LXI. Освобождение из плена Вавилонского. Пророки Аггей, Захария и Малахия
В первый год правления Кира, Царя Персов, исполнилось слово Господне, о избавлении Иудеев от плена, сказанное Пророком Иеремией. Сам Господь внушил могущественному Царю, обнародовать во всех обширных областях своих исповедание силы Божьей в смиренных словах: «так говорит Царь Персов: все царства земные дал мне Господь Бог и Он повелел мне создать Ему дом в Иерусалиме. Кто остался еще от Его народа, с тем да будет Господь его; пусть идет в Иерусалим и созиждет дом Богу Израилеву; а все остающиеся на местах своих, где бы кто ни был, пусть помогают идущим в Иерусалим, добровольными приношениями, для создания храма Господня.»
Подвиглись все старейшины Иуды и Вениамина, со священниками и Левитами и со всеми, которых возбудил Господь, для воссоздания дома своего, а прочие помогли им, золотом и сосудами и драгоценными или необходимыми вещами. Царь велел казнохранителю своему, возвратить Иудеям все сосуды храма Господня, златые и серебряные, числом до пяти тысяч четырехсот, которые некогда взял Навуходоносор из Иерусалима и поставил в Вавилонское капище бога своего. С дозволения Кира, под предводительством Князя своего Зоровавеля, внука последнего Царя Иехонии, и при Первосвященнике Иисусе, сыны Израилевы, в числе сорока двух тысяч трехсот шестидесяти, кроме рабов, со священниками и Левитами, оставили землю пленения, на конях, ослах и верблюдах, со многими богатствами, для сооружения дома Божия, и поселились опять в городах отечественных.
Чрез полгода собрались все, как бы один человек, в Иерусалиме, где Первосвященник Иисус, с Зоровавелем, соорудили алтарь Господу, по закону Моисееву, для всесожженй утренних и вечерних, и стали опять праздновать, по чину, субботы, новолетия и прочие священные дни; собрали каменосечцев, для приготовления камней, в основание храма, и послали в Тир и Сидон, за кедром Ливанским. Когда же, на следующий год, приготовлено было все нужное для строения, собрались опять в Иерусалим освобожденные пленники, и приступили единодушно к сооружению храма. Между Левитами разделен был надзор за работниками; священники в облачениях, с трубами, и Левиты с кимвалами восхвалили Господа, по уставу Давидову, и исповедали вечную милость Его к Израилю. Многие еще между священниками и старейшинами видели некогда древний храм, во всем его великолепии, и восплакали громко, взирая на сооружение нового, в то время, как народ шумно изъявлял свою радость, так что, издали, нельзя было распознать гласа радования от гласа плача.
Неприязненные переселенцы Ассирийские, которые утвердились в пределах Самарии, после падения царства Израилева, позавидовали Иудеям, в сооружении храма, и предложили Зоровавелю и Иисусу, участвовать вместе с ними при его строении; но чистое племя Авраамово не согласилось принять в общение свое смешанного поколения Самаритян, и они с тех пор, всеми средствами, старались повредить им при дворе Царей Персидских, Кира и его преемников Ассуира и Арфасафана, (иначе называемых Камбисом и Смердисом.) Сему последнему написали жители Самарийские донос против Иудеев, будто они укрепляют Иерусалим, для того, чтобы, по примеру непокорных отцов своих, сделать возмущение и не платить дани; послушал клеветы их Царь и запретил продолжать строение храма.
С воцарением Дария Истаспа, опять возобновились прерванные работы. Иисус и Зоровавель отвечали пограничным правителям Персидским, которые спрашивали их: какой властью начали они созидать храм и стены? – что после разорения Навуходоносорова, которое постигло их за грехи отцов, Кир освободил пленников, и не только позволил им возобновить святилище, но даже возвратил и все сосуды, взятые во время разорения, из первого храма. Правители известили Дария о сем отзыве, и Царь велел отыскать в книгохранилищах своих подлинный указ Кира; тогда разрешил продолжать строение и велел даже, из собственных доходов области Заевфратской, давать Иудеям вспоможение и жертвы за себя и, в заключение, проклинал всякого Царя и народ, который бы поднял руку на разрушение храма Иерусалимского. Таким образом, по прошествии около двадцати лет от его заложения, здание приведено к окончанию. Старейшины, Левиты и весь народ, с великой радостью, праздновали обновление дома Божия; обильные жертвы принесены были, по случаю торжества и за грехи всего Израиля, по числу двенадцати колен его; опять учредился порядок священнослужения жрецов и Левитов, по закону Моисееву. И очистившийся с должными обрядами народ, в первый раз праздновал Пасху и ел опресноки, после освобождения своего из долгого плена.
Когда потомок Царей Иудейских Зоровавель, от которого должен был произойти Мессия, вместе с Первосвященником Иисусом, который предобразовал его именем, в столь замечательную эпоху избавления Иудеев, подобно как некогда Иисус Навин, при введении их в землю обетованную, воздвигали из развалин храм Соломонов, явились три последние Пророка Израильские, и возвестили славу сего второго храма и близкое пришествие ожидаемого Мессии. Пророк Аггей, во второе лето Царя Дария, возбуждал Иудеев к продолжению прекращенного строения, представляя, что угнетающее их неплодородие и скудость есть наказание Божье за их небрежение. «Кто из вас, говорил Пророк, видел некогда храм сей в славе его, и как видите вы его теперь, как бы не существующим пред очами вашими? Укрепляйся, Зоровавель, укрепляйся Иисус, Иерей великий, укрепляйтесь все люди земли сей, ибо Я с вами говорит Господь Вседержитель. Слово Мое, которое завещал вам, когда вы исходили из земли Египетской, и Дух Мой посреди вас, дерзайте: еще однажды потрясу небом и землей, морем и сушей и сотрясу все народы земные, и приидут собранные из всех народов, и Я исполню славой храм сей, ибо велика будет слава сего последнего храма свыше первой, и на месте сем дам мир, для укрепления всякого зиждущего, чтобы восставить церковь сию.» (гл. II.)
В след за Аггеем вступил в служение пророчества Захария, сын Варахии, и продолжал оное несколько лет. С подробностью предсказал он благосостояние храма и Иерусалима и новое опустошение их, страдания Мессии и потом Его блаженное царство. Пророк видел Ангела, измеряющего широту и долготу нового Иерусалима и слышал глас Господний: «красуйся и веселись, дщерь Сионова, ибо Я иду и вселюсь посреди тебя, и в тот день многие народы прибегнут к Господу и будут его народом и уразумеют, что Господь послал Меня; да благоговеет всякая плоть пред Господом, ибо Он восстал из облаков святых своих;» (гл. II. 10, 13.), так, как бы от лица самого грядущего Мессии, говорил Пророк, и Господь показал ему образ сего Мессии, в Иисусе Иерее великом, облеченном сперва в ризы поругания, а потом в ризы священные, с которым препирался дьявол и побежденным от Него отступал.
В другом видении, Господь велел Пророку своему, возложить венцы на главу Иисуса, Иерея великого, и сказал: «вот муж, которому имя Восток, воссияет и созиждет храм Господний, приимет добродетель и возобладает на престоле своем. Сильно ревновал Я по Иерусалиму, говорит Господь, обращусь к нему и вселюсь в него, и наречется градом истинным, горой святой Господа Вседержителя.» ( VI. 12, 13, VII. 2, 3.) Пророк представил в притче, как продан будет своим народом Пастырь Израилев, который сам вопрошает людей своих: «если Я заслужил что либо пред вами, то определите мне награду или отрекитесь; они же оценили меня в тридцать сребренников, и Господь велел испытать сребренники сии, в горниле храма, чтобы видеть: также ли были искушены, как Он Сам?» (XI. 12. 13.) Кто не узнает здесь тридцати сребренников, которыми старейшины Иуды оценили Господа славы, Пастыря Израилева?
После страшного посещения Господня, который предаст Иерусалим попранию всех языков, Пророк обещал опять, что Господь спасет селения Иудовы, и дом Давидов будет как дом Божий; прольется на него дух благодати, воззрят Иудеи на Того, кого прободали они, и восплачутся о Нем, как о возлюбленном и как о первенце. Стоявший у креста, во время распятия, возлюбленный ученик, видел сие прободение и обличил распявших, пророческим словом: после сего Захария предсказал еще пришествие страшного дня Господня, со всеми Святыми Его, когда не будет дня или ночи, но свет исполнит землю, вода живая изыдет из Иерусалима и Господь один воцарится во вселенной.
Малахия, последний из Пророков, восставший не много спустя после Захарии, обличая беззакония своего народа, говорил, что Господь Вседержитель не примет более жертв от руки Иудеев: ибо, от востока солнца и до запада, прославится имя Его в народах и уже на всяком месте будет приноситься ему фимиам и жертва чистая, то есть бескровная жертва Христова. (гл. I. 11.) Заключая собой пророчества ветхого завета, Малахия, указывал на Предтечу нового: «вот Я посылаю Ангела Моего, и уготовит путь Мой пред лицом Моим, и внезапно придет в Церковь свою Господь, которого вы ищете, и Ангел завета, которого вы желаете; вот Он идет, говорит Господь Вседержитель, и кто стерпит день Его пришествия?» (гл. II. 1. 2.) Последние слова Малахии свидетельствуют истину закона Моисеева и представляют лицо Иоанна Предтечи, под видом Пророка Илии: «помяните закон Моисея, раба моего, и вот Я пошлю вам Илию Фесвитянина, прежде пришествия дня Господня великого и просвещенного, и он обратит сердце отца к сыну и сердце человека к ближнему его, дабы пришедши Я не поразил землю.» (III. 4. 5. 6.)
Но сей второй храм, коего духовную славу предсказывали Пророки, хотя и созданный по образцу первого, не ровнялся с ним однако огромностью и великолепием, и отличался некоторыми принадлежностями. Ко двору внешнему прибавлен был в последствии двор языков, как бы в предзнаменование полноты язычников, долженствовавших заступить место Иудеев; во святом святых, за внутренней завесой, уже не стоял кивот завета, и к славе второго храма не доставало священного елея помазания, огня небесного, обитания Божия и слова судного, на персях Первосвященника, хотя и ожидал Неемия Священника, и изъявлением и истинной, и вторая книга Маккавейская повествует, будто во дни его найден был опять небесный огонь