Источник

XV. Переселение и кончина Иакова

Поднялся Израиль и все бывшие с ним, к колодезю клятвенному, принести жертву Богу; там, в видении ночном, явился ему Господь и сказал: «Иаков, Иаков, Я Бог отцов твоих; не бойся идти в Египет, ибо там Я возращу тебя в народ великий, с тобой пойду в Египет и выведу тебя обратно; рука же Иосифа закроет очи твои.» От кладезя клятвенного повели сыны Израилевы отца своего, жен и детей на колесницах, посланных Фараоном, и взяли с собой имущество, приобретенное ими в земле Ханаанской. Все потомство Иакова переселилось в ним в Египет, в семидесяти пяти душах, считая и детей Иосифа. Старец послал пред собой Иуду возвестить о своем пришествии, чтобы Иосиф вышел к нему навстречу в пустыню, и царственный сын, встретив на колеснице родителя, пал на выю старческую и долго плакал над ним. «Ныне пусть умру, говорил Израиль обретенному по долгой разлуке, ибо ты еще жив и я видел лицо твое.»

Иосиф советовал братьям просить себе пажитей, чтобы получить в достояние тучную землю Гессемскую, и поспешил предупредить Фараона о их пришествии. Он представил ему пятерых братьев своих, которые на вопрос Царя о их промысле, назвались пастырями, по обычаю отцов их, и просили пристанища себе и стадам на пажитях Гессемских. – «Земля Египетская пред тобой, милостиво сказал Фараон своему вельможе, посели на лучшем месте братьев своих, и выбери меж ними приставов над моими стадами.» Иосиф представил также Царю отца своего, и благословил Иаков Фараона. «Сколько лет жизни твоей?» спросил дряхлого Фараон, и старец отвечал: «дней странствования моего уже сто тридцать лет, но кратки и несчастны дни жизни моей и не достигли они до числа лет, до коих доживали отцы мои, во дни их странствия.» – Тогда поселил Иосиф отца и братьев в лучшем месте земли Египетской, по воле Фараоновой, и отпускал пшеницу всему их дому, по числу лиц.

Между тем, от продолжительного голода, не стало хлеба по всей земле; истощились Ханаань и Египет; Иосиф собрал все их серебро и скот в казну царскую, и когда не стало никаких средств к пропитанию, купил всю землю Египетскую, кроме принадлежащей жрецам; все жители продали себя Фараону, с тем, чтобы пятая часть их жатвы принадлежала Царю, в возмездие за семена и ради спасения их жизни, во дни голода, а дети Израиля приобрели себе землю Гессемскую.

Семнадцать лет обитал Иаков в Египте и достиг ста сорока семилетнего возраста; когда же стал приближаться к смерти, призвал к себе сына Иосифа и умолял клятвенно ему обещать, что не погребет его в Египте, но отнесет во гроб отцов, ибо с ними хотел успокоиться древний Израиль. Поклялся Иосиф и старец поклонился на верх жезла, с которым предстоял сын его, чувством веры воображая себе, в лице его, грядущего Царя Христа.

Скоро пришли сказать Иосифу: «отец твой болен», и он поспешил к нему с двумя сыновьями Манассией и Ефремом. Укрепился Иаков, услышав о его пришествии, и сел на одре своем. «Бог всемогущий явился мне в земле Ханаанской, сказал старец, и благословил меня, обещав мне землю сию в наследие и сонм народов в потомство; и так два сына, тебе родившиеся прежде прихода моего в Египет, пусть будут моими; прочие же дети твои, под именем братьев своих, призовутся в их наследие.» Очи Иакова уже тяжелы были от старости и он не мог видеть ясно, когда Иосиф подвел к нему детей своих для благословения; старец заключил их в объятия, сказал, с умиленным сердцем: «я не надеялся видеть лицо твое, но вот Бог показал мне и детей твоих.» Отроки отступили с благоговением, от колен деда, и поклонились ему до земли; Иосиф же поставил старшего Манассию против десницы Израиля, а младшего Ефрема против левой руки, чтобы приняли благословение; но старец, по тайному внушению, простер крестообразно руки на главы отроков, изменив старейшинство их, и в лице их изрек благословение Иосифу: «Бог, пред которым ходили отцы мои, пасущий меня из млада и доселе, Ангел избавляющий меня от всякого зла, да благословит отроков сих, да будет на них имя мое и отцов моих, и да возрастут они во множество посреди земли.» – Здесь в первый раз является обряд рукоположения, с тех пор сохранявшийся всегда у Евреев в знак благословения, и перешедший в Церковь Христианскую. Тяжко показалось Иосифу, что отец его положил десницу на главу младшего Ефрема, и он хотел переложить старческую руку на Манассию, напомнив о его первенстве; но Израиль сказал: «знаю, сын мой, знаю, и сей произведет народ, и сей вознесется, но меньший брат его будет больше, потомство его будет полнота народов.» Так поставил он Ефрема выше Манассии и наконец сказал Иосифу: «вот я умираю, но Бог будет с вами и возвратит вас в землю отцов ваших; тебе же даю, преимущественно пред братьями, один участок, который я взял из рук Амморейских, мечем моим и луком.»

Потом призвал Таков сыновей своих и сказал: «соберитесь и я возвещу вам, что постигнет вас, в грядущие дни; соберитесь и послушайте меня сыны Иаковлевы, послушайте Израиля, послушайте отца вашего.» Рувиму первенцу, начатку силы своей, который бы должен наследовать и верх достоинства, предрек Иаков, что как воскипевшая вода, не удержится он вверху, ибо осквернил ложе родительское; Симеону и Левию напомнил жестокость суда их и коварство против Сихемлян, избиенных в порыве гнева, и проклиная ярость сию, которой чуждалась душа его, обещал рассеять их во Израиле, что и исполнилось над обоими коленами. Однако не совершенно осудил их Иаков, но только для того, чтобы дать мимо их старейшинство, отнятое у Рувима, достойнейшему Иуде; к нему обращены лучшие надежды старца, от него произойдет ожидаемый Мессия.

«Иуда, тебя восхвалят братья твои, руки твои на хребте врагов твоих, поклонятся тебе сыны отца твоего. Иуда, юный лев, ты идешь от ловитвы, сын мой, возлег и уснул, как лев и как детище львов, – кто пробудит его? Не оскудеет князь от Иуды и вождь от чресл его, доколе не придет Тот, Кто должен быть послан, и Он будет Чаянием языков.! Слова сии прямо указывают на Христа, явившегося во дни оскудения силы Иудовой, когда иноплеменники им овладели и не было более князя от племени Иакова; царство его заменилось царством, покорившихся Мессии народов по вселенной.

Завулону предрек умирающий отец, что он будет жить при береге моря; Иссахара сравнил с крепким ослом, лежащим на тучных пажитях, между протоками воды; Дана же со змием, угрызающим на пути мимотекущего коня, означая тем хитрость его потомков, имевших поселиться на краю колен Израилевых; Гаду предрек, что на него нападет бранный сонм, но и он ударит в тыл ему; Ассиру обещал тучный хлеб и царские яства, а Неффалима уподобил теревинфу, распускающему ветви свои, ради обилия обоих участков. Иосифу, возлюбленному сыну его старости, отрасли плодоносного древа, обещал Иаков крепость лука и мышц, с помощью крепкого Бога Израилева, обещал благословение небес свыше и благословение гор и долин; он нарек его камнем и пастырем, избранным между братьями; ибо на нем, т. е. на сыне его Ефреме, должны были утвердиться десять колен, составившие особое царство Израильское, подобно Иудину; Вениамина же, юнейшего, назвал хитрым волком, до вечера разделяющим добычу, в знамение воинского духа племени.

Это последнее пророчество есть одна из тех частей Св. Писания, в которых наипаче открывается его целость и единство, ибо заключая собой историю Патриархов, оно служит вместе приготовлением к дальнейшей истории Еврейского народа и показывает союз Церкви ветхого завета с новозаветной, чаянием Мессии. Изрекши каждому свое благословение, старец заповедал еще сыновьям своим, чтобы отходящего к предкам погребли подле них, в пещере Хевронской, там, где похоронили Авраама и Сарру, Исаака и Ревекку, там, где сам он похоронил Лию, и после сего завещания Иаков, простершись на одре своем, испустил дух.

Иосиф пал на лицо отца своего и плакал над ним; он велел рабам своим приготовить к погребению тело родителя, по обычаю Египетскому, и чрез семьдесят дней плача, испросил у Фараона дозволение идти погребсти отца, по данной ему клятве, в земле Ханаанской. С ним пошел весь дом Фараонов и старейшины земли Египетской, и все братья, кроме малых детей, всадники и колесницы. За Иорданом совершили они великий плач, в течении семи дней, и название плача осталось месту сему; в пещере Авраамовой погребли дети Иакова отца своего и возвратились в Египет. Но братья Иосифовы опасаясь, чтобы по смерти родителя не захотел он отмстить за прежнее зло, послали сказать ему, что умирающий отец велел просить его, еще однажды, о прощении братьев. Заплакал Иосиф, и сказал братьям, припадшим к ногам его: «не бойтесь, я Божий; вы помышляли против меня злое, но Бог все обратил ко благу, чтобы сохранить жизнь великому множеству людей; и так не бойтесь, я буду питать вас и детей ваших.» Иосиф остался в Египте, с домом отца своего, и видел детей и внуков своих до третьего рода; умирая же предсказал братьям, что Бог посетит их и изведет в землю, обещанную отцам, Аврааму, Исааку и Иакову; он умолял их вынести тогда с собой кости его из Египта, укрепив клятвой сие завещание. Ста десяти лет скончался Патриарх и, до времени, положили его в Египте.


Источник: Священная история / [А.Н. Муравьёв]. - Санкт-Петербург : тип. А. Бородина и К°, 1842. - [2], IV, 516 с. (Авт. установлен по изд.: Межов. Систематический каталог русским книгам... с 1825 вплоть до 1869 года... № 87).

Комментарии для сайта Cackle