Источник

II. О постах в новозаветной церкви

Учреждение постов в новозаветной Церкви

Новозаветная Церковь во всей силе приняла установление Церкви ветхозаветной о постах.

Учение Иисуса Христа о посте

В новозаветной Церкви первоначально пост освящен самим Спасителем и Апостолами. Подвигоположник спасения нашего пред вступлением в подвиг искупления постился 40 дней и 40 ночей, и подвигом поста победил все наветы диавола. Предначав сорокадневным постом (Мф. 4:2) подвиг служения своего роду человеческому, Спаситель сам в продолжении проповедания своего нарочито не учреждал особенного поста своим ученикам; впрочем исправляя лицемерное пощение Фарисеев, показал существенное свойство поста и научил в истинном духе поститься. Фарисеи, дабы показаться постящимися в глазах людей, принимали на себя все мрачные признаки содержимого ими изнурительного поста, показывали мнимое самопогружение в томности глаз и лица, внутреннее самоосуждение в худой и разодранной одежде, совершенное отвержение обычных утешений в унылости всего внешнего положения. Заповедуя поститься для Бога, для внутренней чистоты, для укрощения чувственных стремлений и склонностей, Спаситель заповедует поститься пред взором Божиим, в сердечной собранности, во внутреннем самообладании, а потому во время поста не велит изменять внешнего вида наружными знаками фарисейского постничества, напротив простым, спокойными видом, приличным по состоянию одеянием и благообразным положением устранять мысль других, что мы постимся (Мф.6:16–18). Говорит и положительно о посте, когда показывает необходимость молитвы в совокупности с постом для изгнания духа глухого и немого, чрез что в духовном смысле разумеются страсти, приводящие человека не в состояние ни говорить, ни слышать доброе, полезное, назидательное (Мк.9:29). А говоря о последнем времени пришествия своего, каковым в частности для каждого есть час смертный, чрез ясное последствие показывает всю необходимость поста и воздержания от чувственных удовольствий, и трезвенности от житейских наслаждений, когда попечительно предостерегает нас, чтобы сердца наши, отягченные объедением и пьянством, и многоразличными страстями, не потонули в блате нечистот, потому повелевает неослабную всегдашнюю трезвенность и воздержание соединять с молитвою, дабы не постиг час смертный неожиданно, но в готовности стать пред судом Сына человеческого, Судии вселенной (Лк.21:34,36).

Когда же в один раз Фарисеи с упреком говорили Ему почему ученики Иоанновы и фарисейские часто постятся и молятся, а Твои ученики не постятся, едят и пьют: То Христос ответствовал им приточно, что ученики Его при Нем, как в дни брака и празднества не постятся, или как новообучаемые ученики, при начальном обучении великим истинам Царствия, не держат учрежденных постов, а как новорожденные младенцы, напитываются нелестным млеком евангельского учения; при этом, однако же, они приготовляются быть учителями Нового Завета, наставниками нового учения о Христе Искупителе, нового закона – духовнейшего, – деятельности чистейшей, совершеннейшей. Посему, долженствуя созидать веру и Церковь на новом основании, они не держат постов Церкви ветхозаветной, тем паче постов фарисейских, произвольных, не пришивают к новой ризе, каковую имеют составлять из учения Евангельского, приставлений от изношенной ризы ветхого завета, и в старые мехи ветхого закона не вливают нового вина – новоблагодатного учения и закона, дабы не смешать нового с старым, обветшавающего с новоначинающимся, преходящего с новоучреждаемым; когда же отымется от них Жених, когда минет для них время начального обучения, начального руководства, и они возведены будут в возраст мужей, в состояние истинных учителей, проповедников небесного царствия и наставников на путь спасения: тогда и сами будут поститься и последователей своих научать поститься (Лк.5:34–39).

Употребление поста в Церкви Апостольской

И вот видим, что св. Апостолы, сопроводив в восшествии Господа на небеса, тотчас принимаются за молитву, а вкупе и пост для достойного приготовления себя к принятию обещанного Утешителя. Как этот Утешитель есть Дух истины, наставник на всякую правду и истину, Дух святый, благий, правый: то и ожидают Его в прилежной – единодушной молитве, с которою без сомнения соединяем был соответственный пост и воздержание, как средство к очищению внешних чувств и к соблюдению в непорочности тела (Деян.1:14). И св. Апостолы с пречистою Материю Иисусовой, братьями Его с св. женами мироносицами и прочим избранным собранием первенствующих христиан все время от вознесения Господа до снисшествия Духа Святаго пребывали в непрестанной – единодушной молитве и посте, дабы со священною алчбой и жаждою восприять Духа Святаго. С таковою духовною алчбой и жаждою они и восприняли живоносное нашествие Духа; напоенные живыми водами Духа, они в силе Духа изшли и для напоения вселенной водами Духа во спасение.

Другой пример употребления поста в апостольской Церкви видим в Церкви Антиохийской. Предстоятели Церкви Антиохийской, насажденной Варнавою и Павлом, пребывая в служении Господу, соединяли с молитвою пост для того, как последствие показывает, дабы испросить изволение Духа на дальнейшее проповедание Евангелия. На это молитвенное прошение последовал ответ Духа Святаго, который явил им, чтобы они отделили Варнаву и Павла на дело проповедания, на которое Дух Святый назначил их и призвал. Тогда предстоятели Церкви Антиохийской опять сотворили пост и молитву, и возложив руки на Варнаву и Павла, отпустили их на дело благовествования (Деян.13:2–4).

Пример молитвы совокупно с постом, в Антиохийской Церкви показывает 1), что оный взять с примера Церкви Иерусалимской – Апостольской; во 2) то, что св. Апостолы, по первоначальному примеру ожидания Св. Духа, и в последующее время, когда исходили или отпускали кого для проповедания, всегда делали то после усердной молитвы и поста. А впрочем, как они, по восприятии Духа Святаго, постоянно находились в подвиге молитвы и проповедания Евангелия: то очевидно, что постоянно находились и в подвиге поста (Деян.6:4), или паче постоянный подвиг проповедания был для св. Апостолов вкупе подвигом поста и всех трудов. До нынешнего часа, говорит Апостол Павел от лица всех Апостолов, и алчем, и жаждем, и наготуем, и страждем, и скитаемся. (1Кор.4:11), т. е. что они с самого первого времени, как начали проповедовать веру во Христа непрестанно терпят и голод и жажду, и наготу, не потому, чтобы не могли быть в довольстве как Апостолы Христовы (1Фес.2:7,9), но потому, чтобы никого не отягчить собою и чтобы служение проповедания было беспорочно и благоуспешно, тщились во всем представлять себя, яко же Божии слуги, представлять как в многоразличных скорбях и теснотах, так и в трудах, во бдениях и постах (2Кор.6:5).

Учреждение постов определенных

Пример поста, какой содержал сам Спаситель и св. Апостолы, равно как и пример их жизни служил для верных первенствующей Церкви вообще примером к тому, чтобы в важных случаях поститься и воздерживаться, и испрашивая благословения Божия на нарочитые предприятия, с молитвою соединять пост.

Особенно важные события жизни и деяний Спасителя, равно Апостолов, яко учителей вселенной и другие знаменательные происшествия, касавшиеся жизни и деяний великих святых, в Церкви христианской были для первенствующих христиан в воспоминании драгоценными памятниками, на которых утверждалась св. Вера, учение и догматы веры, питалось и возвышалось благочестие, и уверенность в будущей жизни, как неотъемлемом наследии подвижников веры. Почему все таковые события, по свойству их, в известные дни и времена освящаемы были празднованием или радости и торжества, или духовной скорби и печали, и судя по важности их, были предваряемы, а некоторые и проводимы в воздержании, посте и тщательном хранении от всего, что могло возмущать и приводить в чувственное рассеяние; без сего несовершенною считалась молитва и несоответственным провождение празднования.

Таким образом, в след за тем, как время от времени учреждаемы были в Церкви христианской празднества в честь рождества Спасителя, Его божественных, спасительных страданий и живоносного Воскресения, равно в честь Божией Матери и Апостолов, с празднествами учредились и посты для достойного сретения и препровождения праздников.

Пост в среду и пяток

Из кратковременных в известное время и в известные дни принятых постов, без всякого сомнения прежде всего стал быть содержим пост в среду и пяток. Среда и пяток освящены постоянным постом, исключая великих праздников, бывающих в эти дни, потому что в среду Господь Иисус предан на страдания, a в пяток пострадал и умер за спасение человеческое. Пост в эти дни установлен от первых времен христианства и предписывается 69 правилом апостольским7.

Происхождение великих годовых постов

В какое именно время по Вознесении Господнем явились и учреждены великие годовые посты, пост пред Рождеством Христовым, пост в честь Успения Божией Матери и Апостолов, не о всех обретаются ясные исторические указания. Об установлении поста в честь Апостолов говорится в постановлениях Апостольских (кн. 5. гл. 19), где предписывается после Пятидесятницы одну седмицу праздновать, а потом поститься.

О других двух постах нет столь определенного указания. Можно с несомненностью положить, что с учреждением в Церкви празднеств в честь Рождества Христова и в честь Успения Богородицы учреждены и посты, как достойное приготовление к празднованию оных.

О древности праздника в честь Рождества Христова говорится в Апостольских постановлениях (кн. 5. гл. 12), чтобы хранить дни праздничные и в первый день Рождества, и праздновать оное в 25 день десятого месяца (decembri); это сказано приспособительно к латинскому наименованию месяца, который и по значению и прежнему годичному счислению с марта был десятый. О существовании праздника Успения Божией Матери в первоначальные времена Церкви хотя нет прямых указаний и свидетельств раньше 4-го века8. Но свят. Лев великий, беседуя о постах (Бесед. 14) говорит, что осенний пост (Успенский), есть древнего установления, и нет сомнения, что праздник Успения Божией Матери совершался уже в Церкви, хотя не был ознаменован письменным памятником, и с учреждением празднества учреждался постепенно и пост в честь Успения пресвятой Богородицы, которая Сама, готовясь к бессмертному Успению, постилась и молилась; чем завещала, по своему примеру, и верным уготовляться к кончине постом и молитвою, каковые пред праздником Успения Ее в этой мысли были совершаемы и совершаются в честь Ее для испрошения Ее Матернего благословения и молитв в жизни и заступления в смерти. Окончательное же утверждение о повсеместном единообразии содержания поста в честь Успения Богородицы, также как и Рождества Христова последовало в 1166 году при патриархе Луке, на Константинопольском соборе, на котором, согласно с древними уставами в разрешение сомнений о числе дней содержания Успенского и Рождественского поста определено: (1Кор. 7:2; гл. 53. Вопр. 1.4) содержать пост в честь Успения Божией Матери от 1 до 15 августа, и в честь Рождества Христова, с 14 ноября по 25 декабря9.

Замечательна любомудрая мысль св. Отцов Церкви касательно четырех годовых постов в том отношении, что учреждение их, между прочим, приспособляется к четырем временам года. Св. Лев великий говорит: (в Беседе 18) церковные посты так расположены в году, что для каждого времени года положено свое особое правило воздержания. Так для весны весенний пост в четыредесятницу, для лета летний после пятидесятницы, для осени осенний – в седьмом месяце; для зимы зимний (пред Рождеством Христовым).

Действительно – четыре поста по времени продолжительные, по качеству употребления простой пищи и пития предписывающие более или менее строгое воздержание, с известным ограничением, в мудром учреждении Церковью прилично могут быть приспособлены к освящению четырех времен года, как приношение Господу для испрошения благословения его на каждое время года, дабы Господь в совершаемом в славу Его посте благословлял нас и здравием телесным, и успехом дел, и утверждением в сердцах наших попечения о спасении душ наших. В сей мысли пост св. четыредесятницы, всегда главною и большею частью продолжения своего приходящий на Март, первый весенний месяц, и по древнему ветхозаветному учреждению, совмещающемуся с новозаветным, первый в церковных месяцах, по важности времени, равно причины учреждения, простирается на освящение времени весны. Будучи чистым приношением Господу для освещения душ, он служит освящением начального времени, когда возбуждаемые от зимнего усыпления естественные силы, приводятся в действие, и все отселе приемлет начатие благословения, простирающегося и на последующее течение года. Пост в честь св. Апостолов, постоянно бывающий в Июне, первом летнем месяце, простирается на освящение летнего времени, дабы по молитвам св. Апостолов, своим учением, орошенным от Духа Святаго, насадивших на земле веру, распространивших Церковь и посредством церкви произрастивших в верующих всех народов и стран все плоды духовных совершенств и добродетелей, Господь послал плодоносие и плодов земных, и плодов душевных для произрастания в жизнь вечную.

Пост в честь Успения Божией Матери, хотя начинается в начале третьего летнего месяца, но, оканчиваясь в половине месяца, в преддверии осени, может быть почитаем приношением Господу для освящения осеннего времени, дабы Матерь Божия, принесшая нам плод зрелый, питающий души и телеса наши в жизнь вечную, испросила молитвами своими благословение и на собрание плодов земных и на собранные плоды, дабы нам употреблять оные не для питания только телес наших, ни для поддержания жизни плотской, чувственной, но и для духовного питания душ наших, и для поддержания жизни благодатной во славу Божию.

Пост в честь Рождества Спасителя, большею частью составляющих его дней, приходящий на Декабрь, на начало зимы, имея главною целью приготовить к восприятию великого таинства пришествия во плоти Сына Божия для спасения Мира и к деятельному участию спасительных плодов Его, по отношению ко времени года служит приношением Господу в освящение времени зимы, дабы Господь не попустил нам провождать жизнь в хладе духовного бесчувствия к спасению души нашей и бесплодия в истинных делах веры и благочестия, но даровал нам благодать сообразно времени божественного Рождения Спасителя нашего, возродиться к новой благодатной жизни. Конечно в последовании церковного богослужения в означенные посты – не выражается эта мысль, что каждый из этих постов составляет приношение Господу за время года, в которое совершается. Но это глубоко-созерцательная и духовно-нравственная мысль, кроме главных священных событий, какому каждый из постов посвящен, не отменно входила в соображение богодухновенных установителей сих душеспасительных учреждений.

Вообще надлежит сказать о постах, что все посты, учрежденные св. Церковью, и кратковременные и продолжительные, имеют основание свое в важности времени учреждения, свое достоинство в Апостольском, или ближайшем ко временам Апостольским, древне отеческом учреждении, свою душеспасительную цель в oбучении верных воздержанию и достойному провождению празднственного и непразднственного, посвященного для благоговения, времени.

III.

Преимущественная важность поста святой Четыредесятницы

Преимущественная важность пред прочими постами Новозаветной Церкви, так называемого великого поста св. Четыредесятницы

Не говоря о единодневных и кратковременных постах, и из четырех главных постов с самых первых времен христианства, всегда имел и ныне имеет в церкви особенную важность и достоинство пост святой Четыредесятницы10, пост великий, как по продолжительности времени, так и по особенному свойству и значению великопостного богослужения. Обыкновеннее великий пост в церковном последовании называется Четыредесятницею по числу 40 дней, входящих в состав его. Начиная с понедельника после сырной недели, и оканчиваясь пятком 6 недели, каковое окончание заключается и песнью: душеполезную совершивше Четыредесятницу. Пост св. Четыредесятницы со включением дней субботних и воскресных, в которые действие поста не прекращается, но только облегчается для некоторого утешения, заключает в себе вполне 40 дней. Получив не позже 4-го века определенное учреждение и быв существенно учрежден в подражание четыредесятодневному посту Спасителя и Его крестных подвигов в соделывании спасения нашего, великий пост, по выражению св. Отцов, составляет годичную десятину жизни нашей, которую мы приносим Господу от лучших наших мыслей, желаний, расположений и действий. Что самое выражает и Церковь в своих песнях: «десятины всего лета приносяще всех царю, яко да и воскресение Его любовно узрим»11. «Мы держим пост, говорит блаженный Симеон фессал. (в 52 л. отв.), который держал Господь, святую и по имени, и по самому действию, великую Четыредесятницу, для своего очищения и умилостивления Бога, принося тем, как бы начаток и десятину Богу от года нашей жизни12.

Трехседмичное приуготовление Церкви к Четыредесятнице, как к великому духовному подвигу

Что великий пост и великопостное богослужение имеет особенную важность и назначение, чтобы ввести нас в познание своих грехов, поселить в нас заботу о очищении и исправлении греховной своей жизни и дел, это прежде всего ясно показывает то, что св. Церковь не просто вводит нас в св. Четыредесятницу, но особенным образом приготовляет к ней, как к великому духовному подвигу.

Как пред начатием сражения обыкновенно всеми оружиями снабжаются, всеми способами ограждаются, всеми мерами предостерегаются, всеми наставлениями возбуждаются воины, так и Церковь, приготовляя воинов к великому подвигу св. поста, к нарочитой борьбе и сражению с плотскими страстями и с духами злобы, еще за три седмицы начинает постепенно располагать к этому великому подвигу чад своих.

1-я Предуготовительная неделя о Мытаре и Фарисее

Первая приуготовительная к посту неделя есть неделя о Мытаре и Фарисее. Полагая основанием христианской жизни и путем к совершенству смирение, Церковь в первую приуготовительную неделю притчею о Мытаре и Фарисее научает нас умиленной и сокрушенной молитве с устранением всякого самолюбивого о своем достоинстве помысла, и вразумляет, что и добрые дела без смирения уничижены пред Богом, также как не далеко спасение и от величайшего грешника, если он в смирении и сокрушении обратится к Богу. Сообразно намерению приготовления к покаянию, Церковь в неделю о Мытаре и Фарисее начинает постную Триодь, этот главный источник последования великопостного Богослужения и неисчерпаемый источник покаянных, умиленных и сокрушенных чувств и песненных, молитвенных излияний, и для введения нас в себя, трогательно оглашает слух наш предначинательною – покаянною песнью: покаяния отверзи ми двери Жизнодавче13.

2-я о блудном сыне

Преподав в неделю о Мытаре и Фарисее опытный урок смирения и смиренной Мытариевой молитвы, как верного средства к оправданию пред Богом, Церковь во вторую приуготовительную к посту неделю с одной стороны указует нам гибельный путь греха и своеволия юных похотей, с другой покаянный путь возвращения из греха и погибели к Богу, и к великому утешению представляет бесконечное милосердие Божие к грешнику, когда он с искренним раскаянием обращается к Отцу небесному. Для тех, которые закосневая в тяжких грехах и приходя во глубину зол, не радят о своем исправлении, Церковь с материнскою заботою о спасении заблудших чад своих, предлагает Евангельскую притчу о блудном сыне, дабы показать согрешающим богатство благости и беспредельное милосердие Божие к кающимся в какую бы кто не впал глубину растления, в какую бы не удалился страну отпадением от Бога14.

3-я о страшном суде

Возбуждая грешника к покаянию бесконечным милосердием Божиим, в примере блудного сына, Церковь для возбуждения беспечных о своем спасении открывает мысленно и другое зрелище, величественное зрелище последнего – всеобщего страшного суда15. В третью приуготовительную к посту неделю она представляет последний суд, вразумляя всех и каждого, что Господь сколько милосерд к грешникам кающимся, столько же страшен в судах своих к презрителям Его закона, небрегущим о своем исправлении, кои живя единственно в свое угождение, не заботятся об угождении ни Богу, ни ближним в Боге. Представляя дела милосердия господствующими на последнем суде к оправданию и славе, – по окончательному приговору самого судии – Христа, который пред целым миром торжественно возвещает благословение небесного Отца своего послужившим Ему благотворением в лице бедных и страждущих, и гневно изрекает проклятие на жестокосердых самолюбцев, в забвении Бога и Христа, не оказавших братии своей, бедным и страждущим никакой услуги, никакого благотворения, – Церковь не иначе разумеет эти дела благотворения, как очищенный, зрелый плод веры, перешедшей в правую деятельность и истинную любовь. Когда благотворцы приемлют честь и славу за дела милосердия, то очевидно, что это сыны Вышнего, которые, в жизни действуя по примеру милосердия небесного Отца, и живя верою и любовью единородного Сына Божия, милосердого Искупителя и Спасителя, таковыми делами благочестия, любви и милосердия убелили ризы свои в крови Агнца к оправданию и истинному совершенству в жизнь вечную.

4-я вводная в св. четыредесятницу, – сырная Седмица

После страшного представления всеобщего суда, как последнее предъочищение полагается пред вступлением в пост сырная седмица16 с сыропустною неделею. Сырная седмица чрез отложение мясных яств день от дня приближает к посту постепенным воздержанием в пищи и питии, дабы и телесные чувства постепенно приготовить к простым, безыскусственным брашнам. Почему поется в первый день седмицы: «отверзошася предверия божественного покаяния, приступим усердно, очистивше телеса, брашен и страстей отложение творяще, яко послушницы Христа, призвавшего мир в царствие небесное» (На утрен. по 2-м стихосл. седал.). А еще более приближает последованием богослужения, которое в среду и пяток совершается уже в порядке великопостного богослужения: в эти два дня, за исключением преждеосвященной литургии, все поклоны и молитва св. Ефрема Сирина с долупреклонными и поясными поклонами, в положенных местах совершаются, как и в самую четыредесятницу.

Замечательно, что Церковь вместе с тем, как начинает Триодь, начинает приготовлять к посту, как к великому, особенному времени, в самом последовании чтений Евангелия и Апостола. Содержанию недельных Евангелий соответствуют и чтения из Апостола; в неделю о мытаре и Фарисее предлагается пример последования истинным добродетелям и злострадания за благочестие в противоположность успехам людей нечестивых в зле (зач. 296); в неделю о блудном сыне показывается зловредность для души и тела плотской нечистоты (зач. 135); в неделю мясопустную, также как и субботу сырную (зач. 115) дается наставление о благоразумном употреблении пищи без соблазна для других (зач. 140); в неделю сыропустную, соответственно наступлению светлого времени воздержания, внушается об отложении темных дел целомудрием и отвержением похотей (зач. 112).

Притом с недели Мытаря, когда начинается Триодь, в простые дни на литургии из Евангелия читают страстные Евангелия из Марка и Луки, из Апостола Соборные Послания, где из 2-го послания Петрова и Иудина предлагаются сильные предостережения от заразительного учения и поведения лжеучителей, из Иоаннова наставления об общей греховности, о нелюбви мира, о различении духа лжехристианского и антихристианского. Тем паче в последовании самой постной Триоди видно постепенное приготовление к посту и покаянию в богослужебном порядке оной. Недели о Мытаре и Фарисее, о блудном сыне и о страшном суде17, имеют последование вечернее и утреннее с каноном, но для прочих дней каждой из этих недель по Триоди никакого последования не имеется, а в сырной седмице, как окончательно предуготовительной, для каждого дня последование вечернее и утреннее положено, впрочем, оно по своему содержанию ни к предыдущей неделе страшного суда, ни к последующей о изгнании Праотцов из рая не относится; а составляет ближайшее приготовление, расположение и возбуждение к предлежащему посту и покаянию, равно как во многих стихах содержит молитвенное возношение к Богу о ниспослании благодати укрепления на предлежащий путь св. поста.

В среду18 на 6-м часе, и на вечерне, положено по паремье из пророка Иоиля; в 1-й паремье (Иоил.2:12–26), заповедуется пост и общее собрание в храм для всенародной молитвы, от возрастных и мужей до млекопитающихся, и от старцев до новобрачных, и чтобы священники с плачем совершали служение и проносили Богу молитвы, дабы отъял Господь глад (по причине засухи и саранчи) и ниспослал земле благословение благоплодия. Во второй паремье (Иоил.3:12–21), читаемой на вечерни говорится о ниспослании от Господа этого плодородия. В применении этих паремий к приготовительному времени поста внушается верным Нового Завета, что, если Господь с такою строгостью требовал поста в Ветхом Завете для умилостивления Его во время гневного посещения Его: кольми паче верным новой благодати единомысленно надлежит обращаться к посту и покаянию, когда Бог, по установлению Церкви своей, нарочито требует поста и покаяния, и когда пост и покаяние необходимы для очищения грехов всех и каждого. В пяток положена одна паремья на 6-м часе из пророка Захарии (Зах.8:7–17). В этой паремье Господь обещает собрать народ свой от востока и запада, возвратить в Иерусалим, благословить дела рук каждого успехом, винограды и поля обилием, дом Иудов и Израилев честью пред языческими народами, требуя однако же, чтобы каждый говорил истину своему ближнему, чтобы судии наблюдали правосудие, и никто не питал в сердце своем злобы и клеветы против ближнего своего, как ненавистных Богу. В применении этой паремьи к приготовительному времени поста показывается в утешительных чертах, колико обильные должны последовать плоды для тех, которые, согласно воле Божией, при руководстве св. Церкви, достойно совершают поприще св. поста, не ослабевая в шествии по оному от начала до конца. Таковые и сами низведут на себя обильное благословение свыше, и для других соделаются благовестниками мира и спасения. В субботу сырную служба в честь святых – преподобных мужей и жен, в подвигах поста, покаяния и молитвы просиявших, с тем именно намерением положена, чтобы верным, уготовляемым к подвигу св. Четыредесятницы, представить многообразные примеры поста, покаяния и ангелоподобных подвигов в св. житии и деяниях упоминаемых святых. В общей службе святым – преподобными отцам и матерям19 замечательна паремья, положенная на обычной вечерни субботы из пророка Захарии (Зах.8:12–23) о постах четвертом, пятом, седьмом, десятом, в рассуждении которых дает Господь разрешение чрез Пророка, что дни этих постов, будучи учреждены во времена скорби, и быв проводимы в печали, отселе, по миновании тех скорбных обстоятельств, должны быть проводимы в радостном чувстве благодарения Богу, что, по благости Господа миновали эти скорби уничижения Иерусалима и Израиля; вследствие сего не только Иудеи, но и иноплеменные народы во множестве обратятся для поклонения Господу в храме иерусалимском, яко Господу всея земли. В применении этой паремьи к навечерию субботы и к прославлению памяти святых великих подвижников, сама собою представляется в объяснение такая мысль, что можно и должно поститься и не в дни печали и скорби. И тогда пост служит выражением духовной радости и должен быть провождаем не в скорби и сетовании, но в веселии духа и в чувстве благодеяний Божиих, также как и преподобные отцы и матери, просиявшие подвигами поста, совершали оный не в скорби, а в крепости и веселии духа; почему прославили своими подвигами Бога и прославлены от Бога, равно послужили своими наставлениями и примером спасению многих, и ближних и дальних.

Сырная неделя

В службе сырного воскресенья в трогательно-скорбных чертах представляется и печально воспевается горестное падение наших прародителей и изгнание их из рая сладости. Служба этого дня составляет также особенность, как и служба прочих предуготовительных недель, не относясь к службе ни предыдущих, ни последующих дней. Эта особенность состоит в том, что по всей силе церковного учения и Богослужебного порядка представляется падение прародителей, как мировое – несчастное происшествие, заключающее в себе главную причину всех обременяющих человечество злоключений, с тем вместе показывается существенная необходимость поста и воздержания. Падение прародителей произошло от того, что они, обольстившись видимою красотою запрещенного плода, увлеклись чаемою сладостью и предполагаемою надеждою достижения высшего блаженства от вкушения; в увлечении чувственным пожеланием ели от запрещенного плода, и вместо обещанного духом обольстителем блаженства, к неописанной горести, потеряли действительное блаженство. Отселе сама собою очевидна необходимость поста и воздержания для того, чтобы восстать из глубины падения и греховного омрачения, в каковом каждый из нас и по прирожденным, а паче деятельным грехам и неправдам находится. И св. Церковь, вследствие распространившегося падением прародителей на весь род человеческий нравственного зла, имея материнское попечение восставить каждого из нас из состояния собственного многоразличного и многообразного падения, вводит в св. Четыредесятницу, как тяжко больных в спасительную врачебницу, как непрестанно обуреваемых волнами страстей в благотишное пристанище, как расточивших на далекой стране имение Отца небесного, тщится ввести в себя, приблизить покаянием к Богу и исправлением возвратить в благодатный дом истинного служения и благоугождения воли Божией.

Все это четырехнедельное богослужебное приготовление к великому посту оканчивается за вечерней сырной недели общим прощением, каковое все и готовящиеся и недовольно готовящиеся к посту изъявляют и дают друг другу во взаимном лобзании, нередко и в земном поклонении, дабы во исполнение евангельского слова Спасителя: аще отпущаете человеком согрешения их, отпустит и вам Отец ваш небесный согрешения ваша (Мф.6:14), вступить в великое поприще св. поста и покаяния всем и каждому во взаимном прощении оскорблений, и следовательно вступить в простоте незлобия, мира, и отложения всякого нарекания на ближнего.

Нарочитая цель учреждения св. Четыредесятницы, – нравственное исправление и духовное совершенство

С таким поучительным предварением, с такими важными наставлениями издалека приготовляет нас св. Церковь к вступлению в великое поприще св. Четыредесятницы. Какая причина такого заботливого, усиленного приготовления к Четыредесятнице? Причина та, что св. Четыредесятница не есть какое либо обрядово-учреждение, приспособленное к известному времени. Кроме догматической, учительной стороны, это есть нравственно-духовное учреждение, как истинное одесятствование жизни нашей Богу. При выполнении оного, христианин, по намерению св. Церкви, как на нарочитом поприще должен испытать себя в воздержании внешнем и внутреннем, в обладании над своими склонностями, в обращении всех сил своих на служение Богу и на благоустроение состояния души своей. Св. Церковь нарочитым постановлением как в рассуждении образа совершения богослужения, так и содержания поста в четыредесятницу имеет целью привести нас в такое состояние, что бы ум и сердце наше в это священное время особенно обращены были внутрь себя и устремлены всецело к Богу, чтобы и те, которые в другое время бывают небрежны к делам благочестия и нерадивы о душевном спасении, в великий пост старались войти в себя, раскаяться в грехах, и очистив совесть, с должным благоговением приступить к приобщению св. тайн. Итак, по намерению Церкви это есть нарочитое время духовной жатвы, в которое души христианские должны всемирно удобрять ниву сердечную и посевать на ней слезами добрые семена для произращения плодов благочестия и страха Божия20. Это время духовной купли и приобретения, в которое чувствующие свою духовную нищету от греховного расточения, при неослабном последовании руководству св. Церкви, должны с заботою попещись о стяжании духовных сокровищ, истинного познания себя, укрощения господствующих склонностей, очищения сердца, благоговения пред Богом и приближения к Богу. Посему пост св. Четыредесятницы есть поприще великое, святое, нарочито установленное для духовного нашего обучения и деятельного упражнения. Церковь, по надлежащем приготовлении, вводит нас в пост Четыредесятницы, как в длительное училище для научения нас самопознанию, – истинным покаянием, для научения страху Божию, – благоговейною молитвою и собранным молитвенным предстоянием, для научения исправлению, – углубленным вниманием и истязательным укрощением своих господствующих склонностей и страстей, вводит, как в опытный подвиг для упражнения нас в воздержании, – обузданием всех чувств, упражнением в бодрственности чрез неослабные и благополезные труды, упражнением в самоотвержении посредством смирения и христоподражательного шествия крестным путем, дабы, умерши страстям своим со Христом, и воскреснуть с Ним в жизнь правоты и благоугождения Богу. Но мы не вполне обняли бы важность сего священного учреждения, если бы оставили без посильного рассмотрения особенную часть великопостного Богослужения, – положенные на Часах и на Вечерне, Паремьи.

При рассматривании важности поста в предшествующих и самых постных последовательных седмицах, можем с несомненностью утверждать, что великопостное Богослужение имеет двоякое значение, вероучительное, – догматическое и нравоучительное. Вероучительное: великий пост, будучи установлен в подражание 40 дневному посту Спасителя, в составе своего Богослужения изображает подвиги Спасителя, особенно крестные, искупительные, совершенные для нашего спасения, и, оканчиваясь седмицею страстей Христовых, представляет в продолжение сорокадневного времени весь путь служения Спасителя в важнейших действиях. Нравоучительное значение великого поста есть то, что в богослужении оного все направлено к тому, чтобы пробудить человека от его греховного усыпления, привести в раскаяние и сокрушение о своих грехах, очистить, исправить, уврачевать его греховные раны, и таким образом приблизить к Богу, из чада гнева и осуждения соделать сыном Божиим и наследником царствия небесного.

Четыредесятница есть деятельный путь покаяния, исправления, очищения

Соединяя то и другое значение, учительное и нравственное, великопостное Богослужение составляет в применении к деятельной жизни лествицу, ведущую человека от земли к небу; возбуждая к подражанию подвигам Спасителя, преднаписует нам путь покаяния во грехах, путь восстановления и исправления от грехов, путь очищения и восхождения к совершенству. Этот троякий путь деятельной жизни преднаписуется как вообще в великопостном богослужении, так с особенною определенною ясностью в чтениях паремий, читаемых в продолжение всей св. Четыредесятницы.

Троякий путь, – путь покаяния, исправления и нравственного совершенства, особенно выражается в паремьях великопостной службы

Паремьи в св. Четыредесятницу в обыкновенные дни поста, кроме субботы, воскресенья и праздников, постоянно читаются из книг: Исаии, Бытия и Притчей.

Паремии из книги Исаии читаются всегда на 6-м часе. Как 6-й день и час, по разумению Церкви, полагаются с одной стороны временем падения наших прародителей от искушения древнего змия, с другой временем распятия Христа на кресте, которым Он пригвоздил дерзновенный Адамов грех и раздрал рукописание грехов наших: то из этого очевидна цель чтений из пророка Исаии на 6 часе, – чтений грозных, обличительных против пороков и беззаконий человеческих; они, показывая существование и силу прирожденного греха, как корня нравственного растления, заражающего весь род человеческий, пророчески показывают и то, что Христос, как грядущий Мессия, страданиями своими имел искупить нас от греха и осуждения прародительского, а пришедши, – действительно вольным страданием на кресте, раздрал рукописание грехов наших, загладил пред разгневанным Правосудием, и прирождённые и деятельные грехи наши.

Паремьи из книги Бытия и Притчей читаются постоянно на вечерни и, в богослужебном порядке, в самое важное время, – именно пред пением известного стиха: да исправится молитва моя, – когда все молятся с преклонением колен. Чтение из книги Бытия и Притчей служит приготовлением и предрасположением к этому молитвенному покаянному действию и, соответствуя чтению Апостола и Евангелия, изображает, как можно судить из дневных стихов, которые поются на Господи возвах пред паремьями, и из прокимнов, – чтение из книги Бытия есть путь восстановления из падения милосердием Отца небесного к падшему человечеству, являемый в деятельной жизни праведных и святых патриархов; – чтение из книги Притчей преднаписует самый путь нравственного совершенства и образ деятельного восхождения к совершенству в правилах мудрости. Пред чтением этих паремий возглашение священнослужителем многознаменательного изречения с предшествующим: – премудрость прости: свет Христов просвещает всех, показывает, что шествие путем мудрости, который преднаписуется в Притчах, возможно для нас только при свете Ипостасной, Премудрости, – Христа, просвещающего всякого человека, грядущего в мир.

Таким образом, ясно, что паремьи преднаписуют нам троякий путь деятельной жизни, – путь покаяния, путь восстановления от растления греховного и путь восхождения к совершенству. На этот-то путь Церковь и хочет поставить нас в святую Четыредесятницу.

В паремьях из Исаии показывается состояние падения

Как же св. Церковь поприщем Четыредесятницы ведет нас к этой спасительной цели, – как поставляет нас на святой путь покаяния, исправления и совершенства? Для того, чтобы каяться и прийти в сокрушение и плачь о своих грехах, необходимо прежде твердо знать, верно понимать и живо чувствовать состояние своего падения, без чего не может быть никакого покаяния. Посему св. Церковь, чтобы возбудить нас к покаянию, во 1-х изображает пред мысленными взорами нашими состояние нашего падения, – изображает как во всем своем богослужении, так к особенности самыми резкими, сильными чертами в чтениях из книги Исаии.

В Паремьях из книги Бытия показывается путь восстановления

Во 2-х, чтобы утвердиться на пути покаяния, и постоянным, неуклонным шествием по оному восстановляться из состояния падения и исправляться, необходимо знать состояние восстановления человека; это состояние живописуется нам в чтениях из книги Бытия.

В Паремьях из книги Притчей, – путь нравственного совершенства

В 3-х, чтобы, идя путем покаяния и исправления, постепенно восходить к совершенству, необходимо знать путь и образ к совершенству; – этот путь изображается нам в чтениях из книги Притчей. Итак, великопостные Паремьи имеют свою особенную цель и назначение, именно: Паремьи из книги Исаии, в описываемом нечестии и беззакониях, показывают состояние падения человека; Паремьи из книги Бытия изображают состояние восстановления его; Паремьи из книги Притчей предписуют путь и образ к совершенству.

Чтобы видеть, что именно эта, а не другая какая цель чтения великопостных паремий, – для сего раскроем в применении к нашей мысли вообще значение и отличительное свойство каждой книги, из которой предлагаются чтения; – частное содержание и значение каждого дневного чтения покажется при частнейшем разборе каждой паремьи.

Великопостные паремьи из книги Исаии резким обличением пороков всякого рода изображают состояние падения человеческого

Книга Исаии есть книга, сколько пророчественная, столько же, если еще не более, обличительная против пороков и глубокого развращения как Иудейского и Израильского народа, так и соседних народов, Ассириян (Ис.13:10), Египтян (Ис.19:20), Финикиян (Ис.19:23) и других. Пророк видит всю глубину и пространство растления, в которое впал как богоизбранный народ, так и все народы, к которым обращается со своим пророчеством (Ис.24), предвидит наказания и бедствия, которые готовятся от Правосудия Божия погруженным в нечестие и нечистоты – во множестве всякого рода тяжких зол и напастей, и, описывая со всею силою состояние современного развращения, резкими обличениями пороков и сильными угрозами наказаний за пороки старается подвигнуть современников обратиться к Богу, за что и обещает благоволение и жизнь мирную и благополучную. Таково общее свойство чтений из книги Исаии, – свойство чисто обличительное; ибо в каждом почти чтении во-первых описываются пороки и жестоко обличаются, потом излагаются угрозы и казни за пороки, за тем предлагаются сильные убеждения к обращению и обещания от Бога прощения грехов, заглаждения беззаконий и ниспослания всеобщего мира и спасения. Таким образом, в чтениях Парений из пророка Исаии, содержащих тяжкие обличения человеческого развращения, можно видеть в ясном виде изображение состояния падения человека. С какою же ясностью изображается в великопостных паремьях из пророка Исаии состояние падшего и подвергшегося всякому растлению человека, увидим, при частнейшем изъяснении каждого дневного чтения оных.

Великопостные Паремьи из книги Бытия, представляя жизнь патриархов под непосредственным водительством Божиим, изображают путь восстановления

Книга Бытия, описывая первоначальное бытие мира и человека по премудрой, благой и святой воле Божией, и потом, плачевное падение человека, навлекшее проклятие и всякого рода бедствия на род человеческий, представляет и обетование о восстановлении падшего человечества. Сообразно сему в великопостных паремьях из книги Бытия, после начальных глав о сотворении мира и падении человека, предлагаются чтения, содержащие с одной стороны описания благочестивой жизни и правых путей водительства Божия патриархов, которые исполнением воли и закона Божия из состояния падения возвысились в состояние благодатного восстановления и оправдания; с другой стороны изображается состояние и действия людей нечестивых, своею неправедною и беззаконною жизнью показывающих свое падение и отпадение от Бога; причем пути жизни праведных и святых патриархов и составляют самый путь восстановления из греховного состояния, и путь водительства избранных к первобытному совершенству Богоугодной жизни. Таким образом, чтения из книги Бытия, показывая благодатное обетование о семени жены, имеющем некогда сокрушить главу змия – Искусителя, и восстановить человека в первобытное совершенство, в состояние первобытной Церкви и жизни патриархов, ясно изображают путь восстановления человека из состояния падения.

Великопостные Паремьи из книги Притчей Соломоновых, продолжением правил и путей мудрости, показывают путь к духов. совершенству

Книга Притчей21, заключая в себе краткие, но многознаменательные изречения и правила небесной Мудрости о приобретении мудрости, содержит всякого рода наставления о добродетели, и благочестии, и о соблюдении оных во всех отношениях жизни: в обязанностях к Богу и Церкви, в жизни общественной и гражданской, в жизни семейной и домашней. Посему великопостные паремьи, – содержа назидательнейшие места из притчей касательно приобретения мудрости и благочестия, также как самые сильные изображения нравственного безумия, т. е. порочности, нечестия и всякого рода бесчиния, с тем вместе преподавая многоразличные наставления о чистоте и целомудрии, о непорочности и правоте нравов, о благоразумии честности, о благодушии и кротости во всех возрастах и обстоятельствах жизни, и в летах юности и мужества, и в счастье и злоключении, и в богатстве и скудости, и в начальстве и подчинении, равно как в могуществе и уничижении, – опытным образом показывают нам прямой путь к благочестию и добродетели, или к истинному нравственному и духовному преуспеянию, в каковое должен быть возведен падший и восстановляемый в первобытное, богоподобное совершенство человек. Как преднаписуется и изображается этот путь в паремьях из книги Притчей, яснее увидим из честнейшего изложения положенной на каждой день Паремьи.

Введение в пост св. Четыредесятницы

Общий взгляд22 на великопостную службу по Триоди

В последовании великопостной Триоди, положенном на Утрени, Часах и Вечерни, в покаянных стихах, в молитвенных песнях слышим вообще излияние умиленных и сокрушенных, уничиженных и плачевных, обличительных и самоукорительных чувств души исповедующейся Господу. Таковые чувствования безразлично разлиты в последовании всех седмиц постной Триоди, поскольку главная цель во всем последовании неизменно одна и та же: впечатлить в сердцах важность поста, раскрыть очистительные действия его в мыслях, чувствованиях и действиях подвизающихся на поприще поста.

Общее свойство всех седмиц Четыредесятницы

Посему и в 1-ю седмицу слышим убеждение, чтобы поститься постом приятным, благоугодным Господу, поститься телесно и духовно: чтобы постясь расторгать всякий союз неправды, и давать алчущим хлеб23. И во вторую слышим и об очистительных – внутренних действиях поста, и о соединении благотворения с постом, что «как Моисей дивный постом очистился, и мы потщимся в день воздержания очиститься от злых, поститься от страстей гнева и напитаем убогие»24. И в 3-ю тоже наставление об очистительных действиях поста. «Пост возлюбим, души страсти лютейшие действием духа увядающий – приводящий в увядание»25; и в 4-ю побуждаемся постом смирить страсти. Страсти смирим телесные, брашен отложением и сластей отвращением26. И в 5-ю тоже очистительная сила поста внушается: «Краснейшее время поста, достохвальный день воссия воздержания, потщимся очиститися»27 равно и в 6-ю заповедуется постом умертвить страсти: «страсти умертвим воздержанием, и дух оживим божественными делами28, страстоубийцу пост возлюбим, в молитвах прилежно упразднимся, плачем, рыдаем, и тепле воздыхаем»29.

Особенные черты каждой седмицы

Впрочем, в каждой седмице пост представляется и в особенных действиях, применительно и к обстоятельствам времени, к началу, продолжению, преполовению и окончанию поста, и к другим священным обстоятельствам, соединяющимся со временем поста, как то: применительно к поклонению св. Кресту, для поклонения которому в 3-ю седмицу шествующие подвигом поста приготовляются, а в 4-ю наставляются благоговейному и душеспасительному поклонению св. Кресту; применительно к воскресению Лазаря в 6-ю неделю ваий.

1-я Седмица великого поста в порядке последования постной Триоди

Первая седмица великого поста, как вступление в великий пост, как начало покаяния, как сосредоточение чувств для молитвы и благоговения, издревле общеупотребительным названием именуется чистою; как будто бы, особенно святою и чистою быв сама в себе, очищала и вступивших в поприще поста от всего порочного и нечистого; и действительно именуется так по особенному действию на собранность и введение в себя постящихся и, при духовной собранности, на отрешение от всего не только омрачающего чувства, но и от обычного ядения и пития, для прояснения и очищения чувств. По уставу Церкви в первые два дня до вечера среды вкушать не полается; затем для ревнителей поста трапеза отлагается до вечера пятка; при таком возбуждении ревности к посту, который по отношению к количеству пищи поставляется токмо в нужном поддержании сил, а по отношению к качеству пищи, в самых простых овощах, вообще же в сухоядении, первая седмица по справедливости называется чистою.

Посмотрим: как св. Церковь вводит нас в самое поприще св. Четыредесятницы.

Отличительная черта 1-й седмицы есть та, что она есть седмица начинательная, вводная: потому для одушевления постящихся внушается: «светло узрящим поста вход, вернии, и да несетуим, но омыим лица наша безстрастия водою»30. И в умиленных стихах изъясняется действие поста и внутреннее: слезное погружение в себя, сокрушение, обуздание чувств и страстей. «Тучи ми подаждь, Христе, слез, возглашает кающаяся душа, в красный день поста: яко да восплачу и омою скверну, я же от сластей, и явлюся Тебе очищен»31; и внешнее, состоящее, кроме молитвенного предстояния в храме и определенного пощения, в благотворительных действиях: «постящеся, братие, телесне постимся и духовне: разрешим всякий союз неправды, всякое списание неправедное раздерем: дадим алчущим хлеб, пищие и безкровные введем в домы»32.

Первая седмица Четыредесятницы особенно впечатлевает образ падения и призвания к обращению

Церковь в образе святой Четыредесятницы представляет нам путь, которым приводит нас из состояния падения нашего в праотце до восстановления к первому совершенству во Христе живоносною смертью и воскрешением Его. Посему вводит нас в пост, как в тихую, глубокую пустыню, окруженную безмолвием и приосененную священнотаинственною примрачностью. И первая седмица особенно представляет для нас образ падения нашего, отчуждения от Бога, и с тем вместе призывания Богом к покаянию и исправлению. Вот начальные принадлежности вступления в поприще поста, особенно впечатлевающие в нас чувство состояния нашего падения, удаления от Бога и призывания Богом к обращению33.

Во-первых, в утро первого дня, так называемого чистого понедельника св. Четыредесятницы – мы возбуждаемся от ночного сна, как от сна греховного, от сна нашего падения, редким ударением колокола, который медленным, томным звуком воззывая нас к утреннему богослужению, ясно выражает кроткий – призывательный Божественный глас к пробуждению от греховного усыпления, к восстанию от мертвых дел, чтобы каждый, пробудившись своим сознанием, вошел в себя, и живым чувством своей греховности подвигся в самовозбуждении, восставши идти в храм на служение Богу путем покаяния и исправления34.

Во-вторых, входя в храм35, видим, что и внешний вид храма впечатлевает в нас расположение собранности и погружения в себя. В самом храме встречая простоту в облачении священнослужителей, скудное освещение и тусклость светильников, отсутствие и прочих священных украшений, так как во время особенно первой седмицы поста, все блистающее и великолепное, поколику можно, от взоров скрывается или облагается темными покрывалами, мы невольно чувствуем божественное призвание нас к покаянию, воображая, что и Церковь, святилище Божие, место приближения нашего к Богу, простотой во внешнем виде своем, и отложением великолепия, внушает нам, чтобы и каждый из нас, быв призываем к покаянию, во всей простоте ума, раскрытии сердца, и обнажении духа предстал пред Господом, открыл пред Ним путь греховной жизни своей, и молил от всего сердца Господа, раскрыть ему греховную глубину сердца и наставить на правый путь исправления.

За тем поставляя себя в самый порядок великопостного богослужения, обретаем в нем самый простой путь приближения нашего к Богу. Сообразно времени покаяния и смирения пред Богом и человеками, и богослужение Четыредесятницы во всех частях направлено к возбуждению чувств умиления и сокрушения о грехах, и смиренной, благоговейной молитвы. Состоя по большей части в чтении, тихо и медленно совершаемом, дабы содержать предстоящих в собранности и самовнимании, в пении протяжном, унылом, выражающем томность воздыхания души, сетующей о своих грехах, просящей у милосердого Бога помилования, оно при своей простоте составляет безмолвную беседу с Богом, и каждого внимательного к своему состоянию погружает в себя и в размышление о душевном, своем состоянии. Это простое, умилённое чтение и пение, при окончании каждой части богослужения, как то: Полунощницы, Утрени, каждого Часа дневной службы, для воскрыления духа крепостью и для возбуждения телесных чувств к бодрственности, как небесным возгласом, одушевляется молитвою преподобного Ефрема Сирина: Господи и Владыко живота моего, кратко представляющею пред взоры ума и сердца, чего каждый подвизающийся на поприще поста должен особенно просить себе у Господа, и какими мыслями и чувствованиями исполнять себя при самом богослужении. При чем каждое совершение этой молитвы с тремя земными и 12 поясными поклонами поставляет молящихся в некоторый опыт аскетического подвига и упражнения, в каковой силе и предписывается церковным уставом совершать молитву преподобного Ефрема не иначе, как возведши чувственные и умные очи к Богу и, неуклонно зря горе душевне и телесне, исполнять с умилением и страхом Божиим и даже со слезами, если кто имеет дарование слез.

Господствующее великопостное чтение составляет Псалтирь, эта сладкая беседа души с Богом; здесь благоговейная душа среди самых живых, пламенных молитвенных излияний изъясняет свои чувствования и о пути праведном, угодном Богу, и о пути беззаконном, погибельном, ненавистном для Бога, оплакивает свои грехи и преступления, жалуется Богу на множество внутренних и внешних врагов, просит помощи и избавления от них и радостно чувствует благодатное ограждение в обстояниях; ублажает праведных, как друзей Божиих, восхваляя добродетели их, воскрыляется к подражанию им; всюду мысленно зрит Бога; со всеми земными и небесными тварями приносит песнь хвалы и благодарения Творцу всяческих; прославляет премудрость, всемогущество и благость Господа в путях промысла о мире и человеке, а паче в дивных происшествиях народа Церкви Божией, от начала создания чрез все времена ветхого Завета чудно водимой рукою крепкою и хранимой мышцею высокою; видит таинственно в пророческих прозрениях о Сыне Вышнего, прежде век рожденном от Отца, обетованного Мессию, в Его страданиях, искупительной жертве и царственной славе, совершившихся и во всей силе действующих в новозаветной Церкви, Христа Господа, Спасителя мира. Отселе Псалтирь, по выражению Отцов36, есть истинно укрепление духа, утешение сердца, обуздание страстей, щит и оружие против духов тьмы, наслаждение и упокоение в Боге. Это есть немолчная духовная целебница, которая ежедневно одушевляет и услаждает Богослужение. А теперь37 она составляет для души, взыскующей Бога, главное молитвенное поучение, назидание, наслаждение, утешение.

При таковом последовании Богослужения, особенно выражающем глас призывания Божия к покаянию соответственным чтением и пением, в первых же стихах трипеснца в утро понедельника слышим плачевное воздыхание кающегося о своем отпадении от Бога: «Како ныне моего восплачу отпадения? Кое начало положу спасения моего, блудно поживый, Щедре! Ими же веси судьбами, спаси мя»; и показывается, какое близкое имеет отношение пост к падению Адама, имеет отношение, как врачевство к уврачеванию болезни. «Брашно Адам яде, и невоздержание изрину его из рая: нас же, Господи, прияв благоугодно пост, покажи, Человеколюбче, достойны покаяния», – покажи достойно Тебе кающимися. Согласно с сим в каноне св. Андрея Критского, читаемом в навечерии первых четырех дней, в первых же стихах канона выражается горькое рыдание оплакивающего себя грешника, что он, поревновав первозданному Адаму в преступлении, отчуждился от Бога, что душа грешная уподобилась в падении своем первой Еве; предаваясь грехам и беззакониям, она также видела и смотрела страстно, также пленилась красотою греховного плода гибельно, также коснулась древа, взяла с древа плод и дерзновенно вкусила бессловесные сведи.

* * *

7

О Апост. Древ. поста среды и пятка, кроме 69 пр. ап. и пост. ап. кн. 7. гл. 24 смот. свид. Отцев Воскр. Чт. т.III. 1839 в стат. о посте в среду и пяток № 37.

8

Блаж. Авг. слов. 35 о Святых. Блаж. Иероним слово о преставлении Богом. том 5.

9

См. дни Богосл. кн. 2-я стр. 32.

10

О многозначительности и важности четыредесятнего числа, следов. и четыредесятницы в самом числе и наименовании. См. Воскр. чт. гл. VII. 1843 г. Св. Четыредесятница № 50.

11

На утр. сыр. понед. седал. по 2 стихосл.

12

Св. Григ. Двоесл. при вступлении в Четыредесятницу, см. Воскр. чт. гл. V. 1844 №54. В неком отношении Четыредесятница называется 10-ю частью всего года.

13

Постная триодь начинается между 11 января и 15 февраля за 70 дней до Пасхи и богослужебным последованием простирается на 59 дней, в этом числе 10 дней богослужебных до Четыредесятницы, и 49 ежедневного последования Четыредесятницы. Состав постной Триоди в ее порядке, расположении, равно как в дополнительном сочинении многих стихов и канонов вообще приписывается благочестивым братьям студитам, Феодору и Иосифу, жившим в 9 веке.

14

Покаянный плач о греховном нашем удалении от Бога Церковь выражает еще псалмом: на pеках вавилонских, который в эту особенно неделю поется на утрени, после псалмов полиелейных, в знамение испрошения милости Божией о изведении нас из греховного плена и о возвращении в благодатный Сион, на родную землю служения и благоугождения Богу и хождения во свете лица Его.

15

И поминовение усопших, совершаемое в предшествующую субботу, и имеющее самое близкое отношение к последнему суду, поставляя всех в одинаковое чувство бренности своего бытия, внушает быть непрестанно готовыми к смерти, и с тем вместе к ответу на последнем суде.

16

В продолжение её, по прекращении мясных яств, и мирянам и монахам разрешено употреблять сыр, яйца и масло.

17

Пред этою неделею полагается особенная служба в субботу о поминовении всех православных – от века усопших, и в особенности о тех, которые внезапно или по различным несчастным случаям, быв кончиною постигнуты, и из жизни восхищены, не получили погребального отпевания. Церковь, представительница милосердия Божия и ходатайственного служения Христова всех, и давно умерших, но не получивших погребальных, напутственных к отшествию в вечность молитв, с матерним сердоболием воздвигает из многообразных гробов внезапной, несчастной их кончины, и в духе веры и любви поставляет пред страшный престол Судии праведного и благого.

18

В среду и пяток сырной недели служба совершается в порядке великопостного богослужения. Посему положены и паремии, заимствованные, по приличию содержания их постному времени, из пророков Иоиля и Захарии, дабы не касаться тех книг свящ. Писания, из коих чтение паремий положено в продолжении св. четыредесятницы, по глубокой нравственной и нравоучительной мысли.

19

Преподобным, матерям, подвижникам и девственницам в каноне посвящена особенно 7-я песнь со стихами.

20

Кто не заготовит в свое время себе пищи, целый год должен терпеть голод: и кто постом и молитвою пренебрежет в настоящее время, собрать для души духовную пшеницу, говорит Блаж. Августин, тот потерпит Духовный глад и тяжкую бедность (Бесед. 50 о врем.).

21

Книга Притчей столько имеет достоинства для нравственного назидания и совершенствования, что отцами Церкви и богомудрыми толкователями св. Писания называется πανχρετος; учительницею всех добродетелей и

πανχιρετος вселюбезною преимущественно достойною чтения. Нельзя оставить без замечаний того, что паремьи из Притчей (в первых 9-ти главах излагающиеся в порядке связной речи), в продолжение трех первых недель почти все обращены, как наставления отца к сыну, и содержат самые заботливые, самые попечительные, истинно отеческие наставления сыну, особенно касательно всевозможного соблюдения целомудрия и чистоты и всемерного уклонения от всякой чувственной, приманчивой лести. Это и потому, что свыше нисходящая, чистая, мирная, благопокорливая премудрость (Иак.3:17) может быть принята и производить благие плоды свои только в сердце чистом, юном по простоте и по слушанию, и простом по искренности.

22

При предположении главным образом обозреть во вседневном последовании великопостной Триоди паремии, читаемые на 6-м часе и на вечерни, сообразно главной цели исследования, после общего взгляда на великопостную службу, каждая седмица, без особого рассмотрения повседневного последования богослужения по Триоди, будет обозреваема только в общем взгляде. Частнейшее рассмотрение великопостной службы по Триоди как рядовой повседневной, так субботней и воскресной, с историческим объяснением особых обстоятельств недели Православия и других недель, равно особых обрядовых принадлежностей и празднуемых в оные нарочито святых, можно видеть в удовлетворительной полноте в сочинениях (1858 С.П.Бург) 1., Дни богослужения православной кафолической церкви, особенно час. III. о посте св. Четыредесятницы стр. 7–27 и 42–126. 2., Обозрение богослужебных книг православной Российской Церкви, особенно стр. 114–128.

23

1-й нед. в среду вечер. 1-я стих.

24

2-й нед. 2-я стих. пон. утр. 1 ст. 9 пес.

25

3 Седм. пон. веч. ст. 1-я.

26

4 нед. пон. ст. 2.

27

5 нед. пон. утр. сед. по 2 стих.

28

Утр. понед. ваий трип. ст. 1.

29

Песн. 9-й, стих. 3-й.

30

Утр. понед. 6-й пес. Ин. Ирм. ст. 1.

31

Веч. пон. ст. 2.

32

В ср. веч. 1 ст.

33

Для соображ. смот. Воскр. Чт. гл. VIII. 1844 г. некоторые обряды церков., относящиеся к св. Четыредесятнице №58.

34

При этом унылый протяженный звук колокола, погружая душу нашу в себя и в размышление о своем состоянии, невольно напоминает и о том страшном звуке трубы Архангела, которым все воззовемся предстать на всеобщий суд пред лицом всемирного Судии.

35

Самое вхождение в храм особенно во время четыредесятницы до начала службы должно быть по уставу с положением 3-х поклонов против царских врат; таким же образом исхождение должно быть со смиренным поклонением Богу как бы для испрошения прощения в слабой и хладной молитве, притом в глубоком молчании и внимании себе, чтобы не производить бесед и разглагольствий, и тем не вовлечь себя и других в развлечение и рассеяние.

36

Отцы Церкви: Василий в., Афанасий в., Амвросий, Златоуст и др. именуют Псалтирь великою сокровищницею всяких душеспасительных наставлений для всякого возраста во всяком состоянии и во всякое время, морем неоскудно источающим очищение, прохлаждение, укрепление, врачеством против всех душевных болезней, лирою всех и каждого по его расположению и свойству, услаждающею и утешающей, раем всеми духовными плодами к преуспеянию во всех добродетелях исполненным. (Смотр. статью: похвала св. отцов псалтири Воскрсн. Чтен. гл. 2. 1748 № 47: предисл. к след. псалт. л. 7).

37

В обычное время в продолжение седмицы Псалтирь прочитывается единожды, а в Четыредесятницу дважды.


Источник: Обозрение Святой Четыредесятницы : особенно в отношении к паремьям, читаемым на 6-м часе и вечерне ежедневной великопостной службы : с преложением на русской язык паремий из Исаии и Притчей, и с присовокуплением на каждую паремью приличных размышлений в виде объяснения смысла буквальнаго, историческаго и нравоучительнаго / [Соч.] Евлампия, бывшаго архиепископа Тобольскаго и Сибирскаго. - Т. 1. - Казань : Изд. книгопродавца Ивана Дубровина, 1861. - 369 с.

Комментарии для сайта Cackle