Источник

I. Существование постов в ветхозаветной церкви

Древность поста в его учреждении

Вострубите трубою в Сионе, освятите пост, проповедите цельбу. Обратитеся ко мне всем сердцем вашим в посте, и в плачи и в рыдании. (Иоил.2:15,12).

Такое дано повеление Богом чрез пророка Иоиля Израильскому народу, чтобы Израильтяне при постигшем их опустошении от саранчи и великом неурожае от сильной засухи, в сокрушенном духе обратились к Богу со всею искренностью в посте, плаче и рыдании1. Саранча, во множестве налетевшая на виноградники и сады, и одна за другою в разных видах зарождавшаяся, истребила плоды виноградников, а последовавшая за тем засуха, обнажив поля от посева, и удолия от произрастаний, лишила людей и скотов нужной пищи и пития.

Посему Пророк, показывая причину этого бедствия в неправдах и беззакониях людских, повелевает гласом Божиим Израильтянам всем сердцем обратиться к Богу в посте, притом с плачем и рыданием. Из сего во 1-х видно то, что пост и в ветхом Завете служил самым первым и верным путем для народа Божия к умилостивлению Бога в постигавших бедствиях и злоключениях; во 2-х то, что пост, как целебное врачевание грехов, как необходимое средство к избавлению от гнева Божия и соединенного с сим злоключения, долженствовал состоять в сердечном обращении к Богу, соединенным с умилением и сокрушением, с плачем и рыданием о своих грехах.

Итак, пост есть установление Божественное, имеющее начало свое в ветхом Завете в самой глубокой древности.

Общее свойство поста в его действии

Будучи духовным средством для приближения к Богу, пост всегда соединялся и с внешним воздержанием в пище и питии, и с устранением от чувственных утешений для очищения тела и телесных чувств; тем паче соединялся с внутренним воздержанием в обуздании порочных расположений, для очищения души и душевных чувств, для очищения ума и сердца. И как внутреннее очищение, для нарочитого приближения к Богу, при внешнем воздержании от чувственных услаждений, необходимо требует внутреннего сознания грехов и неправд пред Богом, каковое сознание иногда сопровождалось внешним открытым исповеданием преступлений в установленном порядке (Нав.20:21): то пост существенным образом соединялся с действием покаяния, обращения и умиления, как таких расположений, которые всего действительнее приближают человека к Богу. В такой силе издревле существовал пост в ветхозаветной Церкви, и в таком духе был по временам особенно заповедуем Богом верным ветхого Завета.

В соображении с этим понятием о посте обозрим существование его в ветхозаветной Церкви, дабы последовательно видеть, сколь важны и для духовной жизни необходимы посты и в новозаветной Церкви.

В ветхозаветной Церкви были посты

а) как средство для приближения к Богу.

Видим, что в ветхозаветной (даже патриархальной) Церкви посты служили: во-первых, приготовлением к очищению пред Богом для достойного служения Ему, приготовлением к великим учреждениям и событиям, при которых имело открыться особое действие Божеское, и где народ Божий приводим был в такое состояние, чтобы мог быть способным находиться в близости к Богу – и принять особенное явление и действие Божества.

Так Иаков, по возвращении от Лавана идолопоклонника, намереваясь утвердиться жительством в Вефиле, заповедует всему дому своему извергнуть идолов, очиститься и переменить одежду для принесения благодарения и жертвы Богу, за дарование ему всех благ и за избавление его от всех скорбных приключений, бывших во время пребывания в Месопотамии и при возвращении на пути (Быт.35:1–3). Само собою понятно, что очищение необходимо требовало, при перемене одежд, внешнего измовения, также и очищения внутреннего, душевных расположений, а душевное очищение необходимо требовало, чтобы очищаемые все поставлены были в состоянии поста и молитвы; каковые действия, как сами по себе в совершении простые, и для всякого в большей – или меньшей мере удобные, никоим образом не могут быть исключены из действий очищения, каковое в особенных случаях столь часто Богом было заповедуемо и совершаемо в ветхозаветной Церкви.

Пред нарочитыми праздниками и пред важными событиями церковными и гражданскими, законом Моисеевым положено было очищение, которое очевидно долженствовало соединено быть с постом. Так не отменно постились Израильтяне пред исходом своим из Египта, при учреждении вечери пасхального Агнца. (Исх.12). Учреждение великого праздника Пасхи с неоднократным подтверждением всегдашнего совершения оной в последующие роды (Исх.12:14, 17, 24, 48, 49), четырехдневное отделение жертвенного Агнца, (Исх.12:5–6), таинственность в помазании дверей кровью Агнца, (Исх.12:7), таинственность в приготовлении для снедения (Исх.12:8,10), и в самом снедении Агнца с опресноками и горьким зелием (Исх.12:11,18,19), самая ночь исшествия, названная стражбою, благоговейным бодрствованием и трезвением Господу (Исх.12:42), вместе с тем посвящение Богу первенцев (Исх.13:1) – все это показывает, какое и внешнее, и внутреннее, и телесное, и духовное приготовление предшествовало таковому дивному происшествию с Израильтянами.

Равным образом Евреи постились пред Синайским законодательством. Это было событие великое и величественное. Бог-Творец вселенной и всемирный Законодатель чрез обнародование нравственного закона вступал в завет с народом своим, а в лице его со всем родом человеческим; и положительным откровением нравственного закона восстановлял первоначальный закон, напечатленный в существе человека, но затмившийся падением человеческим. Посему сам Бог непосредственно повелевает чрез Моисея, мужам три дня не входить к женам, быть всем чистыми и переменить на себе одежду (Исх. 19:10). Подобным образом Иисус Навин накануне перехода чрез Иордан, заповедует всему сонму очиститься, измыться водою, переменить на себе одежды и во всю ночь до самого утра соблюдать себя в воздержании, трезвенности и молитвенном расположении, чтобы быть способными идти чудодейственным путем чрез Иордан, который чудесно от низтекавших вод обнажился до совершенной сухости, а впереди огромны водяные горы, при непрестанном приливе во множестве текущих вод, непрестанно возвышаясь, будто от сильного мраза огустевали и подобно стене отвердевали (Нав. 3:5, 16).

б) Как средство для отвращения гнева Божия.

Во-вторых, посты в народе Божием были завещаемы и содержимы во всех случаях, когда нужно было отвратить гневную руку Божию и испросить помилование у Бога в преступлениях. Так, они всегда, когда случались неблагоприятные обстоятельства церковные, или гражданские (3Цар.21:9), когда тяготели над ними народные бедствия, – голод, нашествие и опустошение от неприятелей, язвы и моровое поветрие, – для прекращения сих бедствий, прибегали к посту, как к действительному средству для умилостивления Бога и отвращения гнева Божия.

Моисей, дабы умилостивить Бога, разгневанного на Израильтян в пустыне за слитие златого тельца, постился сорок дней (Исх.24:28). Вместе с тем в примере своем показал очистительную силу поста для приближения к Богу и для принятия непосредственных откровений и действий Божиих. Постились Израильтяне при Самуиле для испрошения у Бога защиты против Филистимлян. И когда целым собранием в продолжение дня постились, делали священное возлияние пред Богом, приносили исповедание в своей неверности, и просили Самуила принести жертву и молитву о них: то, по молитве Самуила, Господь страшным – внезапным громом привел в страх ополчившихся против Израильтян Филистимлян; Филистимляне были преследованы и разбиты от Израильтян (1Цар.7:6,8–10).

Особенно Ниневитяне, не смотря на то, что были язычники, показали необыкновенную силу поста. Уже гнев Божий готов был разразиться над беззаконным городом; но является пророк Иона с грозною проповедью, что чрез три дня2 город ниспровергнется. Весь город с беспредельною верою и глубочайшим смирением от царя до простолюдина, от великого до малого, от человека до скота единодушно обратились к посту (и молитве), и простертая рука Божия для наказания остановлена. И вероваша мужие Ниневитстии Богови, и заповедаша пост, и облекошася во вретища от велика их, даже до мала их. И дойде слово к царю Ниневийскому, и воста с престола своего, и сверже ризы своя с себе, и облечеся во вретище, и седе на пепеле. И проповедася, и речено бысть в Ниневии от царя, и вельмож его, глаголющих: человецы, и скоти, и волове, и овцы, да не вкусят ничесо же, ни да пасутся, ниже воды да пиют. И облекошася во вретища человецы, и скоти, и возопиша прилежно к Богу: и возвратися кийждо от пути своего лукавого, и от неправды сущия в руках их (Ион.3:5–8).

Иосафат Царь Иудин, услышав, что Аммониты, Моавиты, Сириане и Идумеи совокупно идут на него войною, назначил всеобщий пост, и убояся, и вдаде Иосафат лице свое взыскати Господа, и проповеда пост во всей Иудеи, и собрася весь Иуда взыскати Господа: и от всех градов Иудиных приидоша ко умилению Господню (2Пар.20:4–5). И в то время, как весь Иуда предстоял в молитве пред Богом, Пророк Иозиил, объятый Духом Святым предрек Царю, что он заутра получит победу без сражения; победа действительно последовала за открывшимся между неприятелями междоусобием. Как скоро священные певцы начали хвалебное славословие и песнопение Господу, враги кровопролитным междоусобием друг друга истребили, благочестивому Царю с народом осталось только собирать добычу, и её в продолжение трех дней собирали (2Пар.20:13, 22,25).

Иосия Царь Иудин, когда найдена была в храме книга, Второзаконие Моисеево, и из неё прочитаны были места, содержащие тяжкие угрозы за беззакония людей: то благочестивый Царь для утоления гнева Божия, как будто бы он уже готов был разразиться над Иерусалимом, сам разодрал ризы свои и плакал: в этом растроганном – умиленном чувстве повелел прочитать книгу в храме пред всеми старейшинами, всенародно завещал пред Господом хранить всемерно заповеди, истребил все следы суеверия и идолопоклонства, введённого предшественниками его, и вслед за тем сотворил Пасху со всем благоговением. С таким умилением и сердечною ревностью совершаемые дела благочестия не могли быть производимы без всенародного покаяния и обращения к Богу, а с тем вместе без поста и молитвы (4Цар.22:11,19;23:3,4–20–21).

Пророк Даниил в посте, во вретище и пепле умолял Бога умилосердиться над пленным народом, восстановить Иерусалим из запустения в обиталище святыни. И дах лице мое к Господу Богу, еже взыскати молитвы и прошения в nocmе и во вретище и пепелы. (Дан.9:3). Ездра, испросив позволение у Артаксеркса Лонгимана препроводить оставшихся в земле Халдейской Иудеев, по желанию их, в Иерусалим, против опасностей предлежащего пути вооружил их постом и молитвой. И проповедах тамо пост близ реки Ауи, еже смиритися пред Господом Богом нашим, просити от Него пути праваго нам, и чадом нашим и всему стяжанию нашему. Так как Ездра объявил царю, что они Израильтяне в несомненной надежде на крепость руки Бога своего не имеют нужды в военном сопровождении от царя: по сему и говорит: постихомся и молихомся Богу нашему о сем, и услыша нас (1Ездр.8:21,23). Он же Ездра, по прибытии в Иерусалим, узнав о беспорядках Иудеев касательно смешения их посредством браков с язычниками (1Ездр.9:2–3), оплакивал беззакония народа иудейского, постился, не вкушал ни хлеба, ни воды не пил (1Ездр.10:6,7;9:2). И в этом тяжком сокрушении о беззакониях людей, частью угрозою и еще более сильным убеждением, исполненным пламенной ревности к священному званию народа Божия, побудил всех вступивших в брак с иноплеменницами постепенно расторгнуть браки и тем отторг и очистил от смешения языческого народ Божий (1Ездр.10:7–17). Мардохей и Есфирь узнавши, что Артаксеркс, по наветам царедворца Амана, издал указ о погублении всех Евреев, заповедали всем, находящимся в городе Сузах, Евреям пост, дабы Бог благопоспешил намерению царицы предстать пред Артаксеркса и благоприятно принести просьбу о пощаде народа своего: И посла Есфирь пришедшаго к ней, к Мардохею, глаголющи: шед, собери Иудеи иже в Сузех, и поститеся о мне, и не ядите, ниже пийте три дни день и нощь, аз же и служебнищы моя (такожде) не имамы ясти (Есф.4:15–16). И тогда вниду к царю кроме закона, аще и погибнути мне приключится. И прилежная молитва царицы и всенародный пост Иудеев достигли слуха Божия, сотворили то, что царица благоволительно принята суровым царем, и по желанию получила все просимое; народ Еврейский спасен, Мардохей возвеличен, Аман ненавистник Мардохея и наветник всех Евреев, на приготовленном от него для Мардохея древе погиб3.

Иуда Маккавей, исторгнув Иерусалим из рук иноплеменников, когда нашел оный опустошенным и оскверненным, с плачем и пеплом приступил к очищению святилища (1Мак.4:39–40).

Вот в каком употреблении были посты в ветхом Завете, и с каким тщанием и усердием были соблюдаемы, были соблюдаемы вместе с молитвою и обращением к Богу, как единственное средство к умилостивлению Бога и к избавлению от гнева Его, когда оный был ясно чувствуем в засухе и неурожае, в смертоносном поветрии и болезнях, в неприятельском нашествии и опустошении и подобных общественных злоключениях.

Кроме исчисленных, большею частью от особенных обстоятельств зависевших постов, были в ветхозаветной Церкви:

1) Посты постоянные и всенародные; 2) единовременные; 3) частные.

Посты постоянные и всенародные

1) Из постоянных и всенародных постов, в особенности был пост в день очищения, когда от вечера 9-го до вечера 10-го дня было заповедано хранить строгий пост (Лев.23:32). Это был 10 день 7 месяца Тисри4, который соответствовал нашему Сентябрю. Тогда первосвященник, для очищения грехов всего Израильского народа, входил во Святая Святых во всем от кидара до надраг, льняном белом облачении, с кровью козлею и телчею. Это и было единственное во Святая Святых вхождение первосвященника в году, с кровью, приносимою им за грехи свои и людские (Евр.9:7). Для сего избираемы были особенно два козла; один после обрядового возложения на него грехов всего сонма сынов израилевых, был отпускаем в непроходимые пустынные места, другой был закалаем за грехи всего народа в Скинии, и седмижды сперва кровью тогда же закалаемого тельца, особенно назначаемого за грехи первосвященника и дома его, потом седмижды кровью козла было окропляемо от первосвященника перстом очистилище – покров ковчега завета; по очищению Святаго Святых первосвященник также сперва кровью тельца, потом кровью козла окроплял посредством перста роги алтаря, и всю Скинию свидения, в очищение грехов всего сонма сынов Израилевых (Лев.16:5–20).

День очищения был день покаяния, умиления и сокрушения о грехах для всего Израиля. В этот день, как особенный день поста и покаяния, Первосвященник совершал Богослужение один без участия Левитов в льняной простой одежде, очищал окроплением крови Святое Святых, и всю скинию, молился об очищении всех грехов и своих и жрецов, и левитов и всего народа израильского пред Господом (Лев.16:25,39), и совершавшийся обряд в приведении двух козлов был в особенности таинственною очистительною жертвою5 (Лев.16:9,10).

Потому день очищения, как образовательный день страдания и распятия Христова, был для всего народа Израильского по преимуществу днем поста, молитвы, душевного смирения и сердечного сокрушения о своих грехах и неправдах. По каковой священно таинственной причине всем без исключения было заповедано, чтобы 1) день этот был особенно покоем Господу, суббота суббот, чем, с предшествовавшими таинственными действиями необыкновенного жертвоприношения, было внушаемо, чтобы весь Израильский народ, начиная от первосвященника до последнего раба, имеющий нужду в очищении своих грехов единственно от Господа ожидал себе очищения, и с тем вместе мира и утешения, чтобы в 2) оный все смирили души свои пред Богом, чтобы все, созная себя и в прирожденном и деятельных грехах, обратили мысли свои и расположения единственно к Богу, и никто в тот день не производил никакого дела, а занимался бы в сокрушении мыслью о своей греховности; 3) как по непреложному законоположению, этот день долженствовал быть духовным покоем, смирением душ и благоговением пред Богом (ст. 29, 31): то при обращении к Богу всех мыслей и желаний, всем одинаково надлежит от Бога ожидать избавлений от грехов, и Избавителя, который кровно своею таинственно и пребожественно войдет в нерукотворенная святая, дабы вечное искупление приобрести (Евр. 9:12), и всегда быть непреходящим первосвященником и действенным ходатаем пред Богом за приходящим верою в небо к Богу6 (Евр.7:25–26).

К постоянным постам, хотя, они позднее установлены в память печальным для народа иудейского происшествий, надлежит относить упоминаемые у пророка Захарии и исчисляемые: пост четвертый, пост пятый, пост 7-й и пост 10-й (Зах.8:19), так названные без сомнения от месяцев, в которые последовали происшествия, послужившие причиною учреждения постов. Эти посты учреждены Иудеями во время плена Вавилонского в воспоминание бедственных приключений с Иерусалимом.

По изъяснению толковников, 4 пост совершался в 9 день 4 месяца в исполнение взятия Иерусалима Вавилонянами и бегства царя Седекия с войском из занятого неприятелями города (Иер.39:2,52:6). Пятый пост совершался в 10 день 5 месяца в воспоминание сожжения Иерусалимского храма и конечного разрушения Иерусалима Навузарданом (Иер.52:12). Седьмой пост совершался в 3 день 7 месяца в воспоминание убиения Годолии, поставленного Навуходоносором для управления Иудеями, оставшимися в самом Иерусалиме и в окрестных селениях (Иер.41:2); десятый пост совершался в 10 день 10 месяца в воспоминание начального обложения Иерусалима осадою от Навуходоносора (4Цар.25:1; Иер.39:1,52:4).

У Пророка говорится об этих постах по следующему случаю: посланы были от народа знаменитые лица, Сарецер и Регенмелех с товарищами в Иерусалимский храм для принесения молитв в храме и вопрошения священника храма и Пророков Бога Вседержителя: надобно ли еще проводить пятый месяц в общественном посте, молитве и сетовании, как это делано было в продолжение многих годов; так как теперь несчастное обстоятельство прошло? Пророк ответствует от лица Господа всему народу и священникам, что если они постились в 5 и 7 месяцы во время плена Вавилонского: то не потому ли, что самые скорбные обстоятельства заставляли их в это время поститься? За тем изъяснив, что истинный пост состоит в благосотворении ближним, в призрении вдов, сирот, и пришельцев, и в отложении всякого зла против ближнего, делает суждение и в рассуждении означенных постов; Пророк не велит их прекращать потому, что памятования о тяжких злоключениях оставлять не должно, но как оные, по благости Божией, прошли: то и надлежит, воспоминая бывшие бедствия, проводить оные дни в радости и благодарении Богу, и благодарность свидетельствовать правотой пред Богом и благотворением ближним.

2) Были посты единовременные:

Посты единовременные

К единовременным постам надлежит отнести все те посты, которые содержимы были по обстоятельствам неблагоприятных случаев, требовавших особенного обращения и прибежища к Богу. Так сыны Израилевы, после двукратного поражения от колена Вениаминова, плакали пред Господом и постились целый день, – дабы Господь помог их оружию, для наказания Вениамитян (Суд.20:26). Все Израильтяне, по внушению Самуила, в засвидетельствование своего обращения к Богу, делали священное возлияние и постились целый день. (1Цар.7:6). Жители Иависа, во свидетельство народной скорби и печальной смерти Саула и Ионафана, по погребении костей их, постились семь дней (1Цар.31:13), Иезавель, дабы дать вид великости преступления Навуфеева, якобы он проклинал Бога и Царя, велела назначить пост, в знамение тяжкой скорби о необычайности поступка, и по ознаменовании мнимого преступления знаками духовного сетования, побить Навуфея каменеем в рассуждении чего обличенный от Бога Ахаав также постился с плачем (3Цар.21:9,12,27). Таков же пост и означенный в самом начале из пророка Иоиля, по причине опустошения полей от саранчи и засухи. С прекращением неблагоприятных случаев прекращались и таковые посты.

3) Были частные посты:

Частные

К частным постам надлежит отнести тоже особенные неблагоприятные случаи, располагавшие обращаться к Богу с скорбью, с раскаянием, с испрошением помощи. Так царь Давид в засвидетельствование неправедного убиения Авевира, и уважения к достоинствам этого мужа, постился до захождения солнца (2Цар.3:35); для умилостивления Бога о сыне, рожденном от преступления, семь дней постился, плакал и лежал на земле, доколе этот сын, пораженный болезнью, не умер (2Цар.12:16,21,22). Он же и в рассуждении внешних, а более внутренних врагов говорит, что когда они нападали на него и смущали его, он облагался во вретище и смирял постом душу свою (Пс.34:13).

К частным постам надлежит также отнести особенные подвиги Пророков и других праведных мужей, для которых, как наприм. для Моисея, Илии и Елисея, пост и молитва составляли постоянный подвиг очищения душевного и телесного, возводивший их к ближайшему Боговидению и общению с Богом, и чрез общение с Богом открывал им тайны и мысли сердечные, равно как и отдаленные происшествия. В Пророках пост и молитва были существенною принадлежностью подвижнической жизни их.

Итак, если и в ветхозаветной Церкви посты, в совокупности с молитвою, употребляемы были как средство очистительное для приближения к Богу, как способ умилостивления разгневанного Бога, как образ смирения пред Богом и выражения душевной печали о бывшей или вновь прилучившейся тяжкой скорби: то не в большой ли силе, не в обильнейшей ли мере, не в высшей ли степени должны быть посты в Новозаветной Церкви, сообразно возвышеннейшему духу чистоты, воздержания и отрешенности, требуемых от верных Нового Завета?

* * *

1

Обстоятельство это было за 879 л. до Р. Хр.

2

С подлинника: чрез 40 дней.

3

Подобным образом Израильтяне, по книге Иудиф, для отвращения грозного нашествия Олоферна, и для низложения гордого военачальника, возложили вретища на чресла свои, и всякий муж Израилев и жена, и дети, и живущие в Иерусалиме падоша пред лицем храма, и посыпаша перстию главы своя и простроша вретища своя пред лицем Господним, и возопиша к Богу Израилеву единодушно, прилежно, еже не дати град наследия их в раззорение и святая во осквернение языком. И бяху людие постящеся дни многи во всей Иудее и Иерусалиме пред лицем святых Господа Вседержителя (Иудиф.4:11–13). И сама Иудиф, также как и царица Есфирь, намереваясь приступить к исполнению своего намерения, паде на лице и возложи персть на главу свою, и излила пламенную пред Богом молитву об укреплении её в предпринятом намерении для спасения своего отечества (Иудиф.9:1 и др.), и услыша Господь глас их, и призре на скорбь их (Иудиф.4:13).

4

Сей-то пост по продолжению единодневный, но по силе своей великий, всенародный, и разумеется, когда в Апостольских деяниях, при означении неблаговременности морского плавания, признаком сей неблаговременности постановляется то, что уже и пост прошел (Деян.27:9); поскольку пост для очищения был в 7 месяце, соответствующем Сентябрю, и принимая сказанные слова в таком значении, что и пост давно уже прошел: тогда время приходящее на Октябрь, действительно было опасно и бедственно для морского плавания.

5

Над козлами метаем был жребий, который из них должен быть закалаем, который отпускаем, первый назывался жребий Господу, другой жребий отпущения.

6

Смотр. для соображ. Воскр. чт. гл IV 1840 стат. В. завет. посты №46.


Источник: Обозрение Святой Четыредесятницы : особенно в отношении к паремьям, читаемым на 6-м часе и вечерне ежедневной великопостной службы : с преложением на русской язык паремий из Исаии и Притчей, и с присовокуплением на каждую паремью приличных размышлений в виде объяснения смысла буквальнаго, историческаго и нравоучительнаго / [Соч.] Евлампия, бывшаго архиепископа Тобольскаго и Сибирскаго. - Т. 1. - Казань : Изд. книгопродавца Ивана Дубровина, 1861. - 369 с.

Комментарии для сайта Cackle