Псалом 58
Пс.58:1. В конец, да не растлиши, Давиду в столпописание, внегда посла Саул и стреже дом его, еже умертвити его.
НАДПИСАНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ
В Еврейском тексте: Начальнейшему певцу, да не погубиши, златая песнь Давидова.
Из сей надписи явствует, какой случай побудил Давида написать псалом настоящий. Ибо в 1Цар. 49, повествуется, что Саул, желая убить Давида, послал своих воинов стеречь его в доме, дабы куда не убежал: но Давид, при помощи жены своея, оконцем свешенный, ночью убежал. По сему случаю написал сию молитву, которую при великой оной опасности принес Богу.
Пс.58:2. Изми мя от враг моих, Боже, и от востающих на мя избави мя:
Пс.58:3. избави мя от делающих беззаконие, и от муж кровей спаси мя.
Пс.58:4. Яко се, уловиша душу мою, нападоша на мя крепцыи: ниже беззаконие мое, ниже грех мой, Господи:
Пс.58:5. без беззакония текох и исправих: востани в сретение мое и виждь.
Давид, чтоб лучше призвать Бога на помощь, описывает насильственное превозможение врагов. Ибо под именем востают означает не токмо дерзость, или стремительное нападение, но и силы, которыми они превозмогали, угнетая его. В следующем 3 стихе жалуется на неправедную и беззаконную лютость врагов. Потом обоя совокупляет во едино, – то есть, что он и сил не имеет к сопротивлению, и без всякия вины своея претерпевает толь тяжкое и жестокое нападение. Ибо хотя и не без греха был, однако в разсуждении Саула изъемлет себя от всякия вины, и таким образом невинность свою суду Божию препоручает, которая безсовестными клеветами у людей помрачена была. Аки бы сказал: что бы люди ни говорили обо мне, и как бы ни клеветали на меня, но я неповинен; я хранил, сколько возможно было мне, закон человеколюбия во все течение жизни моея, и сколько возможно, исполнил долг человечества.
Пс.58:6. И ты, Господи Боже сил, Боже Израилев, вонми посетити вся языки: да не ущедриши вся делающыя беззаконие.
Сообразует слова стремительному нападению врагов, дабы Бог так же потщился ускорить ему на помощь, как и они належат на его гибель. Но дабы паки приобресть благоволение пред Богом, нарицает Его Свидетелем и Судиею невинности своея. Употребляя глагол виждь, не то означает, аки бы Бог, закрыв Свои очи, доселе не видел бедствий его (ибо чрез сие обидел бы Бога): но присвояя Богу чувство зрения, объемлет верою, что от промысла Его ничто не скрыто, и потому удостоверяет себя, что и скорби его, купно с невинностию, и злоба врагов Богу известны. Таким образом, чрез глагол виждь, все дело свое предоставляет на испытание Божию суду. В следующих за сим словах молитву свою сильнее продолжает, и, во-первых, ублажает Бога новыми именами, нарицая Его Богом сил и Богом Израилевым, из коих первым безпредельную силу Его превозносит, а другим особенное Его попечение, которое имеет Он яко Отец о сынах Своих и о всей церкви. Замечательно и оное местоимение: Ты, аки бы сказал, что Богу не меньше невозможно оставить должность судии, как и отрещися Самого Себя, или забыть существо Свое. Когда же просит Бога посетить все языки, то не потому, аки бы желал, чтоб сведение невинности его во все народы распространилось, но он умословствует от большаго к меньшему, аки бы сказал: ежели де внешние нечестивые народы мстящей руки Божией не избегают, то кольми паче не избежат страшнаго суда Его внутренние враги, которые, под видом братския любви, озлобляют благочестивых и возмущают покой, утвержденный Богом в церкви. Итак, намерение Пророка клонится к тому, дабы показать, что Бог силен усмирить и привесть в порядок не только малочисленное сонмище нечестивых, но и весь мир наказать за грехи.
Пс.58:7. Возвратятся на вечер, и взалчут яко пес, и обыдут град.
Пс.58:8. Се, тии отвещают усты своими, и мечь во устнах их: яко кто слыша?
Сравнивает врагов с ярящимися псами, которых голод принуждает бегать по разным местам, и сим образом показывает ненасытимую лютость их. Понеже де возвращаются к вечеру не для того, чтоб успокоиться, но чтоб питать злобу свою. Псы, ежели в день ничего не найдут, то надеются найти к вечеру, бегая всюду. Сие бегание псов весьма изрядно изображает зверские нападения врагов. В следующем стихе описывает лютость их: ибо чрез отрыгание разумеет, что они явно и без закрытия беззаконныя намерения свои производят в действо. Следующия слова: и мечь во устнах их – означают то же, что дышут убийством, или что столько же имеют мечей во устах к закланию беднаго человека, сколько произносят слов. Наконец присовокупляет: яко кто слыша? Сими словами изобличает безумное вольнодумство нечестивых, которые изображают Бога спящим на небеси, дабы не бояться Его. Или жалуется, что враги его так очаровали народ и клеветами своими очернили его, что никто в оправдание беднаго человека и слова сказать не смел. Паче же, чем кто сильнее в угодность царя гнал беднаго человека, тем большую любовь приобретал, яко усердный защитник общаго блага.
Пс.58:9. И ты, Господи, посмеешися им, уничижиши вся языки.
Давид, при всех бедственных обстоятельствах своих, ободряет себя упованием на Бога и возносится умом к лучшей надежде. Таким образом, прилично употребляет глагол: посмеется, дабы превознести силу Бога и показать, что для Него ничего не стоит разсыпать все усилия нечестивых, какия бы они ни предпринимали против него. Аки бы сказал: Господь не имеет нужды в великом приуготовлении, но как скоро восхощет наказать вас, тотчас, аки играя, в ничто обратит. Следующими словами: уничижиши вся языки, показывает, что Господь не токмо посмеется врагам его, в малом количестве сущим, но хотя бы и все народы присоединились к ним, то и тех презрит, или в ничто обратит, по оному: вси язы́цы, аки капля от кади, яко претяжение веса вменишася, и аки плюновение вменятся (Ис. 40:15).
Пс.58:10. Державу мою к тебе сохраню: яко ты, Боже, заступник мой еси.
Пс.58:11. Бог мой, милость его предварит мя: Бог мой, явит мне на вразех моих.
Понеже воспомянул о всемогуществе Божием, пред которым все народы ни во чтоже вменяются, того ради и сам смиряет себя под крепкую руку Божию, да приобрящет милость, аки бы сказал: Тебя имею виновником и хранителем крепости моея. Ибо, Твоим промыслом наслаждаяся, пребываю цел и невредим: сего ради не на мои силы уповаю, но крепость мою к Тебе отношу, и не всуе уповаю на покровительство Твое, яко Ты, Боже, заступник мой еси. Ты восприял мя еси от юности моея под покровительство Твое: Ты был еси присный Бог мой, егоже единаго аз чту. И не всуе сия глаголю, понеже милость Твоя и прежде предваряла меня, и, якоже уповаю, всегда предварит, и не попустит безвременно погибнуть: Ты и ныне явишь мне помощь противу врагов моих. Сие глаголет Давид о себе весьма справедливо. Еще бо в юности предварен был милостию Бога, и толикую крепость приял, что и льва и медведя, и вооруженнаго исполина Голиафа безоружный убил: еще же и на царство в отроческом возрасте помазан был.
Пс.58:12. Не убий их, да не когда забудут закон твой: расточи я силою твоею и низведи я, защитниче мой, Господи,
Сими словами Пророк подает нам пример к терпению. Люди часто воображают, что ежели Бог не вдруг истребит врагов их, то они навсегда избегнут рук Его: но Давид научает, что Бог с намерением мщение Свое надолго отлагает. Ибо ежели бы вдруг и в едину минуту всех нечестивых истребил, то вскоре был бы забвен закон милости Его. Итак просит Бога, дабы Он не убил, но разсыпал их. Чего ради? Дабы нечестивые люди, угнетаемые бедностию и злостраданием, семо и овамо скитаяся, не забывали закона Его. Сие яснее изображает в другом члене, глаголя: расточи я силою Твоею, и низведи я. Ибо желает, дабы низвержены будучи с высоких степеней достоинства, и как бы поверженные к ногам, непрестанно представляли пред очи всех зрелище гнева Божия. А дабы удобнее мог получить просимое, то при конце стиха показывает, что он не о себе токмо печется, но и о благе общем. Ибо сюда клонятся слова, в множественном числе положенныя: защитниче наш, Господи. Понеже бо Богом избран был в царя, и в особе его заключалося благосостояние церкви, то не одна токмо глава его страдала, но и тело всего народа, о благе котораго Бог чрез него промышлял. Сия была причина, чего ради терпеливно сносил он, когда Бог правосудие Свое отлагал, дабы содержать народ в непрестанном размышлении о судьбах Его.
Пс.58:13. Грех уст их, слово устен их: и яти да будут в гордыни своей, и от клятвы и лжи возвестятся в кончине,
Пс.58:14. во гневе кончины, и не будут: и уведят, яко Бог владычествует Иаковом и концы земли.
Некоторые толковники подразумевают здесь винословную частицу за, дабы связать слова сии с предыдущим стихом. В самом деле, нет сомнения, что Пророк дает здесь причину, чего ради враги его должны быть разсеяны, дабы повсюду скиталися, не находя себе покоя. Но и отрывистое выражение весьма здесь прилично, аки бы сказал Давид: нет нужды в продолжительном испытании, ибо беззаконие их явно открывается злоречием языка. Грех их, глаголет, явен есть от уст их; понеже очевидно изблевывают гордыню и лютость. Сей смысл тотчас подтверждает следующими словами: яти да будут в гордыни своей. Ибо означает источник греха, показывая, что враги, будучи надменны гордостию, безстыдно и дерзко злословили невиннаго, и не токмо злословили, но и проклинали. Сего ради и казнь предвозвещает им, глаголя: от клятвы и лжи возвестятся в кончине, и не будут, – то есть, прослывут безчестными людьми до конца жизни своея, Дóндеже погибнут. Бог представит их свету в пример мщения Своего, изобразив на них живые знаки гнева, да послужат памятником, и да уведят самые отдаленнейшие народы, яко Бог владычествует Иаковом, и концы земли. Ясно упоминает о владычестве Бога; дабы все познали, что Он управляет церковию Своею. Ибо весьма несправедливо и безместно было бы, чтоб там, где Бог воздвиг Себе царский престол, дела находились в безпорядке, и чтоб святилище Его ничем не различествовало от вертепа разбойническаго.
Пс.58:15. Возвратятся на вечер, и взалчут яко пес, и обыдут град:
Пс.58:16. тии разыдутся ясти: аще ли же не насытятся, и поропщут.
Давид, оканчивая молитву свою, обнадеживает себя благополучным успехом в желании своем. Впрочем, хотя приспособляет речь к тем же словам, которыя выше сказал о голодных псах, однако не в одном и том же смысле, но иронически глаголет, что враги его иным образом взалчут, то есть, что предприятие их не так удастся им, как они надеялися. Прежде жаловался, что они, на подобие псов, лают, будучи томимы ненасытимым желанием и алчностию вред причинить ему: а здесь, смеяся беззаконным усилиям их, глаголет, что они, утомяся от трудов целодневных, принуждены будут оставить желания свои. Таким образом, поздравляя себя, противополагает слова сии вышереченной жалобе. Следующия слова: тии разыдутся ясти, аще ли же не насытятся, и поропщут, означают, что псы оные хотя и не насытятся, однако принуждены будут лечь и спать. А сие обстоятельство еще более увеличивает мучительство глада: ибо скитавшись во весь день без всякаго успеха, и утомившися от труда, лечь на постелю с голодным и праздным чревом, не есть ли мучительно?
Пс.58:17. Аз же воспою силу твою и возрадуюся заутра о милости твоей: яко был еси заступник мой и прибежище мое в день скорби моея.
Сими словами Пророк благодарит Бога за оказанное ему благодеяние, и наипаче исповедует, что избавление его пребудет навсегда величайшим знамением Божией силы, и особенным благодеянием, явленным туне. Хотя бо Давид благоразумием жены своея исхищен был из рук вражиих, но понеже Бог вложил ей такую мысль, и тако прехитрил Саула, и уничтожил козни его, сего ради прилично воспевает силу Бога, и радуется о милости Его.
Пс.58:18. Помощник мой еси, тебе пою: яко Бог заступник мой еси, Боже мой, милость моя.
Ту же мысль иными повторяет словами, дабы изъявить усердие свое, и благодарный дух к толь великому Благодетелю. Ибо нарицая Бога помощником и заступником, ничего себе не оставляет; признает себя немощным, и спасение свое приписывает единой милости Бога. И потому присовокупляет, что он имеет справедливую причину петь и прославлять Его.