Источник

61

Пс.61:1. В конец, о Идифуме, псалом Давиду.

Идифум был один из ликоначальников в Божием храме. Он, впадши в грех, приемлет сей псалом от Давида, которым и призывается к прежней добродетели. Но Давид пророчествует во псалме и о будущем избавлении всего человеческого рода домостроительством Спасителя, и о низложении мысленных врагов, а также предлагает людям совет отвращаться от порока, напоминая им о суде Божием.

Пс.61:2. Не Богу ли повинется душа моя?

Хотя и поколебалась ты, душа, и ниспала из того состояния, в какое поставила тебя добродетель, но повинуйся Господу. Он и защитит и спасет тебя от больших еще колебаний.

Пс.61:3. Ибо Той Бог мой.

Он дарует спасение терпящему от вас обиду, и несомненно освободит от вашей злобы.

Пс.61:4. Доколе належите на человека?

Укоряет сопротивные силы в том, что нападают на человеческую природу, преклонную ко злу и по естественной немощи уподобляющуюся «стене преклонене» , готовой упасть, и «оплоту возриновену» .

Пс.61:5. Обаче цену мою совещаша отринути.

Ибо едва не лишили нас самого разума, понудив покланяться древам и камням, так что и о нас можно было сказать: «человек в че́сти сый не разуме́» (Пс. 48, 13). Таковы враги твои, душа, но ты предай себя в рабство Богу. А потом присовокупляет: от Него надеюсь и сего самого, т.е. что при помощи Его улучу спасение, и не попустит Он стать мне переметчиком и беглецом, или искать другого над собою владычества. Ибо и спасения и помощи ожидаю себе от того, что на Него надеюсь.

Текоша в жажди.

Этим путем, говорит, текли сопротивные силы, жаждая лишить меня чести.

Усты своими благословляху, и сердцем своим кленяху.

Говорит это, потому что демоны, внушая нам приятное, чрез это самое делают нас чадами проклятия.

Пс.61:6. Обаче Богови повинися душе моя.

Снова обращает речь к душе, побуждая ее пребывать в повиновении Богу, Показывает же великость искушений, и говорит сказанное Апостолом: «Иже не оставит вас искуситися паче, еже можете... понести» (1Кор. 10, 13).

Пс.61:8. О Бозе спасение мое и слава моя.

В нем полагаю упование спасения и славы, то есть Он и спасет, и сотворит меня славным, соделав победителем врагов.

Пс.61:9. Уповайте на Него весь сонм людей.

В нем уготовав себе путь к покаянию, призывает и других к тому же, а вместе с тем пророчески предвозвещает призвание всех язычников.

Излияйте пред Ним сердца ваша.

Как бы так говорит: не приступайте к Нему с сердцем двойным, но как написано: «возлюбиши Господа Бога Твоего всем сердцем твоим, ...и всею мыслию твоею» (Мф. 22, 37).

Пс.61:10. Обаче суетни сынове человечестии.

Зная, что все приимут евангельское призвание, злосчастными именует неверующих и особенно руководителей иудейских, которые были «лживи» , как отринувшие истину, и не только неправдовали «в мерилех» и весах, но и собирались для «суеты» , потому что, подлинно, суетно было их злоумышление на Спасителя.

Пс.61:11. Не уповайте на неправду, и на восхищение не желайте.

Говорит это, потому что злоумышляли на Него по любостяжательности, надеясь воспользоваться плодоприношениями народными по Закону.

Пс.61:12. Единою глагола Бог, двоя сия слышах; зане держава Божия.

Бог объявил слово о суде, и слышал я «двоя сия»: во-первых, что гневом воздаст тем, которые по множеству грехов требуют гнева, и во-вторых, что уделит милость тем, которые соделали достойное милости. Ибо «держава» означает гнев и строгость к достойным того.


Источник: Толкование на псалмы / святитель Афанасий Великий. - Москва : Благовест, 2011. - 527 с. ISBN 978-5-9968-0115-2.

Комментарии для сайта Cackle