62
Пс.62:1. Псалом Давиду, внегда быти ему в пустыни иудейстей.
И этот псалом Давид воспевает, спасаясь бегством от лица Саулова, и ради добродетельной жизни призывая на помощь Бога. Но относится он и к душе, которая древле была в пустыне, лишенной всякого блага, а потом обратилась, по благодати Христовой.
Пс.62:2. Боже, Боже мой, к Тебе утреннюю.
В настоящих словах выражает рачительное пребывание в молитве. Рано, говорит, восстаю возносить к Тебе песнопения и молитвы.
Возжада Тебе душа моя.
Не душа только исполнена Божественной любви, но «множицею» и «плоть» . Ибо не в благочестии только должны мы упражняться, но и угождать Богу самым телом, как то: в посте, в частой молитве, в возлежании на голой земле, в рукоделиях для снабжения нуждающихся.
В земли пусте и непроходне.
Ни малого вреда, говорит, не причинила мне пустыня, но и там, как бы предстоя в самой Твоей скинии, приношу песнопение.
Пс.62:3. Во Святем,
разумеет Скинию, потому что Божественный храм не был еще построен.
Тако во Святем явился Тебе.
Что значить: «тако?» Не то ли, что явился, жаждая и желая единения с Тобою Святым? И кто же сей Святый, как не Единородный?
Пс.62:4. Яко лучши милость Твоя паче живот,
потому что приступившие к милости Божией, т.е. ко Христу, вменяют ни во что жизнь настоящего века, и произносят таковые слова, утверждая, что милость им дарованная Единородным паче долготы жизни настоящей.
Пс.62:5. Тако благословлю Тя в животе моем.
Буду делать это всю жизнь мою, песнословя устами, воздевая руки, и прося Твоего человеколюбия.
О имени Твоем воздежу руце мои.
Уже не к Богу чуждому, как прежде, буду воздевать руки, но к Тебе единому, и Твое имя призывая в молитвах.
Пс.62:6. Яко от тука и масти да исполнится душа моя.
Показывает, какие выгоды имеют решившиеся на Него единого возлагать надежду свою.
И устнама радости восхвалят уста моя.
Когда воспоминаю имя Твое, тогда уста мои исполняются радости.
Пс.62:7. Аще поминах Тя на постели моей.
Сказано: «аще поминах» вместо «воспоминая», почему смысл речи таков: воспоминая о Тебе, стал я неусыпен в хвалах Тебе, в чаянии славных даров Твоих, какие ниспосылаешь призывающим Тебя.
Пс.62:8. Яко был еси помощник мой, и в крове крилу Твоею возрадуюся.
Поскольку Сам помогаешь мне, охраняя Твоею помощью, то это веселит меня. Ибо «кровом крил» называет охранение помощью. Покрываемый Тобою возрадуюсь радостью.
Пс.62:9. Прилпе душа моя по Тебе.
И на короткое время, говорит, не могу отвлечь помысла своего от памятования о Тебе: но пламенея любовью, памятованием о Тебе, как чем-то прилепляющим, привязуюсь к любви Твоей. А потом показывает и плод любви:
мене же прият десница Твоя.
Что же такое Отчая десница, как не Единородный Отчий Сын?
Пс.62:10. Тии же всуе искаша душу мою.
Вопиет уже на сопротивные силы, жалуясь на то насилие, какое терпел от них, и умоляя предать их вечным казням.
Пс.62:12. Царь же возвеселится о Бозе.
Описав конец нечествовавших против Христа и показав, что частью и достоянием их будет преисподняя земли, обращает слово к другому сонму людей. И это – сонм уверовавших во Христа, которые, сподобившись небесного царствия, справедливо именуются царями, по сказанному Апостолом: «о, дабы воцарилися есте́!» (1Кор. 4, 8.) И сей-то царственный народ веселится духовным весельем, какое даровал ему сам Бог. Я, говорит он, приявший от Тебя царство, утешаюсь Твоею помощью, а не смертью их.
Похвалится всяк кленыйся Им.
Так, и похвалою их, т.е. воцарившихся, будет Христос, почему, и произнося самую клятву, справедливо тем похвалятся, ибо клянутся, по написанному, истинным Богом (Исх. 22, 11).
Яко заградишася уста глаголющих неправедная.
Кто же это, как не дерзнувшие сказать: «возми от земли таковаго: не подобает бо ему жити» (Деян. 22, 22)? Их-то заградились уста, когда Господь попрал смерть и тридневно воскрес. Но заградились уста и самых сопротивных сил, когда грех отъят благодатью, по сказанному негде: «и всякое беззаконие заградит уста своя» (Пс. 106, 42). Ибо «Бог оправдаяй: кто осуждаяй» (Рим. 8,33–34)?