О Священном Писании Ветхого и Нового Завета
I. Православное учение о необходимости признавать полезным не только новозаветное, но и ветхозаветное священное Писание
Повелений Своих Господь не переменяет так, как человек (Иак. 1:17. Чис. 23:19). Посему вероучение и необходимые для нас наставления мы должны почерпать из всего св. Писания, как Нового, так и Ветхого завета (2Тим. 3:15–16). Господь и апостолы не уничтожали всего ветхозаветного закона, но утверждали его (Мф. 5:17,– Рим. 3:30–31), тому же научал и Сам Спаситель в притчах Своих:
Лк. 16: 29. Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки: пусть слушают их.
Из ветхозаветных установлений утратило свое значение и заменено другим только то, что имело один преобразовательный характер; Например, заменено крещением плотское обрезание и соединенные с Ним обряды (Деян. 15:24; Кол. 2:11. 12). Кровавые жертвы заменены жертвою Господа Нашего Иисуса Христа (Евр. 10:4–9; 1Кор. 11:26).
Остальное из ветхозаветных установлений сохраняет свою силу: например, точный перечень степеней родства, в которых брак воспрещается, в Новом Завете нигде не показан, однако он сохраняет свою обязательную силу на основании Ветхого Завета (Лев. 18:6–8), и так многое другое.
II. Основания из слова Божия о необходимости пользоваться как новозаветным, так и ветхозаветным священным Писанием
Вероучение и разные сведения о наших обязанностях к Богу мы должны почерпать из всего свящ. Писания, ветхого и нового завета:
2 Тим. 3:15. Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою в Христа Иисуса.
16. Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности;
Мф. 13:52. Он же сказал им: поэтому всякий книжник, наученный царству небесному, подобен хозяину. который выносит из сокровищницы своей новое и старое.
Лк 24:25. Тогда Он сказал им: о, не смысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказали пророки!
26.Не так ли надлежало пострадать Христу, и войти в славу Свою?
27.И, начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании.
Деян. 24:14. Но в том признаюсь тебе, что по учению, которое они называют ересью, я действительно служу Богу отцов моих, веруя всему, написанному в законе и пророках.
Еф. 2: 20. Быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея самого Иисуса Христа краеугольным камнем.
2 Пет. 1: 19. И при том мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день, и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших
Ин. 5:45. Не думайте, что Я буду обвинять вас пред Отцем; есть на вас обвинитель Моисей, на которого вы уповаете.
46. Ибо если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне.
Мф. 22: 29. Иисус сказал им в ответ: заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией.
Ин. 5:39. Исследуйте Писания: ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне.
Из Свящ. Писания Ветхого Завета утратило свое значение только то, что имело прообразов. характер.
Евр. 7:18. Отменение же прежде бывшей заповеди бывает по причине ее немощи и бесполезности.
Деян. 15:24. Поскольку мы услышали, что некоторые, вышедшие от нас, смутили вас своими речами и поколебали ваши души, говоря, что должно обрезываться и соблюдать закон, чего мы им не поручали.
28.Ибо угодно Святому Духу и нам, не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого.
29.Воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите.
Евр. 10:4. Ибо невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи.
6.Всесожжения и жертвы за грех неугодны Тебе.
7.Тогда Я сказал: вот, иду, как в начале книги написано о Мне, исполнить волю Твою, Боже (Пс. 39:7–9).
8.Сказав прежде, что ни жертвы, ни приношения, ни всесожжений, ни жертвы за грех (которые приносятся по закону). Ты не восхотел и не благоизволил.
Нижеприведенные тексты свидетельствуют, что другие ветхозавет. постановления (кроме прообраз.) даже расширены:
Мф. 5:21. Вы слышали, что сказано древним: не убивай: кто же убьет, подлежит суду (Исx. 20:13)
22. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду: кто же скажет брату своему: рака5, подлежит Синедриону, а кто скажет: безумный, подлежит геенне огненной.
27.Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй (Исх. 20:14).
28.А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем.
38.Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб (Исх. 21:24).
39.А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую.
А потому все остальное ветхозаветн. свящ. Писание (кроме прообраз.) сохраняет свою силу:
Рим. 3:31. И так, мы уничтожаем закон верою? Никак: но закон утверждаем.
Мф. 5:17. Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить.
18. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все.
2 Пет. 1: 21. Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его Святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым.
III. Для миссионерской полемики с сектантами о священном Писании
Тексты свящ. Писания, которыми сектанты оправдывают свое мудрование. | Истинный смысл сих текстов. | Тексты свящ. Писания, коими опровергается сектантское мудрование |
I | ||
Евр. 7:12. Потому что с переменой священства необходимо быть перемене и закона. Евр 8:13. Говоря: новый, показал ветхость первого; а ветшающее и стареющее близко к уничтожению | Эти слова Ап. Павла указывают на отмену не всего ветхозаветного закона: Иак. 1:17, а только того в ветхозаветном законе, что имело одно пробразовательное значение: Евр. 7:18. 10:5 Ибо Сам Иисус Христос сказал: не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков; не нарушить пришел Я, но исполнить. (Мф.5:17). | Иак. 1:17. У Которого (Бога) нет изменения и ни тени перемены. Евр. 7:18. Отменение же прежде бывшей заповеди бывает по причине ее немощи и бесполезности. Евр. 10:5. Посему Христос, входя в мир, говорит: жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне... |
II | ||
Евр. 10:9. Потом прибавил: вот, иду исполнить волю Твою, Боже. Отменяет первое, чтобы постановить второе. Примеч. Этими текстами свящ. Писания сектанты отвергают все ветхозаветное свящ. Писание | Из предыдущих ст. 5–8 ясно видно, что здесь говорится об отмене многократных ветхозаветных кровавых жертв, вследствие единократного принесения Себя в жертву Самим Господом Христом. Но и св. апостолы пользовались не только каноническими книгами ветхого завета, но даже и неканоническими; это можно видеть из сопоставления следующих изречений: Иак. 1:13; срав. Сир. 15:12; Иак. 1:19, ср. Сир. 5:13, а потому приведенный текст нисколько не оправдывает сектантского суждения о свящ. Писан, ветх. завета. | Иак. 1: 13. В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушает никого. Сир. 15:12. Не говори: «Он ввел меня в заблуждение», ибо Он не имеет надобности в муже грешном. Иак. 1:19. Итак, братия мои возлюбленные, всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев. Сир. 5:13.Будь скор к слушанию, и обдуманно давай ответ |
* * *
Пустой человек