Источник

Псалом 57

Пс.57:1. В конец, да не растлиши, Давиду в столпописание.

НАДПИСАНИЕ

В Еврейском тексте: Начальнейшему певцу, Давидова песнь златая. Сия надпись протолкована выше.

СОДЕРЖАНИЕ

Давид, укоряя оклеветавших его пред Саулом, просит Бога, дабы защитил его, и пророчествует о их падении.

Пс.57:2. Аще воистинну убо правду глаголете, правая судите, сынове человечестии.

Давид, предваряя врагов своих вопросом, показывает, колико надеется на свою невинность. Ибо когда человек смело просит свидетельства от стороны противной, тем показывает, что в деле его нет никакого сомнения: иначе было бы дерзко и безразсудно в сомнительном деле призывать противника во свидетели. Таким образом, будучи благонадежен на свою совесть, смело и свободно выходит на среду, отражая безсовестныя клеветы врагов собственным их признанием. Аки бы сказал: я вас самих имею свидетелями невинности моей, но вы злоумышленными клеветами беззаконно озлобляете меня. Как вам не совестно и не стыдно невиннаго человека так мучить и оскорблять? Под именем сынов человеческих разумеет здесь советников и наперсников Сауловых, которых он под видом законнаго суда призывал к себе для осуждения невиннаго Давида. Нарицает же сынами человеческими может быть из презрения, отъемля прикровенно честь, которую наружными только словами отдал им. В самом деле были они разбойники паче, нежели судии, как увидим из следующих слов:

Пс.57:3. Ибо в сердцы беззаконие делаете на земли, неправду руки вашя сплетают.

Принесши жалобу на грубое безстыдство Сауловых единомысленников, теперь сам наступает на них, исчисляя беззакония их, и глаголя, что они и сердцем злоумышляют неправду, и руками в действо производят оную. Впрочем же не глаголет, неправду руки ваши делают, но неправду руки ваша сплетают. Причина сего преноснаго выражения есть та, что люди оные угнетали Давида под благовидным предлогом справедливости, так как бы был он человек вероломный, враг царю, и возмутитель общаго покоя. Слово: на земли – означает то же, что – явно: ибо Пророк без сомнения жалуется здесь на необузданную вольность врагов своих, которые не тайно, ниже в темном некоем углу насилие свое производили в действо.

Пс.57:4. Очуждишася грешницы от ложесн, заблудиша от чрева, глаголаша лжу.

Сими словами увеличивает злобу врагов, показывая, что они не ныне только начали грешить, но и родилися на злобу. Известно, что многие бывают от природы добрыми, и хотя падают во грех, но или по легкомыслию, или по слабости, или по иным случаям. Напротив того, Пророк глаголет, что враги его упоены были злобою от самой утробы матерней, и что вероломство и лютость родилися вместе с ними. Ибо хотя и все мы раждаемся порочными, хотя грех Адамов всем потомкам его природен, так что ничего добраго сами по себе и помыслить не можем: однако ведаем, что большая часть людей, будучи удерживаемы страхом Божиим, не на всякое злодеяние стремятся. Итак, хотя тление первороднаго греха на весь человеческий род распространилось, однако опыт показывает, что есть некоторые люди честные и благонравные, другие посредственно только растленные, но иные совершенно развращенные и нестерпимые. Сию‐то необузданную и несносную злость, которая при всеобщем растлении людей всякаго омерзения достойна, оплакивая, Давид жалуется, что она во врагах его царствует, и что он с чудовищами паче, нежели с людьми имеет дело.

Пс.57:5. Ярость их по подобию змиину, яко аспида глуха и затыкающаго уши свои,

Пс.57:6. иже не услышит гласа обавающих, обаваемь обавается от премудра.

Пророк, далее продолжая свою жалобу, во-первых, описывает лютую злобу врагов, которая подобна была злобе ядовитых змиев. Потом яснее изображает хитрость и коварство их, уподобляя глухим аспидам, которые на глас обавающих затыкают уши свои; аки бы сказал, что они суть не из простаго рода змиев, но хитростию своею превосходят даже и самых хитрейших аспидов, знающих, как предостерегаться от наветов волхвователей. Ибо под именем премудраго в сем месте разумеется человек, искусный в волшебной науке, или очарователь зверей. Впрочем, истинно ли то, или баснословно, что повествуется о аспиде, затыкающем уши свои, дабы не слышать обавателя, – сие не относится к сущности псалма. Ибо Давид берет здесь подобие от вещи, как о ней простые люди мнят и повествуют, ниже похваляет такого рода людей, но паче охуждает. Господь во Евангелии хотя и взимал подобия иногда от судии неправеднаго, который ни Бога не боялся, ни людей не срамлялся (Лк. 18:2); иногда от строителя лукаваго, который раздав имение господина своего, многих другов себе приобрел (Лк. 16:3); иногда от человека, который, нашед сокровище на селе чужом, немедленно купил его, дабы одному сокровищем оным воспользоваться (Мф. 13:44), – однако не похвалил Господь ни неправды судии, ни лукавства раба, ни хитрости сребролюбца.

Пс.57:7. Бог сокрушит зубы их во устех их: членовныя львов сокрушил есть Господь.

Описав злобу и лютость врагов своих, в числе которых первый Саул был, здесь описывает казни тех же врагов весьма пристойными подобиями, из коих первое содержится в сем стихе, котораго сила такая, что Бог отимет силу у людей сих грешных, как бы они крепки и сильны ни были. Что бо есть крепче и сильнее льва, и что тверже и острее членовных, то есть коренных зубов львовых? Но Бог сокрушит зубы львов сих, то есть сотрет крепость и силу злодеев оных. Упоминая два раза о зубах, разумеет, что Господь сокрушит не токмо зубы малые, но и великие коренные, кои всех больше и тверже.

Пс.57:8. Уничижатся яко вода мимотекущая: напряжет лук свой, Дóндеже изнемогут.

Употребляет второе подобие, которым показывает, что могущество нечестивых будет кратковременно и вскоре исчезнет, так что и следов онаго не останется. Сие подобие взял Пророк от источников вод, которые иногда так разливаются, что кажутся быть подобны великим рекам, но по малом времени паки совершенно изсыхают, так что наконец ни единыя капли воды после себя не оставляют. А дабы не возмнили мы, что могущество сильных, по некоему случаю или по причинам естественным, скорый конец получает, сего ради присовокупляет: напряжет лук свой, Дóндеже изнемогут. То есть: Бог дотоле не ослабит руки Своея, карая нечестивых, доколе они совсем не изнемогут и, лишившись последних сил, не издохнут. Ибо лук, входя прямо в сердце, много ли даст жить человеку?

Пс.57:9. Яко воск растаяв отъимутся: паде огнь на них, и не видеша солнца.

Употребляет третие подобие, которым показывает, что Богу не меньше удобно в ничто обратить могущество сильных, коль удобно солнцу или огню воск растопить, который, как бы тверд ни был, не может противостоять солнечному жару, или палению огня, но вдруг растопляется, и погибает: тако, глаголет, они растаяв погибнут. Огнь гнева Божия падет на них, и тии не узрят солнца.

Пс.57:10. Прежде еже разумети терния вашего рамна, яко живы, яко во гневе пожрет я.

Употребляет четвертое и последнее подобие, которым научает, что нечестивые оные люди искоренятся и потребятся прежде, нежели возмогут произвести в действо злодейские замыслы свои. Чего ради? Понеже де огнь Божия гнева живых пожрет их, якоже земля пожрала живых Дафана и Авирона. Ибо Саул прежде сам зле погиб, нежели о смерти Давида порадоваться мог. Подобным образом Диоклитиан, Максимиан и прочие гонители церкви прежде сами погибли, нежели увидели конечную пагубу Христиан, которую всем сердцем видеть желали. Подобие слов взято от терния, которое земледельцы на полях исторгают прежде, нежели возрастут и укрепятся отрасли его. Аки бы сказал: прежде нежели злоба ваша совершенно усилится и на подобие колючих терновых игл возрастет, Господь потребит вас во гневе Своем. Ибо или земля живых пожрет, или море поглотит.

Пс.57:11. Возвеселится праведник, егда увидит отмщение: руце свои умыет в крови грешника.

Когда, глаголет, все то сбудется, что сказано о погибели нечестивых, тогда праведник восторжествует и возрадуется; но возрадуется не о том, что увидит отмщение, но что узрит правосудие Божие, и умыет руки свои, не кровию грешника обагряя, но очищая себя от подобных грехов и наказания. Ибо под именем крови часто в Священном Писании разумеется грех и наказание за пороки.

Пс.57:12. И речет человек: аще убо есть плод праведнику, убо есть Бог судя им на земли.

То есть: когда нечестивые наказаны будут, тогда и праведник возвеселится, и всякий человек, видящий сие, скажет, что ежели правда некоторый плод приносит, как и по истине приносит, – то плод оный есть самый величайший, потому что Бог, верховный всех Судия, не оставляет грешников без наказания, а праведников без награждения. Он судит и тех и других, то есть, как злых, так и добрых: добрым воздавая должныя почести за их добродетели и за претерпенныя бедствия, а злым – должныя казни за их злодеяния; убо есть Бог судяй им на земли. Имя земли ясно изображается для того, что нечестивые люди, почитая счастие за божество, господствующее в мире, заключают владычество Бога в одном токмо небе.


Источник: Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому, истолкованное тщанием и трудами святейшаго правительствующаго Синода члена, покойнаго архиепископа Псковскаго, Лифляндскаго и Курляндскаго и кавалера, Иринея [Текст]. - Изд. 7-е. - Москва : в Синодальной тип., 1882. - 25 см.

Комментарии для сайта Cackle