Источник

XVI. Рождение и призвание Моисея

По смерти Иосифа и братьев его, сыны Израилевы умножились в земле Египетской, и возстал иной Царь, не знавший Иосифа. Смутился он, видя умножение иноплеменников в стране своей, и опасаясь, чтобы не одолели его народа, обременил из налогами: многие города воздвиглись руками пришельцев. Но чем более смирял их, тем более умножались ненавистные Египтянам, хотя и горькой была для них жизнь от тяжкой работы. Фараон велел бабкам Еврейским, при повивании, сохранять только женский пол, убивая мужеский; но они боялись Бога более, нежели Фараона, и не исполняли жестоких повелений; на вопрос Царя: каким образом остаются в живых младенцы Еврейские? – бабки отвечали хитростью: что жены Евреев раждают прежде, нежели их призовут для пособия. Тогда Царь, видя, что продолжает умножаться племя пришельцев, велел народу своему бросать в реку всех детей Еврейских, мужеского пола.

Родился прекрасный младенец Амвраму, от колена Левиина, и три месяца укрывали его родители; когда же не могли долее, положили дитя свое в корзину и пустили на воду, в заливе реки, а сестра его наблюдала издали, что будет? – И вот дочь Фараонова идет с рабынями купаться на берег реки; она велела принести себе плывущую корзину и умилилась сердцем, увидя плачущее прекрасное дитя. – «Это одно из детей Еврейских» сказала Царевна; сестра младенца предложила ей призвать кормилицу, чтобы воздоить его и призвала свою мать, которой поручила собственного её сына дочь Фараонова, сама того не зная. Когда же приведен был воздоенный младенец в чертоги царские, она усыновила его и назвала Моисеем, т. е. спасенным от воды. – Отрок возрос и научен был всей премудрости Египетской, но сохранил истинную веру и предпочел страдание с народом Божьим, временной греховной жизни с язычниками.

Однажды вышел он к братьям своим, сынам Израилевым, и тяжкой представилась емй скорбь их: Египтянин, пред его очами, бил Израильтянина; не стерпело неправды пылкое сердце Моисея; он убил Египтянина и скрыл его в песке; на другой день увидя двух Евреев, ссорящихся между собой, он сказал обижавшему: «зачем оскорбляешь ближнего своего?» но ожесточенный возразил: «кто поставил тебя князем и судьей над нами? Или ты хочешь убить меня, как вчера Египтянина?» – Испугался Моисей, и услышав, что слово сие дошло до Фараона, бежал в пустыню Мадиамскую.

Семь дочерей священника Мадиамского. Иофора, пришли напоить стада свои из колодезя, у которого сел отдохнуть Моисей, и стали черпать воду; но их отогнали пастыри. Пришелец вступился за беззащитных и напоил стада их; они поспешили известить о том отца своего, и отец укорил дочерей за то, что не пригласили пришельца вкусить у него хлеба. Моисей принят был в дом Иофора, и женившись на его дочери Сепфоре, имел от нее двух сыновей, Гирсама и Елиезера. – Между тем умер Царь Египетский, притеснявший Израильтян; но еще более страдали они при его преемнике. Услышал наконец Господь их стенания и вспомнил завет свой с их отцами, Авраамом, Исааком и Иаковом.

Моисей пас стада тестя своего в пустыне, близ горы Божьей, Хорив; там явился ему Ангел Господень, в пламени горящего и несгарающего куста. Изумленный хотел ближе созерцать чудное видение, и услышал глас Господа, зовущий его из пламени: «Моисей! Моисей!» – Он отозвался на божественный глас, и опять услышал: «не приближайся, сними обувь, ибо место сие свято; Я Бог отца твоего, Бог Авраамов, Бог Исааков, Бог Иаковлев;» Моисей преклонил лицо свое, не дерзая воззреть к Богу. «Вижу озлобление людей Моих, сказал Господь, и слышу вопль их; знаю болезнь их и изведу из земли Египетской, в землю благую, кипящую медом и млеком, в пределы Хананейские. Я пошлю тебя к Фараону, и ты изведешь людей Моих, сынов Израильских из Египта.»

Смутился духом Моисей и сказал: «кто я, чтобы мне идти к Фараону, освободить сынов Израилевых?» Господь ответствовал: «Я буду с тобой, и вот тебе свидетельство Моего послания: на сей горе помолишься ты Богу, с изведенным тобой народом.» Тогда Моисей дерзнул вопросить Господа: «если пойду к сынам Израилевым, от имени Бога отцов их, и спросят они, как имя Его? Что скажу им?» и Господь произнес великолепное имя Свое: «Я Сущий! Скажи сынам Израилевым: Сущий послал меня к вам, Бог Авраамов, Бог Исааков, Бог Ияковлев; таково Мое вечное имя на веки.» – Он повелел Моисею собрать старейшин своего народа и объявить им, о посещении Бога, хотящего вывести их из плена Египетского, в землю, кипящую медом и млеком; потом предстать с ними Фараону и требовать, чтобы отпустил народ в пустыню, на расстояние трехдневного пути, для принесения жертвы; но предвидя ожесточение Царя, открыл, что поразит страшными знамениями Египтян, доколе не отпустят народ, и не велел выходить ему с пустыми руками, из богатой земли, где столько лет стенал под игом тяжкой, безмездной работы.

Еще колебалось сомнением сердце Моисеево: «что скажу людям, если не послушают гласа моего?» спросил он Господа, и Господь отвечал чудом. Он велел ему бросить на землю жезл, который держал в руках; жезл превратился в змея, и бежал от него Моисей. «Простри руку и возьми его» сказал Господь; простер и змей опять сделался жезлом в его руке. Чтобы еще более утвердить недоумевающего, и чрез него веру детей Израилевых, Бог велел ему положить руку в недро свое, и он вынул её белой, как снег, от проказы, велел положить во второй раз, и она опять сделалась румяной как здоровое тело.

И третье знамение дано было Моисею, для народа, если не уверует двум первым: вода речная, пролитая им на земле, должна была обратиться в кровь, пред глазами Евреев. Убежденный столь чудными знамениями, он искал еще уклониться, по своему косноязычию; но Господь спросил его: «кто дал уста человеку, и кто сотворил глухого и немого, видящего и слепого? Не Я ли Господь? – иди, Я открою уста твои и научу, что говорить.» В последний раз дерзнул возразить Моисей, по чувству своего недостоинства: «Господи, умоляю, избери другого, могущаго, и пошли его» и прогневался Бог на пререкающегося; но снисходя к малодушию, обещал послать ему в помощь старшего брата Аарона, чтобы служить устами косноязычному; он же, как таинник Божий, предназначен был открывать брату то, что сам примет свыше.

Моисей, возвратясь к тестю Иофору, просил отпустить его в Египет, наведаться о братьях, и укрепленный небесной вестью, что уже умерли все искавшие души его, взял жену и детей и, с жезлом в руках, пошел в путь. Глас Божий укрепил его новым откровением, что ожесточенному Фараону угрожает смерть его первенца, за насилие первенцу Божию в народах, Израилю. Сам Моисей едва не лишился, во время странствования, старшего сына своего, за то что не совершил над ним обрезания, заповеданного Аврааму, и одна только поспешность заботливой матери Сепфоры, в исполнении священного обряда, остановила Ангела смерти над младенцем. Господь послал Аарона в пустыню, на встречу брата, к горе святой; Моисей открыл ему волю Божью; вместе собрали они старейшин Израилевых и убедили их, Аарон словом, а Моисей чудесами; возрадовались сыны Израилевы, что наконец призрел Господь на скорбь их, и с верой ему поклонились.


Источник: Священная история / [А.Н. Муравьёв]. - Санкт-Петербург : тип. А. Бородина и К°, 1842. - [2], IV, 516 с. (Авт. установлен по изд.: Межов. Систематический каталог русским книгам... с 1825 вплоть до 1869 года... № 87).

Комментарии для сайта Cackle