Источник

VI. Пашковские брошюры

Библиографические сведения о них, литература о секте; перечень брошюр

1) Библиографические сведения о брошюрах

Помещая далее возможно полный перечень брошюр, изданных преимущественно «обществом поощрения дух.-нравственного чтения», мы имеем в виду то громадное издание, какое брошюры эти, с тенденциями пашковского учения, имели и продолжают иметь в деле распространения пашковщины. Поэтому пастырям церкви необходимо знать эти брошюры, – по крайней мере, по их названиям и заглавиям, чтобы наблюдать, не проникли ли они в их паствы, и чтобы потом принимать против распространения их должные меры. Названий всех брошюр этих, насколько нам известно, более 200, из которых некоторые потерпели 12-ть изданий. Если в каждом издании предположить около 10000 экземпляров (число для таких малых брошюрок вовсе не большое), то можно себе представить, в каком несметном количестве эти брошюры были распространяемы в народе?! Конечно, нам не удалось собрать все названия и заглавия этих брошюр; но во всяком случае мы указываем их в такой полноте, в какой литературе о пашковской секте они еще не были перечислены. О характере этих брошюр должно сказать, что многие из них, взятые отдельно, по одиночке, не представляют непосредственно сектантского направления, а в других сектантские мысли предлагаются в такой форме (напр., в форме художественного рассказа, стихотворения, подбора текстов из св. писания и т. п.), что на первый раз они трудно усматриваются. Но, взятые в совокупности или читаемые подряд, они, несомненно, производят впечатление в пользу протестантских воззрений и разрушают веру православную. – Такой характер брошюр, так сказать, вдвойне вреден и опасен для православной церкви и чад ее. Вот суждение Учебного Комитета при Св. Синоде относительно этого предмета. «Враги церкви и христианской нравственности могут принимать столь благовидную личину, что и опытный взгляд не всегда может различить в них врагов. Они часто предлагают яд в малых, незаметных дозах и в такой талантливой, красивой и изящной оболочке, что неопытному человеку покажется этот плод – угоден очима видети, и красен, еже разумети, а между тем вкушение этого плода ведет к смерти. Подтверждением этой мысли могут служить издания пашковской секты» (циркул. по дух.-учебн. ведомству, 1888 года №1, стр. 10). Другие отзывы Учебн. Комитета о пашковских брошюрах: «Когда эти брошюры читаются по одиночке и без систематического порядка, они в своем большинстве не представляют непосредственно своего сектантского направления, но, когда они читаются в совокупности и известном порядке, с расположением их по отделам, – тогда их сектантское направление и та основная мысль, какая приводится в них, обнаруживается со всею ясностью. При этом важно не столько то, о чем они трактуют, сколько то, о чем намеренно умалчивают (т. е. о церкви, таинствах, иерархии и т. п.). Рассуждая о какой-либо спасительной истине с одной стороны, сочинители намеренно умалчивают о тех сторонах, которыми определяется или обусловливается эта истина, и таким образом проводят в сознание читателя ту односторонность, которой они держатся, как сектанты». «Общую мысль всех этих брошюр можно кратко выразить так: имей библию и читай ее, веруй во Иисуса и взирай на Него – это главное и существенное для спасения, – а все остальное не важно». «Вредное действие книжек этим не ограничивается. Книжки такого направления подготовляют в народной массе почву для устной лживой пропаганды и подают повод и случай для дальнейшего сеяния сектантских заблуждений и односторонностей» (цирк. по духовно-учебному ведомству, 1888, 3, стр. 21,23 и 25). – Так как у нас под руками были далеко не все брошюры, названия которых мы перечисляем, то мы и не могли указать точно места и года их издания. Но несомненно одно, что все они изданы не ранее 1876 года и не позднее 1883 года, т. е. в период существования «общества поощрения дух.-нравственного чтения», которое открыто в 1876 г., а закрыто по Высочайшему повелению в 1884 г., в котором (24 августа) вышел и указ Св. Синода, касающийся брошюр этого общества. – О внешнем виде и некоторых других признаках этих брошюр см. в оч. «Пашковщина», стр. 44–45.

По своему направлению, брошюры могут быть подразделены на три категории: 1) такие, в которых ничего не заметно противного православному учению, 2) такие, в которых замечается легкий сектантский оттенок и 3) такие, где этот оттенок выступает весьма рельефно. Вот, наприм., название некоторых из брошюр третьей категории: 1) что такое христианин; 2) чему учит свящ. писание; 3) благодатное дитя; 4) благая весть; 5) прииди к Иисусу Христу; 6) взирай на Иисуса; 7) встреча со старушкой; 8) два старика; 9) дружеские беседы; 10) истинная радость; 11) Нееман, военачальник Сирийский и его чудесное исцеление во Иордане; 12) примирился ли ты с Богом; 13) выгода от потери; 14) новая азбука; 15) исполняете ли вы волю Божию; 16) брачный пир и др. Затем, у пашковцев в большом распространении так называемые «любимые стихи» (числом 36), которые, обыкновенно, распеваются ими при начале и конце бесед. – Внешний, отличительный признак пашковских брошюр – красная печать общества, оттиснутая с знаком альфа и омега и со словами: «я есмь начало и конец»; впрочем, печать эта находится далеко не на всех пашковских брошюрах. В некоторых брошюрах есть надпись: «печатать дозволяется» и под нею подпись духовного цензора. Напротив, в других брошюрах написано просто: «дозволено цензурою» – без подписи духовного цензора: это значит, что они печатаны без разрешения духовной цензуры, причем пометки «дозволено цензурою» по большей части значатся сделанными в Варшаве и Одессе, а местом продажи их тут же означен Петербург. Некоторые брошюры имеют еще такую особенность. Местом дозволения печатать выставлена Одесса, самое печатание производилось в Варшаве, а местом продажи сделан Петербург. Св. Синод предписывал цензорам быть осмотрительными в пропуске брошюр. В указе 1884 года от 24 августа сказано: «Св. Синод неоднократно поставлял на вид членам С.-Петербургского духовного цензурного комитета, разрешавшим печатанию поименованные брошюры, неправильные действия их и предписывал на будущее время руководствоваться особенною осмотрительностью». О других способах пропаганды пашковского учения см. ст. III: «Пашковщина».

Что касается последних брошюр (№108–117), то они, как по содержанию, так и по направлению, конечно, вполне православные. Но почему же, однако они были изданы тем обществом, которое литературным путем старалось пропагандировать протестантские идеи? Ответ на этот вопрос находим в том же одностороннем способе протестантов и пашковцев доказывать свои воззрения – посредством подбора из свящ. книг и творений отцев мест, которые (взятые отдельно) могут быть истолкованы в их пользу. Учебный Комитет при Св. Синоде относительно, напр., брошюры «о свойстве христианской веры» замечает, что в этом «отрывке из писаний св. Тихона излагается совершенно православное учение о вере, но взятое отрывочно, вне связи с учением того же святителя о церкви, священноначалии и таинствах, – оно является односторонним в том смысле, что как будто и св. Тихон внушал мысль о непосредственных отношениях верующей души ко Христу вне богоустановленной церкви, – чего на самом деле нет. В отрывке же из бесед митр. Михаила, взятом вне связи с его мыслями вообще о спасении человека, развивается другая односторонность, именно, что человек оправдывается не делами закона, а только верою во Христа, которая подается нам силою Божией. Таким образом, эти два отрывка направлены к одной и той же протестантской мысли, что в деле нашего спасения нужна только вера, а добродетельная жизнь не имеет значения» (цирк. по дух.-учебному ведомству, 1888 г. №3, стр. 22–23). – Брошюры, отмеченные в нашем перечне звездочкой (*), признаны Св. Синодом в 1886 г. особенно вредными и долженствующими быть изъятыми из употребления в народе.

2) Литература о пашковцах и пашковских брошюрах

Кроме многочисленных заметок, корреспонденций, известий и т. п., явившихся о секте пашковцев в разных газетах и журналах и преимущественно на первых порах ее образования и обнаружения, в настоящее время (статья писана в 1893 г.) мы имеем несколько дав. обстоятельных статей, раскрывающих истории и учение секты пашковцев. В этом отношении заслуживает особенного внимания исследование г. Гр. Терлецкого «Секта пашковцев», которое первоначально печаталось в «Прав. Обозрении» (1890 г., т. Ι и ΙΙ). В исследовании этом читатель найдёт дов. подробные и интересные сведения о первоначальном зарождении секты в Петербурге, об образовании, организации и дальнейшем развитии ее; насколько, как видно, было возможно для автора, он коснулся распространения пашковщины и в провинции. Затем в том же исследовании находится изложение учения пашковцев – преимущественно на основании брошюр с тенденциями пашковского лжеучения. Вообще, труд этот до настоящего времени является самым главным для знакомства с сектою. – Далее, для знакомства с первоначальным образованием пашковщины под влиянием проповеди лорда Редстока заслуживает внимания статья г. Лескова: «Великосветский раскол. Гренвиль Вальдигрев лорд Редсток, его жизнь, учение и проповедь (очерк)», напечатанная также в Правосл. Обозрении за 1876 год. Здесь мы в дов. художественном изложении знакомимся с личностью лорда Редстока, с его прошлым, с его разными приключениями, выдвинувшими его на поприще проповедника. Равным образом дов. обстоятельно мы можем познакомиться с характером проповеди лорда в Петербурге46. Для знакомства с брошюрами пашковского издания, которые имеют столь важное значение в распространении пашковского лжеучения, лучшею статьей является доселе статья прот. П. Мегорского: «По поводу попыток к распространению брошюр с Пашковским лжеучением на севере России и, по преимуществу, в Олонецкой губернии (Христ. Чт. 1886, 2, стр. 671–730). Точно также о брошюрах пашковских, а равным образом о характере бесед г. Пашкова и Ко, можно прибрести некоторые сведения из статьи г. Вл. Сахарова, напечатанной в «Московских Церковных Ведомостях» за 1883 год (№№14, 15 и 16), а потом вышедшей особой брошюрой, под заглавием «Пашковцы в провинции». Здесь разумеются главным образом пашковцы Тульской губернии. И еще о брошюрах см. в статьях Тамбов. Епарх. Вед. 1888 г. №№ 4, 6 и 7 под заглавием: «О брошюрах пашковского издания (по поводу указа Св. Синода об изъятии этих брошюр из обращенья)», Церк. Вести. 1883, №24, Астр. Епарх. Вед. 1888, №13, Тамб. Еп. Вед. 1883, №17 и Черн. Еп. Вед. 1885, №35 – в статьях «Книги и брошюры пашковцев», в Твер. Еп. Вед. за 1882–83 г. «О брошюрах, распространяемых среди народа». Более систематическое изложение пашковского лжеучения с довольно подробным критическим разбором на него можно читать в статье г. П. Малицкого «Пашковцы и их богословские тенденции», напечатанной в «Тульских Епархиальных Ведомостях» за 1881-й год и вышедшей отдельной брошюрой. Статья эта обращает на себя внимание еще в том отношении, что в ней указаны все те места, которые подчеркнуты или отмечены в Новых Заветах, вышедших из рук пашковцев, причем места эти, соответственно учению Пашкова, разделены на категории. В отношении полемики с пашковцами довольно важны «Письма к одному лицу в С.-Петербурге по поводу появления там нового учителя веры», напечатанные в 1881 году. В письмах этих автор (вероятно, еп. Феофан), до глубины души возмущенный пашковским лжеучением, в сильных и правдивых без прикрас выражениях обличает это лжеучение. В сочинении видна ревность автора по православию. К тому же полемическому отделу с пашковцами должна быть отнесена маленькая брошюрка под заглавием «Разговор православного и пашковца о Священном Писании и преданиях церковных», С.-П.Бург 1890 г. В Богосл. Вестн, за 1893 год печаталась статья г. Мартынова «Разбор и опровержение догматических заблуждений пашковцев. «В конце концов обозревая литературу относительно пашковской секты, упомянем о недавнем издании бывшего старосты Исаакиевского собора Е. В. Богдановича «Голоса из России против пашковского лжеучения, по поводу недавнего прискорбного случая» (С.П.Б. 1891 г.) и о статье г. Н. Сахарова, напечатанной в апрельской книжке (1892 г.) «Богословского Вестника» под заглавием «Пашковец». В первой из этих статей говорится в защиту православного обряда погребения усопших, – против пашковцев и им подобных сектантов, не признающих подобного погребения; во второй сообщаются сведения о пашковце Бежецкого уезда, дер. Малых-Горок Михаиле Иванове (который в статье назван Дмитрием) и его учении. – В заключение мы должны сказать, что в опровержение и обличение пашковского лжеучения о церкви православной, таинствах, почитании святых, мощей и икон и вообще в обличение отрицательного отношения пашковцев к церкви с полным удобством можно пользоваться всем тем, что написано против подобных же пунктов учения молокан, духоборцев, штундистов и т. п. сектантов.

3) Перечень брошюр с тенденциями пашковского учения

*) 1) Что такое христианин.

*) 2) Истинная радость. СПБ. Тип. Балашева. 1881 г., изд. Н.Р.

*) 3) Радостная весть. Варшава. 1880.

*) 4) Звание христианина и его значение. СПБ. 1882; изд. Н. Р.

*) 5) Веришь ли, что ты грешник?

*) 6) Что вы думаете о Христе?

*) 7) Прииди ко Иисусу. Вольный перевод с немецкого. Изд. 3-е. СПБ. 1881.

*) 8) Голос времени. Изд. 2-е. СПБ. 1882.

*) 9) Благая весть.

*) 10) Благодатное дитя.

*) 11) Примирился ли ты с Богом? Изд. Н. Р. СПБ. 1882.

*) 12) Путь ко спасению.

*) 13) О готовности И. Христа принимать грешников. СПБ. Типогр. Алекс. Круг. Гороховая, №17. 1878.

14) Взирай на Иисуса. СПБ. 1881.

*) 15) Встреча со старушкой. Варшава. 1880.

16) Два старика.

17) Дружеские беседы.

*) 18) Застигнутые врасплох. СПБ. 1880. (Есть издания, помеченные: «Одесса 1882 г. печатано в Варшаве»).

*) 19) Краткое руководство к чтению Нового Завета. СПБ. Типогр. А. Круг, Гороховая, №17, изд. 3-е. 1880. (Той же брошюры есть изд. Н. А. СПБ. 1882).

20) Слово жизни.

21) Повествование о слепом.

*) 22) Два слова о св. Библии. Изд. Н.Р. СПБ. 1882.

*) 23) Он любит меня.

*) 24) Брачная одежда. СПБ. Типогр. Л. Круг, Горох., №17: изд. 3-е. 1878 г.

*) 25) Иисус Назорей идет. СПБ. Тип. Имп. Ак. Наук. 1878.

*) 26) Брачный пир. Варшава. 1880 г.

27) Это я! Не бойся!

*) 28) Два пути и пределы их. СПБ. Типогр. Балагаева, Средняя Подъяч., д. №1. 1881 г.

29) Возвращение грешника к Богу.

30) Подумай о будущей жизни. СПБ. Тип. Имп. Акад. Наук. 1880 г. (12-е изд.).

31) Пшеница или солома. Варшава. 1880 г.

32) Нееман, военачальник Сирийский и его чудесное исцеление во Иордане. Изд. Н. Р. СПБ. 1881. Типогр. В. Балашева.

33) Выгода от потери. Изд. Н. Р. СПБ. 1880 г.

*) 34) Исполняете ли вы волю Божию?

35) Строгий осмотр.

36) Одиноки в целом Лондоне.

37) Маша или чудный сон.

38) Лиза, бедная певица.

39) Рассказ для детей и взрослых.

40) Вынужденная ложь.

41) Что пользы в детях?

*) 42) Сегодня или никогда. Истинное происшествие. Изд. Н. Р. СПБ. Тип. Балашева. 1882 г.

43) Два богатства и истинная радость, или сила Божия в деле спасения. Изд. Н. Р. СПБ. 1881.

44) Два помолоделых старца.

*) 45) Беседы двух друзей о возрождении. СПБ. Типогр. Балашева. 1882. Изд 3-е.

46) Воробьи все видели.

*) 47) Пастухи и овцы. Изд. 7-е. СПБ. 1878 г.

45) Больной пастух. СПБ. 1882 г.

*) 49) Разговор двух матросов после бури.

*) 50) Два брата. Варшава. 1880 г.

51) Кумир (истинный рассказ). Изд. Н. Р. СПБ. 1880 г.

52) На лесопильне.

53) Энох.

54) Мытарь и фарисей. Изд. Н. Р. СПБ. 1882.

55) Беседа у смертного одра. Изд. Н. Р. СПБ. 1882 г.

56) Что это будет стоить?

*) 57) Перекличка.

58) Пропавшая девочка.

59) Маленькая Мэг.

60) Улица богомольцев.

*) 61) Первая молитва Джэмса.

*) 62) Как был завоёван яблоновый двор?

63) Сети ловца.

64) Убеди их войти.

*) 65) Рай и ад.

66) Берегись горячих напитков. СПБ. Тип. Имп. Акад. Наук. 1881 г.

67) Тайна прегрешения.

68) Приношение православным христианам.

69) Чада Божии, наследники Его.

70) Два властелина. СПБ. Тип. Балашева.

*) 71) Молишься ли ты? СПБ. Тип. А. Круг, Гороховая. 17–56. Изд. 9-е.

72) Несколько правил благоповедения.

73) Назидательное чтение.

74) Размышление на песнь песней.

75) Духовная сокровищница.

*) 76) Пора домой и превыше разума (стих.). СПБ. 1882 г.

*) 77) Благодаришь ли ты Бога? Изд. Н. Р. СПБ. 1882 г.

78) В эту ночь или никогда.

*) 79) Напоминание христианам из слова Божия.

*) 80) У Бога не остается бессильным никакое слово.

81) Покаяние.

82) Христос грешную душу к Себе призывающий.

83) Чему учит Cв. Писание? Изд. 3-е. СПБ. 1877.

84) В притоне лондонских воров.

85) Божественные слова мира и утешения. Издание 2-е. СПБ. 1882 г.

86) Бог есть любовь. СПБ. 1877 г.

*) 87) Жизнь И. Христа, (ц. ½ к.).

*) 88) Спасен или погиб – будьте готовы.

89) Открывается дверь. – Ответь неверующему.

90) Зеркало души (на листе).

*) 91) Христос все во всем.

92) О вере во Христа.

93) Семь изречений Спасителя.

94) Молитва Господня.

95) Все, что делаете (на листе большого и мал. форм.).

96) Так, Господи.

*) 97) Новая азбука. СПБ. 1883 г.

98) Мир вам (картина).

90) Вино – злейший враг человечества.

100) О пьянстве.

101) Радостные песни Сиона.

102) Любимые стихи.

103) Коллекция десяти изречений Св. Писания на разноцветных картах.

104) Русский рабочий (иллюстр. журнал).

*) 105) Любезный читатель, прочти сие повествование о слепом.

*) 106) Слепая девушка и Евангелие.

*) 107) Встревожился Иерусалим.

108) О слове Божием. Из соч. св. Тихона. Издание 10. СПБ. 1878 г.

109) Свойство христианской веры. Из творений св. Тихона. СПБ. 1880 г.

110) Нравственно-духовные назидая. Издание 9-е. Из творений св. Тихона. Тип. Имп. Акад. Наук. 1881 г.

111) О конце добрых дел. Из творений св. Тихона. Изд. 9-е. Тип. Имп. Акад. Наук. 1881 г.

112) О вере во Христа. Из соч. св. Тихона. Изд. 12-е. СПБ. 1878 г.

113) Покаяние. Из творений св. Тихона. Изд. 21-е. СПБ. 1878 г.

114) Христос грешную душу к себе призывающий и воздыхание грешной души ко Христу Сыну Божию. Из соч. св. Тихона.

115) О пьянстве. Его же.

116) Христианские нравоучения. Его же.

117) Из бесед покойного преосвященного Михаила, митрополита Новгородского и С.-Петербургского, т. VII, отд. XIX, о том, могли ли закон, пророки и жертвы спасти человека? и для чего они установлены и даны от Бога?

* * *

46

Из других более мелких статей, касающихся собственно истории и распространения секты пашковцев, нам известны еще следующие: «пашковцы, (из путевых заметок)» А. Пругавина (Рус. Мысль 1884. №5), в статье этой упоминается, между прочим, какая-то оч. Деятельная пашковка Тверской губ. А. И. П-р, «новейшие анабаптисты или пашковцы», А. Савельева (Новости 1880, № 129), «о пашковской секте», Чернышева (Тамбовск. Епарх. Вед. 1883, №12); «нечто о Пашкове и его пропаганде». Н. Попова (Сарат. Епарх. Вед. 1887, №13), Московск. Церк. Вед. 1887, № 18), «к делу пашковской пропаганды», прот. Д. Никитина (Кавказск. Епарх. Вед. 1830, №11), «о воспрещении публичной проповеди г. Пашкову» (Новости 1880, №129; «пашковское согласие» (Церк Вестн. 1888, №12); «действия Пашкова и его последователей» (Друг Истины 1888, №8).


Источник: Современное русское сектантство : (Очерки, ст. и исслед.) / Д.И. Скворцов. - Москва : типо-лит. И. Ефимова, 1905. - 230, III с. (Автор указан в конце предисл.)

Комментарии для сайта Cackle