VII. Призвание Авраама
«Изыди от земли твоей и от рода твоего, и иди в землю, которую укажу тебе, и Я произведу из тебя народ великий, и возвеличу имя твое и будешь благословен; благословляющих тебя благословлю и прокляну клянущих тебя, и в тебе благословятся все племена земные» – Так сказал Господь Авраму и пошел Аврам, как сказал ему Бог. Какое смирение, какая твердая вера и совершенная покорность воле Божьей! Аврам оставляет родину и идет не зная сам куда, в страну, которую еще ему укажут. Апостол Павел говорит, что его странствование было хождение верою, в ожидании будущего града, которого зодчий есть Бог, искание отечества небесного. (Ев.XI. 8–16.) Потому и обетования были свыше всего земного: как в Адаме весь род человеческий подвергся клятве, так и в Аврааме, т. е. в Том, кто должен был от него произойти, в Иисусе Христе, обещано благословение всем народам, ибо Авраам, по вере своей, сделался отцом всех верующих.
Семидесяти лет вышел Аврам из земли Харранской в неведомый путь, взял с собой жену свою Сару, племянника Лота и все имение. В земле Ханаанской явился ему Господь и обещал дать землю сию его потомству, и Аврам, соорудив жертвенник на месте явления, продолжал путь к полудню. Тогда постигло его первое искушение: возник голод и он удалился в Египет.– Опасаясь, чтобы красота жены не навлекла на него меч грубых Египтян, он просил её называться сестрой, (ибо Сара действительно была ему сестра по отцу). Вельможи Фараоновы взяли её в дом царский; но тяжким наказанием поразил Господь Фараона и дом его, ради Сары, доколе не возвратил её невредимой, со всем достоянием, супругу, который, оставив Египет, поселился в Вефиле.
Богатство стад его и племянника Лота не позволяло им жить вместе, и когда от сего возникла распря между их пастырями, Аврам сказал Лоту: «да не будет распри между единокровными; не вся ли земля пред тобой? Отделись от меня, если ты на лево, то я на право, если же ты на право, я на лево». Лоту понравилась красота долины Иорданской, тогда еще орошаемой многими водами, как бы некий цветущий сад, и он двинулся к востоку; Аврам же остался жить в земле Ханаанской. Тогда опять явился ему Господь и сказал: «возведи очи твои от места, на котором ты теперь, и посмотри к северу и югу, востоку и западу, ибо всю землю, которую ты видишь, дам тебе и твоему потомству навсегда, и потомство дам тебе, как песок земной; если кто может счесть песок земной, сочтет и твое потомство.» Аврам, поселившись у дуба Мамврийского в Хевроне, выразил опять благодарность сердца, созданием жертвенника Богу, а безчисленное потомство его, плотское и духовное, свидетельствует и поныне истину сего пророчества.
Случилось, что пять Царей, Содома, Гоморы и других городов, выступили на брань против поработившего их Царя Эламского, с его союзниками, и вновь побежденные, достояние же их сделалось добычей врагов; пленен был и Лот, живший в Содоме. Услышав о том, Аврам, с тремя стами восемнадцатью своих домочадцев, напал ночью на неприятелей, которых преследовал до Дамаска, и освободил племянника, со всем его имуществом. Царь Содомский вышел к нему на встречу, а Царь Салимский Мелхиседек, Священник Бога Вышнего, принесши ему хлеб и вино, изрек над ним благословение: «благословен Аврам от Бога Вышнего, создавшего небо и землю, и благословен Бог Вышний, который предал врагов твоих в руки твои.» Аврам же дал ему десятую долю всей добычи.
Весьма таинственно лицо Мелхиседека, Царя правды, Царя мира, по значению его имени, и сие благословение хлебом и вином, во имя Бога Вышнего. Давид, воспевая в псалмах своих Сына Божья, говорит: «Ты Священник во век, по чину, т. е. по подобию, Мелхиседекову», (CIX. 4) и это не может быть отнесено ни к какому человеческому лицу, ибо никто не может быть священником вечно. Апостол Павел, в послании к Евреям (VII) уподобляет также Мелхиседека Сыну Божью, неисповедимому родом, вечному Первосвященнику; ибо и у Моисея, не без высокой причины, опущено повествование о роде Мелхиседека, и он представляется, без отца, без матери, без родословия, так что не видно ни начала дней его, ни конца жизни, для большего подобия со Христом; а в хлебе и вине, которые принес он Авраму, созерцают Св. Отцы и самый образ безкровной жертвы. – Так рано уже, в Св. Писании, начинают проявляться образы грядущего Искупителя.
Царь Содомский предложил Авраму сохранить себе всю добычу, возвратив ему только людей; но отец Евреев безкорыстно возвратил все и поклялся Богом Вышним, что никому не позволит хвалиться обогащением Аврама, ибо он относил все всое благосостояние к единому Богу. И Бог опять сказал ему в ночном видении: «не бойся, Я твой щит, награда твоя весьма велика.»
Тогда Аврам, с детской доверенностью, излил пред Господом тайный помысел своего сердца: «Господи, что ты дашь мне? Я бездетен, и вот домочадец мой будет моим наследником.» Но Господь ответствовал ему: «не он, но тот, кто произойдет из чресл твоих, будет твоим наследником», и изведши его из под крова, сказал: «воззри на небо и изочти звезды, если можешь счесть их: – таково будет твое потомство.» Поверил Аврам Богу, и Бог вменил ему сие в праведность, ибо началом и концом таинственного руководительства Божия была вера, сущность коей есть безусловное предание ума и воли своей Богу, сверх всякого упования; посему и вменилась такая вера в великую заслугу и праведность Авраму; ближайшим же её предметом представлен был ему тот, кто произойдет из чресл его – Исаак, образ грядущего Христа.