Изображение Богоявления Господня и воскресения Христова
Из многих событий земной жизни Христа Спасителя, менее других правильно изображаются некоторыми художниками Богоявление Господне и Воскресение Христово. Считаем не лишним сказать несколько слов о каждом из этих событий относительно того момента, который, по нашему мнению, лучше всего избирать для художественного изображения.
I.
Богоявлением Господним именуется в православной Церкви крещение Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа от Иоанна в Иордане, и называется так потому, что при этом событии впервые, всенародно, явлено миру Божество Искупителя и вместе – Троическое поклонение, или таинство Пресвятой, достопокланяемой Троицы. Родителев бо глас Бога Отца свидетельствовал о Христе Господе, что Он Его возлюбленный Сын – Сын Божий, и Дух Святой, в виде голубине, (Мф. 3:16,17) подтверждал свидетельство дивным сошествием Своим на Крещаемого, которое тем более было поразительно, что происходило, по преданию, в ночное время.
Обстоятельства крещения Господня всем известны из Евангельской истории. Притом они поясняются священными песнопениями на Богоявление Господне.
После этого, казалось бы, православным художникам или иконописцам весьма нетрудно понять, каким образом такое важное евангельское событие изображать правильно. Однако же, подражание западным образцам очень нередко вовлекает их в значительную погрешность. Именно, многие представляют Иисуса Христа по колена, и еще ниже колен, в воде, а Иоанна Предтечу – обливающим Его из какого-нибудь сосуда, или из раковины, или еще из горсти.
Можно утвердительно сказать, что таким способом – чрез обливание – святой Иоанн Креститель не только Христа Спасителя, но и никого из людей не крестил. Иначе, для чего бы ему было совершать это знаменательное священнодействие именно там, где было много воды (Ин. 3:23)? Да и самое слово «крещение» βαπτίσις означает такое омытие в воде, которое совершается чрез погружение. Погружения ради, поет святая Церковь о таинстве крещения, иже к Богу наш восход бывает.314 Сам Христос восхотел, по разумению Церкви, обнажитися яве, и одеятися яко ризою водами, обнажение одевая всех – обнажшихся, змия советом сопротивным.315
Но, как Иоанн Креститель в чувстве благоговения к Господу Иисусу, сперва отказывался совершить над Ним крещение, и только из повиновения Ему простер над Его пречистой главой свою десную руку; так и Иордан не мог не ощутить особенного приближения к нему своего Создателя: лишь только Господь вошел в эту священную реку, – она остановила течение свое, возвратилась назад, вверх, – образуя таинственно наше возведение к высоте спасения.316Возвратися Иордан река вспять, не дерзая служити Тебе; яже бо устыдеся Иисуса Навина, како Творца своего устрашитися не имяше?317 – Однако, не смея противиться непостижимой воле Господа, – когда Он низшел в глубь его, – Иордан покрыл струями своими Покрывающаго водами превыспренняя. 318
Таким-то образом, вод освящается естество, и снова разделяется Иордан, и своих вод возвращает струи, Владыку зря крещаема;319 а Владыка Христос, крестившись, тотчас выходит из воды, и вот – среди Его молитвы – отверзаются Ему небеса, Дух Божий сходит, как голубь, и ниспускается на Него, – а с неба слышится глас: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение!“ (Мф. 3:17)
О, дивный глас, – дивное для самих Ангелов Божьих созерцание! Окружаху, воспевает святая Церковь, ангельская воинства во Иордане крещаемаго Избавителя, и трепетом великое таинство воспеваху.320
Для изображения Богоявления Господня, по нашему убеждению, представляется самым удобным именно тот момент, когда Господь, уже выходя из воды, молился, а Иордан, совершив свое служение Избавителю, – обложив Его своими струями, возвратил их назад, и снова открыл Ему свое дно, – пришел в то же трепетное положение, в котором находился при вступлении Иисуса Христа в воду.
II.
Воскресение Христово чаще всего изображается в следующем виде: Воскресший Спаситель, с крестом, как знаменем победы над смертью и адом, возносится из гроба; Ангел Господень сидит на отваленном им камне, близ гроба, а бывшие на страже воины обращаются в бегство, или в трепете повергаются на землю.
Такое изображение, конечно, вполне соответствует, как величию живописуемого события, как и Евангельской истории; но оно совмещает в одно целое разновременные моменты события.
Если мы сличим повествования святых Евангелистов о воскресении Христовом с учением православной Церкви, заключающимся в богослужебных песнопениях на Пасху и дни воскресные, то придем к убеждению, что Иисус Христос воскрес из мертвых еще прежде, чем отвален был камень от гроба, т.е. от входа в пещеру, и когда оставался еще запечатанным самый гроб, т.е. каменная пещера, внутри которой Он был положен на высеченном в стене ложе. Из гроба, печатей не рушив, воскресе.321 Камени запечатану от иудей, и воином стрегущым пречистое тело Твое, воскресл еси, тридневный Спасе. 322
Воины, находившиеся на страже у живоносного гроба Христова, без сомнения, чувствовали, что в такой близости от них происходит нечто необыкновенное, и, когда Христос, силой Божества Своего, воскрес из мертвых, – объятые трепетом, поверглись ниц. Но видеть преславное событие они не могли, – не могли, без особенной на то благодати Божией, созерцать прославленный вид Христа воскресшего.
Первые, удостоившиеся увидеть и воспеть преславное воскресение Христово – были небожители. Если бы мироносицы, в глубокое утро, с приготовленными ароматами спешившие на гроб Спасителя, были менее заняты мыслью о том, кто отвалит им камень от дверей гроба, и могли видеть, что происходило в те священные минуты в горних обителях, то, без сомнения, сами воспели бы ту же умилительную песнь, которой мы ныне начинаем наше пасхальное богослужение: Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех; и нас на земли сподоби чистим сердцем Тебе славити.
Торжество совершилось, победа над смертью прославлена на небесах; и вот один из Архангелов, видом подобный молнии, слетев с небесных кругов, мгновенно отваливает камень от дверей живоносного гроба Христова, и гроб оказывается праздным. Происходит сильное землетрясение. Стрегущие воины трепещут и падают как мертвые (Мф. 28:1–4); потом опомнившись, предаются бегству.
Вслед за этими событиями приходят ко гробу Господню святые жены мироносицы, и видят, что камень отвален от гроба, но тела Господа Иисуса в нем не находят. Зато слышат от Ангелов радостную весть, что напрасно ищут они Живого между мертвыми, – что Христос воскрес. После сего явился им сам Воскресший, и они с неописанной радостью поклонились Ему.
Итак, лучшее, по нашему мнению, изображение Воскресения Христова – то, в котором впереди гробовой пещеры, с приваленным к ее входу и запечатанным камнем, – представляется Христос воскресший, в обыкновенных Своих одеждах, благословляющий обеими распростертыми руками; а святые Ангелы, как первые свидетели воскресения Христова, благоговейно преклоняются пред Владыкой жизни и смерти; между тем, как вдали видны идущие ко гробу Живодавца жены мироносицы.
* * *
6 января, на хвалит. Стихир.4
4 января, на стих. веч., ст. 2
3 янв., на утр., по 2 стихолог., сед.
6 янв. на лит., ст. 5.
5 янв. кан., п. 3, тр. 3.
Троп. перед водоосвящ.
Янв., на повеч. песн. 9, 2-го кан. тр. 3.
Акафист сладчайшему Иисусу, ик.7
Воскр. троп., 1 гл.