен-аттиб у Ассемана В. О. Т. 3. Р. 2. р. 224 Сирск. жизн.
Сир. жизнеоп. и Григорий Абульфарадж – В. О. I, 30. См. о св. Иакове.
Завещание прп. Ефрема: «Благословен град, в котором вы живете, Эдесса – матерь мудрых, благословенный живыми устами Сына чрез ученика его. Да пребудет на вас это благословение, пока придет святый. Св. Григорий: «влекло его туда желание поклониться тамошней святыне, а прежде сего желание найти ученого мужа, от которого бы мог получить или которому сообщить плод видения». О погребении Фаддея в Эдессе у Ассемана, В. О. Т. 3. Р. 2, р. 8–10.
Евагрий Н. Е. 4, 27.
Ефрем в слове о Иулиане; Григорий Нисский в слове ар. Asseman, р. X. Сирск. пов. Bibl. Or. ρ. 33–35. Патерик ар. Coteler in Monum. grae. T. I. p 43. Менолог армянский.
Вероятно, это есть то пространное толкование на кн. Бытия, которое на сирском языке читается нераздельно с толкованиями Иакова Эдесского. Сам Ефрем в кратком толковании на кн. Бытия говорит, что он пишет его после пространного. И то, что говорит Василий Великий о словах Ефрема, находится в том пространном толковании, а не в кратком.
Сирск. жизнеоп. об этом напоминает и сам Ефрем в завещании: «Осия сильно устрашает меня и гремит и бранит меня так: «волосы на Ефреме седы, а он не стыдится». (Ос. 7–9): «Ефрем подобен молодой корове, которая хочет освободить свою шею от ярма» Ос. 10–16). Конечно могут сказать: Осия говорит там о Ефреме сыне ИОСИФОВОМ: но я хорошо знаю, он не отличает Ефрема от Ефрема и меня от другого». Григорий Нисский.
Завещание Ефрема, сирское. Григорий Нисский, бен-аттиб у Ассемана В. О. Т. 3. Or. 2, р. 224. См. ниже прим. 32.
Сир. жизнеоп. р. 50. Это песнопение св. Ефрема дошло до нас только в отрывке у жизнеописателя его. Тот же биограф, приводит слова из другой песни св. Ефрема против Вардесана, также не дошедшей до нас.
Deside Op. Syr. р. 207. Здесь у св. Ефрема разумеются опустошения Персов, разрушивших в 359 г. Амиду и другие крепости. Страшное положение Амиды во время осады, и самую осаду подробно описывает очевидец Аммиан Марцеллин XIX, 1–9. «Воздвигнуты брани Персами и варварами, и опустошена наша страна, чтобы мы убоясь Бога, пришли в раскаяние: но это нас не переменило», говорит св. Ефрем в другом сочинении. Т. I, р. 68–71.
Феодорит Н. Е. 4, 16–17. Сократ 4, 18. Созомен 6, 18. Сирский жизнеописатель относит это происшествие ко времени отступника Юлиана: но он ошибается. Эдесская хроника говорит о собраниях православных под 373 г. Assemani В. О. I, 398.
Сир. жизнеоп. В. О. I, 37–38. Менолог Мелхитов.
Сирск. жизнеоп. Op. Syr. Т. 3, § 23. Житие Паисия, описанное Иоанном Коловым, почтя без всякой перемены все помещено в Четь-Минеи под 16 г. Июня.
Краткие известия о нем в «Достоп. сказ. о подвиг. св. Отцов».
Между сочинениями Ефрема есть наставления, с надписью в некоторых ркп.: «к монахам египетским». Op. gr. I. р. СХV.
В 10 гл. поучения на слова: внемли себе, Ефрем упоминает в житии прп. Антония († 355 г.).
Сир. жизнеоп. Op. Syr. Т. 3, р. 41–42.
Op. gr. Т. 2, р. 289.
Сирск. жизнеоп. Григорий Нисский. – Иероним и Палладий называют Ефрема диаконом Эдесской Церкви. Только Менолог Василиев говорит, что Ефрем посвящен был Василием в пресвитера. Но это не более, как неправильное объяснение слов св. Григория. Тот говорит: «Как священник возносил он богоугодную жертву Авеля». Но здесь каждое слово не собственное, «как священник», и след. еще не священник.
Сирск. жизнеоп. В. Or. I, 49. Созомен Η. E. 3, 16.
Я близок к смерти; «И вот мое завещание», и проч. Parae nesis 43. Т. 6, р. 502.
Созомен Н. Е. 3, 16. Сирск. жизнеоп. Краткое сирс. жизнеоп. Хроника эдесская и Дионисий Католикос (В. О. I, 25–397–55), относят кончину прп. Ефрема к 372 г. Показание эдесской хроники, вообще отличающейся точностью, подтверждается и тем, что в ней гонение на православных в Эдессе от ариан, полагается спустя три месяца после кончины прп. Ефрема; ни жизнеописатели, ни историки (Сократ, Созомен, Феодорит), описывая гонение Валента, не упоминают о Ефреме, тогда как за ревность его не преминули бы заключить его тогда в темницу.