Источник

Сектанство

Сектой называется организованное общество людей, разномыслящих с господствующей Церковью, но согласных друг с другом в религиозном отношении. Между сектой и ересью та разница, что вторым словом обозначается не столько совокупность лиц, следующих известному учению, сколько содержание самого учения; поэтому можно сказать: «Секта ариан состояла из таких-то лиц» и «Секта ариан учила, что Сын Божий сотворен», и, с другой стороны: «Ересь ариан состояла в признании Сына Божия тварью», «Ереси арианской следовали или держались такие-то лица». Между сектой и вероисповеданием (в случае, если последним словом обозначается не учение, а сама его содержащая церковь) резкой разницы нет; секта есть вероисповедание, которому следует сравнительно небольшое число лиц, и притом такое, которое с точки зрения большинства считается ложным или вредным. Секты в Европе часто добивались признания за ними права зваться церквами, или вероисповеданиями. На официальном языке в эпохи религиозной борьбы одна и та же община зовется то сектой, то церковью, или исповеданием, смотря по отношению к ней правительства. Вышеуказанное разграничение терминов установилось, и то не совсем прочно, лишь в новое время (после Реформации), и отсюда перенесено на древнейшие эпохи, когда слова secta и αΐρεσις употреблялись вполне как синонимы. Это же обстоятельство придало слову секта еще один побочный оттенок, сравнительно с понятием и словом ересь. Дело в том, что главнейшие ереси периода с I по VII вв. начинались не с отрицания церковного учения и авторитета, а с попыток выяснить и сформулировать какой-либо пункт учения, не отлившийся еще в твердую догматическую формулу; инициаторы этих ересей не сознавали себя в оппозиции с непрерывным церковным Преданием, а напротив, считали себя выразителями и продолжателями его. Подвергшись соборному суду и осуждению, они и их последователи или подчинялись этому суду, или разрывали общение с Церковью и начинали свою особую религиозную жизнь. При этом, поставив уже в одном пункте учения свою мысль выше мысли церковной, они чем дальше, тем смелее отрешались от церковного авторитета как в развитии своего только что осужденного догмата, так затем и в других пунктах, которые давно уже были твердо сформулированы Церковью, так что в оппозиционном отношении их мнений относительно церковного учения ни у них, ни у церковных христиан уже не могло оставаться никаких сомнений. Между тем, своеобразные религиозные мыслители более поздних времен, особенно, начиная с Реформации, имели дело уже с подробно развитым, сформулированным и надлежаще авторизованным церковным учением, и касались они по большей части этого учения в его целом или в самих его основах, а не в частном каком-либо пункте; таким образом они оказывались по отношению к нему прямо в таком положении, в какое древние ереси приходили лишь в указанной второй своей стадии. Поэтому и слово секта, применяемое преимущественно к разномыслящим с Церковью общинам Средних веков и еще более новых времен, к древним ересям может всего удобнее применяться именно на второй ступени их развития – т. е. к тем толкам, на которые они дробились уже по выделении из Церкви. Так, например, редко говорят о секте монофизитов (хотя неправильным и это словоупотребление нельзя назвать), но постоянно говорят о монофизитских сектах (фоартолатрах, юлианистах, северианах, агноэтах и etc.). По той же причине и вообще со словом секта привычнее соединяется представление об общине, резко расходящейся с Церковью, сравнительно мелкой и замкнутой в себе, чем с понятием исповедания, ереси или еретической общины. Классифицируются христианские секты удобнее всего по источникам, откуда они черпают свое учение, заменяя тем авторитет и Предание Церкви, и по тем путям, которыми они разрабатывают эти источники. Порывая с Преданием господствующей Церкви как с ложным, сектанты неохотно порывают с христианским Преданием вообще и безусловно; напротив, они стремятся представить себя наследниками, продолжателями и хранителями исконного подлинного Предания, забытого или искаженного Церковью с более или менее древних времен. Понятно, что чем секта радикальнее, тем отдаленнее период, в котором она усматривает начало искажения подлинного христианства и образования ложного предания; поэтому большинство сект останавливается на первых временах христианства, когда никакого или почти никакого писанного Предания еще не было; документальным источником веры является у них одно Писание. При этом они становятся лицом к лицу с вопросами, занижавшими церковную мысль на заре богословия: о пределах откровения, об отношении Ветхозаветного и Новозаветного откровения, и о том, как откровение охватывается человеком, понимается им и влияет на него. От решения этих основных вопросов зависит все вероучение, организация и этико-социальные понятия сектантов, чем вполне оправдывается вышеуказанный принцип классификации сект. Сообразно ему, секты делятся на: 1) библейские или (более или менее) жидовствующие, 2) евангелические и 3) имеющие свое тайное писание (примером первых могут служить наши жидовствующие и другие субботники; примером вторых – молокане и штундисты; примером третьих – мормоны). Наконец, в глубокой древности, и снова в новейшее время, были мыслители и секты, полагавшие, что религиозная истина дана не в одном лишь Ветхом и Новом Завете, что крупицы ее рассеяны повсюду – в лучших языческих религиях, в творениях философов и поэтов и т. д. Это – секты синкретические (гностики, толстовцы). С другой стороны, по взгляду на пути усвоения и разработки религиозной истины, секты издавна делятся на рационалистические и мистические. Первые считают разум единственным посредником между откровением и человеческим сознанием и даже отказываются признавать за откровение все, что выше или против разума (так что разум у них не только посредник, но и судья откровения – в этом разница православного и сектантского богословского рационализма); вторые веруют, что откровение сообщается человеку и помимо разума, несказанно и таинственно (путем экстатических видений и пророчеств и т. п.). Примером первых могут служить антитринитарии, у нас в России – молокане (последние не отрицают прямо троичность и другие таинственные догматы, а считают их бесполезными и не стоящими внимания); примером вторых – древние монтанисты, квакеры и наши хлысты. Приемы, посредством которых сектанты-мистики получают свои откровения, нередко интересны с точки зрения психологии и психопатологии; полученные откровения они часто ставят выше даже Писания («буква мертвит, дух животворит»). Секты как общины, более или менее радикально порвавшие с церковным и государственным христианством, весьма часто расходятся с ним не в метафизических только, но и в этических вопросах; а т. к. везде, где существует государственная религия в той или иной форме, или в основу государственных и общественных отношений заложены определенные этические принципы, этика неразделима с политикой, – то секты весьма часто являются общинами, оппозиционными не только по отношению к Церкви, но и по отношению к государственному и социальному порядку, построенному на иных, чем признаваемые сектой, началах. Древние христиане являлись в известных случаях «противниками законов» и в Иудее, и вообще в Римской империи. Христианские государства отчасти осуществили в своем законодательстве и социальном строе идеи своего исповедания, отчасти установили обоюдный компромисс; секта, понимающая этические обязанности по-своему, становится к псевдохристианскому, по ее мнению, государству в те же отношения, в каких первоначальные христиане стояли к государству нехристианскому: «Аще праведно есть перед Богом вас послушати паче, нежели Бога...» Умеренные секты ограничиваются тем, что уклоняются от общественных обязанностей, несовместимых с их этико-социальными идеалами, и безропотно несут правительственные взыскания; наиболее рьяные стремятся прямо к социальной реформе всего человечества сообразно этим идеалам. Примером первых могут служить наши духоборы, примером вторых – анабаптисты первого периода (до 1536 г.). Социальные идеи на религиозной почве являются в сектах обыкновенно в той форме, которая в православном богословии носит название нравственного мистицизма. Под этим термином разумеется взгляд, по которому евангельские заповеди представляются не начертанием идеала, к которому Церковь должна вести общество долгим и трудным путем воспитания в ряду поколений, а чем-то теперь же, сразу достижимым и подлежащим осуществлению. Церковь говорит, например, что суды, война, клятва суть, по евангельскому учению, зло, и в идеальном обществе им не должно быть места; но они являются злом, главным образом, как доказательства тому, что люди нравственно несовершенны – корыстны, несправедливы, жестоки, лживы. Поэтому бороться с этим неизбежным пока злом надо не отказами от присяги, военной службы и т. д. и не уничтожением этих учреждений внешне законодательным путем, а посредством постепенного воспитания всех членов Церкви в такой нестяжательности, справедливости, кротости, правдивости, чтобы мало-помалу суды, войны и клятвы сами собой вывелись бы из употребления, отпали как никому не нужные. Секты, наоборот, часто полагают, что именно учреждения тормозят совершенствование людей; Церковь, наоборот, признает, что от их упразднения, при несовершенном состоянии личностей, выиграли бы лишь худшие общественные элементы. Кроме указанных причин, секты становятся иногда в оппозицию к власти в силу теории, что законна только правоверующая власть. На этом основании, например, некоторые раскольники и молокане проповедовали, что властей уважать и за царя молиться не надо, и даже пытались ставить свои власти и венчать своих царей (коронование молоканина Рудометкина за Кавказом). Евангельское учение о равенстве всех людей как детей одного Отца небесного (равенство нравственное) толкуется иногда сектантами как учение о равенстве социальном и политическом, чем исключается понятие о власти, о повинующихся и повелевающих.

Из сект древней Церкви примечательны: 1) секты, отставшие от религиозной эволюции, совершившейся в христианстве: таковы последователи Иоанна Крестителя, не примкнувшие к Христу; с ними часто ставят в связь имеробаптистов (ежедневно крестящих; Евсевий, «Церковная История», 4, 22) и гностиков-иоаннитов. Возможно, что они тождественны с еще существующими в Персии мандейцами. Сюда же относятся секты самаританских мессий, пытавшихся конкурировать с христианством: досифеане, симониане, менандриане. 2) Иудействующие христианские секты первых времен: назаряне (I–VI вв.), евиониты, евиониты-гностики (с конца II в.). 3) Язычествующие секты I–III вв. Они чрезвычайно многочисленны и известны под общим именем сект гностических. Из них ближе всего к католичеству стояли маркиониты (II–VII вв.), дальше всего – манихеи, исповедовавшие, собственно говоря, особую религию, связанную с христианством не теснее, чем, например, ислам; но манихейство помещается в перечнях христианских сект, т. к. в своих позднейших фазисах оно было образующим элементом в целом ряде сект чисто христианских, каковы павликиане (VII–XII вв.), богомилы (XI–XV вв.), по-видимому, также русские стригольники и некоторые жидовствующие (XV– XVI вв.), на Западе – кафары и альбигойцы. 4) Секты энтузиастические, из которых замечательны катафриги, или монтанисты (II–III вв., дожили до VIII). 5) Несколько сект возникло в древней Церкви на почве ригористической моральной тенденции, не удовлетворявшейся допущенным в католичестве минимумом моральных требований и его покаянной дисциплиной. Этой тенденцией отмечены уже некоторые гностические секты, а также монтанизм; в эпоху систематических кровавых гонений на христиан (с половины III в.) она выразилась в принципе, что христианин, выказавший слабость при гонении, не должен быть вновь принимаем в общение верующих, т. к. простить его может только Бог. Таковы новациане (в Риме, с середины III в.), мелетиане (в Александрии, начало IV в.; их не должно смешивать с антиохийскими мелетианами второй половины IV в., возникшими на почве арианских споров) и донатисты (в Африке, с начала IV–VII вв.). 6) Секты догматического характера IV–VII вв. Ариане, Аполлинарий младший, Константинопольские соборы (Македониане), Несториане, Монофизитство, Ориген, Монофелитство, Марониты. Вне прямой деятельности Вселенских соборов стоят пелагиане и полупелагиане (семипелагиане) – возникшие на почве вопроса о первородном грехе, благодати и свободе; авдиане и апостолики (в Месопотамии и Малой Азии) – искавшие возврата к христианству I–III вв. и нападавшие на примирение Церкви с языческими государственными формами; антидикомарианиты (из Аравии) и аэриане (в Армении) – восстававшие против почитания святых и Богоматери, постов и епископской власти. Против философской формулировки вероучения, составлявшей главный предмет деятельности Вселенских соборов, восставали в IV в. реториане («все еретики в своем смысле правы; православие состоит в верности своему убеждению»), в V–VII вв. – гносимахи («Бог хочет от христианина только добрых дел; поэтому стремление к теоретическому богопознанию бесплодно и ненужно»). 7) В среде монашества, уклонившегося от католической идеи аскетизма, развилось несколько мистических сект, например мессалиане, или евхиты (вечномолящиеся), впоследствии с примесью дуалистических учений.

В Византийско-восточной Церкви XI–XV вв. новых сект почти не возникало. Заслуживают упоминания только арсениты (XII– XIV вв.), возобновившие по поводу дела патриарха Арсения вопрос о независимости Церкви от государства, и варлаамиты, спор которых с афонскими исихастами (гезихастами) был эпизодом великого спора аристотеликов и платоников.

В средневековой Западной церкви в эпоху роста и высшего развития папского могущества (XI–XIV вв.) сект появлялось также сравнительно немного, т. к. свободомыслящие в религии лица редко находили достаточно последователей, чтобы организовать их в общину. Важнейшими сектами являются кафары (с XI в., отсюда немецкое Ketzer; во Франции альбигойцы и вальденсы (с конца XIII в.). Отрасль первых с резкой дуалистической окраской составляли люцифериане (западные богомилы). Иоакимиты (Иоаким Фиорский, умер в 1202 г.) пророчествовали о наступлении царства Духа Святого в 1260 г. и видели антихриста то в Гогенштауфенах, особенно во Фридрихе II, то, напротив, в папах (эти иоакамиты-гибеллины вышли особенно из схизматических францисканцев). Секты, стремившиеся к реформе церкви и общества на почве Евангелия, основали Петр Брюйс (сожжен ок. 1126 г.), Арнольд Брешианский (задушен и сожжен в 1155 г.), Виклеф и, наконец, Ян Гус.

Секты реформационной эпохи весьма многочисленны и разнообразны. 1) Секты мистические и пантеистические. Мыслители этого рода в Германии редко покидали формально лоно своих церквей и не основали сект в точном смысле слова. Таковы Каспар Швенкфельд из Силезии, Агриппа фон Неттесгейм и Филипп-Авреол Парацельс – первой половины XVI в., католики; Валентин Вейгель (умер в 1588 г.) лютеранский проповедник, направление которого выяснилось лишь из его посмертных трудов; Себастиан Франк (умер в 1542 г.), укорявший и папистов, и реформаторов за нетерпимость к анабаптистам, а сам державшийся пантеизма в духе Скотта Эригены. Из итальянских пантеистов этого времени знаменит Джордано Бруно. Француз Коппен основал секту «spirituels» с либертинистической окраской; Генрих Николаи (родом немец) основал в Англии секту фамилистов (familiacharitatis) при королеве Елизавете. 2) Анабаптисты, или перекрещенцы, явились сперва в Саксонии, затем в Швейцарии; оттуда они к 1531 г. были почти вытеснены, но распространили свое учение по всему югу и юго-востоку Германии, до Моравии и Тироля; из южной Германии движение проникло в северо-западную и северную; в 40 гг. новый очаг его образовался в Венецианской области. После катастрофы Иоанна Лейденского анабаптизм северный стремится отрешиться от своих энтузиастических и социально-политических тенденций и соединяется с южно-германским (Меннониты). 3) Антитринитарии и унитарш – рационалисты в богословии и в философии. Кроме Сервета и обоих Социнов, следует упомянуть о Гансе Денке, Людвиге Гетцере, Иоанне Кампане и Давиде Иорисе, в которых анабаптизм перешел в антитринитаризм, о наследниках Сервета в Женеве – Матфее Грибальди, Георге Бландрате и Валентине Гентилисе, об итальянцах – Клавдии Савойском и Камилло Ренато. Итальянские антитринитарии, удалясь в Польшу, составили здесь так называемую арианскую общину (кличка вовсе неподходящая). В XVII в. к баптистам-меннонитам присоединились английские баптисты, выделившиеся из индепендентов; акт веротерпимости Вильгельма III (1689 г.) дал их секте права наравне со всеми диссидентами. Они распались в 1691 г. на Regular- и Free-will-Baptists; еще ранее, в 1665 г., от них отделились баптисты-субботники – Seventh-Day Baptists. Баптизм проник из Англии около 1630 г. в Северную Америку, где Рожер Вильямс организовал колонию (ныне штат) Род- Айланд. В XVII в. развилась мистико-евангелическая секта квакеров (Джордж Фокс, 1624–1691 гг.; Вильям Пенн, 1644–1718 гг.) и проникла в Северную Америку (путешествия Пенна, штат Пенсильвания). Жан де Лабади (1610–1674 гг.) основал секту лабадистов (в Швейцарии, Голландии и северной Германии), исчезнувшую вскоре после 1725 г. Прочие своеобразные религиозные мыслители XVII в. не основали сект.

Секты нового времени. XVIII в. породил на протестантской почве обширное, живучее и, в целом, симпатичное общество гернгутеров (Цинцендорф, умер в 1760 г.), насчитывающее теперь во всех частях света до 1/2 млн. членов в 100 колониях и ревностно трудящееся на поприще миссионерства и воспитания юношества. В Англии явился методизм (Джон Веслей, Джордж Витфильд). Ряд небольших сект возник из протестантского пиетизма, который со своим высшим благочестием хотел сперва быть лишь «закваской» в церкви, но при этом нередко доходил до ее отрицания, звал ее Вавилоном, ее таинства – мерзостью и т. п. Независимо от пиетизма возник сведенборгианизм (Сведенборг, умер в 1772 г.) – мистико-теософическое общество. Баптизм и квакерство дали новые разветвления (Tunkers, Snake-Baptists, Hardshell-Baptists, Six-Principles-Baptists, Jumpers, Shakers). На почве католичества явились чешские деисты, или авраамиты, заявившие о себе открыто после эдикта Иосифа II о веротерпимости, и франкисты в Галиции и польской Подолии (Яков Лейбович). О масонстве и его отношениях к церквам см. «Франкмасоны». В XIX в. в католичестве явились и исчезли секты: французско-католическая аббата Шателя, апостолическая аббата Гельсона в Брюсселе, немецко-католическая Иоганна Ронге и Иоганна Черского (1837 г.), имевшая сперва успех; остатки их отчасти перешли в протестантство, отчасти впали в религиозный нигилизм и в 1848 и следующих годах вступили в ряды социалистов и анархистов. Новейшее явление в этом ряде попыток реформы и национализации католичества есть община Гиацинта Луазона, вполне определившего свое направление лишь с 1879 г. и старокатоличество.

Орден новых тамплиеров возник первоначально из попытки иезуитов обратить в свою пользу масонство во Франции; но он разорвал связь с иезуитами уже в XVIII в. В 1815 г. иезуиты добились его упразднения; в 1830 г. он всплыл опять, но скоро потерял всякое влияние. Он учил о единой откровенной религии, идущей от египетских и эллинских мистерий к Моисею, Христу, апостолу Иоанну и дошедшей до них путем тайного предания; толковал Троицу как бытие, деятельность и сознание; имел особое апокрифическое Иоанново Евангелие и стремился низвергнуть римскую церковь. Изуверный мистицизм сказался в сектах Пешля (который, однако, отнюдь не одобрял выходок своих последователей вроде добровольных самораспятий за грехи мира и т. д.) и антонианской (особенно в Бернском кантоне в Швейцарии). Успех Давида Лаццаретти (умер в 1878 г.) зависел от того, что он выкинул знаменем восстановление светской власти пап и тем доставил себе временное покровительство сбитой с толку курии. Протестантство произвело в XIX в. много новых сект. Классической страной сект явилась Северная Америка, где при почти полном (исключение – мормоны) невмешательстве власти в дело религии, собственно, вовсе нет церкви как института, а только секты. В 50 гг. североамериканские методисты перенесли свою пропаганду в Европу; в Англии, в 70 гг., из методизма выделилась армия спасения (см. «Бутс»), раскинувшаяся вскоре по всей Европе, Индии, Австралии и Северной Америке. В 1884 г. Бутс располагал 846 казармами в 18 странах и 393000 фунтов стерлингов; с тех пор его успех скорее упал, чем возрос. Квакерство в Англии и Америке дало еще несколько толков (Wet-Quakers, Dry-Qu., Fighting-Qu., Evangelical Friends). Унитарии свободно вздохнули в Англии с 1813 г., когда формально отменен был закон, осуждавший их на смерть (давно уже, впрочем, не исполнявшийся). Главой американского унитаризма признается химик Пристлей (умер в 1804 г.); общины его считаются сотнями; виднейшие деятели – Чаннинг и Паркер. Коммунизм на почве Евангелия проповедуют гармонисты (близ Питтсбурга в Пенсильвании) и перфекционисты, или библейские коммунисты. Эдуард Ирвинг, пресвитерианский проповедник в Лондоне, с 1836 г. возобновил древний монтанизм, с его пророчествами, ригоризмом и хилиастическими упованиями, но с добавлением сильной склонности к аллегорическому толкованию Писания. Ирвингианство имело некоторый успех и в Германии, даже в католической Баварии. С ним сходны по доктрине, но резко отличны по организации общины дарбистов (Джон Дарби умер в 1882 г.) и адвентистов (Вильям Миллер, в Нью-Йорке и Бостоне); последние теперь всего многочисленнее в Мичигане (Seventh-Day Adventists). Карикатуру на себя сами ирвингиане видят в мормонах (Иосиф Смит, 1825 г.).

Секты в России. До церковной реформы патриарха Никона сект в России почти не было; впрочем, следы стригольников и жидовствующих дожили до этой реформы и пережили ее. Секты, образовавшихся в среде старообрядческого раскола. Под прямым влиянием протестантизма возникла, но дальше его ушла в своих выводах секта евангелистов Дмитрия Тверитинова (с конца XVII в.); она дожила до конца XVIII в., когда слилась с молоканством. Во второй половине XVII в. явилась первая русская мистическая секта людей Божиих, или христовщина (отсюда хлыстовщина); она нашла много тайных последователей и даже деятелей в среде православного монашества и стала с начала XVIII в. заметным явлением. С 1740 гг. считается начало другой, также мистической секты – духоборческой (Колесников и Побирохин); явилась она в южной Украине, в нынешних Харьковской и Екатеринославской губерниях. Вскоре из нее выделилась секта молоканская, в которой мистический элемент отступил перед библейско-рационалистическим. Молоканство, под влиянием евреев и жидовствующих, распалось на общину молокан-субботников и молокан-воскресников (конец XVIII в.). В это же время из хлыстовщины выделилось скопчество, в виде реакции на учение хлыстов о внебрачных отношениях как о «христовой любви», вследствие чего среди хлыстов развился разврат. Все эти секты выросли в эпоху императора Александра I. Русская простонародная христовщина проникла в верхние слои общества, захваченные принесенным с Запада мистическим направлением (секта Татариновой). Сам Александр I был в сношениях с Юнгом Штиллингом, квакерами, моравскими братьями и, наконец, с баронессой Крюденер. Выражениями «сверхисповедного» христианства, каким хотел быть русский великосветский мистицизм, было Библейское общество, Министерство духовных дел и народного просвещения, а также (в идее, но не на деле) Священный союз (три государя – представители трех главных европейских исповеданий). Указать в этом русском мистицизме границу между сектанством и православием нелегко; к нему причисляли себя видные иерархи (например, Филарет Дроздов на первых порах) и миряне, о которых иерархи отзывались как о редких христианах (Херасков). Однако в 20 гг. последовал решительный разрыв. Учение русских мистиков, дальше всего отходивших от Церкви, напоминает ирвингианство; центральная мысль его – повторение всей библейской и евангельской истории в душе истинного христианина как ее возрождение и единение с Христом. В литературе и искусстве оно произвело поэму Хераскова «Владимир возрожденный» и проект храма на Воробьевых горах в память 1812 г., Витберга. Другой общиной, объединившей в себе западный и русский мистицизм, были духоносцы, или так называемая ересь есаула Котельникова. Из скопчества выделилась лазаревщина (Арина Лазаревна, умерла в 1841 г.). В молоканстве около 1836 г. образоваласьхилиастическая секта Никиты Иванова и явились, сообразно тому, «Илии» и «Христы». Другие мистики-молокане – сопуны, прыгуны, веденцы и сионцы. Новейшее образование в молоканстве – донской толк, отрекшийся от большей части политических тенденций молоканства и имеющий развитой обряд, во многом приближающийся к православию. Наконец, как бы на смену молоканству, с 60 гг. появился новый вид русского евангелического христианства – штундизм, или (с 70 гг.) штундо-баптизм, существовавший к 1891 г. в 30 губерниях. В новейшее время из него выделился младо-штундизм (Яков Коваль). В 70 гг. в Санкт-Петербургском высшем обществе явились редстокисты – слушатели и последователи евангелического проповедника, лорда Редстока. С 1876 г. начинается деятельность Пашкова, учившего вначале чисто по-протестантски; но простонародное пашковство не удерживается на этой почве и обнаруживает наклонность к переходу в «духовное христианство», т. е. к замене Писания внутренним откровением. К христианским сектам наиболее радикального направления следует отнести толстовство, находящее сочувствие и среди сектантов простонародья, например, закавказских духоборов и молокан Самарской губернии. Христианско-социалистическое направление вышло и прямо из народа, в лице Сютаева и его секты. В новейшее время появились также малеванщина и новохлыстовство (Козин, в Кубанской области). Статистика русского сектанства и раскола есть дело весьма темное, особенно по отношению в так называемым «более вредным» сектам (жидовствующим, духоборам, хлыстам, скопцам, штунде и т. д.). Помимо тайны, сохраняемой администрацией, тут дело затрудняется еще старанием сектантов-мистиков слыть за православных, вследствие чего не только официальные, но и секретные сведения правительства по отношению к ним должны считаться ниже действительных. По официальным данным, в 1870 г. заявлено в Европейской России всего 997600, в Азиатской – 173400 человек раскольников и сектантов, а по заграничным, выдающим себя за взятые с секретных правительственных, их было приблизительно вдесятеро больше. Ту же пропорцию можно предполагать и теперь. По нижеприводимым официальным данным отчета оберпрокурора Святейшего Синода в 1893 г. считалось всего менее 2000000 раскольников и сектантов, из которых огромное большинство падает на старообрядческие толки; а по заграничным сведениям, одних штундистов в настоящее время около 2000000. Впрочем, эти последние сведения, вероятно, преувеличенны. Вот цифры, взятые из отчета обер-прокурора Святейшего Синода за 1892–1893 гг.: 1) Архангельская епархия. Филипповцы, даниловцы, федосеевцы, аароновцы, поморцы. 63 учителя, 36 наставниц, 8 скитов. Мужчин 4799, женщин 7480; всего 12279. 2) Астраханская епархия. Раскольников 4965, сектантов 8613, всего 13578 человек. 3) Владимирская епархия. Раскольников (преимущественно нетовцев или спасова согласия) 17000, но эта цифра ниже истинной. 4) Владикавказская епархия. Поповцев 23882, беспоповцев 1271, сектантов 8323; всего 33476. 5) Вологодская епархия. Раскольников 6767. 6) Волынская епархия. В городе Житомире до 1000 раскольников; вообще раскол и сектанство слабы и не развиваются (цифр нет). 7) Воронежская епархия. В 60 приходах 14039 чел. 8) Вятская епархия. Коренных раскольников поповцев 24488, беспоповцев 39365, уклонившихся поповцев 4856, беглоповцев 5226; всего 73935. 9) Донская епархия. Беспоповцев 21482, беглопоповцев 37649, австрийского согласия 47234, всего 106365 раскольников. Сектантов – молокан, баптистов, духоборов, хлыстов в скопцов – 1830. 10) Екатеринославская епархия. Раскольников (авсирийского толка) 8862, сектантов 873. 11) Екатеринбургская епархия. 35262 раскольников. 12) Енисейская епархия. 8339 человек; число раскольников растет. 13) Иркутская епархия. Раскольников 1900, сектантов 220; и те и другие – исключительно ссыльные или их потомки. 14) Забайкальская епархия. – от 45000 до 50000 человек. 15) Казанская епархия. Раскольников 25223. 16) Калужская епархия. Раскольников 47000; тут же же воздыханцы, хлысты, скопцы и нетовцы. 17) Камчатская епархия. Раскол незначителен, пропаганды нет; цифры не показаны. 18) Кишиневская епархия. Раскольников и сектантов 25781; раскол слабеет. 19) Киевская епархия. Раскольников 8000; из сект сильна штунда (цифры не показаны). 20) Костромская епархия. Австрийцы, поморцы, федосеевцы, нетовцы, филипповцы, странники, беглопоповпы; всего 36995. 21) Курская епархия. До 20000 раскольников; сектантство незначительно. 22) Литовская епархия. Общая цифра неизвестна; в одном Свенцянском уезде до 10000. 23) Могилевская епархия. 8000 беглопоповцев, 5000 поповцев, 9000 австрийского согласия, всего 22000. 24) Нижегородская епархия. Поповцев 30170, беспоповцев 41566, молокан и духоборов 1584; всего 73320. 25) Новгородская епархия. Цифры не показаны, но заявлено, что раскол здесь очень силен и прочен. 26) Олонецкая епархия. Регистрированных раскольников (беспоповцев), явных и так называемых тайных, 2038 мужчин и 5369 женщин, всего 7407, цифра ниже истинной. 27) Оренбургская епархия. Раскольников и сектантов 78258. 28) Орловская епархия. Раскол не силен; штунда сильна в Карачевском уезде (цифры не показаны). 29) Пензенская епархия. Раскольников 6240 мужчин, 6946 женщин (на 3/4 поповцев), всего 13186; сектантов 451. 30) Пермская епархия. Раскол очень силен, но регистрация его невозможна. 31) Полоцкая епархия. Всего раскольников и сектантов 73452 (федосеевды, филипповцы, поморяне и самокрещенцы). 32) Полтавская епархия. Около 1000 человек. 33) Псковская епархия. Раскольников 35248; в Порховском уезде они составляют 15,42% православного населения. 34) Рижская епархия. Федосеевцы; всего 15617. 35) Рязанская епархия. За расколом у исповеди не было в 1893 г. 14930 человек (цифра ниже истинной). 36) Самарская епархия. 82643 чел.; раскол растет. 37) Санкт-Петербургская епархия. В столице и в епархии сильна пашковщина; цифры не показаны. 38) Саратовская епархия. Раскол (поповцы) силен, сектанство (молоканство) несильно. Цифр нет. 39) Смоленская епархия. До 17530 раскольников, большей части австрийского согласия. 40) Ставропольская епархия. Раскол и сектанство держатся и растут; цифры нет. 41) Таврическая епархия. Раскольников и сектантов 12111; сектантов (молокан 9356) 10022, остальные раскольники. Молоканство растет. 42) Тамбовская епархия. Раскольников 8120, сектантов 10118; из 1039 приходов в 58 имеются раскольники, в 110 сектанты. 43) Тверская епархия. Раскольников 7195. 44) Тобольская епархия. 54813 раскольников. 45) Томская епархия. 80000 душ. В Бийском округе местами раскольники составляют 2/3 всего населения. Толки самые разнообразные – спасово согласие, странники, дырники, немоляки, молокане, штундисты. 46) Тульская епархия. Раскол очень слаб, всего 1665 человек. 47) Уфимская епархия. 16990 душ. 48) Харьковская епархия. Беспоповцев 5979, поповцев 635; штундистов 377, шалопутов 65. 49) Херсонская епархия. Цифр нет. 50) Черниговская епархия. Раскольников около 70000. Штундистов явных 50, на деле гораздо больше, 51) Ярославская епархия. Раскольников 6056. 52) Якутская область. Около 1500 раскольников и сектантов; из последних многочисленны скопцы.

Литература.

А) По истории древних сект, кроме соответствующих отделов во всех общих сочинениях по древней церковной истории и истории догмата: Chr. Fr. Walch, “Vollständige Geschichte der Ketzereien his zum Bilderstreu inclusive” (Лейпциг, 1762 ислед.); А. Hilgenfeld, “Die Ketzergeschichte des Urchristentums” (1882). О монтанизме: G. Wernsdorf, “De Montanistis” (1751); A. Schwegler, “Der Montanismus u. die christliche Kirche des 11 Jahrhunderts” (Тюбинг., 1841); Baur, “Wesen des Montanismus” (“Theologische Jahrbücher”, 1841, IV); J. de Soyres, “Montanism and Primitive Church” (Кэмбридж, 1878); Bonwetsch, “Geschichte des Montanismus” (1881); Belck, “Geschichte des Montanismus”, (Лпц., 1883); Harnack, “Novatian” (“Realencyclopädie der protestantischen Religion u. Kirche” Герцога, X, 652); W. Möller, “Meletins” (т. же, X, 534), Ribbeck, “Donatus u.Augustinus” (1858); Völter, “Ursprungdes Donatismus”(Фpeйб., 1883), Jacobi, “Ueber die Euchiten” (“Zeitschriftfür Kirchengeschichte”, IX, вып. 4); Lindner, “De Joviniano et Vigilantiodissertatio” (Лпц., 1839); W. Schmidt, “Vigilantius, sein Verhältrisszu Hieronymus und zur Kirchenlehredamaliger Zeit” (1860);

В) По истории средневековых сект: Karapet Ter-Mkrtschian, «Die Paulicianer». О богомилах см. «Богомилы». О варлаамитах: Ф. Успенский, «Очерки по истории византийской образованности». Об арсенитах: И. Е. Троицкий, «Арсений, патриарх Константинопольский, и арсениты» («Христ. Чтение», 1870). Вообще о средневековых западных сектах: L. Flathe, «Geschichteder Vorläuferder Reformation» (1835); Hahn, «Geschichteder Ketzerim Mittelalter» (1835); Fel. Tocco, «L’eresianelmedioevo» (Флор., 1889); Döllinger, «Beiträgezur Sektengeschichte des Mittelalters» (1890)...

О сектах новейшего времени (после Вестфальского мира): Cramp, «Geschichtedes Baptismus» (1873); А. G. Bichley, «G. Foxandtheearly Quakers» (1884); Lods, «Etudessurle Quakerisme» (1857); J. Rowntree, «Quakerismpastandpresent» (1859); MaxGöhel, «GeschichtederInspirationsgemeinden» («Zeitschriftfürhistorische Theologie», 1855); A. Ritschl, «Geschichtedes Pietismus». Для сект XIX в.: Nippold, “Handbuch der neuesten Kirchengeschichte” (1893); Carove, “Der Messianismus der neuen Templer” (1835); Wilke, “Die Templerei” (1835); Wiedemann, “Die religiöse Bewegung in Ober-Oesterreichim Beginn der XIX Jahrhunderts”; Schaft “Church and State in the United-States” (Нью-Йорк, 1888).

О сектах в России: до XVII в. – Руднев, «О ересях и расколах в русской церкви» (1839); Ф. Успенский, «Очерки по истории византийской образованности» (о стригольниках); Сервицкий, «Опыт исследования ереси жидовствующих» (в «Православном Обозрении», 1862); И. Панов, «Ересь жидовствующих» («Журнал Мин. Народи. Проев.», 1877, 1–3); Садковский, «Артемий, игумен Троицкий» (1891). Для сект с XVII в. по XIX в.: Ивановский, «Руководство по истории и обличению русского раскола, с присовокуплением сведений о сектах рационалистических и мистических» (1895); Ливанов, «Раскольники и острожники»; О. Новицкий, «О духоборцах» (Киев, 1892); Реутский, «Люди Божии и скопцы» (М., 1872); Арс. Рождественский, «Хлыстовщина и скопчество в России» («Чтения Общ. Ист. и Др.», 1882, I – ІII), Жмакин, «Ересь есаула Котельникова»; Η. Ф. Дубровин, «Наши мистики-сектанты» («Русская Старина», 1895–1896); Арс. Рождественский, «Южно-русский штундизм» (1889). Прекрасный очерк русских сект дан П.Н. Милюковым в «Очерках по истории русской культуры» (т. II, 2 изд., 1899).


Источник: История и вероучение христианской церкви / Б.М. Мелиоранский. - Москва : Изд-во М.Б. Смолина (ФИВ), 2016. - 510 с. (Серия "Православная мысль"). ISBN 978-5-91862-035-9.

Комментарии для сайта Cackle